ФОТОФАКТ МЕРОПРИЯТИЯ "12.04.2024 ГОДА 441 ГРУППА ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ. ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ"".

Никишов Владимир Николаевич

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОТОФАКТ МЕРОПРИЯТИЯ "12.04.2024 ГОДА 441 ГРУППА ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ. ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ"".

Владимир Николаевич Никишов

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich 

Занятие поводили в кабинете №40 Краснослободского аграрного техникума.

Мероприятие поводит преподаватель зооветеринарных дисциплин Владимир Николаевич Никишов.

C:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_090933.jpg

C:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_090936.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_090936_1.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_091752.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_091754.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_092212.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_092213.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Camera\IMG_20240413_092216.jpg 

Тип урока: деловая игра.

Цель урока: сформировать представление об основных методах селекционной работы с животными и их использование в сельскохозяйственной практике; дать понятия о гетерозисе и инбредной депрессии, инбридинге, особенностях отдаленной гибридизации; отработать умения применять знания закономерностей наследственности и изменчивости для обоснования селекционных методов сравнения пород; показать прогресс и достижения отечественных селекционеров и дальнейшие перспективы развития этой области науки и практики.

Задачи урока:

Образовательные:

– Создать условия для знакомства с генетической безопасностью агропромышленного производства и генетическим разнообразием сельскохозяйственных животных.

– Формирование генетических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих селекционных проблем.

– Студенты  научится характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма свиней, и их практическую значимость

– Способствовать развитию критического мышления

– Продолжить формирование навыков работы с текстом.

Формирование основных приемов интеллектуальной деятельности:  анализа, сравнения, обобщения, закрепления.

Развивающие:

 Развитие логического мышления;

– Активизация мыслительной деятельности;

– Приобретение навыков расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры ситуации;

– Расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций;

– Формирование активной творчески мыслящей личности.

Воспитательные:

Формирование навыков групповой работы, умения слушать и слышать собеседника.

–Формировать патриотическое воспитание .

-Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Технология урока: технология «развития критического мышления», работа в группах, элементы ИКТ

Оборудование: учебник «Общая зоотехния»; статьи из периодических изданий (научных и методических журналов); фотографии, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; мультимедийный комплекс; электронная презентация к уроку.

Методические приемы:

– словесные: рассказ, беседа, дискуссия;

– наглядные – демонстрация.

 

План урока – деловой игры

 

1. Вводная часть.

1. Организационный момент

2. Формулировка темы. Постановка целей и задач. Обзор деловой игры. Изложение правил игры.

Обучающимся раздаются задания, по которым они должны в ходе работы подготовить ответ.

2. Основная часть.

1. Выступления

2. Выполнение заданий

3. Защита заданий

4. Вопросы группы к участникам игры

3. Заключительная часть.

Обобщение и оценка результатов работы

Этапы игры

Студенты в процессе деловой игры выступят в роли специалистов из разных сфер деятельности. Материал деловой игры выстроен таким образом, что научные факты чередуются с описанием житейских ситуаций или с экскурсами в историю, что позволяет легче воспринимать информацию. Работа осуществляется в группах. Предварительное деление группы на четыре команды: Историки, Генетики, Экономисты, Социологи. Генетики должны познакомиться с генетическим разнообразием пород свиней и сохранением генофонда. Историки должны познакомиться с историческими фактами возникновения новых пород свиней. Корреспонденты должны изучить отношение общества к выведению пород и селекции свиней. Экономисты должны дать экономическое обоснование успешности свиноводства.

Студенты работают в своих микрогруппах, проводят анализ имеющейся информации, отвечают на поставленные вопросы, выполняют предоставленные задания и формулируют выводы.

 

1. Вводная часть.

Ведущий (преподаватель):

Добрый день! Сегодня мы будем участниками будничного решения наиболее важных научных проблем селекциисельскохозяйственных животных, которые необходимо решить для того, чтобы:

1) повысить уровень современной племенной работы по разведению пород свиней

2) предложить варианты направленные на интенсивное и продуктивное разведение животных с учетом уменьшенных затрат

3) провести селекционный отбор животных более полно отвечающих природно-климатическимусловиям разных регионов;

4) оказать содействие направленное на удовлетворение запросов общества в продуктах питания животного происхождения в будущем.

