Контрольная работа по экологическому мониторингу
Контрольная работа по экологическому мониторингу
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.3 КБ | |
| 52.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по экологическому мониторингу
1. Определение понятия «экологический мониторинг»
2. Цели и задачи экологичского мониторинга
3. Организационные, правовые и научные основы мониторинга
4. Виды мониторинга (глобальный, региональный, локальный)
5. Нормирование качества окружающей среды.
6. Дистанционные и контактные методы контроля окружающей среды
7. Организация и структура мониторинга в РФ
8. Организация системы экологического мониторинга городской техносферы
9. Основные источники загрязнения окружающей среды
10. Экспресс-методы экологического контроля
1. Экологический мониторинг является комплексным мониторингом биосферы и заключается в контроле изменений состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.
2. Задачи экологического мониторинга:
- создание комплексной системы управления природоохранной деятельностью;
- соблюдение требований экологической безопасности на наблюдаемой территории;
- сравнение показателей состояния и целостности среды обитания человека и природных экосистем;
- определение вероятных причин изменения показателей;
- осуществление контроля за состоянием природных факторов и ресурсов, динамика вероятных изменений;
- определение и оценка радиационного фона и физических факторов – магнитных излучений, вибрации, уровня шума;
- оценка последствий изменений, произошедших в экосистеме;
- анализ природных условий в качестве подготовки к проектированию и выполнению работ, а также определение финансовой целесообразности строительства на рассматриваемой территории;
- разработка мероприятий по исправлению вероятных негативных ситуаций до наступления таковых;
- получение заключений и прохождение проверок государственными контролирующими органами.
Экологический мониторинг осуществляется в следующих целях:
- соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды;
- получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых обеспечивается градостроительное планирование, планирование транспортных систем, землепользования и хозяйственной деятельности;
- информирование населения о состоянии окружающей среды;
- выявление источников загрязнения окружающей среды и определение их вклада в загрязнение;
- оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий, а также мероприятий в области градостроительного планирования и развития транспортного комплекса;
- получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых осуществляется социально-гигиенический мониторинг.
3. Организационные, правовые основы мониторинга
Согласно общеправовому классификатору отраслей законодательства, в Российском законодательстве содержится 7 направлений, имеющих отношение к природоохранной деятельности:
- - законодательство по общим вопросам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов,
- - о земле,
- - об охране и использовании лесов,
- - об охране и использовании вод,
- - об охране и использовании животного мира,
- - об охране атмосферного воздуха.
Вместе с тем в теории и практике все чаще отмечается усиливающаяся тенденция к объединению и обобщению этих отраслей. Происходит процесс формирования новой консолидированной отрасли российского законодательства - экологической, включающей в себя помимо всех перечисленных выше отраслей и ряд специальных ответвлений законодательства или их разделы. Происходит смена приоритетов в сфере управления окружающей природной средой, механизмов реализации экологического права. Современное природоохранное законодательство не отказывается ни от одного из традиционных методов управления, однако при сохранении, а в некоторых случаях и главенстве административных приемов, в последнее десятилетие формируются тенденции применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Эго относится к введению платы за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов, а также созданию соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Научные основы мониторинга
- На первой, исходной ступени мониторинга главное внимание уделяется наблюдению за состоянием окружающей среды с точки зрения ее влияния на здоровье населения. На этой ступени должны использоваться показатели, отражающие реакцию человека: заболеваемость, смертность, рождаемость, продолжительность жизни и т.д. На этой ступени мониторинг опирается на работу системы наблюдательных постов и санитарно-гигиенических служб.
- На второй ступени основным объектом наблюдения и контроля выступают территориальные природные, природно-технические и демографические геосистемы. Для этой ступени мониторинга существенны показатели массоэнергообмена, биопродуктивности, величины предельно допустимых концентраций загрязнения, способности геосистем к самоочищению. Наблюдения должны проводиться в географических стационарах, специальных зональных или региональных полигонах и тестовых (ключевых) участках.
