МЕТОДЫ РАНЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Шаранин Алексей Сергеевич

 

Экономическая среда, в которой действуют организации, находится в постоянном движении и изменении. Изучение важнейших аспектов выживания и конкурентоспособного функционирования в современных экономических условиях свидетельствует о важности инновационного развития организаций. В связи с этим, проблема использования и развития инновационного потенциала организации приобретает особую значимость. Это обусловлено необходимостью решения стратегических задач на микро - и макроуровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ РАНЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»

Экономическая среда, в которой действуют организации, находится в постоянном движении и изменении. Изучение важнейших аспектов выживания и конкурентоспособного функционирования в современных экономических условиях свидетельствует о важности инновационного развития организаций. В связи с этим, проблема использования и развития инновационного потенциала организации приобретает особую значимость. Это обусловлено необходимостью решения стратегических задач на микро - и макроуровнях.

Установлено [1], что одной из форм реализации инновационного потенциала организации следует считать инновационный проект.  Под инновационным проектом понимается совокупность целенаправленных изменений исходного состояния любой системы в ее конечное состояние, связанные с затратами времени, финансов и ресурсов.

В этой связи следует отметить, что инновационный проект, эффективный для одной организации, может оказаться неэффективным для другой в силу объективных и субъективных причин.  Такими причинами могут являться территориальная расположенность организации, уровень компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние производственного потенциала и т.п. Все эти причины оказывают существенное влияние на результативность инновационного проекта.   Оценить количественно такие проекты весьма сложно, а в некоторых случаях невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.

В связи с тем, что в каждой организации имеют место свои отличительные факторы, влияющие на эффективность инновационных проектов, то универсальную систему оценки можно предложить лишь с точки зрения рекомендательного характера, т.к. ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных организаций.

Таким образом, на основе различных факторов можно выделить определенные критерии для ранжирования инновационных проектов [1]. Такие критерии являются следствием анализа инновационного проекта, заключающегося в исследовании показателей качества инновации, экономическом анализе и формировании ее стоимостных оценок.

Для прогноза стоимостной оценки инновации можно применять последовательно-параллельное вариантное системное моделирование [2].  Экономическая часть такого моделирования основана на применении метода анализа «затраты – эффективность».

Показатели качества инновации и ее инвестиционная привлекательность рассчитываются на основе экспертных оценок, создания агрегированного мнения, метода проб и ошибок и составлением дерева целей. Выявляется рейтинг показателей, проводится ранжирование проектов и осуществляется условный перевод в количественную форму.

В связи с этим, если при анализе инвестиционных проектов можно ограничиться стандартными методиками, то инновационные – требуют сочетания количественных и качественных методов и проведения сравнительного анализа факторных моделей в разных совокупностях.

Таким образом, обобщенная схема анализа инновационного проекта [2] состоит в:

- оценке производственных возможностей организации;

- анализе показателей качества инновации;

- анализе прибыльности проекта;

- анализе и формировании стоимостных оценок инновации;

- исследовании технологических возможностей;

- анализе финансово-экономического состояния организации;

- анализе отраслевой принадлежности;

- анализе рынка (маркетинговые исследования);

- анализе институциональных и законодательных факторов;

- анализе макроэкономической и политической ситуации;

- оценке уровня НИОКР.

Таким образом, особенность анализа инновационных проектов заключается в расширении круга проблем по их ранжированию, что, в свою очередь, усложняет задачу экспертов. Это связано, во-первых, с тем, что увеличивается число объектов, подлежащих анализу, что обусловливается принципиальной новизной продукта, неизвестностью рынка, особенностью целевого отбора технологического и производственного аппарата, специальной подготовкой и обучением персонала и со значительными техническими, технологическими и коммерческими рисками. Кроме того, особое внимание при разработке инновационных проектов необходимо уделять правовым, институциональным, экологическим и социальным проблемам. Во-вторых, для анализа инновационных проектов приходится применять качественные и прогностические методы, что усложняет процедуру и снижает точность прогноза.

В целях ранжирования инновационных проектов в организации необходимо выделить следующие потенциалы как структурные компоненты инновационного потенциала:

- кадровый;

- производственный;

- инвестиционный.

В связи с этим, можно говорить о том, что формируется система критериев, которая позволяет оценить вклад инновационного проекта в достижение конечных целей и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.

Данный подход к анализу инновационных проектов является основанием для их экспертизы. Следовательно, экспертиза может и должна выступить одним из условий ранжирования инновационных проектов.  Задача такой экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и т.д. В конечном итоге экспертиза должна быть основой разработки методов ранжирования инновационных проектов.

По мнению автора данной статьи, экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта, который представляется инвесторам. В соответствии с этим, инновационные проекты должны подвергаться анализу с помощью единой системы критериев. В результате информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.

В свете вышеизложенного, выделяются следующие методы экспертизы инновационных проектов:

- описательный;

- сравнение положений «до» и «после»;

- сопоставительная экспертиза.

Описательный метод состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов реализуемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Данный метод позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Среди основного недостатка этого метода отмечается некорректность сопоставимости двух и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Вместе с тем, этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Метод сопоставительной экспертизы заключается в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. Здесь обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов реализуемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов. Данный метод неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

В тоже время следует отметить, что преимущества и недостатки различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Выделение особенностей экспертизы инновационных проектов позволяет в качестве методов их ранжирования определять:

- проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу. Основой их маркетинга является активизация спроса на результаты инновационной деятельности и продвижение инноваций на рынок, формирование благоприятного инвестиционного климата;

- приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, являются основой государственной, научно-технических программ, направленных на решение среднесрочных (3-7 лет) ключевых проблем;

- фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития. Основой их выполнения является финансирование с мониторингом (оценка и выявление прорывных направлений, критических технологий).

Главным выводом следует считать то, что ранжирование инновационных проектов в организации осуществляется с целью выявления потребностей в инновационном развитии и поиске возможных путей их удовлетворения, т.е. выбора направлений наиболее эффективного использования инновационного потенциала.

Реализация представленных методических рекомендаций в значительной степени должна способствовать повышению не только эффективности использования инновационных ресурсов организации, но и созданию реальных условий повышения эффективности производства в целом.

Список литературы

1. Бромберг Г.В. Оценка инновационных проектов: выбор приоритетов. М.: ИНИЦ Роспатента. 2007. 256 с.

2. Маслов Н.В. Методика анализа и оценки инвестиционно-инновационных проектов. М.: Инфра-М. 2008. 169 с.

3. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами.  Под ред. С.В. Валдайцева. М.: Дело. 2007. 238 с.  

4. Ярловский Н.В. Инновационное развитие организаций. М.: Инфра-М. 2008. 356 с.