Вы станете участниками деловой игры под названием «Генетические основы селекции».

Суть игры. Являясь специалистами разных направлений, вам предстоит разобраться с проблемой по разведению приоритетных пород свиней. Для этого вам потребуется привести аргументы в пользу разведения свиней или против. Основываясь на критериях выбора, определить, что лучше использовать с генетической точки зрения и безопасности, включая сведения об остальных аспектах (исторических, социальных, экономических), вид или породу при выращивании на производстве. (Вы – должны решить и аргументировать какой тип продукции свиней актуален для использования в разведении.)

Вы работаете с  пакетом документов:

1. Карта – задание «Аргументационные листы»; (Приложение 1)

2. Наработки участников, связанные с проблемой «Генетические основы селекции»

Примерная схема составления "Синквейна"; (Приложение 2)

3.Таблица "Инсерт"; (Приложение 3).

Заранее вы распределились на группы. Каждая группа экспертов освещает основные аспекты своего направления и остальные представители по мере информирования, делают пометки в таблице (Приложения 3).

 

Рекомендации для выступающих:

1. Излагайте подготовленный материал четко.

2. Мысли излагайте обоснованно.

3. Не говорите долго, краткость - сестра таланта

4. Слушайте внимательно товарищей и старайтесь критически оценивать ответы

5. Построение выводов делайте четко и грамотно

 

Содержание игры

Во всем мире насчитывается около ста пород свиней, каждая из которых отбиралась животноводами по вполне определенным, полезным и ценным для человечества признакам. Продуктивность современных пород повысить сложно они все схожи друг с другом, потому что снижается уровень эффективности селекции.

На что стоит обратить внимание при организации промышленного свиноводства?

(ответы обучающихся)

Верно, на межпородное скрещивание.

Как общество относится к межпородному скрещиванию?

(ответы обучающихся)

Давайте послушаем наших экспертов историков, которые познакомят нас с историческими фактами возникновения пород свиней.

Выступление: Историки

Примерное содержание:

С научной точки зрения, домашние свиньи относятся к роду Кабан семейства Свиные подотряда Свинообразные отряда Парнокопытные (Парнопалые) надотряда Китопарнокопытные класса Млекопитающие.

Отряд Парнокопытные очень древний: он возник в конце мелового периода (свыше 70 млн. лет назад). Поэтому ранние этапы эволюции Свинообразных до сих недостаточно изучены. Однако предки свиней наверняка обладали такими чертами как способность к перемещению на большие расстояния и относительно просто устроенная пищеварительная система, вследствие чего они могли питаться самой разнообразной пищей. В наше время семейство Свиные представлено родами: Бабируссы, Большие лесные свиньи, Бородавочники, Кабаны, Кистеухие свиньи.

Картинки по запросу Sus scrofa phylogeny

Рисунок 2 – Филогенетические связи между родами и видами свиней

Дикие кабаны широко распространены в природе и образуют множество подвидов, или географических популяций. В результате доместикации европейских и азиатских подвидов дикого кабана 8…10 тысяч лет назад были созданы первые породы домашних свиней. Эти породы создавались путем бессознательного искусственного отбора. Потомки древних аборигенных пород дали начало современным домашним свиньям. 

Выступление: Генетики

Современные домашние свиньи представлены множеством пород, полученных в результате селекции, основанной на искусственном отборе.

Основные этапы селекционного процесса:

1.Отбор исходного материала среди аборигенных пород и выбор лучших производителей.

2.Гибридизация представителей местных и иноземных пород.

3.Методический (плановый) искусственный отбор и создание заводских пород.

4.Систематическое улучшение заводских пород.

5.Создание межпородных гибридов (кроссов) для получения конечной продукции свиноводства.

