КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
В данной статье показано значение инноваций для развития общества; рассматриваются основные аспекты, связанные с инновационной деятельностью, в частности, подходы к изучению трактовок инноваций и их классификаций. Преимущественно рассматриваются технологические инновации (нововведения) как основополагающий фактор экономического роста, как на микро, так и на макро уровнях инновационного развития организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikaciya_innovaciy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»
Инновации (нововведения) являются стимулом развития общества, определяющим направленность и темпы этого развития. В настоящее время инновации во всех сферах общества стали своего рода нормой нашей жизни. Довольно часто, однако, оказывается, что результаты нововведений заметно отличаются от тех целей, что предполагалось достичь с помощью этих нововведений, а порой и вовсе не включают в себя эти цели. Такая ситуация порождает необходимость изучения всех основных аспектов, связанных с инновационной деятельностью, в частности, подходов к изучению инноваций и их классификаций.
В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового. Любая идея или новация (от англ. novation) с момента восприятия рынком, а как следствие – получения дохода, приобретает новое качество – становится инновацией.
Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:
во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества 3;
во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества 4;
в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате 5:
- рыночной диффузии новшество стало известно потребителю;
- потребитель осознал нужду и потребность в нём, выбрал конкретную инновационную стратегию по его использованию;
- с его стороны проявлено стремление к поиску и приобретению новшества;
- новшество приобретено потребителем;
- состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию);
- проведена рутинизация новшества (то есть потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновлённой технологии, с новыми навыками);
- потребитель использовал новшество в своём деловом процессе (новшество используется);
- в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда);
- получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств, выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности и качества, новый уровень сервиса) (рис. 1).
Рис. 1 Признаки инновации (нововведения) 5
В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса 2.
Использование в качестве постоянного инструмента инноваций непосредственно есть проявление инновационной активности, которое требует определённого инновационного развития.
В современной экономической теории существует большое множество определений термина «инновация», однако нет единой формулировки, как на законодательном уровне, так и в экономической теории.
При этом принципиальной задачей сегодня стоит «…точная правовая формулировка термина «инновация», поскольку без чёткого юридического наполнения данного термина невозможно создание устойчивой экономической среды в инновационной сфере, …использование механизмов стимулирования инновационной деятельности» 1. Наиболее полным и всеобъемлющим представляется следующее определение инновации: «Инновация – вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли» 1.
В экономической теории разработано несколько классификаций инноваций 2, 4, 6 .
При рассмотрении общей классификации инноваций, основанной на наиболее популярных типологиях, разработанных за последние 20 лет, можно увидеть, что технологические инновации занимают одно из значимых мест и являются одним из основных движущих факторов инновационного развития организации. Согласно этой классификации, Сафарова А.А. 4 подразделяет инновации на:
- административные и технологические;
- продуктовые и процессные;
- радикальные и инкрементальные.
Технологические инновации образуют одно из основных направлений инноваций и образуют основной пласт инноваций, создаваемых на производстве: «…технологические инновации во многом формируются в «технологическом ядре». Оперативность разработки и внедрения новых технологий обостряет экономическую и технологическую конкуренцию, подтверждает высокую значимость технологических инноваций для процесса инновационного развития.
Анализируя приведенные классификации инноваций, Мызрова О.А. 2 выявила, что классификации не имеют общей структуры признаков, многие из них являются тождественными или родственными, а также не учитываются связи между ними». К наиболее существенным из рассмотренных следует отнести такие признаки, как структура ресурсов инновации и степень их новизны, роль и значимость инновации, а также характер её создания и использования.
При разработке и внедрении технологических инноваций Цветков А.Н. 6 предлагает их классифицировать на:
- моно - ресурсные и поли - ресурсные;
- процессные и продуктовые;
- собственные, совместные (коллективные) и приобретенные.
К моно - ресурсным относятся инновации, которые основаны на ресурсах материальной или нематериальной природы; к поли – ресурсным (от слова поли – множество) – инновации, созданные на основе комбинации разного рода ресурсов. Например, «…чтобы создать первый персональный компьютер, потребовалось соединить воедино комплекс ключевых научных открытий: двоичную систему исчисления, математическую логику, употребление перфокарт, принцип обратной связи и программного обеспечения» 7. Соответственно, в зависимости от структуры ресурсов, инновации подразделяются на:
- поли - инновации – инновации, созданные в результате комбинации ресурсов материальной и нематериальной природы;
- моно - инновации – материальные и нематериальные инновации 6.
