Главные вкладки

    Педагогический проект на тему: « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

    Голикова Наталья Михайловна

    Основная цель:

    - повышение качества образования по специальности «Коммерция»,расширение и углубление знаний при подготовке студентов для получения профессионального образования, получение дополнительных умений и знаний ,необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования в Вузах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon педагогический проект65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тамбовское областное государственное бюджетное

    образовательное учреждение среднего профессионального образования

    «Жердевский колледж сахарной промышленности»

    Педагогический проект

    на тему: « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

       

    Разработано преподавателем экономических дисциплин ЖКСП

    Голиковой Н.М.

            2013

    Тема: « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

    Гипотеза: работа над проектом позволяет создать дидактические и технологические условия осмысленности учения, включение в него студентов на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.

    Описание проекта.

    Основная цель:

    - повышение качества образования по специальности «Коммерция»,расширение и углубление знаний при подготовке студентов для получения профессионального образования, получение дополнительных умений и знаний ,необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования в Вузах.

    Выделяют:

    Образовательные цели:

    а) исследование и анализ ассортимента и качества потребительских товаров;

    б) умение обеспечивать более качественной информацией заинтересованных пользователей;

    в) обосновать методологическую базу при проведении экспертизы, изучить нормативные документы ;

    г) развитие инициативы и умения действовать самостоятельно, решать современные проблемы на рынке товаров.

    Воспитательные:

    а) прививать интерес к будущей профессии;

    б) системность подхода позволяет как будущим руководителям и специалистам в значительной степени повысить обоснованность принимаемых или управленческих решений.

    Развивающие:

    а) развитие логического мышления;

    б) развитие интереса к самопознанию;

    в) умение правильно и быстро принимать решения;

    г) разработка стратегий успеха работы предприятия.

    Задачи проекта:

     - доказать, что использование метода экспертизы качества потребительских товаров способствует созданию и повышению мотивации к обучению;

     - развивать навыки структурирования информации и идентификации проблем;

     - способствовать развитию коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

     - стимулировать инновации за счет синергетики знаний – развития системного, концептуального знания.

    - использовать и применять методику анализа качества товаров на предприятии и торговых организациях.

    Методы исследования: анкетирование, опрос , анализ ситуаций, экспертные заключения по проделанной работе , лабораторный метод, метод исследований , органолептический метод.

    В целях реализации проекта студенты проводили экспертизу качества продуктов:

    - на  ОАО Знаменский сахарный завод-Филиал «Жердевский» изучали качество сахара-песка лабораторным методом (презентация 1). Для этого

    каждому студенту выдается определенное задание. В задании определены цели, задачи, виды проводимого анализы. Группа может использовать источники предприятия (например: Международные стандарты по определению цветности, внешнего вида, запаха, вкуса и чистоты раствора, Удостоверение о качестве сахара-песка , сертификат соответствия и  др.), каждый занимается решением определенной ситуации, проводит сравнительный анализ, изучает этапы производства , составляется заключение.

            -  анализ ассортимента  и качества изучается исследовательской группой колледжа «Аналитик». Посетив торговые точки города: «Магнит», «Пятерочка» и д.р. студенты подробно изучают потребительские свойства товаров ,знакомятся с ассортиментной политикой, проводят экспертизу качества товаров и рассматривают много вопросов ,связанных с покупкой и реализацией продукции (презентации).

               Полученные данные и приобретенный опыт очень важен в учебной и в производственной деятельности студентов. Исследовательская группа активно разрабатывает технологии изучения качества и ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров ,ведется оценка их конкурентоспособности. Исследования носят фундаментальный и прикладной характер.

    Актуальность проекта.

    В современных условиях развития народного хозяйства возникла необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность формирования индивидуальной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста. 

        Противоречие: между возросшими требованиями к процессу обучения специальным дисциплинам и снижением мотивации у студентов к изучению специальных дисциплин.

    Необходимо объединить два основных направления товароведения: практическое и теоретическое, что долгое время вызывало разногласие преподавателей и практиков. Возникло требование в изменении и реформировании содержании учебных планов ( с переходом к модульному обучению). С изменением социально-экономических условий проблемы обучения по дисциплине «Основы товароведения» для специальности 100701    Коммерция (по отраслям) требуют новых подходов в обучении и прохождении производственной практики.

    Аргументированность основных положений проекта.

    Проект позволяет эффективно решить основополагающие задачи, влияющие на качество обучения и развитие  обучающихся и их профессиональные компетенции.

    Проект четко нацеливает на эффективность внедрения новых идей, методов изучения качества товаров, исследований на практике. Конкретно изучаются и исследуются работа  ОАО Знаменского сахарного завода - Филиал «Жердевский» и торговые точки города Жердевки.

    Новизна идеи.

    - проект направлен на повышение качества образования;

    -инновационный подход заключается в том ,что проект  удовлетворяет потребности социальных партнеров;

    -формирует новые общие и профессиональные компетенции;

    -удовлетворяет потребности студентов в получении новых рабочих профессий.