Дается краткая характеристика основных пород свиней, выращиваемых в современной России (демонстрируются слайды):

– породы универсального (мясо-сального) типа: КРУПНАЯ БЕЛАЯ, ЛИВЕНСКАЯ, СИБИРСКАЯ СЕВЕРНАЯ, СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ, МУРОМСКАЯ, БЕЛОРУССКАЯ ЧЕРНО-ПЕСТРАЯ;

– породы мясного (беконного) типа: ЛАНДРАС, ЙОРКШИРСКАЯ, БРЕЙТОВСКАЯ, УРЖУМСКАЯ, СКОРОСПЕЛАЯ МЯСНАЯ, ЛИТОВСКАЯ БЕЛАЯ;

– породы сального типа: МИРГОРОДСКАЯ, БЕРКШИРСКАЯ. 

Выступление: Корреспонденты

Современное общество нацелено на здоровое питание и здоровый образ жизни. В последние десятилетия свиное сало и жирная свинина не находят потребителя. Поэтому селекция свиней на протяжении десятилетий была направлена на создание мясных и беконных пород. При откорме поросят «на мясо» общая жирность туш снижается, толщина подкожного шпика уменьшается до 26 мм (против 35…40 мм в прошлом).

В соответствие с мировой модой, в нашей стране в начале 1960-х годов начался перевод свиноводства на узко-мясное направление. Отечественные породы сальные и мясо-сальные породы признали неперспективными. На их основе стали создавать мясные и беконные породы Полтавского, Московского, Кемеровского типов. В качестве производителей использовались хряки Ландрасов, закупленные за рубежом. Поголовье старых пород сократилось до опасного минимума. Параллельно ликвидировали полусальный и сальный вид откорма. Животных забивали в молодом возрасте (при массе 100…110 кг).

Однако развитие селекции по пути специализации пород привела нас в тупик. В частности, свиньи крупной белой породы при затрате кормов 3,94 корм. ед. дает среднесуточный прирост меньше, чем 25 лет назад (716 г/сут против 771 г/сут). Дальнейшее «обезжиривание» свиней может привести к снижению рентабельности свиноводства. Многие современные селекционеры считают, что необходимо вернуться к универсальномутипу свиней, восстановить поголовье лучших отечественных пород, возродить мясо-сальный и сальный откорм.

Выступление: Экономисты

Основой интенсивного свиноводства является породное разнообразие свиней. Именно от породной принадлежности зависят такие показатели экономической эффективности как скороспелость, коэффициент конверсии кормов, показатели среднесуточных привесов, качество конечной продукции.

Однако рентабельность свиноводства определяется и другими факторами, в частности, правильной организацией откорма.

Свиноводство в личных подсобных хозяйствах становится экономически выгодным при следующих условиях:

–получение поросят от собственных производителей (свиноматок и кабанов);

–наличие дешёвых высококачественных кормов;

– стабильно высокиезакупочные цены на продукцию.

 

Задание №1

примечание: ответы на данное задание оформляются в карту-задания "Аргументационные листы"

Микрогруппа «Генетики»

1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

2. Назовите причины выведения новых пород свиней?

3. Назовите традиционные примеры многоцелевого скрещивания, приведите примеры. назовите основные методы селекции при разведении свиней.

4. Подготовьте выступление представителя от группы.

Микрогруппа «Историки»

1.Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

2. Сформулируйте предпосылки разведения свиней в древности.

3. Подготовьте краткую историческуюсправку о селекции и одомашнивании свиней.

4. Подготовьте выступление представителя от группы.

Микрогруппа «Корреспонденты»

1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

2. Обоснуйте отношение общества к выведению новых пород?

3. Какие породы актуальны для ЛПХ ?

4. Подготовьте выступление представителя от группы.

Микрогруппа«Экономисты»

1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст

2. Предложите рекомендации для фермерских хозяйств. Дайте экономическое обоснование затратам на производство.

3. Где брать исходный материал для разведения?

4.Подготовьте выступление представителя от группы.

 

https://documents.infourok.ru/9c86cf3a-dafb-4ecf-97d0-b6c3d30f0028/0/image002.gif

Схема 3.1 Вариант ответа при работе над заданиями.

 

Задание №2

По каждой теме выступающих составьте Синквейн. То есть задайте каждой строке смысловую заданность.