- на третьей ступени – наблюдения за глобальными параметрами окружающей среды, а именно: за запылением атмосферы, мировым балансом влаги, загрязнением мирового океана, изменением биопродуктивности суши и океана и т.д. Цель их – оценка последствий этих изменений для здоровья и деятельности людей. Основу сети глобального мониторинга должна составлять система биосферных полигонов, включающая как заповедники, так и зоны развитой деятельности человека.
4. Виды мониторинга:
Глобальный
- глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
Региональный
- региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному, и по антропогенному воздействию от базового фона, характерного для всей биосферы;
Локальный
- локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника.
5. Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т. д.
Нормирование качества окружающей среды – установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т. д.).
Цель нормирования – установление предельно допустимых норм (экологических нормативов) воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда человека, растений и животных, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения, носят временный характер и могут совершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие:
Нормативы качества (санитарно-гигиенические):
– предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;
– предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.
Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):
– предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;
– предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.
6. Дистанционными методами контроля (исследований) — это совокупность методов исследований атмосферы, земной поверхности, океанов, верхнего слоя земной коры воздушными и аэрокосмическими методами, основанными на дешифрировании изображений, получаемых на расстоянии с летательных аппаратов.
Контактные методы контроля и диагностики состояния окружающей среды представлены в настоящее время классическими методами химического и физического анализа, а также современными методами инструментального (физико-химического) анализа. К наиболее применяемым контактным методам анализа относятся спектральные, электрохимические и хроматографические методы.
7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
- государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
- государственного мониторинга атмосферного воздуха;
- государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
- государственного мониторинга земель;
- государственного мониторинга объектов животного мира;
8. Характеризуется стратегическими рисками развития с учетом территориального фактора, масштабов, состава и уровня показателей развития.
• Реализуются техногенные, природные, экологические, технологические, социальные и другие группы рисков.
• Задача- мониторинг состояния техно сферы и эко сферы, организация системы управления антропогенными, экологическими, природными, геодинамическими и территориальными рисками.
9. Под загрязнением можно понимать попадание в среду любого несвойственного ей вещества. В результате происходит определенное изменение экосистемы. А вот насколько оно опасно, зависит от того, что за источники загрязнения влияют на окружающий мир.
Характеристики источников загрязнения
Источники могут быть естественными и искусственными. К первым относятся лесные пожары, песчаные бури, извержение вулкана и так далее. Эти процессы могут в корне поменять условия существования на конкретном участке Земли.
Но с другой стороны, планета к ним уже привыкла, а потому в глобальном смысле они вреда почти не наносят.
Куда опасней второй вариант. Искусственные источники загрязнения окружающей среды – это все, что привносит в природу человек. То есть бытовые отходы, остатки производств и так далее.
Основные источники загрязнения окружающей среды
- Аэрозольные источники – сюда относится все, что попадает в воздух. Это дым, идущий от заводов, от различного рода горной добычи, а также вредные вещества, выделяемые транспортом;
- Смог – если аэрозольные выбросы соединяются с солнечной радиацией, появляется «фотохимический туман»;
- Радиоактивные осадки – самые опасные вещества для человека, которые выделяются во время работы АЭС. Часть их оседает в земле, а часть переносится по воздуху, а после могут еще вылиться в виде дождя или снега;
- Загрязнение вод – опять же различные отходы на производствах могут попадать в водоемы, в результате чего происходит отравление не только самой воды, но и всех организмов в пищевой цепочке.
- Загрязнение почвы – к этой категории также относится мусор, который появляется на заводах и фабриках. Но сюда же нужно добавить и самые обычные отходы, которые мы ежедневно выкидывает из собственных домов. И пестициды, которые применяют в сельском хозяйстве. Все это источники загрязнения литосферы, то есть твердой поверхности Земли .
10. Экспресс-методы экологического контроля
Аналитические лабораторные методы контроля вредных веществ в воздухе включают отбор проб с последующей доставкой и проведением их анализа в лабораторных условиях, что не всегда позволяет своевременно принять действенные меры для обеспечения безопасных условий труда.
