Размышление об этических основах дисциплины Экономика

 

Размышление об этических основах дисциплины Экономика

Экономическая теория или политическая экономия, как её называли раньше, была на пике своего развития одновременно с философией утилитаризма. И что особенно интересно, утилитаризм, как тогда, так и сейчас, довольно популярен среди экономистов-теоретиков. В качестве примера можно вспомнить таких известных экономистов и утилитаристов как Джон Стюарт Милль или Людвиг фон Мизес. И в этом, на мой взгляд, нет ничего удивительного, ведь принцип полезности, который является фундаментом утилитаристской философии, прекрасно сочетается с принципом экономического анализа, в котором подразумевается, что человек стремиться к максимально возможной выгоде. И там, и там цель человека видится одна - получить выгоду.

Джереми Бентам, который, опираясь на труды более ранних философов, основал утилитаризм, считал, что все люди руководствуются принципом полезности, и если человек говорит, что он руководствуется иным принципом, то его принцип ни что иное, как идеализация принципа полезности. Допустим, есть люди, которые отказываются от малейших проявлений насилия со своей стороны, потому что считают, что человеческая жизнь бесценна, но что если применять насилие к людям, которые убивают других? Разве подобное не спасёт гораздо больше жизней людей? Очевидно, что подобный отказ от насилия - это идеализация ненасилия. Ведь насилие в некоторых случаях наоборот может спасти жизни, что и является для данных людей благом, которого они пытаются достичь своим отказом от насилия.

Экономический метод и философия утилитаризма, подразумевают под собой так же эгоизм, что каждый человек стремиться только к собственной выгоде, и что даже если он пытается помочь другим, то это всё равно только его цель, и его желание, а значит от помощи другим он получает свою выгоду. Но если человек не стремиться помочь другим, а стремиться помочь только себе? Не будет ли подобный эгоизм, который защищает экономическая наука, вредным для остальных людей?

Но в каких случаях он может быть вредным?

Может ли, скажем, подобный эгоизм оправдать рабство? Исходя из классиков экономической теории, рабство было отменено именно ради того, чтобы извлечь из рабов гораздо большую полезность, чем приносило рабство. Раб гораздо меньше мотивирован действовать, потому что он ограничен в своих потребностях, даже если он захочет чего-то большего он не сможет этого достичь. Свободный человек, может достичь гораздо больших благ, для этого ему нужно как можно больше работать, а работая он приносит гораздо большую пользу для общества, чем раб.

Может ли эгоизм оправдать пренебрежение ценностями других людей? И здесь, мне тоже кажется, что нет. Ведь пренебрегая желаниями других людей, ради собственной выгоды, ты наживаешь себе врагов, от которых потом можешь пострадать, а учитывая их стремления, ты, как правило, не вызываешь ненависти к себе, а значит и жизнь твоя должна быть в целом более спокойной. Получается, что пренебрегать целями других людей даже с точки зрения эгоизма - не выгодно, как это пытаются преподнести нам  противники эгоизма, рисуя его довольно примитивную форму, которую придерживаются только недальновидные люди.

Может ли эгоизм оправдать убийство? Из экономики известно, что каждый человек при определённых обстоятельствах приносит пользу всему обществу, то есть каждому человеку. Каждый дополнительный человек это дополнительная польза всем, как и каждое уменьшение человека уменьшает общую пользу общества. Поэтому убийство одного человека это вред как для убийцы, так и для всего общества. И вреден для общества будет только такой убийца.

Может ли эгоизм оправдать войну? "Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, вот что несовместимо с войной", - говорил Иммануил Кант. И действительно, закон сравнительных преимуществ Рикардо это подтверждает. Исходя из него для обоих людей будет выгодно экономическое сотрудничество, чем отсутствие такового или конфликт. Конечно, в некоторых случаях, захватчик может получить блага после захвата какого-либо государства, которые окупят военные затраты, но превзойдут ли они ту выгоду которую эти два государства могли бы получить торгуя друг с другом? Можно посмотреть, что принесла Европе вторая мировая война, и что принесло мирное сотрудничество. Действительно, Европа процветает, без каких-либо захватнических войн, которые может быть и приносят выгоду в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной оказываются менее выгодными чем мирное сотрудничество.

Итак, принцип полезности и стремление к максимально возможной выгоде, действительно оказываются для общества гораздо более благими, чем все другие принципы, которые по мнению Джереми Бентама, лишь их не правильное понимание. А значит, этика эгоизма, которую оправдывает экономическая наука, вполне благоприятна для всего общества, и имеет под собой глубокие научные основания. Не удивительно, что так считали все утилитаристы, и многие эгоисты, и даже Адам Смит, хоть и не был утилитаристом, построил свою этическую теорию на эгоизме, он считал, что каждый человек стремясь получить собственную выгоду, приносит выгоду так же и другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fadeeva_statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Фадеева

Аспирант кафедры экономика ГБОУ ВПО МО

Международный университет природы, общества  человека «Дубна»

РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА

Экономическая теория или политическая экономия, как её называли раньше, была на пике своего развития одновременно с философией утилитаризма. И что особенно интересно, утилитаризм, как тогда, так и сейчас, довольно популярен среди экономистов-теоретиков. В качестве примера можно вспомнить таких известных экономистов и утилитаристов как Джон Стюарт Милль или Людвиг фон Мизес. И в этом, на мой взгляд, нет ничего удивительного, ведь принцип полезности, который является фундаментом утилитаристской философии, прекрасно сочетается с принципом экономического анализа, в котором подразумевается, что человек стремиться к максимально возможной выгоде. И там, и там цель человека видится одна - получить выгоду.