Количество строк

Содержание

Часть речи

Количество слов

Пример

1

Тематика Синквейна (предмет или объект рассмотрения)

Существительное,местоимение

1-2

Селекция

2

Свойства темы (признаки предмета или объекта)

Прилагательное, причастие

2

Искусственная, технологичная

3

Действия, которые совершает

Глагол, деепричастие

3

Создает, улучшает, изменяет

4

Отношение к предмету или объекту(авторское)

Фраза, цитата, афоризм

4-5

Селекция значима для качества экстерьера

5

Слово-ассоциация или синоним

Существительное

1

Отбор

 

Задание №3

Составьте самостоятельно схему Фишбоун для решения проблемы: Плохо ли близкородственное скрещивание?

https://documents.infourok.ru/9c86cf3a-dafb-4ecf-97d0-b6c3d30f0028/0/image003.gif

 

Пример

Голова (проблема) – чем плохо близкородственное скрещивание(инбридинг)

Кости верхние (причины) - происходит увеличение гомозиготности,проводят с целью создания чистых линий,для закрепления признака, происходит накопление летальных или полулетальных генов и др. отрицательных признаков

Нижние кости ( факты) - снижение жизнеспособности потомства или гибель, быстрое проявление мутаций.

Хвост (Вывод)- происходит вырождение признаков в популяции и удваиваются не только хорошие признаки, но и негативные. И негативные признаки трудно заметить фенотипически, из-за их медленного накопления.

 

Задание №4

Подведение итогов деловой игры. Рефлексия.

В процессе работы с текстами вы должны были помечать в своих таблицах "Инсерт" информацию согласно своим пометкам.

Задание. Обсудите каждую графу в таблице внутри своей группы.

 

Промаркируйте текст:

«+» – «узнал  новое»;

«V» – «уже знал»;

«-» – «думал иначе»;

«?» – «есть вопросы»

«+» – «узнал  новое

«V»– «уже знал»

«-» – «думал иначе»

«?» – «есть вопросы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Раздаточный материал для задания №1

https://documents.infourok.ru/9c86cf3a-dafb-4ecf-97d0-b6c3d30f0028/0/image004.gif

Тезис

Аргумент

Демонстрация(Пример)

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Раздаточный материал для задания №2

 

Количество строк

Содержание

Часть речи

Количество слов

Пример

1

Тематика Синквейна (предмет или объект рассмотрения)

Существительное,местоимение

1-2

 

2

Свойства темы (признаки предмета или объекта)

Прилагательное, причастие

2

 

3

Действия, которые совершает

Глагол, деепричастие

3

 

4

Отношение к предмету или объекту(авторское)

Фраза, цитата, афоризм

4-5

 

5

Слово-ассоциация или синоним

Существительное

1

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Раздаточный материал для задания №4

 

«+» – «узнал  новое

«V»– «уже знал»

«-» – «думал иначе»

«?» – «есть вопросы»

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

https://documents.infourok.ru/9c86cf3a-dafb-4ecf-97d0-b6c3d30f0028/0/image005.jpg

 

Схема 1. Индивидуальное филогенетическое древо разных популяций кабанов России и пород домашних свиней

 

 

Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich 

Список литературы.

Кудаков Н.А., Никишов  В.Н.,  Тельцов Л.П. Рост  массы, длины  тела  и  тонкой кишки у телят на молочном и переходном этапах // Гигиена,  ветсанитария и экология животноводства /  Матер.  Всероссийской  науч. произв. конфер. Чебоксары, 1998 г.

Никишов В.Н. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6 18-месячного возраста / В.Н. Никишов, Л.П. Тельцов // Матер, науч. конф. Мордов. госуниверситета. - Саранск, 1998. Ч. 4. - С. 118 - 120.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов //Морфология, 1998. №3.-С. 85.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок черно-пестрой породы на этапе полового созревания: Автореф. дис. . канд. вет. наук. Саранск, 1999. - 17 с.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Диссертация на соискание учёной степени кандидата ветеринарных наук. МГУ им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Конкурс исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Темниковский медицинский колледж». Исследовательская работа: В моей семье есть человек, приближавший победу в годы Великой   Отечественной войны. Номинация Конкурса: «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Республика Мордовия, Темниковский район, д. Русское  Тювеево ул. Лесная, д.1   2022.      

