Деловая игра на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции»

Шаронова Галина Владимировна

   Данный план проведения занятия предполагает использование метода "деловая игра".  Деловая игра по теме должна способствовать формированию у студентов прочных практических навыков и умений  в изучении дисциплины "Анализ финансово  хозяйственной деятельности" для специальности  СПО "Экономика и бухгалтерский учет".

   В ходе занятия студенты выполняют следующие задания:

- решение конкретных практических ситуаций по анализу резервов роста объема производства;

- разработка мероприятий по увеличению выпуска продукции . 

   В результате, проведенное занятие должно обеспечить комплексное решение проблемы обучения, воспитания и развития логического мышления и познавательных способностей студентов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж

План

аудиторного занятия

Деловая игра на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции»

по дисциплине   Анализ финансово-хозяйственной деятельности    

для специальности

            080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

Бронницы, 2011

     Деловая игра по теме должна способствовать формированию у студентов прочных практических навыков и умений по анализу резервов роста объема производства, изучению влияния важнейших факторов на рост или снижение объема производства и продажи продукции, а следовательно увеличению прибыли предприятия, быстрому и правильному нахождению оптимальных решений в условиях рынка.

    В ходе занятия студенты выполняют следующие задания:

- решение конкретных практических ситуаций по анализу резервов роста объема производства;

- разработка мероприятий по увеличению выпуска продукции .

                                    План занятия.        

 Тема занятия «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции»

Цель занятия:

  1. Образовательная: обеспечить закрепление знаний по анализу резервов роста объема производства, способствовать формированию умений и навыков по анализу резервов роста объема производства, изысканию неиспользованных резервов роста.
  2. Развивающая: способствовать развитию у студентов логического мышления путем выявления причин роста или снижения объема производства и влияние их на величину объема производства. Формировать умение экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам решения задач, конкретных ситуаций, умение отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы.
  3. Воспитательная: обеспечить формирование значения роли бухгалтера в проведении анализа резервов роста объема производства.

Объект анализа- машиностроительное предприятие, производящее станки и оборудование.

                Ход и содержание занятия.

  1. Организация урока: проверка посещаемости, подготовленности аудитории к занятиям, наличие тетрадей для практических работ, раздача вычислительной техники.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Вводный инструктаж: преподаватель определяет степень готовности студентов к практической работе. Опрос по тестам.
  4. Подведение итогов опроса: преподаватель отмечает активность студентов, хорошие и плохие ответы, степень готовности группы к проведению деловой игры.
  5. Мотивация: разъяснение задач повышения рентабельности производства и продажи продукции.
  6. Раздача методических рекомендаций, и знакомство с содержаний этих рекомендаций. Разъяснение всем участникам  условий и правил, распределение обязанностей .

   Участники игрового комплекса: преподаватель-арбитр, директор предприятия, зам. директора по экономической части, менеджер, экономисты, бухгалтеры, эксперты.

    Группа по анализу резервов использования труда: директор, менеджер, эксперты.

    Группа по улучшению использования средств труда: зам. директора, экономисты, эксперты.

    Группа по улучшению использования сырья и материалов: зам. директора, бухгалтеры, эксперты.

  1. Самостоятельное выполнение задания.

Задание 1. Анализ производства и продажи продукции выполняется студентами самостоятельно. Преподаватель контролирует студентов, требует самостоятельности выполнения задания, указывает время его выполнения, постоянно направляет работу студентов, оказывает помощь.

Задание 2. Разработка резервов роста производства и продажи выполняется в форме производственного совещания. В процессе игры студенты фиксируют выводы, делают расчеты по резервам роста объема производства. Совещание проводит зам. директора по экономическим вопросам предприятия. В начале совещания выступает директор: формулирует цель и задачи, которые следует решить в ходе совещания, затем представляет слово остальным участникам игры, которые в своих выступлениях предлагают пути увеличения производства продукции. В ходе производственного совещания участники игры имеют право выступать повторно, если они не согласны с предложениями других студентов, аргументируя свои возражения. На протяжении всего совещания экономисты ведут учет высказанных предложений и разрабатывают  мероприятия по росту объема производства. Эксперты оценивают высказанные предложения в баллах.  

  1. Подведение итогов, обсуждение игры, выбор наиболее удачных решений по росту объема производства, оценка творческого подхода, активности и качества работы участников игры.
  2. Технические средства: компьютер, проектор, экран, калькуляторы.

   В результате, проведенное занятие должно обеспечить комплексное решение проблемы обучения, воспитания и развития логического мышления и познавательных способностей студентов.

           Используемая литература                                                              

Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2008.

Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия (объединения) / Под редакцией А.И. Бружинского, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2006.


                                                                                                  Приложение 1.

                 Методические рекомендации для проведения деловой игры.

  1. Перед началом игры записать в тетради ее наименование, содержание, цель, дату. Окончив работу, необходимо убрать рабочее место и сдать работу на проверку.
  2. Выполнить задание 1. Для этого произвести расчеты по анализу резервов роста объема производства и продажи продукции, записать их в тетрадь, расчет недостающих показателей внести в табл. 1- 4.

   В ходе анализа произвести следующие расчеты:

«А». Определить недостающие показатели в табл.1, 2, 3, 4.

«Б». Рассчитать размер влияния на объем производства и продажи продукции : трудовых ресурсов, основных средств, материальных ресурсов.

