Главные вкладки

    КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

    Шаранин Алексей Сергеевич

     

    В данной статье показано значение инноваций для развития общества; рассматриваются основные аспекты, связанные с инновационной деятельностью, в частности, подходы к изучению трактовок инноваций и их классификаций. Преимущественно рассматриваются технологические инновации (нововведения) как основополагающий фактор экономического роста, как на микро, так и на макро уровнях инновационного развития организации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassifikaciya_innovaciy.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

    Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»

    Инновации (нововведения) являются стимулом развития общества, определяющим направленность и темпы этого развития. В настоящее время инновации во всех сферах общества стали своего рода нормой нашей жизни. Довольно часто, однако, оказывается, что результаты нововведений заметно отличаются от тех целей, что предполагалось достичь с помощью этих нововведений, а порой и вовсе не включают в себя эти цели. Такая ситуация порождает необходимость изучения всех основных аспектов, связанных с инновационной деятельностью, в частности, подходов  к изучению инноваций и их классификаций.

    В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового. Любая идея или новация (от англ. novation) с момента восприятия рынком, а как следствие – получения дохода, приобретает новое качество – становится инновацией.

    Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:

    во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества 3;

    во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества 4;

    в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате 5:

    1. рыночной диффузии новшество стало известно потребителю;
    2. потребитель осознал нужду и потребность в нём, выбрал конкретную     инновационную стратегию по его использованию;
    3. с его стороны проявлено стремление к поиску и приобретению новшества;
    4. новшество приобретено потребителем;
    5. состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию);
    6. проведена рутинизация новшества (то есть потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновлённой технологии, с новыми навыками);
    7. потребитель использовал новшество в своём деловом процессе (новшество используется);
    8. в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда);
    9. получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств, выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности  и  качества,  новый  уровень  сервиса) (рис. 1).

    Рис. 1 Признаки инновации (нововведения) 5

    В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса 2.

    Использование в качестве постоянного инструмента инноваций непосредственно есть проявление инновационной активности, которое требует определённого инновационного развития.

    В современной экономической теории существует большое множество определений термина «инновация», однако нет единой формулировки, как на законодательном уровне, так и в экономической теории.

    При этом принципиальной задачей сегодня стоит «…точная правовая формулировка термина «инновация», поскольку без чёткого юридического наполнения данного термина невозможно создание устойчивой экономической среды в инновационной сфере, …использование механизмов стимулирования инновационной деятельности» 1. Наиболее полным и всеобъемлющим представляется следующее определение инновации: «Инновация – вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли» 1.

    В экономической теории разработано несколько классификаций инноваций 2, 4, 6 .

    При рассмотрении общей классификации инноваций, основанной на наиболее популярных типологиях, разработанных за последние 20 лет, можно увидеть, что технологические инновации занимают одно из значимых мест и являются одним из основных движущих факторов инновационного развития организации. Согласно этой классификации, Сафарова А.А. 4 подразделяет инновации на:

    1. административные и технологические;
    2. продуктовые и процессные;
    3. радикальные и инкрементальные.

    Технологические инновации образуют одно из основных направлений инноваций и образуют основной пласт инноваций, создаваемых на производстве: «…технологические инновации во многом формируются в «технологическом ядре». Оперативность разработки и внедрения новых технологий обостряет экономическую и технологическую конкуренцию, подтверждает высокую значимость технологических инноваций для процесса инновационного развития.

    Анализируя приведенные классификации инноваций, Мызрова О.А. 2 выявила, что классификации не имеют общей структуры признаков, многие из них являются тождественными или родственными, а также не учитываются связи между ними». К наиболее существенным из рассмотренных следует отнести такие признаки, как структура ресурсов инновации и степень их новизны, роль и значимость инновации, а также характер её создания и использования.

    При разработке и внедрении технологических инноваций Цветков А.Н. 6 предлагает их классифицировать на:

    1. моно - ресурсные и поли - ресурсные;
    2. процессные и продуктовые;
    3. собственные, совместные (коллективные) и приобретенные.

    К моно - ресурсным относятся инновации, которые основаны на ресурсах материальной или нематериальной природы; к поли – ресурсным (от слова поли – множество) – инновации, созданные на основе комбинации разного рода ресурсов. Например, «…чтобы создать первый персональный компьютер, потребовалось соединить воедино комплекс ключевых научных открытий: двоичную систему исчисления, математическую логику, употребление перфокарт, принцип обратной связи и программного обеспечения» 7. Соответственно, в зависимости от структуры ресурсов, инновации подразделяются на:

    1. поли - инновации – инновации, созданные в результате комбинации ресурсов материальной и нематериальной природы;
    2. моно - инновации – материальные и нематериальные инновации 6.

