Анализ проблем инновационной деятельности и подготовка кадров

Шаранин Алексей Сергеевич

 

Российская экономика не носит характера инновационной  и всё ещё является «экономикой переходного периода», что обосновывается большими   рисками  инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации видится на путях:  развития государственно-частного партнерства; создания  национальной инновационной системы; инновационной активности российской экономики; подготовки кадров нового мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_problem_id_i_podgotovka_kadrov.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Трифонов Олег Александрович, к.э.н., профессор МГППУ,

Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»

Существующее положение в мировой экономике и сравнительный анализ состояния дел в российской экономике позволяет сделать ключевой вывод о том, что российская экономика не носит характера инновационной экономики,  а всё ещё является неэффективной сырьевой экономикой переходного периода, что  обосновывается большими  инновационными  рисками и  стоимостями инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации  видится на пути:

а)  развития государственно-частного партнерства;

б) создания и развития национальной инновационной системы;

в) инновационной активности российской экономики;

г) переподготовки и подготовки кадров нового мышления.

Понимание инновационной активности позволит изучить суть «инновационного развития» экономики, а термина «развитие» как понятия, указывающего на качественные изменения в экономике в целом и  отдельно в субъектах хозяйствования c расширением возможностей.

Известны следующие факты сложившейся ситуации [3]:

- данные о начальной стадии инновационной цепочки – блок «Знания»: 12% численности ученых в мире (т.е. число ученых в РФ) создают лишь 0,3% мировой наукоемкой продукции;

           - данные о конечной стадии инновационной цепочки – блок «Конечная инновационная продукция» - только 7-10% продукции РФ является инновационной в сравнении с 70-80% объемов инновационной продукции в развитых зарубежных странах.

Отметим, что доходность венчурного бизнеса в России 10-15%, а на Западе  40%. По заключению Счетной Палаты РФ на 2012 г. по объему оцененных и учтенных на балансе предприятий нематериальных активов (НМА) Россия находится далеко не в первой десятки в мире, что, разумеется, не соответствует фактической действительности по формальным признакам  [4, С. 35-38]. Например, фирма «АНТК им. Ильюшина» имеет на балансе НМА на незначительную сумму; 5,5% в общем объеме промышленной продукции считается инновационной продукцией. Имеется  ситуация, когда предприятие по какому-то из видов продукции в лучшем случае зарегистрировало патент.  

Проблемой в инновационной деятельности является отсутствие кадров, как определяющих инновационную политику в регионах, так и  работающих в инновационной сфере. Это государственные и муниципальные служащие, руководители и специалисты реального сектора экономики.

Решение этой проблемы связано с необходимостью разработки и реализации модульно-компетентностного подхода в обучении инновационных специалистов с перечнем определенных программ обучения и самой технологией обучения, что особенно важно при вступлении России в ВТО.

Быстро решить проблему дефицита  кадрового обеспечения в России возможно и необходимо через широкую сеть системы дополнительного профессионального образования (ДПО), как наиболее мобильной.Однако, это не исключает  планомерную подготовку новых кадров рабочих, специалистов  и управленцев различных отраслей в ПТУ, СУЗах и ВУЗах, способных работать в условиях модернизации и конкуренции.

 По мере вхождения России в ВТО, будет возрастать конкуренция на внутреннем рынке страны, свертыванию и разорению конкурентно слабых производств. Отсюда увеличение безработицы, падение платежеспособного спроса, перелив рабочей силы между предприятиями и отраслями,   миграция населения. Для смягчения социальной напряженности должна быть развернута сеть целевой  переподготовки кадров для востребованных специальностей и профессий, а переподготовка управленцев должна включать в себя также освоение законодательной базы и судебной практики ведущих стран ВТО. Соответственно формируются учебные программы для системы ДПО.

           Авторами [1] проанализированы внутри образовательного подкластера образовательные программы с инновационной направленностью обучения; сформированы инновационные компетенции желаемых специалистов для работы, например в Национальном Центре Авиастроения (НЦА) как Авиационного инновационного кластера (АИК); проанализированы связи (отношения) между образовательными учреждениями, входящими в образовательный подкластер. На основе полученных результатов формируется стратегия инновационного развития образовательного подкластера, основанная на модульно-компетентностном подходе.  

В образовательном подкластере можно выделить три типа направлений подготовки следующих специалистов: например, экономические Вузы: Высшая школа экономики,  Муниципальный институт г. Жуковский,  Международный институт менеджмента ЛИНК – инновационный менеджер, менеджер по инновационному развитию организаций или кластеров; технические Вузы: Московский технический университет им. Н.Э.Баумана, Московский авиационный институт  – инженер-менеджер, инженер - менеджер наукоемкого производства; научно-исследовательские: Московский физико-технический институт  – технологический менеджер или технологический предприниматель.