Концентрацию вредных веществ в воздухе производственных помещений во многих случаях можно быстро установить экспрессным методом с помощью индикаторных трубок. Основными преимуществами указанного метода являются:
- 1) быстрота проведения анализа и получение результатов непосредственно на месте отбора пробы воздуха;
- 2) простота метода и аппаратуры, что позволяет проводить анализ лицам, не имеющим специальной подготовки;
- 3) малая масса, комплектность и низкая стоимость аппаратуры;
- 4) достаточная чувствительность и точность анализа;
- 5) не требуются регулировка и настройка аппаратуры перед проведением анализов;
- 6) не требуются источники электрической и тепловой энергии.
Указанные отличительные качества метода контроля вредных веществ в воздухе с помощью индикаторных трубок способствовали широкому его внедрению в промышленность и другие области хозяйственной деятельности.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по экологическому мониторингу
- Уровни экологического мониторинга по территориальному принципу: глобальный, региональный, национальный, локальный. Цели, задачи, методы, особенности организации различных уровней экологического мониторинга.
- Организации, осуществляющие наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в Нижегородской области.
- Мониторинг источника загрязнения (точечный мониторинг): основные понятия, организация и задачи, типовая структура, схемы и процедуры
- Назовите основные подсистемы Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
- Перечислите функции Единой государственной системы экологического мониторинга.
- Задачи выполняемые Министерством экологии и природных ресурсов РФ?
- Назовите задачи в области мониторинга Росгидромета.
- Фоновый экологический мониторинг: определение, особенности, цели, задачи.
- Формирование фонового загрязнения окружающей среды. Основные методы, виды и особенности организации фонового мониторинга
- Биосферные заповедники: определение, история создания, функции, зонирование. Биосферные резерваты в РФ.
1. По характеру обобщения информации различают следующие виды мониторинга:
- глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
- национальный – мониторинг в масштабах страны;
- региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному, и по антропогенному воздействию от базового фона, характерного для всей биосферы;
- локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника.
Цели: глобального мониторинга
- Установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределение в пространстве и времени;
- Понимание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов их превращений;
- Обеспечение сравнения отбора проб и анализов между странами, обмен опытом организации мониторинга;
- Обеспечение информацией в глобальном и региональном масштабе для принятия решений при борьбе с загрязнениями.
Задачами (глобального мониторинга) системы являются:
- - осуществление наблюдений за состоянием природной среды (ПС), в первую очередь за уровнем ее загрязнения;
- - прогноз антропогенных изменений состояния среды в глобальном масштабе;
- - оценка наблюдаемого и прогнозируемого состояния среды;
- - оценка общих тенденций ее изменения под влиянием антропогенных факторов.
При проведении глобального мониторинга загрязнители определяются в атмосфере, воде, почве и биоте. Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определению в этих средах:
- В воздухе - взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды;
- В атмосферных осадках - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния, кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат-, гидрокарбонат-анионы);
- В пресных водах - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);
- В донных отложениях и почве - те же, что и в пресных водах;
- В биоте - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды.
Глобальный мониторинг базируется на наблюдениях других уровней - импактном (локальном), региональном, фоновом.
Основная задача регионального мониторинга - получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее антропогенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и национального мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона. Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями окружающей среды в пределах определенного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.
Локальный мониторинг, как правило, является составной частью регионального мониторинга. Однако в ряде случаев мониторинг небольшой территории может организовываться для решения задач исключительно местного масштаба. Примеры: строительство какого-либо промышленного или энергетического объекта, начало разработки месторождения нефти, газа или рудного сырья.
Вначале проводят фоновый мониторинг места расположения этого объекта и его ближайших окрестностей, а затем после его пуска ведут мониторинг данного района с целью выяснения влияния этого нового антропогенного источника воздействия на окружающую среду ограниченной площади.
Организация и задачи:
1.При организации и проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального мониторинга (или хотя бы большинство из них), а также загрязнители, выявляемые при организации мониторинга имеющихся источников загрязнения или на основе изучения технологических регламентов (проектов) создаваемых производств.
