Мастер- класс по теме «Изучение экологических проблем родного края посредством проектной деятельности во внеурочное время».

Данилова Татьяна Николаевна

В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_danilova_tatyana_nikolaevna.docx21.11 КБ
Package icon proektnaya_deyatelnost.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

         -Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Меня зовут Данилова Татьяна Николаевна, учитель биологии и химии в МБОУ «Новоильмовская СОШ» Черемшанский муниципальный район РТ.

       Тема «Изучение экологических проблем родного края посредством проектной деятельности во внеурочное время». 

       Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир. 

        Государственные  образовательные  стандарты  предполагают  возможность реализации  компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в обучении на уроках естественных наук. Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является использования инновационных образовательных технологий, а именно организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

           Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках естествознания, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе. Технология проектной деятельности создаёт хорошие возможности для развития у учащихся рационального мышления, опыта творческой деятельности, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию окружающего мира.

         Исследовательская деятельность предполагает  следующие этапы:

1- Постановка проблемы (изучаемый объект);

2- Поиск информации( социальная сеть, литература, энциклопедия);

3- Практическая направленность (проведение эксперимента, наблюдение и т.д.);

4.- Оценка проекта- демонстрация  результатов (научно-практические конференции, выступления на уроках и т.д.).

        Зеленый лист

Вопрос: -Какое значение в природе у растений?

Ответ: Они являются продуцентами, создают первичную продукцию процессом  фотосинтеза. В них много питательных органических веществ и витаминов, необходимых для живых организмов (животным).

Красный лист

Вопрос: -Какое значение в природе у животных?

Ответ: Они питаются готовой органической пищей (гетеротрофы);

Являются санитарами, поедая старых больных животных; травоядные-  распространят семена растений; участвуют в круговороте веществ; опыляют цветки, очищают водоемы.

Оранжевый лист

Вопрос: -Какое значение в природе у грибов?

Ответ: участвуют в почвообразовании, находятся в симбиозе с растениями, являются пищей для многих организмов.

Синий (голубой) лист

Вопрос: -Какое значение в природе у бактерий?

Ответ: участвуют в почвообразовании, находятся в симбиозе с растениями (с бобовыми), в окислении биологических процессов- брожение.

Работа в парах

Создать пищевую цепь из данных организмов. Все наклеить на белую бумагу (для всей команды один лист) в порядке: растение- травоядное-хищники- редуцент (бактерии). Показать стрелками, кто кого поедает.

Работа в парах

Создать ярусное расположение растений. Все наклеить на белой общей бумаге (для всей команды один лист) в порядке: трава- кустарник-кустарниковое дерево-высокорослое дерево.

            Перед вами объекты- это  птица- цапля;  река, растение и рыба. – Вам необходимо изучить их, а потом через три минуты ответить  на вопросы:

 - Что объединяет эти объекты между собой, какая  определенная связь?(взаимоотношения, пищевая цепь, местообитание и т.д.)

- Что общего  между ними- цаплей  и рекой ? (среда обитания, образ жизни)

Один из Вас ответит на вопрос: -Что объединяет данные организмы?

1. Взаимоотношение- цепь питания; 2. Круговорот веществ в природе; 3. Приспособленность организмов; 4- Многообразие видов.

         Таким образом, в своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов.

Общеучебные умения и навыки,  которые формируются в проектно-исследовательской  деятельности:    

1.Рефлексивные.

2.Поисковые (исследовательские).

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве.

4.Менеджерские.

5.Коммуникативные.

6.Презентационные.

7.Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Выводы: Учащиеся принимающие участие в творческом проекте шаг за шагом достигают высокого уровня, а главное, делают огромный успех в познании своего родного края. От знакомства с родной природой, с тем, что окружает нас, легче прийти к пониманию своей Родины, своей страны. Важно увидеть связи, существующие между природой и человеком, между малой и большой Родиной.

                Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

                 Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, отбираем факты, значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения наблюдения.

Однообразие и скука- враги творчества! Спасибо за внимание!



Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Новоильмовская СОШ» «Изучение экологических проблем родного края посредством проектной деятельности во внеурочное время». Учитель биологии Данилова Т.Н. «Учиться – значит исследовать мир».

Слайд 2

Проведение эксперимента с оборудованием «Точка Роста»

Слайд 3

Опыт «Действие кислого раствора на металл и коралл» Вывод: В результате на нержавейке появилось белое пятно, окись, который в дальнейшем может заржаветь, простая сталь заржавела через 6 ч. На коралле появилось потемнение и пузырьки.

Слайд 5

Этапы проектной технологии Постановка проблемы Поиск информации Практическая работа Оценка проекта

Слайд 6

Что объединяет данные организмы?

Слайд 7

КРАСОЦВЕТ ЦВЕТОГРЫЗ ГРЫЗОЕД Попробуйте описать внешний облик данных организмов?

Слайд 8

КРАСОЦВЕТ Это растение необыкновенной красоты, с крупным цветком. Листья у него длинные. Стебель высокий .

Слайд 9

ЦВЕТОГРЫЗ Это животное. Грызун. Лапки приспособлены, чтобы залезать на растения. Ротовые органы приспособлены, чтобы грызть.

Слайд 10

ГРЫЗОЕД Это – хищник. Мощные челюсти. Большие глаза и уши. Быстро бегает.

Слайд 11

Если они существуют вместе, значит они как-то связаны друг с другом? КРАСОЦВЕТ ЦВЕТОГРЫЗ ГРЫЗОЕД Названия отражают связи . Только ли пищевые отношения связывают эти виды? Цветогрыз прячется в зарослях красоцвета. Цветогрыз может разносить семена красоцвета. Грызоед служит санитаром для цветогрыза.

Слайд 12

КРАСОЦВЕТ ЦВЕТОГРЫЗ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЫЗОЕД Представим, что в результате какой-то эпидемии резко сократится численность цветогрызов. Красоцвет разрастается, т. к. его никто не будет есть. Грызоедов станет меньше, т. к. мало корма.

Слайд 13

СОРВАТЬ Посадить в клетку Истребить на мех ? ? ? Для красоты Как лекарственное Выращивание Приручил. Одомашнил. Истребление. Мех. Мясо. Установил взаимоотношения, став звеном данной цепи.

Слайд 14

Что объединяет данные организмы?

Слайд 15

А. Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса». Однообразие и скука- враги творчества!

Слайд 16

Спасибо за внимание !