Никишов В.Н. Конкурс исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Кемлянский аграрный колледж». Исследовательская работа: Технология и организация производства говядины в мясном скотоводстве в  крестьянско - фермерском хозяйстве «Кибакова Александра Сергеевича» с. Кемля, 2022.

Никишов В.Н. Проектно-исследовательская деятельность залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов IV Республиканской заочной интернет-конференции «Педагогическая деятельность в системе образования ХХI века: от теории к практике». Саранск, 22 – С. 176.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс презентаций, «Я здесь учусь,  и  мне это нравится», среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ ГБПОУ  РМ  «Темниковский  сельскохозяйственный  колледж». г. Темников, 2022.  

Никишов В.Н. Республиканский конкурс презентаций, «Отпуск педагога - 2022», среди образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ ГБПОУ  РМ  «Темниковский  сельскохозяйственный  колледж». г. Темников, 2022.  

Никишов В.Н. Республиканский заочный конкурс методических разработок «Методика преподавания и организации современного занятия» МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум». Номинация: Методическая разработка занятия из цикла общепрофессиональных дисциплин  Краснослободск, 2022.  

Никишов В.Н. Особенности организации образовательной среды, как условие профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева». VI Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Педагогическая мастерская» Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Саранск, 2023 – С. 105.

Никишов В.Н. Всероссийский конкурс компьютерной графики «Художественный образ в цифровом пространстве». Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» Название номинации: Номинация «Цифровая живопись». Тема к номинации: «Окружающий мир: человек и природа». Название графической работы: Зимняя Мокша. г. Кострома, 2022 г.

Никишов В.Н. III заочная Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Ступени профессионального и личностного роста». Министерство образования Кузбасса Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» Название тезиса: Современное профессиональное образование: Наставничество. Секция: Наставничество в студенческой среде. г. Кемерово, 2023 г.

Никишов В.Н. III Республиканский (с международным участием) конкурс презентаций, фотоколлажей и видеороликов для студентов и учащихся общеобразовательных учреждений «Моя аграрная Республика». Министерство образования и науки Донецкой народной республики Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донбасская аграрная академия». Название конкурсной работы: Моя профессия – зоотехник. Секция: Зоотехния. Форма конкурсной работы: Презентация. г. Макеевка, 2023 г.

Никишов В.Н. Конкурс исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Кемлянский аграрный колледж». Исследовательская работа: Интенсивный откорм свиней в ООО «Хорошее дело» ОП Селищинское Краснослободского района Республики Мордовия. с. Кемля, 2021.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс презентаций, «Я здесь учусь,  и  мне это нравится», среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ ГБПОУ  РМ  «Темниковский  сельскохозяйственный  колледж». г. Темников, 2021.  

Никишов В.Н. Проектно-исследовательская деятельность залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов III Республиканской заочной интернет-конференции «Педагогическая деятельность в системе образования ХХI века: от теории к практике». Саранск, 21 – С. 167.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс фотографий «Мой край» среди профессиональных образовательных организаций  Республики Мордовия. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров СПОУ Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Ардатовский аграрный техникум им. И. А. Пожарского». Ардатов, 22 февраля 2022 года.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности высококвалифицированного кадрового потенциала. Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности».  Сборник материалов Всероссийского интернет-семинара «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». Торбеево. 2022г.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс буктрейлеров «Милее книги в мире друга нет». Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров СПОУ Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Ковылкилкинский аграрно-строительный колледж». Номинация – видеоролик.  г. Ковылкино, Республика Мордовия, 2022г.

 Никишов В.Н. Исследовательская работа студентов является одной из важных составляющих учебного процесса. МО РМ Совет директоров Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия  «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов VIII Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Совершенствование системы  подготовки  высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики», посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 22г.

Никишов В.Н. Развитие профессионального образования при правильной организации опытнической работы, залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов VII Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики», посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 17 февраля 2021 – С. 86.

