Главные вкладки

    ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ

    Шаранин Алексей Сергеевич

     

    В ФЗ «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.» одной из целей государственной политики назван переход экономики страны к инновационному пути развития. Ключевым направлением достижения данной цели является обеспечение эффективного вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности для перехода к инновационной экономике. Фактически - это развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение её эффективности. Сегодня важно последовательно работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию российского общества и чтобы они носили инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovacionnoe_razvitie.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ

    Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»,

    Арутюнов Юрий Артёмович, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник    ФГУП «ЦАГИ»

    В ФЗ «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.» одной из целей государственной политики назван переход экономики страны к инновационному пути развития. Ключевым направлением достижения данной цели является обеспечение эффективного вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности для перехода к инновационной экономике. Фактически - это развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение её эффективности. Сегодня важно последовательно работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию российского общества и чтобы они носили инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию.

    В этом смысле инновационное развитие страны является единственной возможностью для России занять в глобальном мировом экономическом пространстве XXI века подобающее место и сохранить статус великой державы.

    В связи с этим инновационный характер развития экономики – это формирование элементов новой национальной инновационной системы рыночного типа, в которую вошли, в частности, независимые исследовательские центры, малые инновационные фирмы (включая инжиниринговые и консультационные), центры трансфера технологий и фонды, финансирующие инновационную деятельность. Однако в правительственной Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) признается, что темпы создания эффективной системы инновационной деятельности не достаточно высоки.

    Центральной отраслью в г. Жуковский является  авиапромышленность. По словам В. Путина 3 без авиации в г. Жуковский решить задачу инновационного развития экономики невозможно, а решить её надо обязательно, поскольку за этим будущее г. Жуковский.

    В результате инновационное качество экономического роста – это качественный экономический рост с применением более совершенных факторов производства и технологий.

    Озвученная Д. Медведевым 2 на V Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года  программа «4И» включает следующие структурные элементы: институт, инфраструктура, инвестиции, инновации.

    Применительно к г. Жуковский структурные элементы программы «4И» Д. Медведева могут быть рассмотрены через трактовку В. Путина 20 февраля 2008г. в г. Жуковский  3 , которая, по существу, является проекцией программы «4И», следующим образом. В частности, «Институт»  - совокупность норм права, например, в экономике. Поэтому можно считать, что слова В.Путина об инновационном характере развития экономики и России в целом и об инновационном качестве экономического роста имеют ввиду именно инновационную форму экономического устройства России, в том числе и экономического устройства авиационного кластера в г. Жуковском.                 «Инфраструктура» - это как промышленная, транспортная и социальная инфраструктура авиационного кластера, так и его инновационная инфраструктура - научные венчурные компании, центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.

            «Инновации» - авиационная техника (как инновационный продукт) и авиационные технологии, которые могут быть основой инновационных технологий других отраслей экономики России.

     «Инвестиции» - это материальные ресурсы, которые государство готово выделить для создания авиационного кластера.

    В. Путин выразил уверенность в том, что город Жуковский станет инновационной столицей новой России. В этом смысле Жуковский как инновационная столица авиационного кластера должен являться:

     - инновационным экономическим лидером, базирующемся на инновационном качестве экономического роста;

    -  производителем инновационных продуктов и технологий;

    - отраслевым субъектом хозяйствования, имеющем: отлаженный механизм превращения «научных идей в доход», инновационную инфраструктуру и доступные инвестиции в инновационные проекты.

    Создание Национального Центра Авиастроения (НЦА) в Жуковском призвано обеспечить российской авиации развитие и рост, а также прорыв России в мировые экономические лидеры.

    У Жуковского есть возможность стать динамично развивающимся центром авиастроения России, но для этого предстоит создать авиационный кластер. В целом, должен быть создан научно-инновационный комплекс, который должен представлять собой объединение, призванное решать следующие задачи:

    - разработка идеологии и технологий нового поколения продуктов;
         - разработка методов управления технологическими процессами на
    основе систем с элементами искусственного интеллекта и т.д.

    Таким образом, здесь должна быть сформирована сеть научных венчурных предприятий. Дополнительные возможности должны быть предложены для малого бизнеса, для самостоятельных лабораторий, дизайнерских и научных центров. Такая среда уже по своему духу настроена на инновационное качество экономического роста и во многом является проектом города будущего.

    В этой связи интересным представляется рассмотрение понятий Авиационного кластера и Инновационного Авиационного кластера.

    Авиационный кластер может рассматриваться в трёх аспектах.

