Главные вкладки

    ИННОВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    Шаранин Алексей Сергеевич

     

    Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В процессе совершенствования традиционных укладов жизни стали изучаться закономерности технических, технологических, организационных, экономических и других инноваций. В настоящее время отмечается тенденция, что во всех аспектах всё большую роль приобретают экономические вопросы, связанные с внедрением инноваций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovaciya_kak_ekonomicheskaya_kategoriya.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИННОВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    Шаранин  Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»,

    Башкатов Игорь Петрович, д.т.н.,

    Арутюнов Юрий Артёмович, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник ФГУП «ЦАГИ»

    Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В процессе совершенствования традиционных укладов жизни стали изучаться закономерности технических, технологических, организационных, экономических и других инноваций. В настоящее время отмечается тенденция, что во всех аспектах всё большую роль приобретают экономические вопросы, связанные с внедрением инноваций.

    Австрийский экономист Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития»  ввел в научный оборот термин «инновация» и впервые рассмотрел вопросы значимости инноваций в развитии организаций, дав полное описание инновационного процесса. В частности, Шумпетер выделил пять изменений в развитии, связанных с инновациями:

     использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

     внедрение продукции с новыми свойствами;

     использование нового сырья;

     новаторские изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

     появление новых рынков сбыта.

    По этим позициям, согласно Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций факторов производства», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития» 4. Тем самым, Шумпетер обозначил особую роль экономического аспекта инновации в рамках производственной функции. Он отмечает, что «производственная функция описывает количественное изменение продукта и воздействующих на него факторов. Если вместо суммы факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию» 4.

    Определение Шумпетера не является исчерпывающим по всем аспектам инновации. Так, в экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует множество трактовок понятия инновация, что свидетельствует об отсутствии общепризнанной терминологии в этой области. Зачастую авторы вкладывают в понятие инновация разный смысл, исходя из того, что концентрируют своё внимание на отдельных аспектах инновации.

    Так, Б. Твисс рассматривает инновацию не столько с экономической точки зрения, сколько с технологической и говорит о том, что инновационный продукт определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности» 2.

    Более широкое толкование этого термина дает Оксфордский толковый словарь 1. В нем усиливается стратегический аспект в связи с тем, что инноватор или компания должны получить преимущество перед конкурентами. При этом затрагивается и стратегия внедрения самой инновации. В данном случае стратегии связаны с выпуском новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос и с разработкой технологических новшеств, создающих новые рынки.

    Все эти наиболее ярко выраженные аспекты инновации представлены в определении, которое сформулировано в «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2005 гг.», в которой инновация определена как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности 6.

    Таким образом, инновация является многоаспектным явлением. При этом инновация рассматривается как явление (продукт) и как процесс. В этой связи важным является рассмотрение таких понятий, как новшество и нововведение, которые тесно связаны с инновацией. Такие авторы, как А.И. Пригожин, Н.Л. Маренков, считают, что термин «инновация» является синонимом «нововведения» и «новшества» и может использоваться наряду с ними. По мнению авторов данной статьи, между этими понятиями есть существенные смысловые различия, которые необходимо отметить.

    Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.  Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, то есть продуктов инновационной деятельности 7. Таким образом, новшество более характерно для инновации как продукта.

    Нововведение означает, что новшество используется. Нововведение более характерно для инновации как процесса. С момента появления на рынке новшества, оно приобретает новое качество и требует переосмысления самого процесса внедрения этого новшества.7. В этом смысле инновационным становится сам процесс внедрения новшества, а критерием качества этого процесса может считаться его требуемая эффективность.

    Именно поэтому авторы работы, посвященной инновациям, выразили это понятие в виде формулы 8: Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность. Вместе с тем, следует отметить, что в этой трактовке не отражено влияние эффективности нововведения как такового, то есть эффективности продвижения этого новшества. В результате получается парадоксальная ситуация, в которой новшество само по себе имеет очевидные потребительские нужды, но испытывает трудности, связанные с внедрением этого новшества.  То есть трудности связаны  с нововведениями. В итоге, возникает потребность в изменении этой формулы, то есть трансформировать её к виду: Инновация = Новшество + Эффективность новшества + Эффективность нововведения, то есть эффективность продвижения этого новшества.

    Такой подход к определению инновации подчёркивается в работах многих ведущих экономистов, но явно не выводится. Так, например, во многих работах эффективность новшества выражается в дополнительной выгоде, которую получает инноватор. Эта выгода рассматривается, в основном, относительно новшества. В связи с этим в экономической литературе появился термин «инновационная рента» 8. Здесь в этом термине отражается, прежде всего, достигнутая эффективность самого новшества. При этом считается, что основными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Все эти свойства в равной мере важны для определения и существования категории «инновация». Коммерциализация по отношению к инновации в этом случае выступает как потенциальное свойство, без которого она становится простым новшеством 8.

