Главные вкладки

    ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДКЛАСТЕР

    Шаранин Алексей Сергеевич

     

    Создание НЦА, будучи масштабным проектом, имеет несколько аспектов таких, как финансово-экономический, правовой, градостроительный и т.д., которые нуждаются в тщательной проработке и концептуальном обосновании. По имеющимся представлениям, инновационная составляющая по созданию НЦА находится в стадии своего формирования, в то время как ее отсутствие не позволяет выполнять прогнозные оценки и надеяться на эффективную реализацию целей и задач, возлагаемых на НЦА. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prakticheskie_aspekty_postroeniya_aik.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДКЛАСТЕР

    Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»,

    Арутюнов Юрий Артёмович, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник  ФГУП «ЦАГИ»

    В [2] приведены общие теоретические и методологические аспекты построения Национального центра авиастроения (НЦА) как Авиационного Инновационного кластера (АИК). В настоящее время актуальным является рассмотрение практических аспектов построения НЦА как АИК, чему и посвящена данная статья.

    Создание НЦА, будучи масштабным проектом, имеет несколько аспектов таких, как финансово-экономический, правовой, градостроительный и т.д., которые нуждаются в тщательной проработке и концептуальном обосновании. По имеющимся представлениям, инновационная составляющая по созданию НЦА находится в стадии своего формирования, в то время как ее отсутствие не позволяет выполнять прогнозные оценки и надеяться на эффективную реализацию целей и задач, возлагаемых на НЦА.

        В проекте создания НЦА не нашел отражения один из важнейших системных вопросов – оценка позиционирования НЦА как АИК (о чем неоднократно подчеркивал Президент РФ В.В. Путин, в т.ч., в речи при подписании Указа от 20 февраля 2008 г. «О создании НЦА» [4] и подписания перечня проектов по реализации «Основных направлений Правительства РФ на период до 2012 г» от 17 ноября 2008 года, согласно которым НЦА как АИК в г. Жуковском Московской области должен стать пилотным проектом создания национальных центров России).

    В соответствии с методологическими рекомендациями, приведенными в [2], под АИК понимается такое объединение различных авиационных предприятий и организаций, которое создает необходимые условия для совершенствования процессов проектирования и применения новых авиационных разработок и технологий для  производства конкурентоспособной авиатехники и вывода ее на мировой рынок. Характерными чертами АИК должны быть наличие у предприятий, входящих в АИК, общих целей, задач и заинтересованности в развитии  авиационной техники и авиационной отрасли в целом, в существовании партнерских и конкурентных связей между ними.

    Формирование НЦА как АИК предполагает:

    - разработку методологических основ АИК, учитывающих особенности авиационной отрасли;

    - разработку и создание для нужд авиационных и связанных с ними предприятий вспомогательных объектов инновационной инфраструктуры;

    - разработку механизма взаимодействия между предприятиями и инфраструктурными элементами как существующими, так и вновь создаваемыми в рамках АИК.

    По мнению авторов, концепция формирования АИК должна базироваться на исследовании структуры хозяйственной, инновационной и административной деятельности НЦА на  микро -, мезо - и макроуровнях, соответственно (рис. 1).

    Рис. 1 Трехуровневая структура деятельности НЦА как АИК

    Макроуровень – это уровень деятельности всех субъектов хозяйствования, объединенных между собой рядом характерных признаков (например, по признаку отраслевой / региональной принадлежности) и составляющих в целом авиационный кластер.

    Мезоуровень – это уровень деятельности  совокупности однородных по виду деятельности предприятий или организаций, образующих по указанному критерию подкластер.

    Микроуровень – это уровень деятельности отдельных предприятий, организаций, входящих в кластер.

    Приведенная классификация уровней деятельности позволяет с одних позиций подходить к анализу  хозяйственной, инновационной и административной сфер деятельности, осуществляемой в процессе формирования инновационного кластера.

    Каждой сфере деятельности присущи свои обслуживающие структуры (инфраструктурные элементы). Такими инфраструктурными элементами, например для сферы инновационной деятельности,  могут являться бизнес-инкубаторы, технопарки, технико-внедренческие зоны и т.д.,  создание которых способствует повышению эффективности и конкурентоспособности организаций (предприятий) и их объединений.

    Отметим, что успех и эффективность деятельности субъектов хозяйствования, входящих в АИК, зависит не только от количества обслуживающих, вспомогательных инновационных структур, но и от наличия и устойчивого функционирования инновационного механизма, осуществляющего взаимодействие между «субъектами хозяйствования – инновационной инфраструктурой – администрацией». Функционирование такого механизма должно включать возможность мониторинга и управления результатами инновационной деятельности. Целью функционирования такого механизма является изменение инновационного позиционирования субъектов хозяйствования в НЦА как АИК посредством внедрения новых разработок, модернизации оборудования и реализации других новшеств.

    Для осуществления инновационных изменений в НЦА и превращения его в АИК необходимо разработать и реализовать продуманную инновационную политику, заключающуюся в развертывании работ по формированию портфеля инновационных проектов,  вовлечении инновационных проектов в хозяйственную деятельность и организации  мониторинга за их реализацией [3].