    Под материальной инновацией (МА – инновация) понимается новшество материальной природы, приносящее экономический эффект от его использования.

    Под нематериальной инновацией (НМА – инновация) понимается новшество нематериальной природы, приносящее экономический эффект посредством его использования.

    Разница между материальной и нематериальной инновацией заключается в том, что при внедрении материальной инновации не происходит изменение балансовой стоимости нематериальных активов организации.

    Под поли - инновацией понимается новшество, созданное в результате комбинации ресурсов материальной и нематериальной природы, приносящее экономический эффект посредством его использования.

    Исходя из этого, степень новизны поли - и моно - инноваций определяются степенью новизны, образующих их ресурсов.

    В зависимости от основного содержания и характера, технологические нововведения принято разделять на 6:

    1. продуктовые, которые связаны с изменениями готовой продукции;
    2. процессные, распространяющиеся на методы организации производства и управления.

    Когда на рынке появляется новый продукт, конкуренты не спешат следовать за «пионером» и внедрять новинку в своё производство, так как вероятность неудач, связанных с выведением на рынок новых изделий колеблется в среднем от 25% на этапе внедрения технологии в хозяйственный оборот до 70% на этапе создания «опытного образца» будущего продукта или услуги. В этой связи принято выделять стратегии: использование приобретенных инноваций, создание инноваций собственными или коллективными силами. За этим разделением стоят два этапа инновационных стратегий: «внедрение приобретенных инноваций» и «создание инновации с последующей её эксплуатацией», что позволяет выделить три типа технологических нововведений: собственные, коллективные, приобретенные 6.

    Обобщая вышеизложенное, можно предложить классификацию технологических инноваций, представленную на рис. 2.

    Приведенная классификация технологических инноваций позволяет конкретизировать совокупность организационно-экономических и социальных отношений, непосредственно связанных с формированием процесса инновационного развития организаций.

    Типизация технологических инноваций по предложенным признакам имеет существенное значение для классификации проектов, а значит и для описания процесса инновационного развития организации. Это связано с тем, что процесс инновационного развития организации будет неодинаков при внедрении в хозяйственный оборот проекта, основанного на собственной или приобретенной технологической нематериальной инновации.

    Таким образом, технологические нововведения (инновации) – основополагающий фактор экономического роста, как на микро, так и на макро уровнях инновационного развития организации. Основное назначение инновационного развития состоит в том, чтобы способствовать экономическому росту организации на основе разработки и реализации новых технологий.

    Литература

    1. Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации, №1, 2006. С.64-69

    2. Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инновации // Инновации, №8, 2006. С. 78-82

    3. Поташник Я.С. Инновационный менеджмент. Учеб пособие. М.: ФГУ «НИИ РИНКЦЭ», 2005. 288 с.

    4. Сафарова А.А. Инновационное развитие предприятий наукоёмких отраслей. М.: «ТЕИС», 2006. 287 с.

    5. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: «Финансы и статистика», 2006. 176 с.

    6. Цветков А.Н. Проблематика технологических инноваций в России // Теория и практика современного менеджмента организаций. Сб. науч. трудов. М.: «Инфра-М», 2006. 156 с.

    7. Шередов В.Г. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2007. 345с.

    принятое к потреблению, обладающее признаками новизны для инноватора

    Инновационная деятельность:

    Трансформация и использование новшества – работа над нововведением

    1. Осознание нужды и потребности в новшестве
    2. Выбор инновационной стратегии
    3. Поиск новшества
    4. Приобретение новшества
    5. Адаптация к новшеству
    6. Рутинизация новшества (освоение и включение в технологию деловых процессов и культуру)
    7. Использование новшества
    8. Повышение своей компетенции
    9. Получение выгоды (новое качество и количество результата)

    Инноватор

    Рис. 2 Классификация технологических инноваций

    МА - инновации

    НМА - инновации

    По предмету и способу применения

    Инновации, созданные в результате комбинации материальных и нематериальных ресурсов

    Продуктовые

    Процессные

    Собственные

    Коллективные

    Приобретенные

    По характеру создания

    Моно - ресурсные

    Поли - ресурсные

    По ресурсу создания

    Технологические инновации

    а) новшество на входе,

    б) новшество с новыми признаками (нововведение),

    обладающее признаком новизны для потребителя: продукция, услуги, деловые операции инноватора обладают новыми признаками