Никишов В.Н. Конкурс публикаций «Ступени профессионального мастерства» среди мастеров производственного обучения и студентов средних профессиональных образовательных организаций Республики Мордовия (номинация «Мой наставник») Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А. П. Байкузова». Сборник материалов. Рузаевка,  25.03.2021

Никишов В.Н. Опыт использования специальных программ и методов воспитания, психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ. РУМЦ СПО ГБПОУ РО "Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления". Всероссийская заочная конференция педагогических работников «Специальные образовательные условия как основа успешной профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ». Тема публикации: Особенности организации образовательной среды, как условие профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов Всероссийская заочная конференция педагогических работников «Специальные образовательные условия как основа успешной профессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ» г. Новочеркасск, март 2021 г. Стр. 143.

Никишов В.Н. Опытническая работа и практическое обучение, как эффективная технология подготовки кадров, залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». «Кадры нового поколения - будущее развитие региона» Сборник материалов III Всероссийская заочная научно-практическая конференция. Саранск, 30 ноября 2020г.

Никишов В.Н. Организация и особенности реализации процесса профессионального обучения, через практическое образование и опытническую работу, как одно из условий повышения качества профессиональной подготовки специалистов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов II Республиканская заочная интернет-конференция «Педагогическая деятельность в системе образования XXI века: от теории к практике». Саранск, 2020 – С. 45.

Никишов В.Н. Подготовка  специалистов среднего звена на основе практического обучения и опытнической работы, как обеспечение кадрового сопровождения приоритетных инвестиционных проектов и инновационных производств отрасли животноводства. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Всероссийский интернет-семинар «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». Сборник материалов Всероссийского интернет – семинара Торбеево, 2021. – С. 17.  

Никишов В.Н. Опытническая работа и практическое обучение, как фактор практико - ориентированной подготовки будущих специалистов, залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж». «Социальное партнерство в образовании: Партнёрство развития» Сборник материалов XIV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2020 – С. 143.

Никишов В.Н. «Село в моей жизни!». МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Кемлянский аграрный колледж». Республиканский конкурс фотографий в номинации «Репортажная съёмка» среди преподавателей и сотрудников. с. Кемля, 2020.

Никишов В.Н. «Я помню! Я горжусь!». МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Зубово - Полянский педагогический колледж». VII Республиканские «Прохоровские чтения», посвящённые памяти Народного учителя РМ, Почётного гражданина Зубово - Полянского муниципального района Прохорова Адольфа Афанасьевича. Зубова Поляна, 2020.

Никишов В.Н. В номинации «Исследовательский проект» Республиканского заочного конкурса исследовательских работ, посвященного 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., «Герои войны - ровесники мои» Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов. Саранск, 2020.

Никишов В.Н. Формирование опытнической работы студентов, способствующей социально-трудовому становлению будущих специалистов профессиональных образовательных организаций. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж». Сборник статей X Межрегиональной интернет-конференции «Экологическое воспитание студентов СПОУ». Зубова Поляна, 2020 – С. 55.

Никишов В.Н. Республиканский заочный конкурс  исследовательских работ, посвященного75 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., «Герои войны - ровесники мои». МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов. Саранск, 2020.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики. Сборник материалов VI Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 17 февраля 2020 г.

Никишов В.Н. Создание образовательного пространства через опытническую работу студентов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов I Республиканская заочная интернет-конференция «Педагогическая деятельность в системе образования XXI века: от теории к практике». Саранск, 2019 – С. 42.

Никишов В.Н. Роль организации опытнической работы в профессиональной подготовке современного специалиста. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики. Сборник материалов V Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 2019 – С. 19.

Никишов В.Н. Роль исследовательской деятельности в процессе становления будущего специалиста среднего профессионального образования. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж». «Социальное партнерство в профессиональном образовании» Сборник материалов XIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2019 – С. 120.

Никишов В.Н. Роль работодателей и партнёрство образовательных организаций в процессе становления будущего специалиста среднего профессионального образования. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева». «Педагогическая конференция», «Профессиональное образование в информационном обществе: кадры для цифровой экономики» Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Саранск, 2019 – С. 21.

Никишов В.Н. Республиканский заочный конкурс презентаций «Приглашаем в гости» (Достопримечательности малой Родины).  Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ. ГБПОУ РМ «Саранский строительный техникум». Сборник материалов. Саранск, 2019г.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как необходимое условие личностно-профессионального становления будущих специалистов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский строительный техникум». Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования и проведение конкурсов профессионального мастерства: Сборник материалов заочной межрегиональной научно-практической конференции. Саранск, 2019 – С. 23-26.  

