Система рейтинговой оценки знаний учащихся

 На современном этапе реформирования образования встает вопрос внедрения новых форм оценки знаний учащихся. В данной статье рассматривается методика рейтинговой системы оценки знаний, которая снижает субъективизм итоговой отметки (она не зависит от взаимоотношений ученика и учителя), придает обучению элемент соревнования, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу учащихся, позволяет снизить возможность получения случайной годовой оценки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt27.23 КБ
Microsoft Office document icon pril1.doc22 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc28 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon pril4.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon pril5.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционно в системе среднего и профессионального образования применяется пятибалльная система оценки знаний учащихся.Хотя эта система и существует на протяжении долгого периода времени, она не совсем отвечает требованиям современной рыночной экономики. Как известно, рынок подразумевает конкуренцию.Применительно к учебному процессу, это должна быть интеллектуальная конкуренция, то есть, кто сегодня стремится получить высокие баллы, тот,скорее всего и в дальнейшем будет саморазвиваться, самосовершенствоваться и достигнет более высоких вершин в своей жизни.

Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности оценок; система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика; оценивание осуществляется не по всем параметрам, которые декларируются как подлежащие оценке, а только по некоторым. И как следствие этого, идет поиск других систем. Причиной этого служит и то, что у учащихся нет стимула добросовестной учебы, нет убеждения, что уровень жизни специалиста прямо связан с уровнем знаний, полученных в учебном заведении. Для многих учащихся знания, учеба не важны. Принцип существования следующий: может и придется работать по специальности – да когда это еще будет.

Любое учебное заведение должно выбрать такую методику обучения и оценки знаний, чтобы она добавила учащемуся уверенности в себе, в своих знаниях, в своих способностях и сделать соответствующие выводы — либо поменять учебное заведение, либо изменить свое отношение к нему. А это означает: направить все усилия на воспитание в себе личности, способной к самореализации.Учащийся, независимо от избранной специальности,должен знать, что его знания — это его интеллектуальная собственность, выражаясь рыночным языком, это — его капитал. И чем больше он их накопит во время учебы, тем более престижное место работы получит, и займет достойное положение в обществе. Поэтому для того,чтобы дать учащемуся ту сумму знаний, которая сделает его специалистом, сделать так, чтобы ему было выгодно учиться регулярно и хорошо, по-моему мнению нужна новая система оценки знаний, а именно - рейтинговая.

В целях повышения мотивации обучения,углубления самостоятельной работы учащихся мною была разработана и опробована рейтинговая система контроля и оценки знаний учащихся по предмету “Налогообложение”. Предмет рассчитан на 42 часа, в котором 18 тем. Предмет разбивается на модули (блоки) – “контрольные точки” (Рб),охватывающие несколько тем (прил.1). Рейтинг по предмету складывается из рейтингов по каждому блоку:

Рп = Рб1 + Рб2 + … + Рб10

Рп – рейтинг по предмету

Рб1, Рб2 – рейтинг по блоку 1,2 и т.д.

Программа предмета разбита на 10 модулей(блоков), на каждый блок приходится 10% рейтинга(всего 10%*10 = 100%)

Блоки I, II, III, IV, VI, VII, VIII включают в себя 2 – 3 темы,в результате изучения которых учащиеся должны получить не менее 2-х оценок за домашнее задание и работу в классе (Ртек –среднеарифметическое полученных оценок) и одну за срез (работа с тестами). Шкала рейтинга разработана мною по принципу: сложнее задание –выше % (прил. 2). По блоку Xучащиеся должны получить одну оценку за самостоятельную работу (рейтинговая шкала прежняя). Блок V и IX – контрольные работы, которые оцениваются по пятибалльной системе (прил. 3).

Успешность усвоения каждого модуля оценивается в %. Все заработанные студентом %складываются и составляют индивидуальный рейтинг учащегося.

Рейтинг по предмету формируется по результатам трех основных видов контроля: текущего (на занятиях), рубежного (контрольная работа по завершении модуля), итогового (блок V и IX).

Текущий контроль состоит в оценке следующих видов деятельности учащихся: активное участие в обсуждении темы занятия, своевременное и аккуратное оформление домашних задач, быстрое и точное решение ситуационных задач, выполнение заданий в тестовой форме.

Рубежный контроль (Рд) заключается в написании контрольной работы, составленной из унифицированных тестовых заданий по всем темам пройденного материала (блоки V и IX)

Необходимо отметить, что для всех видов контроля по всем темам мною были разработаны карточки-задания и разноуровневые тесты. Для последовательного усвоения темы (ход объяснения каждой темы практически одинаковый) мною разработан и используется опорный плакат с названиями разделов статей налогового кодекса РФ (прил. 4).

Вернемся к вопросу оценивания модулей. Почему за отлично выполненное домашнее задание учащийся набирает 4%, а за срезовую работу 6%? Не секрет, что ученику легче заработать высокий % за устный ответ (иногда при помощи наводящих вопросов преподавателя) или задачу, решенную дома. Срезовая же работа требует от ученика не только знаний темы, но и логичного ее изложения.