    Кроме того, в статье Волынкиной М.В. «Правовая сущность термина «Инновация» 3 проводится подробное исследование и формулируется авторский вариант термина «инновация», отражающий правовой характер отношений в сфере инноваций.  Правовая сущность здесь подчёркивает то, что рассматривается как эффективность самого новшества, так и эффективность его внедрения.

    В этой связи возможно сделать ряд важных для дальнейших исследований выводов. Во-первых, специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или процесса. Во-вторых, эффект, который должна обеспечивать инновация, может быть техническим, экономическим, социальным и экологическим. Поэтому существенно расширяется диапазон возможных показателей эффективности инноваций, что даёт дополнительные возможности в принятии обоснованных управленческих решений при реализации инновационных проектов. В-третьих, при определении общей эффективности новшества необходимо учитывать как эффективность новшества, так и эффективность его продвижения, то есть эффективность нововведения в целом.

    С учётом всего многообразия аспектов к определению сущности инновации могут быть выделены, по крайней мере, две наиболее значимые точки зрения, которые выражены в соответствующих подходах к анализу инновации. Авторы данной статьи придерживаются особенной, синтетической точки зрения, в которой инновация определена положением на континууме продукт – процесс (рис. 1).

    Рис. 1 Синтетическая точка зрения на инновацию

    На этой схеме, первая точка зрения ориентирована на процесс, поэтому её можно рассматривать как динамическую характеристику инновации. Этой точки зрения придерживаются Б. Твисс, Б. Санто, К.Г. Галстян.

    Вторая же точка зрения определяет инновацию как продукт и поэтому может рассматриваться как статическая характеристика инновации. Сторонники этой точки зрения – Р.А. Фатхутдинов, А.М. Медынский, А.Е. Яковлев.

    Проанализировав различные аспекты инновации, можно сделать вывод о том, что большинство ученых рассматривают преимущественно статическую характеристику инновации, а не динамическую. А ведь именно динамическая характеристика инновации является теоретическим основанием для усиления веса таких составляющих инноваций, которые отражены в её технологическом, техническом, социальном, организационном и стратегическом аспектах.

      В этой связи, поскольку диапазон показателей эффективности инноваций в понимании данной статьи существенно расширяется, то это должно найти отражение в процессах формирования инновационного потенциала и в структуре самого инновационного потенциала организации.

    Особенности различения этих процессов и структур будут определяться той совокупностью показателей эффективности инноваций, которая обладает актуальной значимостью в конкретной организации. Так, например, для одних организаций значимыми могут быть только экономические показатели эффективности инноваций, для других – только технологические, для третьих – и то, и другое вместе. В итоге, и структура инновационного потенциала будет формироваться исходя из этой совокупности показателей.

    В конечном счёте, одни авторы 2, 8 делают акцент на ресурсное обеспечение инновационных проектов, финансово-экономические и организационно-технические аспекты деятельности организации, другие 5, 7 – во главу угла ставят корпоративный дух, политику организации по отношению к нововведениям.

    Подавляющее большинство авторов выделяет процесс реализации инновационных инициатив и выхода новаций на рынок как важнейшую отличительную черту именно инновационного потенциала в отличии, например, от научно-технического потенциала. Тем самым подчеркивается, что инновационный потенциал, его высокий уровень – средство достижения прибыли, при этом являются не экстенсивными, а интенсивными методами.

    В этой связи, с понятием инновационный потенциал тесным образом связаны понятия инновационная восприимчивость и научный потенциал.

    Инновационная восприимчивость трактуется в научной литературе как способность создавать и применять пионерные технологические новшества, либо готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию 5. Однако данное определение не содержит упоминания о способности организации создавать и применять продуктовые и организационные новшества, в определении делается упор на воспроизводство «чужих» новаций.

    Инновационная восприимчивость организации зависит от различных внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится наличие благоприятных экономических, организационных, психологических, кадровых и технических условий для инноваций. Важным звеном в поддержке инновационных инициатив в организации является и информационный аспект, то есть место взаимодействия информации о нововведениях в системе принятия решений в организации. Существенную роль играют внешние факторы, связанные с развитостью рыночных отношений, состоянием финансово-экономической системы, социально-экономическими и политическими факторами, наличием или отсутствием благоприятного инновационного климата и поддержки со стороны государства, позиционированием организаций в отрасли, характеристики самой отрасли, развитостью соответствующей инфраструктуры местоположения организации.

