ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Шаранин Алексей Сергеевич

 

В данной статье обсуждаются пути формирования системы инновационного развития организации, а также её основные элементы. В качестве исходного принципа построения использована схема из трёх блоков: объект – система создания объекта – система управления системой создания. Рассматриваемая система в существующих условиях позволяет повысить конкурентоспособность организации на товарных рынках и рынках капитала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Шаранин Алексей Сергеевич, менеджер ФГУП «ЦАГИ»

Аннотация

В данной статье обсуждаются пути формирования системы инновационного развития организации, а также её основные элементы. В качестве исходного принципа построения использована схема из трёх блоков: объект – система создания объекта – система управления системой создания. Рассматриваемая система в существующих условиях позволяет повысить конкурентоспособность организации на товарных рынках и рынках капитала.

Современная экономика России представляет собой быстро развивающуюся систему, в которой изменяется как характер экономического взаимодействия субъектов, так и способы его нормирования. В связи с этим, научного осмысления требуют не только тенденции развития современной экономической системы России, но и изменяющаяся нормативно-правовая база, взаимосвязь реструктуризации государственной власти и усложнения характера хозяйственных операций. Изменения в характере хозяйствования затрагивают все уровни экономической действительности. На макроэкономическом уровне это проявляется в укрупнении капитала и переходе на международные стандарты ведения бизнеса, вызванные мировыми процессами глобализации.

        Необходимым условием для развития экономики России в целом является развитие базы сырьевых ресурсов. Наиболее весомый вклад в этой сфере по-прежнему вносит нефтегазовый комплекс России. Нефтегазовые компании играют ключевую роль в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику. Проблема инвестирования остро стоит и в настоящее время.

        Современная ситуация в экономики требует принципиально новых подходов к ведению бизнес - процессов. Компании всё чаще приобретают виртуальный характер. Этому процессу поспособствовало становление сферы информатизации и коммуникаций в экономике. Развитие коммуникационных систем в экономике невозможно без внедрения инноваций, при помощи которых, кстати говоря, можно поддержать и укрепить свои рыночные позиции, которые являются одним из наиболее важных направлений  бизнеса. Активное развитие экономики, глобализация экономических процессов и интеграция России в мировую экономическую систему диктуют необходимость использования новых методов и подходов к регулированию бизнеса и взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Однако, повышение эффективности экономической деятельности в России и совершенствование рыночных отношений невозможно без высококачественных специалистов, способных принять обоснованные экономические решения и эффективно организовать деятельность хозяйствующих субъектов, а также эффективно ими управлять.

        Особенность современного отечественного производства состоит в переходе к более высокому инновационному типу развития организации. Поток изменений внешней среды становится всё более динамичным и инновации в этих условиях рассматриваются в качестве средства решения всё обостряющейся проблемы повышения конкурентоспособности.

        Во второй половине прошлого столетия (с 1960 г. по 1990 г.) рыночная стоимость организаций на 75-90% прогнозировалась на основе оценки традиционных факторов производства 7. Начиная с 1990 г., эта доля снизилась примерно до 55%, то есть более 40% рыночной стоимости организаций определяется современными факторами производства, так как они отражают объективное состояние организации. Следовательно, для прогнозирования успеха организации инвесторам нужны новые индикаторы. Одним из индикаторов будущего успеха и конкурентоспособности может служить портфель инновационных проектов, который рассматривается как способность организации к инновационному развитию. В основе такой  способности лежит система инновационного развития организации.

        Приведенный в работе А.И. Галушко «Инновационная составляющая системы регулирования экономических процессов в регионе» 2 обзор 21452 организаций по сумме видов деятельности, относящиеся к отрасли «промышленность», выявил следующее: 9,6% от общего числа промышленных организаций являются инновационно-активными (ИАП). Общую картину инновационных процессов в стране по существу определяют три отрасли: химическая, пищевая промышленность, машиностроение. Структура видов инновационной деятельности имеет явный перекос в сторону приобретения машин и оборудования, необходимых для реализации технологических инноваций, - 61% от общего числа ИАП, производственного проектирования и других видов подготовки производства новых товаров – 39,7%, доля других видов инновационной деятельности незначительна.