Джереми Бентам, который, опираясь на труды более ранних философов, основал утилитаризм, считал, что все люди руководствуются принципом полезности, и если человек говорит, что он руководствуется иным принципом, то его принцип ни что иное, как идеализация принципа полезности. Допустим, есть люди, которые отказываются от малейших проявлений насилия со своей стороны, потому что считают, что человеческая жизнь бесценна, но что если применять насилие к людям, которые убивают других? Разве подобное не спасёт гораздо больше жизней людей? Очевидно, что подобный отказ от насилия - это идеализация ненасилия. Ведь насилие в некоторых случаях наоборот может спасти жизни, что и является для данных людей благом, которого они пытаются достичь своим отказом от насилия.

Экономический метод и философия утилитаризма, подразумевают под собой так же эгоизм, что каждый человек стремиться только к собственной выгоде, и что даже если он пытается помочь другим, то это всё равно только его цель, и его желание, а значит от помощи другим он получает свою выгоду. Но если человек не стремиться помочь другим, а стремиться помочь только себе? Не будет ли подобный эгоизм, который защищает экономическая наука, вредным для остальных людей?

Но в каких случаях он может быть вредным?

Может ли, скажем, подобный эгоизм оправдать рабство? Исходя из классиков экономической теории, рабство было отменено именно ради того, чтобы извлечь из рабов гораздо большую полезность, чем приносило рабство. Раб гораздо меньше мотивирован действовать, потому что он ограничен в своих потребностях, даже если он захочет чего-то большего он не сможет этого достичь. Свободный человек, может достичь гораздо больших благ, для этого ему нужно как можно больше работать, а работая он приносит гораздо большую пользу для общества, чем раб.

Может ли эгоизм оправдать пренебрежение ценностями других людей? И здесь, мне тоже кажется, что нет. Ведь пренебрегая желаниями других людей, ради собственной выгоды, ты наживаешь себе врагов, от которых потом можешь пострадать, а учитывая их стремления, ты, как правило, не вызываешь ненависти к себе, а значит и жизнь твоя должна быть в целом более спокойной. Получается, что пренебрегать целями других людей даже с точки зрения эгоизма - не выгодно, как это пытаются преподнести нам  противники эгоизма, рисуя его довольно примитивную форму, которую придерживаются только недальновидные люди.

Может ли эгоизм оправдать убийство? Из экономики известно, что каждый человек при определённых обстоятельствах приносит пользу всему обществу, то есть каждому человеку. Каждый дополнительный человек это дополнительная польза всем, как и каждое уменьшение человека уменьшает общую пользу общества. Поэтому убийство одного человека это вред как для убийцы, так и для всего общества. И вреден для общества будет только такой убийца.

Может ли эгоизм оправдать войну? "Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, вот что несовместимо с войной", - говорил Иммануил Кант. И действительно, закон сравнительных преимуществ Рикардо это подтверждает. Исходя из него для обоих людей будет выгодно экономическое сотрудничество, чем отсутствие такового или конфликт. Конечно, в некоторых случаях, захватчик может получить блага после захвата какого-либо государства, которые окупят военные затраты, но превзойдут ли они ту выгоду которую эти два государства могли бы получить торгуя друг с другом? Можно посмотреть, что принесла европе вторая мировая война, и что принесло мирное сотрудничество. Действительно, европа процветает, без каких-либо захватнических войн, которые может быть и приносят выгоду в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной оказываются менее выгодными чем мирное сотрудничество.

Итак, принцип полезности и стремление к максимально возможной выгоде, действительно оказываются для общества гораздо более благими, чем все другие принципы, которые по мнению Джереми Бентама, лишь их не правильное понимание. А значит, этика эгоизма, которую оправдывает экономическая наука, вполне благоприятна для всего общества, и имеет под собой глубокие научные основания. Не удивительно, что так считали все утилитаристы, и многие эгоисты, и даже Адам Смит, хоть и не был утилитаристом, построил свою этическую теорию на эгоизме, он считал, что каждый человек стремясь получить собственную выгоду, приносит выгоду так же и другим людям.

Литература

1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Veber/_Nayka_Proff.php

2. Багдасарьян, Н. Г., Игнатьева, А. А. Образование в фокусе глобализационных процессов // Труды научного семинара «Философия — образование — общество». - М.: НТА «АПФН», 2004. - Т. 1.- С. 30-37. (Сер. «Профессионал»)