Никишов В.Н. Я и моя будущая профессия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж». VI Республиканские «Прохоровские чтения», посвящённые памяти Народного учителя РМ, Почётного гражданина Зубово-Полянского муниципального района Прохорова Адольфа Афанасьевича. Зубова Поляна, 2019.

Никишов В.Н. Учёные эмбриологи Мордовии. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». Республиканский конкурс методических разработок посвящённых юбилейным датам выдающихся личностей «Наука России в лицах и открытиях» в номинации «Конспект урока по жизни юбиляра». Саранск, 2019.

Никишов В.Н. Опытническая работа в профессиональных образовательных организациях – результат совместного творческого поиска всех педагогов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». «Кадры нового поколения - будущее развитие региона» Сборник материалов II Всероссийская заочная научно-практическая конференция. Саранск, 6 ноября 2019г. Стр. 176.

Никишов В.Н. Методическая разработка: Изучение пищеварительных свойств слюны. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева». Педагогическая мастерская. Сборник материалов заочной II Всероссийской  научно-практической конференции, Часть I, 26 ноября 2018 года. Саранск, 2018. – С. 235.

Никишов В.Н. Опытническая работа студентов аграрного техникума – фактор качественной подготовки высококвалифицированных специалистов. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления  и инновационного развития образования. Сборник материалов  XII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 30 ноября 2018. – С. 36

Никишов В.Н. Опытническая работа как фактор профессионального становления СПО. Министерство здравоохранения Республики Мордовия РМ ГБПОУ РМ «Саранский медицинский колледж». Актуальные вопросы обучения и воспитания, обучающихся профессиональных образовательных учреждениях: Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции октябрь - ноябрь 2018 год. Саранск, 2018 – С. 7-9.  

Никишов В.Н. Социальное партнёрство залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Современное профессиональное образование: Опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всероссийской интернет – семинар ноябрь 2018 год. Торбеево, 2018.  

Никишов В.Н. Формирование профессиональной компетенции выпускников через организацию опытнической работы. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». Кадры нового поколения – будущее развитие региона.  Сборник материалов заочной  Всероссийской  научно-педагогической конференции, 15 мая 2018 года. Саранск, 2018.

Никишов В.Н. В современных условиях рыночной экономики, готовить высококвалифицированных ветфельдшеров. Министерство здравоохранения Республики Мордовия РМ ГБПОУ РМ «Саранский медицинский колледж». Современная  педагогическая  мастерская  как  средство  повышения качества  образования.  Сборник материалов заочной  Всероссийской  научно-педагогической конференции, апрель  -  май 2018 года. Саранск, 2018 – С. 193-195.  

Никишов В.Н. Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности при подготовке современного специалиста. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Обновление содержания системы среднего профессионального образования и внедрение современных педагогических технологий. Сборник материалов IV Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича 17 февраля 2018 года. Саранск, 2018. – С. 74-78.  

Никишов В.Н. Опытническая работа залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнерство в образовании: тенденции, практики. Сборник материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2018. – С. 225-226.  

Никишов В.Н. Расширение пространства организации опытнической работы в повышении конкурентоспособности выпускников на рынки труда. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность России: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 7 Всероссийской интернет – конференции. Торбеево, 2017. – С. 110-112.  

Никишов В.Н. Технология исследовательской деятельности при подготовке профессиональных кадров. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 4 Всероссийской интернет – конференции 15.11.2015г. – 25.01.2016г. Торбеево, 2016. – С. 144-148.  

Никишов В.Н. Организация опытнической работы как основа формирования профессиональной компетенции выпускников. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнёрство в образовании  – залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Сборник материалов 10 Горюновские чтения. Межрегиональная научно  – практическая конференция. Саранск, 2016.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетенции. Министерство образования РМ. ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум». Опыт внедрения ФГОС СПО. Сборник материалов. Заочная республиканская научно  – практическая конференция. Краснослободск, 2015.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П. Рост массы и длины тела, тонкой кишки у тёлочек на этапе полового созревания: Тез. науч. конф. посвящ. 40-летию Аграрного ин-та МГУ им. Н.П. Огарёва //24-Огарёвские чтения//. Изд-во Рузаевский печатник, Саранск, 1997. – С 53-55.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6-18 – месячного возраста //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118-120.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок этапа полового созревания. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. 1998. №3. – С 85.

