Примерная программа по учебной дисциплине "Экономика организации"

Илларионов Александр Геннадьевич

Программа расчитана на 36 аудиторных часов и предназначена для подготовки служащих в учреждениях начального профессионального образования по профессии "Секретарь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образования, науки и молодёжной

политики Воронежской области

                          /О.Н. Мосолов/

«        »                          2011 г.

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                           ОП.01. «Экономика организации»                        

название  учебной дисциплины

для подготовки служащих по профессии НПО

034700.01 Секретарь

на базе среднего (полного) общего образования

Воронеж 2011

        Примерная программа учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 034700.01. Секретарь, входящей в состав укрупнённой группы профессий 030000 Гуманитарные науки, по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение.

Организация-разработчик: Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа»

Разработчик:  Илларионов А.Г., преподаватель ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа»

Рекомендована Экспертным советом по экспертизе основных профессиональных образовательных программ учреждений НПО и СПО при Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПК и ПРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                                                © Илларионов А.Г., 2011

                                                                                © ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа», 2011

                                                                                  © Оформление. ФГУ «Федеральный институт развития образования»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации  учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                            ОП.01. «Экономика организации»                        

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 034700.01 Секретарь, входящей в состав укрупнённой группы профессий 030000 Гуманитарные науки, по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение.

Примерная программа данной учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при переподготовке) и профессиональной подготовке служащих по должностям (в соответствии с ОК 016-94): 26353 Секретарь-машинистка, 26405 Секретарь-стенографистка.

Для освоения данной учебной дисциплины необходимо наличие среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОП.01. «Экономика организации» входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации» обучающийся должен уметь:

        - применять экономически обоснованные виды работ и приёмы организации труда при обслуживании работы руководителя организации или структурного подразделения.

В результате освоения учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации» обучающийся должен знать:

        - основы экономики отрасли, организации;

        - специфику деятельности организации;

        - основные аспекты развития организации как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике;

        - структуру организации;

        - систему управления организацией.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации»

максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. «Экономика организации»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     практические занятия

15

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

     внеаудиторная самостоятельная подготовка к теоретическим и практическим занятиям    

11

     самостоятельная работа учащихся над рефератом

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: ОП.01. «Экономика организации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1.

Введение в предмет. Роль и сущность экономики. Цели и задачи учебной дисциплины «Экономика организации», её место в учебном процессе. Содержание учебной дисциплины.

1

Раздел 1.

Основы экономики отрасли и  организации (предприятия)

15

Тема 1.1. Организация (предприятие) в системе национальной экономики

Содержание учебного материала

4

1.

Организация, предприятие, фирма – основные звенья экономики. Организация (предприятие) – понятие и основные признаки. Организации, предприятия, фирмы – юридические лица промышленности. Организация (предприятие) как субъект хозяйствования. Основные аспекты развития организации как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике.

2

2.

Промышленность – ведущая отрасль национальной экономики. Классификация отраслей промышленности. Классификация организаций (предприятий) по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.

2

3.

Организационно-правовые формы организаций (предприятий). Классификация предприятий по организационно-правовой форме: коммерческие и некоммерческие организации (предприятия); государственные организации (предприятия); унитарные организации (предприятия); товарищества; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерные общества; производственные кооперативы. Основные характеристики и принципы функционирования. Формы объединения предприятий: концерн; холдинг; консорциум; финансово-промышленные группы; ассоциация (союз). Основные характеристики и принципы функционирования.

2

4.

Малые предприятия. Роль малого бизнеса в экономике страны. Поддержка малого бизнеса в России. Современный опыт поддержки малого бизнеса в зарубежных странах.

2

Практические занятия

1

1.

Решение задач по расчёту дивидендов акционерного общества.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.

Работа с учебниками и учебными пособиями (основная и дополнительная литература).

2.

Систематическая проработка конспектов занятий.

3.

Работа с методическими пособиями, составленными преподавателем.

4.

Поиск информации в сети Интернет при подготовке к занятиям.

5.

Работа с периодическими изданиями.

6.

Подготовка к практическим занятиям.

Тема 1.2.

Специфика деятельности организации (предприятия) в условиях рыночной экономики

Содержание учебного материала

3

1.

Конкуренция и монополия. Понятие и сущность конкуренции и монополии. Формы и виды конкуренции. Методы конкуренции. Виды монополий. Модели современного рынка. Антимонопольное законодательство.

2

2.

Безработица. Причины, виды и последствия безработицы.

2

3.

Инфляция. Понятие и сущность инфляции. Виды и типы инфляции. Причины и последствия инфляции. Особенности инфляции в России. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Антиинфляционная политика государства. Влияние инфляции на деятельность организации (предприятия).