    Ожидаемыми результатами инновационной политики в НЦА могут являться: активизация работ по вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; эффективное осуществление коммерциализации результатов научно-исследовательских работ;  выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и т.д.

    Все это в комплексе приведет к повышению инвестиционной привлекательности НЦА как АИК, а также к изменению инновационного позиционирования предприятий на отечественных и зарубежных рынках за счет  появления новых конкурентоспособных товаров и услуг.

    Другим важным методологическим аспектом построения НЦА как АИК, по мнению авторов данной статьи, является выделение четырех типовых подкластеров АИК, взаимодействующих между собой, а именно:

    - Подкластер Образовательных учреждений;

    - Подкластер Малого и Среднего Бизнеса;

    - Подкластер Научно-исследовательских организаций;

    - Подкластер Промышленных предприятий.

    В выделенных подкластерах проводится анализ их инновационной деятельности.

    На сегодняшний день в рамках НЦА как АИК ведется активная практическая работа по формированию стратегии инновационного развития Образовательного подкластера. Препятствием на пути реализации такой стратегии может быть неподготовленность имеющихся в г. Жуковском образовательных учреждений выпускать высококвалифицированные кадры с инновационной специализацией. Для разрешения проблемы предлагается  создание в образовательных учреждениях кафедр «Инновационные технологии», либо введение в  образовательные программы специализаций инновационной направленности.

     Кроме того, ведутся активные работы по разработке образовательных программ и технологий обучения, а также инфраструктурных элементов, способных  стать основой инновационного развития образовательных учреждений (например, высших учебных заведений экономического, технического и научно-исследовательского профиля). Организационно-правовые и методические аспекты, которые следует учитывать при  разработке программ, отражены в [4, 5, 6, 7], а многолетний авторский практический опыт проведения программ инновационного развития образовательных учреждений систематизирован в [1].  

       В настоящее время внутри Образовательного подкластера АИК проведен экспертный анализ  разрабатываемых образовательных программ с инновационной направленностью обучения и сформированы инновационные компетенции желаемых специалистов для работы в НЦА как АИК. Были  выявлены связи (отношения) между образовательными учреждениями, входящими в Образовательный подкластер АИК (рис. 2).

    В Образовательном подкластере предлагается организовать три типа направлений инновационного обучения:

    а) экономические Вузы (МИЖ, ЛИНК) – инновационный менеджер, менеджер по инновационному развитию организаций или кластеров;

    в) технические Вузы (МАИ) – инженер-инновационный менеджер, инженер – инновационный менеджер наукоемкого производства;

    с) научно-исследовательские (МФТИ) – технологический менеджер или технологический предприниматель.

    Обоснование направлений подготовки специалистов базируется на модульно-компетентностном подходе.

    Рис. 2. Матрица Образовательного подкластера г. Жуковский

    На примере экономических специальностей, в частности, на примере специальности «Антикризисное управление предприятием» в Муниципальном институте г. Жуковский (МИЖ) эта проблема решается следующим образом:

    - разработаны 16 модулей учебных курсов (часть из них изданы в виде учебника и учебных пособий);

    - создается кафедра «Инновационные технологии»;

    1. сформированы и описаны следующие квалификации выпускников:

    (а) инновационный менеджер (по сферам деятельности); (б) менеджер по инновационному развитию организаций (по сферам деятельности) (в) менеджер по инновационному развитию кластеров и подкластеров (по сферам деятельности);

        -    создаются Бизнес-инкубатор, Инновационный Образовательный Центр (ИОЦ).

          С января 2009 г. началась апробация такой образовательной программы по новой специализации у студентов третьего курса МИЖ.

          В результате, в МИЖ на базе существующей специальности «Антикризисное управление» появится новая специализация «Управление инновационным развитием организаций».

          Таким образом, практические шаги построения Образовательного подкластера позволят подготовить специалистов инновационной формации для эффективного функционирования НЦА как АИК.

    Литература

    1. Арутюнов Ю.А., Архипов И.П. Формирование образовательных  технологий в сфере управления инновационным развитием вузов. // Актуальные проблемы развития экономики современной России. Межвузовский сборник научных трудов. Ч. I. МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова.  М. 2009

      2. Арутюнов Ю.А., Шаранин А.С. Инновационное развитие как основа экономического процветания России на примере г. Жуковский. // Предпринимательство. 2009. №2.

              3. Гончаренко Л.П.,  Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: учебник. М.: Кнорус. 2009. 352 с.

    4. Указ В.Путина «О создании НЦА». 2008.

    5. Солодов А.В. Основы кластерной политики в России. М.: Дело. 2008. 258 с.

    6. Третьяков Н.В. Концепция отраслевых кластеров. М.: Инфра - М. 2008. 145 с.

    7. Юдеев М.А.  Практические аспекты построения инновационных кластеров. М.: Бизнес. 2008. 130 с.

    Уровень деятельности

    микроуровень

    Инновационная деятельность

    Административная деятельность

    Виды деятельности

    Хозяйственная деятельность

    мезоуровень

    макроуровень