2.Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о местных гидрометеорологических условиях, что и делает необходимым участие в локальном мониторинге подразделений Росгидромета. Помимо мониторинга загрязнений именно на локальном уровне важен мониторинг здоровья, осуществляемый службами Минздрава Российской Федерации.
К локальному мониторингу можно отнести мониторинг среднего города (до 500 тыс. жителей), района расположения промышленного предприятия, ТЭС или АЭС, нефте-, газопромысла, разработки минеральных ресурсов, а также небольших территорий специфических географических объектов, таких как озеро, искусственное водохранилище, дельта крупной реки, лиман, морской залив и т.п.
3.Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий. Как обычно, при возникновении экстремальных ситуаций частота отбора проб и выдачи информации должна быть резко увеличена впредь до ликвидации последствий этой ситуации.
4.По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации аварийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процесса, устраняющего возможность таких загрязнений. В особых случаях может ставиться вопрос о полном закрытии предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.
3. Мониторинг источника загрязнения (МИЗ) может являться составной частью подсистемы локального мониторинга окружающей среды, а может (что бывает намного чаще) включать в себя только элементы объектового производственного контроля, практически полностью замкнутого на технологию, её процессы и аппараты. Информационная связь между этими двумя подсистемами в рамках формируемой Государственной системы экологического мониторинга в настоящее время только устанавливается. Наиболее отчетливо и многообразно эта связь проявляется в случае особо опасных, в том числе в экологическом отношении, техногенных объектов, которые в силу своей опасности должны наиболее жестко и постоянно контролироваться изнутри и снаружи. Поэтому именно на примере этих объектов целесообразно рассматривать задачи и организацию мониторинга источников загрязнения.
Организация экологического мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии среды, прежде всего для обеспечения технологической и экологической безопасности самих контролируемых объектов, с приоритетом вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала. По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или «аварийный») технологического оборудования на объекте, являющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения.
Организация точечных (объектовых) подсистем МИЗ и решаемых ими задач наиболее наглядно может быть показана на примерах традиционно наиболее хорошо оснащенных в этом отношении особо опасных промышленных объектов (ОПО). К таковым, в первую очередь, могут быть отнесены объекты, связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокотоксичных промышленных отходов (ВТПО) и, естественно, боевых отравляющих веществ (ОВ).
Предприятия 1-й категории опасности относительно малочисленны, но имеют или высокие значения валовых выбросов и/или выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности. Поэтому они являются самыми высоко опасными («особоопасными») источниками загрязнения ОС и должны находиться под наиболее пристальным контролем. К этой категории относятся типы промышленных предприятий и других объектов, связанных с высокотоксичными отходами или химическим оружием (ХО), именно они в первую очередь должны оснащаться самыми совершенными системами и автоматическими приборами экологического мониторинга, подлежать постоянному и оперативному экологическому контролю.
Предприятия более многочисленной 2-й категории опасности также нуждаются, хотя и в менее частом и уже эпизодическом, контроле, так как характеризуются несколько меньшими суммарными объемами выбросов или выбросами загрязняющих веществ в основном 2-го класса опасности - поэтому их и ранжируют как «опасные».
Предприятия 3-й категории опасности относятся к самой многочисленной группе, однако на их долю, как правило, приходится не более 10% всех выбросов, а выбрасываемые вещества относятся к 3-му классу «малоопасных» ЗВ, также как и сами предприятия.
Предприятия 4-й категории - это мелкие предприятия без выбросов, или с очень малыми объемами выбросов (обычно ниже типичных ПДВ), или же с выбросами безопасных веществ (для которых ПДК обоснованно не устанавливаются).
Устанавливается плановая периодичность экологического контроля предприятий:
для 1-й категории - 1 раз в 6 месяцев;
для 2-й категории - 1 раз в год;
для 3-й категории - 1 раз в 3 года.