    Первый - как регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, тесно  взаимодействующие друг с  другом для  усиления коллективной конкурентоспособности.

    Второй - как вертикальные   производственные   цепочки,   сети,   которые

    формируются вокруг головных фирм и связанны через взаимоотношения

    покупатель-поставщик, поставщик-покупатель, общие каналы закупок или

    распределения.

    Третий - как отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации.

    Инновационный авиационный кластер - это такая научная,  инженерная, конструкторская, менеджерская, финансовая среда, которая по своему духу настроена на инновационное качество экономического роста.

    Исследованиями установлено, что вероятность успеха реализации программы создания инновационного авиационного кластера в Жуковском силами федеральных, областных и городских структур во многом определяется способностью решения двух взаимосвязанных задач.

    Первая задача: Формирование и реализация  концепции авиационного   кластера  в г. Жуковском путем создания НЦА.

    Вторая задача: Формирование   и   реализация   концепции   инновационного   развития авиационного   кластера   в   г. Жуковском   путем  создания   инновационной инфраструктуры для генерации и сопровождения инновационных проектов.
            Если по первой задаче имеется определённое понимание и опыт решения, то решение второй  задачи даже на уровне отдельного субъекта хозяйствования (НИИ, промышленные предприятия, предприятия малого и среднего бизнеса, Вузы и т.д.) представляет на сегодняшний момент трудности как методологического, так и практического характера.

    Таким образом, по словам Д. Медведева 2 построение национальной инновационной системы - это сложная, но ключевая задача нашей экономики.

    Для развития эффективной национальной инновационной системы правительство посчитало необходимым принятие следующих мер:

    - создание условий, стимулирующих внедрение и использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;

    - развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов;

    - развитие рынка услуг в области инновационной деятельности;

    - совершенствование системы образования в инновационной сфере;

    - совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности;

    - развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (особые экономические зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);

    - стимулирование экспорта и внутреннего спроса на инновационную продукцию российских предприятий.

    Установлено, что для практической разработки и реализации намеченных планов необходимо решение многих вопросов, в том числе, в области разработки и реализации программы инновационного инфраструктурно-проектного развития г. Жуковского как регионального / отраслевого кластера. Эта работа должна включать следующие направления:

     Формирование концепции «Инновационного инфраструктурно-проектного развития Авиационного кластера»

     Разработка механизма реализации концепции «Инновационного инфраструктурно-проектного развития Авиационного кластера»

       Реализация концепции «Инновационного инфраструктурно-проектного развития Авиационного кластера» в соответствии с  разработанным механизмом.

    Для реализации концепции «Инновационного инфраструктурно-проектного развития Авиационного кластера» предлагается следующая программа действий:

           - научить управлять инновационным инфраструктурно-проектным развитием регионального / отраслевого кластера;

           -  разработать учебную программу инновационных проектов в условиях частно – государственного партнерства;

           -  научить работать с инновационными проектами (предметными и инфраструктурными), обосновывать стратегию инновационного развития и необходимость создания инфраструктурных элементов инновационного комплекса (Фондов, Технопарков, консалтинговых фирм, бизнес - школ и т.д.;         - обобщить опыт инновационного развития хозяйствующих субъектов регионального кластера;

            - обосновать систему показателей инновационного развития;

            - разработать модель формирования портфеля инновационных проектов частно-государственного партнерства;

            - разработать методику проведения мониторинга и управления инновационными проектами;

            - разработать критерии отбора инновационных проектов (предметных и инфраструктурных) и возможные источники их финансирования;

            - разработать нормативно – методические положения, регламенты, необходимые для организации и регулирования технологиями инновационного развития;

    - создание необходимой информационной базы для разработки программы инновационного инфраструктурно-проектного развития регионального/ отраслевого кластера г. Жуковского;

    - разработка схемы взаимодействия участников инновационных проектов частно-государственного партнерства;

    - формирование модели  инновационной кооперации участников регионального / отраслевого кластера:

            (а) Малый и средний бизнес;

            (б) Промышленные предприятия;

            (в) Разрабатывающие организации;

            (г)  Образовательные учреждения;

            (д)  Финансовые организации.

    Из этого следует, что реализация программы инновационного инфраструктурно-проектного развития Авиационного кластера послужит основой для инновационной политики и практической её реализации в г. Жуковский.        

    Литература

    1. Арсеньев В.А. Инновационная политика и пути её практической реализации. М: «Дело», 2007. 325 с.

    2. Речь Медведева Д. 15 февраля на V Красноярском экономическом форуме.

    3. Речь Путина В.В. 20 февраля в г. Жуковский.