В настоящее время в образовательном подкластере реализуется инновационный образовательный проект, цель которого заключается в создании инновационной образовательной системы, включающей в себя широкомасштабные научные исследования, современные формы и методы обучения с использованием дистанционных технологий и активным внедрением полученных результатов в практику, включая создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Здесь же возникает проблема формирования взаимоувязанной системы существующих стандартов обучения (специальностей и специализаций) для реализации необходимого инновационного образовательного процесса на примере в НЦА как АИК.    

На примере экономических специальностей эта проблема решается следующим образом  [1]: разработаны 16 модулей учебных курсов изданные в виде учебника и учебных пособий; создаются кафедра «Инновационные технологии», Бизнес-инкубатор, Инновационный образовательный центр; сформированы и описаны  квалификации выпускников: а) инновационный менеджер, б) менеджер по инновационному развитию организаций, в) менеджер по инновационному развитию кластеров и подкластеров

           Второй проблемой является разработка и внедрение инновационных проектов.Решение её связано с системной генерацией, описанием и экспертизой инновационных проектов, с повышением инвестиционной привлекательности проектов , с  вовлеченностью в эту деятельность инновационных специалистов.

Третьей проблемой являются элементы национальной инновационной системы. Решение проблемы связано с регионально-отраслевой кластеризацией субъектов хозяйствования, с количественным анализом их инвестиционной эффективности и системным включением в эти кластеры адекватных элементов инновационной инфраструктуры.

Четвертую проблему составляет инновационная среда, базирующаяся на инновационной кластеризации. Решение ее заключается в системном объединении инновационной деятельности региональных отраслевых кластеров и, как следствие, в системном объединении элементов инновационной инфраструктуры. Например, создание НЦА в г. Жуковский призвано обеспечить российской авиации развитие и рост, а также прорыв России в мировые экономические лидеры.  Таким образом, должна быть сформирована сеть научных венчурных предприятий при поддержке государства. Дополнительные возможности должны быть предложены для малого бизнеса.

Пятой проблемой  являются проблемы коммерциализации  результатов исследований и разработок. Трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, пригодный для производства  и интересный рынку, самый трудный этап в цепочке, связывающей науку с потребителем. Причина  - непонимание специалистами нужд рынка, отсутствие соответствующих знаний и опыта в области технологического предпринимательства.

Сегодня каждый научный институт вынужден в той или иной степени развивать новое для себя направление - коммерциализацию полученных результатов. Так поступают в каждом зарубежном университете или  научном центре. Большинство руководителей российских научных коллективов имеет слабое представление о коммерционализации. Раньше они занимались внедрением и пытаются продолжать эту работу в новых экономических условиях. Однако внедрение – понятие из другой области экономики [5].

        Ключевое звено в развитии инновационной деятельности в нашей стране - это не деньги и даже не нормативная база,  а  кадры,  способные грамотно вести коммерциализацию научно-технических разработок, входить в контакты с зарубежными партнерами, выводить на мировой рынок свои разработки.

        В процессе коммерциализации  два участника: продавец и покупатель. Наука, выступающая в роли продавца, до коммерциализации уже доросла на основе государственного-частного партнерства.  Промышленные предприятия, которые должны выступать в  роли покупателя, не рассматривают технологию как лежащий на поверхности ресурс. Для них интересны такие ресурсы как реструктуризация и рачительное распоряжение имеющимися фондами, хотя поиск и внедрение новых технологий тоже постепенно входят в сферу интересов предприятий. Поэтому взаимодействие российских научно-технических и промышленных предприятий в новых рыночных условиях – одна из основных существующих на сегодняшний день проблем.

        Распространено мнение, что в условиях  низкой платежеспособности целесообразнее финансировать разработку пусть не самого лучшего, но продаваемого в России продукта. Это не так. Выгоднее привезти уже имеющийся на мировом рынке инновационно-перспективный продукт или технологию его производства, чем тратить средства на освоение выпуска  посредственного продукта. Выгоднее, потому что менее рискованно, а значит дешевле. Без конкурентоспособности будущего нового продукта вкладывать деньги в его создание не целесообразно.

Обычно все говорят о недостатке средств для доведения разработки до производства и рынка. На самом деле эта проблема редко бывает главной. В рыночной среде, если выходишь с коммерчески значимой инициативой, деньги всегда находятся. Однако помимо интересной идеи важна организация, т.е. способность конкретных людей эту идею реализовать.  