    Наиболее значимые компетенции:

    • Выполнять работу по управлению ассортиментом ,    идентифицировать товар по   ассортиментной принадлежности.
    •  Организовывать и проводить оценку качества товаров,  диагностировать их дефекты и градации качества.
    • Организовывать и проводить договорную работу с     поставщиками.
    • Организовывать закупку и реализацию товаров, управлять  товарными запасами и потоками.
    • Выявлять потребности и спрос на товары, изучать конъюнктуру рынка.
    •  Анализировать маркетинговую среду торговой организации,

              выявлять организации и товары-конкуренты.

    • Принимать участие в проведении товароведной экспертизы

    Анализ образовательной ситуации колледжа.

     В ЖКСП с 2012 года применяется в обучении модульная программа .Мной разработана ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУля«Управление ассортиментом , оценка качества и обеспечение сохранности товаров» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701               Коммерция (по отраслям ).

    Он включает МДК 1. «Теоретические основы товароведения» и МДК 2«Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.»

    Данный проект позволяет получить новую информацию и материал непосредственно с рабочих мест и применять полученную информацию на занятиях , на учебной и производственной практике.

    Внедрение профессионального модуля и новых требований в образовании может открыть возможность к получению новых рабочих профессий:

    • Агент  по снабжению
    • Агент  по закупкам
    • Мерчендайзер
    • Продавец
    • Кассир

    Дополнительная профессия:

    • Оператор склада (предложение работодателей)

    Научное обоснование.

    Следует отметить два основных направления развития товароведения — практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.
    На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.
    Накопление описательной информации и развитие естественно-научных методов оценки качества товаров привело к возникновению и развитию научного направления в товароведении. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения, где начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.
    В процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление.  Переход к рыночным отношениям выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности.
    Ослабление контроля за качеством товаров на государственном и внутрифирменном уровне в начале 1990-х гг. привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.
    В результате Правительство РФ приняло постановление «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» (от 12 июля 1996 г. № 799).
    В связи с этим усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления — практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.

    Проблема.


    В товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы — изучение новых товаров и новых потребительских свойств уже известных товаров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук.
    С изменением социально-экономических условий некоторые проблемы вновь становятся злободневными и требуют новых подходов. К таким проблемам относится в первую очередь идентификация товаров для обнаружения и/или предупреждения их фальсификации.
    Современный этап развития науки характеризуется интеграцией научных знаний различных отраслей и использование компьютерных технологий. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения и применение полученного материала на учебной и производственной практике.

            

    Предполагаемый результат.

    Внедрение проекта способствует сформировать новые профессиональные компетенции для студентов – выпускников:

    - применять полученные теоретические и практические знания при организации и осуществлении профессиональной деятельности в области товароведения и экспертизы товаров;

    - способствовать обеспечению эффективной коммерческой деятельности путём управления ассортиментом с целью оптимального его формирования, управлением качеством товаров и осуществления его контроля, идентификации товаров и выявления их фальсификации, регулирования процессов транспортирования и хранения;

    - осуществлять и развивать деловые связи с поставщиками;

    - принимать своевременные и обоснованные решения по вопросам, входящим в компетенцию товароведа.

    Студенты, обучающиеся по  специальности среднего профессионального образования 100701 « Коммерция (по отраслям )» получают фундаментальные знания в области стандартизации, подтверждения соответствия и метрологии, безопасности товаров, товароведения и экспертизы и оценки конкурентоспособности однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также овладевают основами экономики предприятия, организации и управления коммерческой деятельности, финансов, информационных систем, бухгалтерского учета и аудита, маркетинга, товарного менеджмента, логистики.

    Овладев необходимыми знаниями и умениями и получив диплом государственного образца, выпускники, получившие рабочую профессию могут успешно работать в торговле, государственных органах по контролю за качеством и безопасностью потребительских товаров, в лабораториях экспертной службы, отделах экспертиз Торгово-промышленной Палаты, органах независимой экспертизы или продолжить обучение в Вузах.

    План реализации проекта.

        Необходимость проекта обусловлена тем, что студенты, получая конкретные знания, не обладают сформированными умениями и навыками мыслительной деятельности, способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, системно и эффективно действовать в условиях кризиса.

        Переход экономики России на рыночные отношения дает ясно понять, что выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

        Данный вывод сделан на основании наблюдений и анкетирования студентов.

        Через использование в урочное и внеурочное время различных новейших технологий обучения позволяет более успешно развивать творческие способности студентов, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как индивидуальность и самостоятельность.

        Немаловажным является интенсивное использование персонального компьютера, в том числе Интернет-ресурсов, изучение прессы. Это формирует техническую и информационную культуру студентов, расширяет их кругозор.

        Разнообразие методов и приемов обучения создает у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его программировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять перед лицом критики представляется очень ценным качеством современного специалиста .

       Важно проследить связь изучаемых дисциплин с практической направленностью, связью с производством и торговыми  точками региона.

    Вывод:

        Одним из центральных задач обучения и в частности профессиональной подготовки специалиста являются формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира. Решение этих задач требует использования содержания, форм, методов, направленных на активизацию обучения, которая, в свою очередь, реализуется за счет создания дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него студента на всех трех уровнях интеллектуальной, личностной и социальной активности, что и отражается в данном проекте.