Контрольная проверка для ранее существовавшей 4-й категории устанавливается с периодичностью 1 раз в 5 лет, причем выборочная, т.е. для конкретного предприятия вовсе не обязательная.
4. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.
Базовые подсистемы создаются на основе служб наблюдения состояния природных сред и природных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг:
- состояния атмосферы;
- водных объектов (поверхностных вод, суши, морской среды, водной среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод);
- недр (геологической среды), опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;
- земель, почвенного покрова;
- наземной флоры и фауны (кроме лесов);
- лесов;
- фонового состояния окружающей природной среды;
- источников антропогенного воздействия.
К специализированным подсистемам относится отраслевая система мониторинга окружающей среды Министерства сельского хозяйства РФ.
В соответствии с основными задачами ЕГСЭМ, ЕГСЭМ выполняет следующие функции:
ЕГСЭМ создана на основе территориально-ведомственного принципа построения, предусматривающего максимально полное использование возможности существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, источников антропогенного воздействия природных ресурсов, экосистем.
Одна из существующих целевых функций ЕГСЭМ носит исследовательский характер и состоит в информационном обеспечении проведения работ по изучению протекающих в природе естественных и антропогенных процессов, экологических систем и их ассимиляционной емкости, факторов и условий, при которых происходит образование зон и районов экологического неблагополучия, экологических бедствий и т.д.
6. Задачи Министерства природных ресурсов и экологии РФ
- Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды
- Обеспечение защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений
- Обеспечение международно-правового оформления внешних границ Российской Федерации, включая внешнюю границу континентального шельфа
- Гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации
7. Задачи Росгидромета:
- обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;
- организация составления прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата;
- обеспечение работы противолавинной службы;
- участие в установленном порядке в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов освоения территорий;
- согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в космосе, проведения спасательных операций;
- проведение исследований гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, состояния ионосферы и магнитного поля Земли;
- государственный учет в пределах своей компетенции поверхностных вод и ведение государственного водного реестра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
- обеспечение функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации;
- государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции);
- государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов (в пределах своей компетенции);
- государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
- руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции.
8. Фоновый мониторинг - это повторяющиеся измерения экологических показателей в живых и неживых компонентах природной среды, минимально затронутой вмешательством человека.
Фоновый мониторинг – это составная часть системы государственного экологического мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Эта работа находится в сфере ответственности Росгидромета.
Фоновый мониторинг является частью глобального и регионального мониторинга. Его целью является проведение долговременных систематических наблюдении за уровнем содержания загрязняющих веществ во всех объектах окружающей среды в районах, которые находятся на значительном расстоянии от источников вредных выбросов.
9. Формирование фонового загрязнения окружающей среды обусловлено природными и антропогенными источниками загрязняющих веществ.
Из природных источников загрязняющих веществ наибольшую роль играют выветривание, выщелачивание и вынос морской соли с поверхности Мирового океана, действующие постоянно, хотя их мощность может изменяться в зависимости от гидрометеорологических условий, а также извержения вулканов, частота и мощность которых пока не поддаются предсказанию.
Антропогенные источники загрязняющих веществ весьма многообразны. Это - промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д. При этом промышленность, например, в свою очередь делится на металлургическую, химическую, нефтехимическую, машиностроительную, радиоэлектронную, пищевую, легкую и др.
Антропогенная деятельность, с одной стороны, по существу лишь ускоряет процесс переноса различных химических элементов из литосферы, наиболее консервативной среды, в атмосферу и гидросферу, а с другой стороны, - поставляет в окружающую среду такие соединения, которых в ней ранее не было, что, пожалуй, наиболее опасно для всего живого, а возможно, и для некоторых абиотических природных процессов.
Расчет суммарных поступлений загрязняющих веществ в различные природные среды, а также их деление по видам источников связан с многочисленными трудностями, поэтому данные разных авторов порой несопоставимы. Существенная роль выноса морской соли в поступлении металлов в атмосферу.
10.