Под материальной инновацией (МА – инновация) понимается новшество материальной природы, приносящее экономический эффект от его использования.
Под нематериальной инновацией (НМА – инновация) понимается новшество нематериальной природы, приносящее экономический эффект посредством его использования.
Разница между материальной и нематериальной инновацией заключается в том, что при внедрении материальной инновации не происходит изменение балансовой стоимости нематериальных активов организации.
Под поли - инновацией понимается новшество, созданное в результате комбинации ресурсов материальной и нематериальной природы, приносящее экономический эффект посредством его использования.
Исходя из этого, степень новизны поли - и моно - инноваций определяются степенью новизны, образующих их ресурсов.
В зависимости от основного содержания и характера, технологические нововведения принято разделять на 6:
- продуктовые, которые связаны с изменениями готовой продукции;
- процессные, распространяющиеся на методы организации производства и управления.
Когда на рынке появляется новый продукт, конкуренты не спешат следовать за «пионером» и внедрять новинку в своё производство, так как вероятность неудач, связанных с выведением на рынок новых изделий колеблется в среднем от 25% на этапе внедрения технологии в хозяйственный оборот до 70% на этапе создания «опытного образца» будущего продукта или услуги. В этой связи принято выделять стратегии: использование приобретенных инноваций, создание инноваций собственными или коллективными силами. За этим разделением стоят два этапа инновационных стратегий: «внедрение приобретенных инноваций» и «создание инновации с последующей её эксплуатацией», что позволяет выделить три типа технологических нововведений: собственные, коллективные, приобретенные 6.
Обобщая вышеизложенное, можно предложить классификацию технологических инноваций, представленную на рис. 2.
Приведенная классификация технологических инноваций позволяет конкретизировать совокупность организационно-экономических и социальных отношений, непосредственно связанных с формированием процесса инновационного развития организаций.
Типизация технологических инноваций по предложенным признакам имеет существенное значение для классификации проектов, а значит и для описания процесса инновационного развития организации. Это связано с тем, что процесс инновационного развития организации будет неодинаков при внедрении в хозяйственный оборот проекта, основанного на собственной или приобретенной технологической нематериальной инновации.
Таким образом, технологические нововведения (инновации) – основополагающий фактор экономического роста, как на микро, так и на макро уровнях инновационного развития организации. Основное назначение инновационного развития состоит в том, чтобы способствовать экономическому росту организации на основе разработки и реализации новых технологий.
Литература
- Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации, №1, 2006. С.64-69
2. Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инновации // Инновации, №8, 2006. С. 78-82
3. Поташник Я.С. Инновационный менеджмент. Учеб пособие. М.: ФГУ «НИИ РИНКЦЭ», 2005. 288 с.
4. Сафарова А.А. Инновационное развитие предприятий наукоёмких отраслей. М.: «ТЕИС», 2006. 287 с.
5. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: «Финансы и статистика», 2006. 176 с.
6. Цветков А.Н. Проблематика технологических инноваций в России // Теория и практика современного менеджмента организаций. Сб. науч. трудов. М.: «Инфра-М», 2006. 156 с.
7. Шередов В.Г. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2007. 345с.
принятое к потреблению, обладающее признаками новизны для инноватора
Инновационная деятельность:
Трансформация и использование новшества – работа над нововведением
- Осознание нужды и потребности в новшестве
- Выбор инновационной стратегии
- Поиск новшества
- Приобретение новшества
- Адаптация к новшеству
- Рутинизация новшества (освоение и включение в технологию деловых процессов и культуру)
- Использование новшества
- Повышение своей компетенции
- Получение выгоды (новое качество и количество результата)
Инноватор
Рис. 2 Классификация технологических инноваций
МА - инновации
НМА - инновации
По предмету и способу применения
Инновации, созданные в результате комбинации материальных и нематериальных ресурсов
Продуктовые
Процессные
Собственные
Коллективные
Приобретенные
По характеру создания
Моно - ресурсные
Поли - ресурсные
По ресурсу создания
Технологические инновации
а) новшество на входе,
б) новшество с новыми признаками (нововведение),
обладающее признаком новизны для потребителя: продукция, услуги, деловые операции инноватора обладают новыми признаками