Никишов В.Н. Цитология и гистохимия, эпитероцитов слизистой оболочки тонкой кишки животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Развитие кишечной стенки двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. Н-Новгород. 1998.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса Международной ассоциации морфологов // Морфология , 1998. № 3. -  С.85.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 115-117.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных  6 - 18-месячного возраста  // Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118 - 120.                                                      

Никишов В. Н. , Тельцов Л. П. ,Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва. Саранск, 1997 г.

Никишов В. Н. Тез. Докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов АГЭ. Морфология,1996 г.

Никишов В. Н.. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.

Никишов В. Н.. Гистохимия эпителия тонкой кишки животных 12 месецев на этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.

Никишов В.Н. Динамика роста массы и длины тела животных на этапе полового созревания. Журнал «Ветеринария» №3 1999.

Никишов В.Н. Учёба заочно. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Приходи в зооветеринарный. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Ветврач – профессия гуманная. «Голос примокшанья. 30 мая 2003 год.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Немного истории //История ветеринарии//. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Основная деятельность зоотехнии. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Специальность древняя и гуманная. Газета «Присурские новости» №11. 1999.

Никишов В.Н. Учится никому не поздно. Газета «Присурские новости» №96. 2000.

Никишов В.Н. Наука вечная и современная. Газета «Присурские новости» №97. 2000.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Присурские новости» №99. 2000.

Никишов В.Н. Ветеринар – профессия необходимая. Газета «Присурские новости» №6. 2001.

Никишов В.Н. Объекты деятельности и специализация. Газета «Присурские новости» №8. 2001.

Никишов В.Н. Присурские вести. Ветеринар профессия необходимая. 18 января 2001 год.

Никишов В.Н. Присурские вести. Зову в профессию. 30 ноября 2000 год.

Никишов В.Н. Профессия зоотехния. Газета «Новая жизнь» №57. 2000.

Никишов В.Н. Новая жизнь. Зоотехник. № 57 2000 год.

Никишов В.Н. Время и жизнь. Кузнеца кадров для села. № 17 2002 год.

Никишов В.Н. Время и жизнь. Специальность древняя и гуманная. 1 февраля 2003 год.

Никишов В.Н. Помогает фитотерапия. Журнал «Ветеринария» №5. 1999.

Никишов В.Н. Нужная профессия. Газета «Красная слобода» №49. 2001.

Никишов В.Н. Эхо студенческой жизни. Газета «Красная слобода» №54. 2000.

Никишов В.Н. Слагаемые роста. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Никишов В.Н. Техникуму 70 лет. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Никишов В.Н. Красная слобода. Эхо студенческой сессии. № 54 2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Техникуму 70 лет. № 60 2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Кузнеца кадров для села.2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Вечная наука. № 42 2002 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Что мы знаем о томате. № 48 2002 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Вас приглашает Зооветтехникум. № 8 2003 год.

Никишов В.Н. Трудовая правда. Объекты деятельности и специализации. № 3 2004 год.

Никишов В.Н. Рузаевская газета. Специальность древняя и гуманная. № 34 2003 год.

Тельцов Л.П., Никишов В.Н., Кудаков Н.А.  Характеристика критических фаз развития крупного рогатого скота  //  Вестник Ветеринарии, 1998. № 9. – С.45 - 52.

Тельцов Л. П. , Никишов В. Н. , Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва, 1998 г. 114.

 Тельцов Л.П. , Никишов В.Н., Кудаков Н.А.  Гистохимия  энтероцитов  тонкой кишки  животных  на этапе полового созревания // Матер. науч. конф. Мордов. Госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. - С. 115 - 117.

Тельцов Л.П. Биоритмы, критические фазы динамики роста и практика //Морфологические науки - практической медицины и биологии. – Омск, 1996.  

Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2010.