Биосферный заповедник (биосферный резерват) — особо охраняемая природная территория, создаваемая с целью сохранения природных экосистем и генофонда данного региона, изучения и мониторинга природной среды в нём и на примыкающих к нему территориях.
История создания биосферных заповедников
В 1972 году после Конференции ООН по проблемам окружающей среды создание биосферных заповедников стало частью программы «Земной патруль», осуществляемой в рамках Программы ООН по окружающей среде «ЮНЕП». Затем в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» была разработана концепция биосферного заповедника. В мае 1974 г. Советский Союз посетил президент США Ричард Никсон, и 7 июля 1974 года было подписано совместное советско-американское соглашение о сотрудничестве. Согласно разделу о совместной защите окружающей среды, Советский Союз и США выделяли на своей территории места для создания биосферных заповедников[4]. Обсуждение шагов по практической реализации этого решения проходило в Москве в мае 1976 года на первом советско-американском симпозиуме по биосферным заповедникам. Предполагалось создать в обеих странах равное количество заповедников-аналогов, размещаемых в сходных природно-климатических условиях, что позволяло проводить мониторинг окружающей среды и оценивать влияние антропогенной деятельности человека на животный и растительный мир.
По результатам этого симпозиума председатель Научного совета по проблемам биосферы АН СССР А. П. Виноградов поручил И. П. Герасимову, В. Е. Соколову и Ю. А. Израэлю подготовить предложения об организации сети биосферных заповедников в Советском союзе. В подготовленной учеными рабочей записке предлагалось сначала создать пять биосферных заповедников: Центрального лесостепного (образовывался из Курской полевой станции Института географии АН СССР и Центрально-Черноземного заповедника), Среднеазиатского пустынного (размещался в пустыне Каракумы), Южносибирского таёжного (в районе озера Байкал), Восточносибирского таёжного (на территории Якутии) и Арктического (Земля Франца-Иосифа). Для возможности проведения фоновых наблюдений за состоянием биосферы на глобальном уровне заповедники предлагалось размещать в различных частях континентов. Количество создаваемых в Советском союзе биосферных заповедников и их размещение согласовывалось с американской стороной и с представителями ЮНЕСКО.
В октябре 1978 года на ответной встрече в США советские ученые согласовали с американскими коллегами размещение биосферных заповедников. Американские ученые не поддержали советских коллег в первоначальном выборе территорий для размещения биосферных заповедников.
Функции биосферных заповедников
Биосферные заповедники выполняют четыре функции:
· сохранение генетического разнообразия нашей планеты;
· проведение научных исследований;
· слежение за фоновым состоянием биосферы (экологический мониторинг);
· экологическое образование и международное сотрудничество.
Зонирование биосферных резерватов
Значимость биосферных резерватов в обеспечении экологической безопасности страны резко возрастает, а наличие в их структуре трех взаимосвязанных зон: ядро, буферная зона и зона сотрудничества, способствует решению самых различных задач, от которых зависит обеспечение устойчивого развития и саморегуляции природных систем. Зонирование территории мобилизует резерваты на выполнение поставленных задач и способствует сохранению биоразнообразия.
- Зона покоя или основная зона, пользующаяся долгосрочной защитой государства.
- Буферная зона, где ведется только деятельность, совместимая с природоохранными целями.
- Зона взаимодействия или переходная зона, где поощряются и развиваются методы устойчивого природопользования.
Биосферные резерваты России
На начало 2017 г. у нас насчитывался 41 биосферный резерват. Больше всего среди них старейших российских заповедников: Баргузинский (год образования — 1916), Астраханский (1919), Кавказский (1920) и др. В трех биосферных резерватах заповедники являются только ядром — Нижегородское Заволжье (заповедник «Керженский»), Неруссо-Деснянское Полесье (заповедник «Брянский лес») и Башкирский Урал (заповедник «Шульган-Таш» и национальный парк «Башкирия»). Последними в сеть биосферных резерватов были включены Ростовский (2008) и Алтайский (2009) заповедники, природный парк «Волго-Ахту- бинская пойма» (2011) и Башкирский Урал (2012).








