ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Шаранин Алексей Сергеевич

 

В настоящее время проблема инновационного развития является актуальной для всех субъектов хозяйственной деятельности России. Это обусловлено тем, что накопленный ресурсный потенциал и стремительное изменение условий ведения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках приводят к пересмотру приоритетов руководства организации в пользу управлениями инновациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ir_kak_ekonomicheskaya_kategoriya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»

В настоящее время проблема инновационного развития является актуальной для всех субъектов хозяйственной деятельности России. Это обусловлено тем, что накопленный ресурсный потенциал и стремительное изменение условий ведения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках приводят к пересмотру приоритетов руководства организации в пользу управлениями инновациями.

В настоящий момент в литературе используются множество определений понятия развитие. Например, развитие предполагает накопление качественных новообразований 1; развитие как процесс и результат целенаправленной управленческой деятельности  в изменяющейся экономической среде 4; развитие как инструмент эффективного перераспределения ресурсов 5; развитие и (или) обновление организации как процесс предложения, создания и сохранения под контролем необходимых жизненно важных для организации перемен 6 и т.д.

Исходя из этих определений, в основе развития организации лежат качественные изменения организации, связанные в значительной степени с совершенствованием управляющей подсистемы. Качественные изменения организации происходят благодаря упорядочиванию процессов, протекающих в них, изменению их алгоритмов.

С другой стороны, понятие развитие организации можно связать с понятием инновация, представленным в статье [3].

Основной причиной введения понятия инновационное развитие является потребность оценивать и прогнозировать влияние результатов инновационной деятельности на функциональное и экономическое изменение как внутренних элементов организации, так и организации в целом. Анализ работ отечественных и зарубежных учёных-экономистов, посвященных инновационному развитию организаций показывает, что понятие инновационное развитие связывают со следующими аспектами:

  1. с ростом инновационного потенциала, раскрывая при этом ресурсное обеспечение инновационной деятельности [4];
  2. с изменением её уровня конкурентоспособности. При этом инновация представляется как основное конкурентное преимущество [8];
  3. с достижением максимальной эффективности инновационного процесса, определяемой количественно по полноте и быстроте движения по инновационному циклу [9];
  4. с возможностью вводить технологии в хозяйственный оборот, подразумевая при этом под движущим фактором ИР степень новизны инноваций [10].

По мнению авторов данной статьи, более полным, адекватным современным экономическим условиям определением ИР можно считать изменение качественных характеристик организации с расширением рыночных возможностей на основе  инноваций продуктового и процессного типа.

В естественных науках развитие трактуется как некие переходы качественного характера, например, переход льда в воду или переход воды в пар.  При этом, эти переходы характеризуются тем, что у льда кристаллическая решетка жесткая,  у воды молекулы связаны по парам, а у пара молекулы не связаны друг с другом. Аналогичные переходы агрегатного состояния вещества (как состояния воды, льда, пара) могут быть в субъекте хозяйствования. Эти состояния трактуются как «агрегатные» экономические состояния организации.

Проводя аналогию с фазовыми (агрегатными) состояниями создаваемых  продуктов (услуг), можно описывать агрегатные состояния на схеме «Стадии инновационного развития продукта (услуги) и позиционирование субъекта хозяйствования на трех рынках» (рис. 1).

Действительно, каждая из стадий на этой схеме представляет собой продукт, находящийся в своем агрегатном состоянии и переход от одной стадии к другой и является изменением агрегатного (фазового) состояния продукта (услуги). Поэтому такие изменения трактуются как качественные изменения продукта (услуги).

Инновационные изменения качественного характера в субъекте хозяйствования в силу определения ИР можно отслеживать на рынках «технологий – продуктов – инвестиций» (рис.1.).

Рис. 1 Стадии инновационного развития продукта (услуги) и позиционирование субъекта хозяйствования на трех рынках

Кроме того, позиционированием организации на трех рынках («технологий – продуктов – инвестиций») можно демонстрировать изменения, которые в организации произошли или могут произойти. Утверждается, что переходы с одного уровня позиционирования на другой являются переходами качественного характера, позволяющие расширить рыночные возможности (рынки технологий, продуктов, инвестиций).

Изменения позиционирования могут быть вызваны необходимостью повышения конкурентоспособности, расширения сегмента рынка, повышения стоимости компаний на рынке и т.д.

Эти возможные изменения можно определенным образом описать, если ввести три оси координат:

- ось, по которой будем измерять изменения на рынке технологий и как следствие позиционирование на рынке технологий;

- ось, по которой будем измерять изменение на рынке продуктов и соответственно измерять эффективность работы на рынке продуктов;

- ось, по которой будем измерять эффективность работы с инвестициями и как следствие позиционирование на рынке инвестиций.

Эти оси могут составлять основу количественного описания инновационных изменений на предприятии.

Владение новыми знаниями (и правами на эти новые знания) позволяет приобрести новое качественное состояние. В отличие от материальных активов (деньги, сырье, оборудование, финансы) не приобретается качество, а приобретается новое количество.  Поэтому за счет новых знаний (и прав на них) могут  появляться качественные изменения.

Таким образом, ИР трактуется как качественные изменения продуктов, технологий, инвестиций с расширением рыночных возможностей на основе инноваций.

Эти качественные изменения порождают возможности изменения как внутри организаций, так и на рынках.

Список литературы

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие. М.: «Анкил». 2003. 360 с.

2. Арутюнов Ю.А., Барыкин А.Н. Модель инновационного развития организаций. «Предпринимательство». №6. 2006. С.25-27.

3. Арутюнов Ю.А., Башкатов И.П., Шаранин А.С. Инновация как экономическая категория. «Предпринимательство». №4. 2009.

4. Аскарова А.А. Оценка инновационного потенциала предприятий малого бизнеса. М.: «Дело», 2006. 250 с.  

5. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены.  Учебное пособие.  М.: «Дашков и К». 2005. 380 с.  

6. Баранчеев В.П., Мартынов Л.М. Механизм инновационного развития организации // Изобретательство. №7. 2005. С. 11 – 28.

7. Герасимов Б.Н. Организационное развитие с использованием существующего инновационного потенциала // Инновационные процессы в менеджменте: сборник статей III Международной научно-практической конференции.  Пенза. 2006. С. 33 – 35.

8.  Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий.  М.: «ТЕИС». 2005. 235 с.  

9. Крылов Э.Н., Власова В.М. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: “Финансы и статистика”. 2006. 425 с.

10. Максимов Ю., Митяков С. Инновационное развитие экономической     системы: эффективность трансфера технологий // Инновации. №7. 2006. С. 34-40.

Знания

Ир

ОО

Технология

Опытная серия

Промышленная серия

Рынок

Рынок технологий

Рынок продуктов

Рынок инвестиций