2

Практические занятия

2

1.

Проведение семинара совместно с представителями службы занятости населения с целью получения учащимися информации о востребованности на рынке труда получаемой ими профессии.

2.

Решение задач по расчёту доходности вкладов и реального увеличения зарплаты с учётом уровня инфляции.

Контрольные работы

1

1.

Контрольная работа по разделу 1. «Основы экономики отрасли и  организации (предприятия)».

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Работа с учебниками и учебными пособиями (основная и дополнительная литература).

2.

Систематическая проработка конспектов занятий.

3.

Работа с методическими пособиями, составленными преподавателем.

4.

Поиск информации в сети Интернет при подготовке к занятиям.

5.

Работа с периодическими изданиями.

6.

Подготовка к практическим занятиям.

Раздел 2.

Механизм функционирования организации (предприятия)

36

Тема 2.1.

Управление организацией (предприятием)

Содержание учебного материала

9

1.

Специфика деятельности организации (предприятия). Формы общественной организации производства: концентрация производства и размеры предприятий. Специализация (организации) предприятия. Кооперирование. Комбинирование.

3

2.

Организация управления организацией (предприятием). Сущность и функции управления организацией (предприятием). Организационная структура управления организацией (предприятием).

3

3.

Формирование трудовых ресурсов. Понятие трудовых ресурсов и их классификация. Рынок труда. Потребности организации (предприятия) в трудовых ресурсах. Производительность труда.

3

4.

Нормирование труда. Сущность, задачи и значение нормирования труда. Нормы, их виды, структура. Методы нормирования труда. Методы изучения затрат рабочего времени.

3

5.

Основные и оборотные фонды организации (предприятия). Сущность, состав и структура основных фондов.  Формы воспроизводства основных фондов. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Определение потребности организации (предприятия) в оборотных средствах.

2

6.

Оплата труда работников организации (предприятия). Сущность и принципы организации оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Основные виды дополнительной оплаты труда.

2

7.

Ценообразование. Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Ценовая политика организации (предприятия).

2

8.

Инновации и инновационная деятельность организации (предприятия). Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития. Теория инноватики и её формирование. Понятие, виды и классификация инноваций. Инновационная деятельность и её особенности. Инновационная деятельность организации (предприятия). Модели продвижения новых товаров на рынок. Интеллектуальная собственность и её использование в организации (предприятии).

2

9.

Инвестиции и инвестиционная деятельность организации (предприятия). Понятие инвестиций и их виды. Инвестиционная деятельность организации (предприятия). Инвестиционный проект. Методы оценки эффективности решений по инвестиционным проектам.

2

Практические занятия

9

1.

Определение потребности организации (предприятия) в трудовых ресурсах. Решение задач.

2.

Расчёт показателей производительности труда.

3.

Решение задач по расчёту показателей использования основных фондов организации (предприятия).

4.

Решение задач по расчёту показателей использования оборотных фондов организации (предприятия).

5.

Расчёт себестоимости продукции. Решение задач.

6.

Составление калькуляции сметы затрат.

7.

Расчёт заработной платы различных категорий работников. Решение задач.

8.

Расчёт подоходного налога.

9.

Расчёт цены товара. Решение задач.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Работа с учебниками и учебными пособиями (основная и дополнительная литература).

2.

Систематическая проработка конспектов занятий.

3.

Работа с методическими пособиями, составленными преподавателем.

4.

Поиск информации в сети Интернет при подготовке к занятиям.

5.

Работа с периодическими изданиями.

6.

Подготовка к практическим занятиям.

7.

Работа над рефератом.

Тема 2.2.

Управление производством

Содержание учебного материала

2

1.

Организация  производственного процесса. Типы производства. Характеристика и виды производственных процессов. Обслуживание и обеспечение производства.

2

2.

Качество и конкурентоспособность продукции. Система менеджмента качества и её содержание. Принципы системы менеджмента качества. Эффективность системы менеджмента качества.

2

Практические занятия

3

1.

Решение задач по расчёту стоимости изделия, произведённого при различных типах производства.

2.

Решение задач по расчёту эффективности системы менеджмента качества.

3.

Защита реферата.

Контрольные работы

1

1.

Контрольная работа по разделу 2. «Механизмы функционирования организации (предприятия)».

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Работа с учебниками и учебными пособиями (основная и дополнительная литература).

2.

Систематическая проработка конспектов занятий.

3.

Работа с методическими пособиями, составленными преподавателем.

4.

Поиск информации в сети Интернет при подготовке к занятиям.

5.

Работа с периодическими изданиями.

6.