                    Данные для расчета фондоотдачи                       Таблица 1.

Показатели

Базис. год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

  1. Объем товарной продукции, тыс.руб.

21200

21430

  1. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

19500

18348

  1. В т.ч. активной части, тыс. руб.

10725

10385

  1. Среднегодовая стоимость действующего оборудования, тыс.руб.

 6650

 6823

  1. Удельный вес активной части основных фондов,%

  1. Удельный вес действующего оборудования в стоимости активной части, %

  1. Количество единиц действующего оборудования

  18

  19

  1. Средняя стоимость единицы действующего оборудования, тыс.руб.

 369,4

 359,1

                                                                                                                                  Продолжение табл. 1.

  1. Количество рабочих дней

     305

     303

  1. Количество отработанных станко-смен

11309,4

12550,3

  1. Коэффициент сменности

        2,06

        2,18

  1. Продолжительность смены, ч

        8,0

        8,0

  1. Коэффициент загруженности оборудования в течение смены

        0,68

        0,69

  1. Полезное время работы оборудования, ч ( гр. 9хгр. 11хгр. 12хгр. 13)

  1. Среднечасовой объем выпуска продукции на единицу оборудования, тыс.руб.

  1. Фондоотдача действующего оборудования, руб.

  1. Фондоотдача основных фондов, руб.

                                        Анализ использования сырья и материалов                                         Таблица 2

Показатели

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

Отклонение, тыс.руб.

  1. Выпуск продукции в сопоставимых ценах без НДС

21200

21430

  1. Прямые материальные затраты

  8692

  8465

  1. Материалоемкость

  1. Прямые материальные затраты на основе плановой калькуляции, исходя из фактического объема и ассортимента

  8786

  1. Отклонение цен на материальные ресурсы

      +43

  1. Отклонение отпускных цен на продукцию

      +45

                                                                                 

                           Анализ затрат рабочего времени                                                      Таблица 3

Показатели

План

Факт

Отклонение

  1. Среднесписочная численность работников, чел

400

417

  1. Время, отработанное всеми рабочими, ч

703,74

738,0

В том числе сверхурочно, ч

  21,1

  22,4

  1. Отработано тыс. чел.-дней всеми рабочими

  88,8

  92,0

  1. Время , отработанное одним рабочим, ч

  1. Количество дней, отработанных одним рабочим

  1. Непроизводительные затраты рабочего времени, ч

    9,5

    9,9

  1. Средняя продолжительность рабочего дня, ч

                       

                       Анализ использования трудовых резервов                                           таблица 4

Показатели

План

Факт

Отклонение

  1. Выпуск товарной продукции, тыс. руб.

21200

21430

  1. Численность работников, чел.

     490

     510

  1. Численность рабочих, чел.

     400

     417

  1. Удельный вес рабочих, %

  1. Отработано всеми рабочими, тыс.час.

      703,74

     738,0

  1. Отработано одним рабочим, тыс. час.

  1. Среднегодовая выработка одного работника, тыс.руб.

  1. Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс.руб.

  1. Среднечасовая выработка продукции, руб.

  1. Выполнить задание 2 , написав для этого выводы по анализу резервов роста объема производства, причем каждая группа выполняет свое задание.

    Группа по анализу использования рабочими средств труда обобщает результаты расчетов табл. 1. Формулирует и разрабатывает мероприятия по росту объема производства за счет:

А) приращения объема продукции в результате ввода нового оборудования.

Б) приращения объема продукции вследствие ликвидации потерь рабочего времени оборудования.

В) приращения объема продукции от введения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства.

   Группа анализа улучшения использования предметов труда( сырья и материалов) обобщает результаты расчетов табл.2, формулирует выводы и разрабатывает мероприятия по росту объема производства за счет снижения норм расхода сырья.

   Группа по анализу улучшения использования труда обобщает результаты расчетов табл. 3, 4. Формирует выводы и разрабатывает мероприятия по росту объема производства продукции за счет:

А) создания дополнительных рабочих мест.

Б) ликвидации потерь рабочего времени.

В) улучшения организации производства и труда.

                                                                      Приложение 2

                       Инструкции для участников деловой игры

    Директор, зам. директора по экономическим вопросам должны показать умение:

  1. Вести производственное совещание.
  2. Принимать оптимальные решения по улучшению деятельности предприятия.
  3. Аргументированно и квалифицированно вести деловой спор.

   Экономист, бухгалтер должны показать умение:

  1. Делать выводы по анализу резервов роста объема производства и продажи продукции.
  2. Обобщать разработанные предложения.
  3. Аргументированно и квалифицированно вести деловой спор.

Менеджер в процессе игры должен показать умение:

  1. Применять знания структуры производства, организации производства и труда, выполнения договоров поставки продукции, увеличения объема продаж, путей снижения материальных затрат.
  2.  Аргументированно и квалифицированно вести деловой спор.

Эксперты в ходе деловой игры должны оценить:

  1. Обладают ли представители необходимыми знаниями и умениями.
  2. Правильно ли разрешена ситуация, обосновать ответ.
  3. Все ли мероприятия способствуют росту объема производства.
  4. Умеют ли участники вести деловой спор.
  5. Знают ли представители круг своих полномочий в решении данного вопроса.
  6. Правильно ли проведено производственное совещание.

 


 

Комментарии

Шаронова Галина Владимировна

Надеюсь на позитивную критику