Концепции маркетинга

Концепция маркетинга – это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Концепции маркетинга

Концепция маркетинга – это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития.

Концепция маркетинга – это наиболее общие подходы к решению задач достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках, которые являются основой управления маркетингом.

Известны 5 концепций, на основе которых осуществляется управление маркетингом:

  1. концепция совершенствования производства
  2. концепция совершенствования товара
  3. концепция интенсификации коммерческих усилий
  4. концепция маркетинга (или чистого маркетинга)
  5. концепция социально-этического маркетинга

Концепция совершенствования производства (производственная концепция)

Она основывается на предрасположенности потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам.

Цель: получение прибыли за счет увеличения объемов производства, снижения цены через совершенствование технологий производства.

Такой подход вполне оправдан, когда

  1. спрос существенно превышает предложение и когда
  2. затраты на производство единицы товара достаточно велики и их возможно уменьшить за счет повышение производительности труда.

Именно эту концепцию использовал Генри Форд, когда создавал свою поточную линию по выпуску автомобилей марки «Форд-Т» (характерно, что все они были черного цвета). За счет организации производства ему удалось снизить ее себестоимость и сделать машину доступной широкому кругу лиц.  

Это концепция «равнодушия» к потребителям, она применима в редких случаях (в производстве стандартизированных товаров и сырья – природного газа, металлов в слитках, патронов к автоматическому оружию).

Концепция совершенствования товара (товарная концепция)

Суть данной концепции в том, что потребитель будет благосклонен к тем товарам, которые имеют наилучшие эксплуатационные и потребительские свойства и характеристики. Цель: получение прибыли путем постоянного совершенствования товара.

В соответствии с данной концепцией потребители будут покупать товары наивысшего качества с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, и, следовательно, фирма должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.

Концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Продавец так влюбляется в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.

Создание самой лучшей в мире пишущей машинки не приведет к ажиотажному спросу на нее – она морально устарела и никому не нужна.

Авиаконструкторы КБ «Туполева» создали авиетку для нужд малого и среднего бизнеса, но ее никто не приобрел, т.к. отсутствует необходимая инфраструктура.

Концепция совершенствования товара очень часто упускает из виду нужды и потребности клиентов.

Концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта)

Концепция интенсификации коммерческих усилий возникла как следствие усиления конкуренции в тот период, когда начал существовать «рынок покупателя и продавца» (предложение уравновешивает спрос) и когда стали требоваться значительные усилия в сфере сбыта и его стимулирования.

Эта концепция заключается в том, что потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если предприятие не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Реализация концепции предполагает стимулирование сбыта, рекламу, жесткие продажи вплоть до навязывания покупки. Цель: получение прибыли любой ценой.

Многие компании прибегают к этой концепции в периоды перепроизводства и затоваривания.

На практике реализация концепции сбыта, по существу состоит в навязывании покупки. Однако агрессивный маркетинг больше ориентирован на временные задачи, а не на длительные отношения с клиентом.

Концепция маркетинга (чистого маркетинга)

Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности.

Он отличается направленностью на предложение потребителю того, что ему надо, а не на реализацию того, что есть в наличии у продавца.

Основное отличие этой концепции от предыдущих – сосредоточенность на удовлетворении нужд покупателя.

Концепция маркетинга, или чистого маркетинга, основана на выявлении и удовлетворении нужд и потребностей потенциальных покупателей товаров и услуг.

Суть концепции маркетинга определяют с помощью выражений типа:

  1. «Отыщите потребности и удовлетворите их»
  2. «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести»
  3. «Любите клиента, а не товар»
  4. «Пусть будет по-вашему» (закусочные «Бергер кинг»)
  5. «Вы-наш босс» (авиакомпания «Юнайтед эйрлайнс»)

Концепция чистого маркетинга – это ориентация на потребности клиентов, подкрепленная комплексными маркетинговыми исследованиями.

Концепция социально-этичного маркетинга

Концепция социального маркетинга появилась в связи с нехваткой природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, стремительным приростом населения и неблагоприятной ситуацией в социальной сфере.

В соответствии с данной концепцией задачей организации является выявление и удовлетворение потребностей целевых рынков более эффективными, чем у конкурентов способами при одновременном обеспечении благополучия общества в целом.

Концепция социально-этичного маркетинга требует от предприятия сочетания 3-х факторов:

  1. получение прибыли
  2. удовлетворение запросов потребителей
  3. улучшение благосостояния общества в целом

Этой концепции придерживаются крупнейшие компании в мире.