Для достижения более высоких результатов учебы недостаточно знаний, полученных только на уроках. Необходимо изученные вопросы творчески расширить и практически применить. Для этой цели используются такие задания, как написание рефератов, составление тестов, карточек-заданий и т.д. Учащимся заблаговременно предлагаются темы для написания рефератов, их перечень находится в классном уголке.

Творческие индивидуальные задания разной сложности – дополнение к суммарному рейтингу.Творческий рейтинг не превышает 20% от рейтинга предмета.

Суммарный рейтинг предмета составляет 120%:

Рс = Рп + Ртв

В случае несвоевременной сдачи “контрольной точки” рейтинг снижается на один процент.

Годовая оценка по предмету выставляется по суммарному рейтингу:

Рс ? 85% - “отлично”

70% < Рс < 85% - “хорошо”

50% < Рс < 70% - “удовлетворительно”

Рс < 50% - “неудовлетворительно”

Если учащийся не согласен с результатами рейтинга или хочет повысить оценку, то он приходит на консультацию, здесь же могут“отработать” темы те, кто по каким-либо причинам пропустил занятия.

Учащиеся могут заранее планировать свою работу по предмету, т.к. программа курса расположена в классном уголке.

Одно из обязательных свойств системы является ее открытость — ученики должны знать “правила игры”: знать “стоимость” любой деятельности,знать, как можно получить %, и за что может их потерять и т.д. Для выполнения этого свойства“таблица стоимости” должна быть доступна ученикам. Мною разработана подобная таблица,которая висит в классном уголке вместе с тематическим планом и программой курса по предмету. Здесь же учащиеся (а также их родители)могут в любое время повторить (ознакомиться)правила рейтинговой системы оценки знаний.

В течение всего учебного года у учащихся наблюдался живой интерес к изучению данной дисциплины, после каждого урока они смотрели на выставляемые мною % в таблицу рейтинга (прил. 5) и выявляли лучшего учащегося, определяя каждый для себя новые рубежи в изучении предмета.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тематический план по предмету «Налогообложение»

№  блока

№ № тем

Наименование тем

Количество часов

I

1

Роль налогов в рыночной экономике

2

2

Налоговая система в Российской Федерации

2

3

Ответственность за нарушение налогового законодательства

2

II

4

Налог на добавленную стоимость

2

5

Акцизы на отдельные группы и виды товаров

2

III

6

Налог на доходы от страховой деятельности

2

7

Налог на операции с ценными бумагами

2

IV

8

Налог на доход с физических лиц

6

V

9

Контрольная работа

2

VI

10

Налог на прибыль с предприятий

2

11

Налоги – источники образования дорожных фондов

2

12

Государственная пошлина. Налоги на доходы банков

2

VII

13

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

4

14

Налог на имущество предприятий

2

VIII

15

Налог на имущество физических лиц. Курортный сбор

2

16

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Другие виды местных налогов

2

IX

17

Контрольная работа

2

X

18

Повторительно – обобщающий урок

2

Итого

42



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Рейтинговая шкала по блокам

Вид опроса

Баллы

Домашнее задание

Срез

Рс

«5»

4%

6%

10%

«4»

3,2%

4,8%

8%

«3»

2,4%

3,5%

6%

«2»

0

0

0

Рейтинговая шкала по творческим заданиям

Баллы

Ртв

«5»

5%

«4»

4%

«3»

3%



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Рейтинговая шкала по блокам V и X.

Баллы

Ркр

«5»

5%

«4»

4%

«3»

3%

«2»

0%



Предварительный просмотр:

Приложение 4.


Основные разделы инструкции НК РФ





I. Плательщики



II. Объект налогообложения



III. Ставки



IV. Льготы



V. Порядок исчисления и сроки уплаты




Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Рейтинг учащихся группы № 35 «Бухгалтер» по предмету «Налогообложение».

ФИО

Блок 1

Темы 1-3

ΣР

Блок 2

Темы 4-5

ΣР

Итд

ΣР

п)

Творческие задания к блокам

РТв

РС

Оценка

Ртек

Рсрез

РБ1

Ртек

Рсрез

РБ1

I

II

IV

X

1. Атаманчук О.

4

6

10

10

4

6

10

20

….

100

-

-

-

-

-

100

5

2. Карячкина В.

4

6

10

10

4

6

10

20

98

5

-

5

5

15

113

5

3.Титова И.

3,2

3,6

6,8

6,8

2,4

6

8,4

15,2

75,6

-

-

-

-

-

75,6

4

4. Сапаргельдиева

4

6

10

10

3,2

4,8

8

18

92,8

-

5

-

5

10

102,8

5

5. Терская Г

2,4

3,6

6

6

2,4

4,8

7,2

13,2

59,4

-

-

-

-

-

59,4

3

ИТД