        Серьёзные изменения, характеризующие сдвиги в инновационной стратегии, претерпела структура видов инновационной деятельности в части выполнения исследований и разработок. Ранее, на протяжении длительного времени, этому виду деятельности уделялось преимущественное внимание – доля организаций, занятых выполнением исследовательских работ в 1995 г. составляла 57,9%, сегодня она снизилась до 35,5% 4. Это оказывает негативное влияние на качество всего инновационного процесса, ведёт к деградации научно-технического потенциала организации, снижает уровень новизны существующих инноваций.

           Основными факторами, сдерживающими инновационное развитие, являются 1:

  1. нехватка собственных денежных средств;
  2. недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
  3. низкий платёжеспособный спрос на новые продукты;
  4. высокая стоимость нововведений;
  5. длительный срок окупаемости нововведений.

    Следовательно, способность организации осуществлять полноценную

инновационную деятельность в рамках инновационного развития представляется наиболее актуальной проблемой.

        По мнению ряда учёных 1, 3 ,4, инновация – это внешний фактор повышения конкурентоспособности. Однако такое рассмотрение участия инновации в процессе развития автоматически ставит организацию в положение лицензиата, то есть обладателя ограниченных прав на использование объекта интеллектуальной собственности (ОИС), что при систематическом характере процесса передачи ОИС превратит организацию в производственный придаток собственника инноваций. В связи с этим необходимо рассматривать развитие инновационной стратегии в двух плоскостях: внедрение механизма проведения собственных исследовательских и опытно-конструкторских работ и построение открытой организационной структуры для восприятия внешних инноваций. Такой принцип построения стратегии инновационного развития адекватен современным условиям осуществления производственно-хозяйственной деятельности всех типов организаций.

  В практике высокотехнологического машиностроения используется принцип достижения прогнозируемого результата, основанный на триаде взаимосвязанных, последовательных блоков: объект – система создания объекта – система управления системой создания. Применение данного принципа правомерно для построения системы инновационного развития организации.

             С учётом особенностей формирования стратегии инновационного развития система её реализации должна включать следующие блоки:

  1. объект (инновации);
  2. система создания и восприятия объекта (инновации);
  3. система управления системой создания и восприятия объекта (инновации).

Для построения этих блоков должны использоваться самые передовые

достижения теории инноватики и мировой практики 3. Рассмотрим каждый блок.

        Объектом воздействия выступает инновация, которая рассматривается с нескольких сторон: во-первых, как законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества 5; во-вторых, как ряд результатов процесса потребления и использования новации, когда 6:

  1. в результате рыночной диффузии новшество стало известно потребителю;
  2. потребитель осознал нужду и потребность в нём, выбрал конкретную инновационную стратегию по его использованию;
  3. со стороны потребителя проявлено стремление к поиску и приобретению новшества;
  4. новшество приобретено потребителем;
  5. состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию);
  6. проведена рутинизация новшества (потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновлению технологии, с приобретенными навыками);
  7. потребитель использовал новшество  в своём деловом процессе (новшество используется);
  8. потребитель повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда);
  9. получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств

выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение    производительности и качества, новый уровень сервиса).

          Продуктовые и технологические инновации вне зависимости от степени их новизны и масштабности проходят определённые стадии жизненного цикла: рождение, рост, зрелость, спад. В связи с этим выделим и дадим характеристику четырём этапам в разработке и освоении нововведений:

  1. исследовательский – новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получает своё «рождение» в виде идей;
  2. конструкторский – нововведение от идей «вырастает» до некоего промышленного образца;
  3. концептуальный – образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах;
  4. дистрибутивный – процесс разработки полностью завершён (наступает «спад» активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.