Подготовка к практическим занятиям.

7.

Работа над рефератом.

Примерная тематика рефератов:

1. Формирование трудовых ресурсов.

2. Нормирование труда.

3. Формирование производственных фондов (организации) предприятия.

4. Формирование трудовых доходов работников (организации) предприятия.

5. Социальная защита работников организации (предприятия).

6. Маркетинговое исследование рынка сбыта продукции.

7. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия).

8. Планирование и учёт затрат на производство и реализацию продукции.

9. Формирование и распределение прибыли организации (предприятия).

10. Инновации и инновационная деятельность организации (предприятия).

11. Модели продвижения новых товаров на рынок.

12. Значение кредита для развития организации (предприятия).

13. Налогообложение организаций (предприятий).

14. Интеллектуальная собственность и её использование на промышленном предприятии.

15. Инвестиции и инвестиционная деятельность организации (предприятия).

16. Управление финансами организации (предприятия).

17. Организация производственного процесса.

18. Обслуживание и обеспечение производства.

19. Качество и конкурентоспособность продукции.

20. Организация управления предприятием.

Всего:

52

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

ОП.01. «Экономика организации»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

        - классная доска;

        - калькуляторы;

        - посадочные места по количеству учащихся;

        - рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

        - компьютер с лицензионным программным обеспечением;

        - презентации (слайды) по темам учебной дисциплины;

        - мультимедиапроектор;

        - экран проекционный;

        - телевизор;

        - видеофильмы по учебной дисциплине;

        - проигрыватель компакт-дисков.

3.2. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

     1. Лопарёва А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс и Рабочая тетрадь. – М.: Инфра-М, 2008. – 240 с.

     2. Терещенко О.Н. Основы экономики: Рабочая тетрадь для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 80 с.

     3. Терещенко О.Н. Основы экономики: Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 178 с.

     4. Чечевицына Е.В., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие для среднего профессионально образования. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 379 с.

     5. Чечевицына Л.Н., Терещенко О.Н. Практикум по экономике предприятия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 256 с.

Дополнительные источники:

     1. Конституция Российской Федерации. – М.: СУИ, 2011. – 32 с.

     2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: СУИ, 2010. – 856 с.

     3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: СУИ, 2010. – 189 с.

     4. Аврашков Л.Я., Горфинкель В.Я., Чернышёв Б.Н. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: Учебное пособие для учреждений СПО. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.

     5. Брыкова Н.В. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 128 с.

     6. Воронкова О.В., Герасимова Б.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования технического направления. – М.: Форум, 2009. – 208 с.

     7. Зайцев Н.Л. Экономика организации: Учебник для учреждений НПО и СПО. – М.: Экзамен, 2008. – 624 с.

     8. Иванова Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.

     9. Казакова Р.П., Кукушкин С.Н., Поздняков В.Я. Экономический атлас организации (предприятия). – М.: Инфра-М, 2008. – 256 с.

     10. Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128 с.

     11. Соколова С.В. Основы экономики: Рабочая тетрадь для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 96 с.

     12. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие для учреждений среднего профессионального образования. – М.: Дашков и К, 2008. – 196 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ОП.01. «Экономика организации»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- применять экономически обоснованные виды работ и примы организации труда при обслуживании работы руководителя организации или структурного подразделения

- наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе обучения;

- контроль выполнения внеаудиторных самостоятельных индивидуальных и групповых заданий;

- практические занятия

Знания:

 - основы экономики отрасли, организации

- индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

- контроль выполнения внеаудиторных самостоятельных индивидуальных и групповых заданий;

- практические занятия;

- контрольная работа

- специфику деятельности организации

- индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

- контроль выполнения внеаудиторных самостоятельных индивидуальных и групповых заданий;

- практические занятия;

- контрольная работа;

- защита реферата

- основные аспекты развития организации как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике

- индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

- контроль выполнения внеаудиторных самостоятельных индивидуальных и групповых заданий;

- практические занятия;

- контрольная работа;

- защита реферата

- структуру организации

- индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

- контроль выполнения внеаудиторных самостоятельных индивидуальных и групповых заданий;

- практические занятия;

- контрольная работа;

- защита реферата

- систему управления организацией

- индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

- контроль выполнения внеаудиторных самостоятельных индивидуальных и групповых заданий;

- практические занятия;

- контрольная работа;

- защита реферата

Разработчик:

ОГОУ НПО «ПЛ № 4 г. Воронежа»          преподаватель       А.Г. Илларионов                                                                                                                  

                                        (место работы)                                                                (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

        

Эксперты:

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                        (место работы)                                                                (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

                                                                                                                  

                                        (место работы)                                                                (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)