    Таким образом, инновационная восприимчивость есть составная часть инновационного потенциала, отражающая способность организации реализовать и применять новации.

    Научный потенциал также как и инновационная восприимчивость является характеристикой организации. Некоторые источники 5 считают научный потенциал исходной базой для инноваций, а высокий его уровень выделяют как одну из ключевых характеристик преуспевающих организаций. Высокий научный потенциал, а значит, наличие в организации достаточного количества научных и высококвалифицированных инженерных кадров есть условие для успешной генерации или воспроизведения новаций.

    В этом смысле, научный потенциал организации также является составной частью инновационного потенциала, отражающего возможность генерации, разработки новшеств для собственных нужд организации и поставки этих новшеств на рынок. Научный потенциал представляет собой характеристику организации, напрямую зависящую от внутренних факторов, среди которых выделяются кадровый, технический факторы, а также социально-психологический климат в коллективе, его структурный и социокультурный потенциал, финансирование НИОКР в организации. Научный потенциал тяготеет к социально-культурным, социально-психологическим, техническим показателям эффективности, но к экономическим имеет меньшее отношение, нежели инновационная восприимчивость, которая ближе к экономическим, финансовым, политическим и организационным показателям эффективности.

    Инновационная восприимчивость и научный потенциал организации не исчерпывают перечень структурных составляющих инновационного потенциала. Поскольку одним из основных свойств инноваций является их рыночная востребованность, то они должны обладать не только новизной как ко всему обществу, так и по отношению к конкретной организации, но и удовлетворять рыночному спросу, то есть обладать рыночным потенциалом как показателем эффективности работы организации, реализации её инновационного потенциала.

    Схема структурных составляющих инновационного потенциала представлена на рис. 2.

    Рис. 2 Структурные составляющие инновационного потенциала организации

    Таким образом, анализ инновационного потенциала каждой организации должен зависеть от соотношения основных составляющих инноваций и включать исследование таких факторов, как наличие ресурсов для инновационной деятельности, а также их распределение в организации, способность реагировать на новаторские действия конкурентов и принимать во внимание тенденции развития отраслей, где она функционирует, способность менеджмента анализировать технологическую среду бизнеса, структурные и социокультурные особенности организации, влияющие на характер предпринимательского поведения, способность руководства принимать решения по реализации предпринимательских инициатив.

    Величина инновационного потенциала оказывает влияние: 1) на оценку инвестиционной эффективности инновационных проектов в существующих организациях; 2) планирование стартового капитала организации, в том числе на обоснование потребных сторонних венчурных инвестиций; 3) обоснование плановых балансов и счетов прибылей и убытков организации при составлении бизнес-плана венчурной организации. Как показано в работе 8,  именно эти вопросы являются особо важными для привлечения инвесторов к реализации инновационных проектов.

    Таким образом, авторами данной статьи предложен следующий вариант определения термина «инновационный потенциал», отражающий его структурные составляющие:              

    Инновационный потенциал – это характеристика организации, отражающая обеспеченность организации научными кадрами и высококвалифицированными специалистами (научный потенциал организации), восприимчивость организации к инновациям из вне и возможность реализации новшеств в производстве или организационной структуре (инновационная восприимчивость), рыночный потенциал которых удовлетворяет собственника организации по индивидуальным для данной организации показателям эффективности инноваций.

     Таким образом, на основе синтеза двух основных подходов к анализу инновации можно рассматривать её как процесс и как явление (продукт) и формировать инновационный потенциал организации во всём разнообразии показателей эффективности инновации.

    Литература

    1. Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Англ. - русск.  – М.: «Прогресс-Академия», РГГУ, 2007. 558 с.
    2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. – М.: «Экономика», 2005. 295 с.
    3. Волынкина М.В. Правовая сущность термина «Инновация». – С-П.: Журнал «Инновация», №12, 2007. С. 34-36.
    4. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. – М.: «Прогресс», 2005. 298 с.
    5. Королев Н.П. Формирование инновационного потенциала организации. – М.: «Инфра-М», 2008. 255 с.
    6. Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.» // О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. – М.: «Буквица», 1998.
    7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для Вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел – Синтез», 2007. 327 с.
    8. Яковлев А.Е., Плеханов А.В. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике: учебное пособие.  – М.: «Знание», 2007. 315 с.

    Инновационный потенциал

    Инновационная восприимчивость

    Научный потенциал

    Рыночный потенциал

    Явление (продукт)

    Процесс

    Доля инновации как продукта

    Доля инновации как процесса

    ИННОВАЦИЯ