            Опыт показывает, что в реальных условиях от идеи создания нового продукта до поступления  доходов от его продажи на   проходит года три-четыре, в редких случаях - меньше. Это период инновационного проекта. Для того чтобы довести разработку от лабораторного прототипа до опытной партии нужно около 1-2 млн. $ (мы не рассматриваем здесь затраты, связанные с предысторией разработки). Никто не дает таких денег сразу. Дают маленькими порциями за каждый отдельный шаг реализации инновационного проекта.

Основанием для инвестиций является легенда, называемая "объемом будущего рынка нового продукта".  В легенду можно верить, или не верить - подтвердить ее без нового продукта нельзя. По мере того как он создается и выводится на рынок, легенда уточняется, выдвигаются аргументы в ее защиту. Даже когда появляется опытная партия и первые покупатели, легенда остается все еще не подтвержденной: планируемого рынка для этого продукта пока нет, и никто еще не достал из кармана 100 млн. $, чтобы его купить. Однако уже можно строить достоверные прогнозы. Именно в тот момент, когда идет продажа опытных партий, начинается процесс расширения производства. Превращаясь в серийное производство, малое предприятие обычно и продается, цена которого, как правило, начинается с десятков миллионов $. В этом экономический смысл инновационной деятельности. Кто в результате получит деньги?  Предприятие и те, кто к моменту продажи бизнеса  имеют долю в этом предприятии, в том числе разработчик и менеджер.

        Возникает закономерный вопрос, сколько %  на финишной прямой остается разработчику? Если он не вошел в число менеджеров, а остался специалистом, занимающимся только техническими вопросами, он оставляет за собой статус автора и получает "на выходе" менее 10%. По этому вопросу мнение большинства ученых  прямо противоположное.

        Создание новой продукции  проходит 4 основных этапа [2]: анализ концепции нового продукта (концептуальная стадия), лабораторная проверка осуществимости идеи (лабораторная стадия), создание опытного образца продукции (технологическая стадия), подготовка производства опытной партии и его реализация (производственная стадия). Каждый из этих этапов требует возрастающих на порядок инвестиций. А тот, кто приносит деньги, "отхватывает" часть прав собственности.

Кроме продавца и покупателя в процессе коммерциализации важную роль играет инфраструктура, элементом которой являются технопарки,  прошедшие в своем развитии три стадии. На первой стадии они предоставляли инновационным предприятиям льготные помещения. На второй стадии технопарки предоставляли в общее пользование службы обеспечения. Третье же поколение технопарков  осуществляют менеджмент и делают это, рассчитывая на долю в будущей прибыли. С помощью технопарка, как мощного информационного и финансового канала, у малого предприятия могут открыться новые возможности для выхода на мировой рынок.

        В инновационной сфере наглядно отразились многие изменения в экономической жизни страны, которые принесли с собой реформы. Вопросы распределения прав на результаты исследований и разработок между авторами и различными организациями, в которых они работают, организационно-правовые формы коммерциализации этих результатов, особенности финансирования рисковых инновационных проектов, поиск и взаимодействие со стратегическим партнером, стратегическое бизнес-планирование, управление интеллектуальной собственностью, трансфер технологий – эти и иные аспекты процесса превращения научно-технической продукции в товар – совершенно новые для российских ученых и производственников в условиях рыночных отношений и различных форм  собственности. Отношение же к малому инновационному бизнесу не всегда доброжелательное, особенно в институтах, из которых такие предприятия возникли. Потому поле для дискуссий остается достаточно широким.

Вышеописанные проблемы и пути их решения формулируют определенные требования к администрации регионов и отраслей, к руководителям субъектов хозяйствования. Эти требования заключаются в государственном подходе для решения этих проблем, достаточном уровне знаний в области инноватики и инновационной деятельности.

Литература

1.   Арутюнов Ю.А, Киселева М.М., Коротаева О.В. Опыт практической работы по инновационному развитию регионального/отраслевого подкластера образовательных учреждений. Учебное пособие. Долгопрудный. МФТИ . 2011.

2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционно-инновационных проектов. М.: Юнити. 2010. 364 с.

3. Гунин В.Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы. М.: ГУУ. 2011. 258 с.

4.  Ескин К., Крутик А. Инновационная деятельность и новые открытия - государственная стратегия реформирования // Инновации. 2012. №7. С.35-38

5. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности: Учебное пособие  / Под ред. В.В. Балашова, В.В. Масленникова. М.: ГУУ. 2011. 270 с.