Приведенное обозначение этапов и их последовательность могут

применяться при разработке как новых (базовых), так и улучшающих технологий, поскольку для создания того и другого типа инноваций необходимо сначала выполнить комплекс поисковых и селективных (выборочных) работ, затем осуществить производственно-технологическое и рыночное проектирование и далее продвигать новинки на рынок. Данный подход к разработке и освоению инноваций должен быть реализован в системе создания и восприятия инноваций.

        Система создания и восприятия объекта (инновации) – инновационно-активное подразделение, занимающее особое положение в организационно-управленческой структуре организации. Его особенность заключается в заложенном механизме трансформации из производственного подразделения – «инкубатора инноваций» в обособленное юридическое лицо холдинга – малую инновационную фирму (МИФ). Опираясь на жизненный цикл разработки и освоения инноваций, первые два этапа – (исследовательский и конструкторский) осуществляются в производственном подразделении – «инкубаторе инноваций», а два завершающих (концептуальный и дистрибутивный)  – в малой инновационной фирме. Описанная система создания инноваций позволяет организации осуществлять процесс разработки и освоения инноваций на непрерывной основе лишь при эффективной системе её управления.

        Система управления системой создания и восприятия объектом (инновацией) представляет собой долгосрочные, взаимосвязанные прогнозы, планы, программы и принципы управления, имеющие целью получение максимального экономического эффекта от деятельности инновационной структуры на каждом этапе жизненного цикла инновации. Концептуальный подход к управлению системой создания и восприятия объекта вытекает из комплекса мероприятий, выполняемых для продвижения новшества по всем этапам жизненного цикла, отражается в механизме трансформации системы создания и восприятия инноваций, определяющем прохождение системой стадий объекта «инкубатора инноваций» и малой инновационной фирмы. Это:

  1. разработка инновационного ростка в «инкубаторе инноваций» в составе производственно-хозяйственной системы холдинга;
  2. обособление «инкубатора инноваций» с параллельной реорганизацией в малую инновационную фирму при внешнем инвестировании;
  3. поглощение малой инновационной фирмы холдингом либо продажа части её активов по завершению процесса коммерциализации инновации.

     Таким образом, в данной статье рассматриваются актуальные проблемы

формирования системы инновационного развития организации, пути её формирования; также здесь отражены возможности использования результатов исследований в качестве планового инструментария для реализации вариантов инновационных структур и схем кадрового и финансового обеспечения. Кроме того, в данной статье рассмотрены основные элементы системы инновационного развития. В качестве базового принципа построения использована схема из трёх блоков: объект – система создания объекта – система управления системой создания, каждый из которых имеет определённое назначение.

        Использование идей построения такой системы поможет предприятиям поставить процесс создания, использования и восприятия инноваций (на всех стадиях жизненного цикла) на систематическую и непрерывную основу. Это позволит организации постоянно обновлять и пополнять свой портфель инновационных проектов, то есть повысить свою конкурентоспособность на товарных рынках и рынках капитала.

Список литературы

  1. Архипов И. П., Арутюнов Ю.А., Боровин А.С. Признаки инновационного развития организации. Актуальные проблемы развития экономики современной России: Сборник научных трудов / Под ред. А.А. Говорина. Ч.2. – М.: Изд-во Рос. эконом. акад., 2005. С.22-24
  2. Галушко А.И. Инновационная составляющая системы регулирования экономических процессов в регионе. – М.: «Дело», 2006. 235 с.
  3. Глущенко И.И. Оценка эффективности системы управления инновационными проектами / Менеджмент в России и за рубежом. – “№3, 2006. 144 с.
  4. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. –М.: РИЦЛО «Мегаполис – Контракт», 2006. 380 с.
  5. Поташник Я.С. Инновационный менеджмент. Учеб пособие. М.: ФГУ «НИИ РИНКЦЭ», 2005. 288 с.

6) Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: «Финансы и статистика», 2006. 176 с.

  7) Харин А.А., Коленский И.Л. Управление инновациями. Основы  организации инновационных процессов. Учеб. пособие.- М.: «Высшая школа», 2006. 252 с.