Краткий конспект лекций по дисциплине "Основы экономической теории"
Предмет экономической теории, основные понятия экономической теории, законы рынка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsii._ekonomicheskaya_teoriya.docx | 207.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Что изучает экономика?
Основной экономической проблемой любой экономической системы является проблема ограниченности экономических ресурсов и безграничности экономических потребностей.
Экономическая теория – наука, которая изучает проблему эффективного распределения редких, т.е. ограниченных, экономических ресурсов.
В структуру экономической теории входят:
- Микроэкономика
Изучает экономические проблемы отдельных экономических единиц (покупатель, домохозяйство, фирмы, отрасли и т.д.)
- Макроэкономика
Изучает экономические проблемы национального уровня (инфляции, безработица, налоги, государственный бюджет)
- Мега экономика
Изучает мировую экономику.
В экономической теории различают позитивные и нормативные экономические суждения.
Позитивное – то, что есть на самом деле.
Нормативное – то, чего хотелось бы.
Потребности и ресурсы.
Потребность – это недостаток чего-либо для развития человека, фирмы, государства.
Потребности бывают первичные и вторичные.
Первичные – предметы первой необходимости: еда, вода, лекарства, жильё.
Вторичные – предметы второй необходимости.
Экономические ресурсы разделяют на материальные и людские.
К материальным ресурсам относятся:
- Земля
- Капитал
Земля – пахотные земли, лесные и водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых.
Капитал – это инвестиционные ресурсы, деньги, вложенные в производство. Например, здания, сооружения, оборудования, транспорт и т.д. Это всё то, что участвует в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.
Людские - рабочая сила, предпринимательская способность.
Владелец каждого вида ресурса получает определённый доход:
Ресурс | Доход | |
Земля | Рента | |
Капитал | % на капитал | |
Рабочая сила | Зарплата, гонорар, жалованье | |
Предпринимательская способность | Прибыль |
Кривая производственных возможностей.
Т.к. экономические ресурсы ограничены, то их нужно использовать эффективно, а для этого необходимо обеспечить полную занятость ресурсов и полный объём производства.
Полная занятость ресурсов – все задействованные ресурсы используются.
Полный объём производства достигается тогда, когда в экономике применяются новейшие технологии.
Проблему эффективного распределения ресурсов в экономической теории рассматривают с помощью таблицы и кривой производственных возможностей.
Таблица
Вид продукта | Альтернатива | ||||
A | B | C | D | E | |
Масло | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Пушки | 10 | 9 | 7 | 4 | 0 |
График кривой производственных возможностей
Каждая точка на графике показывает максимальный объём производства, который может себе позволить общество, используя все свои ресурсы.
Передвигаясь от точки A в точку B, мы видим, что издержки производства одной единицы масла равны издержкам производства одной единицы пушки. Но по продвижения к другим альтернативам издержки производства пушек возрастают.
В экономической теории такое явление называют законом возрастающих альтернативных (вменённых) издержек.
Этот закон действует потому, что экономические ресурсы не являются абсолютно взаимосвязанными при производстве альтернативных товаров.
Альтернативные издержки – количество продукта, которыми приходится жертвовать ради производства дополнительной единицы другого продукта.
Типы экономических систем.
- Командная (планово - административная)
- Рыночная
- Традиционная
Деление на системы основано:
- На формах собственности на средства производства.
- На принципах управления производством.
В чистом виде ни одна из названных систем не существует, но можно говорить о смешанных экономиках с преобладание рыночных или командных черт.
Традиционная экономическая система – это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она распространена в слаборазвитых странах. Это первичный тип экономической системы.
Основные черты традиционной экономической системы:
- Преобладание сельского хозяйства
- Производство однотипных продуктов
- Социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями. Определяют, какие блага и для кого производить. Определяют способ производства
- Уравнительность распределения
- Экономические роли определяются наследственностью и кастовой принадлежностью
- Технический прогресс проникает в эту систему с трудом т.к. несёт угрозу устоявшимся традициям
Командная экономическая система существовала в СССР, в странах восточной Европы.
Основные черты командной экономической системы:
- Государственная собственность на экономические ресурсы
- Отсутствие конкуренции. Предприятия – собственность государства. План принимает государство
- Коллективное принятие решений
- Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью
Рыночная экономическая система содержит в себе такие признаки как:
- Частная собственность
- Свободное предпринимательство
- Конкуренция
- Ограниченная роль государства
- Ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения.
- Насыщенность товаров массового производства
- Гибкое производство
Рынок и его субъекты.
Рынок - это любое взаимодействие между продавцом и покупателем по поводу покупки или продажи товаров и услуг.
Субъекты рынка:
- Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая стремиться к получению максимального дохода и эффективного его распределения. Обладает каким-либо экономическим ресурсом и хочет максимально дорого его продать.
- Фирма (предприятие) – это экономическая единица, которая стремиться к максимальной прибыли, приобретает ресурсы у домохозяйств, производит из них товары и услуги и продаёт их другим фирмам, домохозяйству и государству.
- Государство
Основные условия существование рыночных отношений:
- Частная собственность на средства производства
- Свобода, предпринимательство, выбор
- Личные интересы как главный мотив поведения
- Свобода или совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция характеризуется:
- Наличием на рынке очень большого числа продавцов и покупателей, что делает невозможным сговор между ними, влияние на цену
- Свободой для покупателя и продавца входа на рынок и выхода из него
- Применением денег
- Применением новых технологий
- Специализацией
- Вмешательство государства в экономику ограничено
Кроме вышеперечисленных пунктов, для функционирования современного рынка необходимы:
- Многообразие форм собственности (частная, государственная, коллективная, корпоративная)
- Биржа (товарная, сырьевая, валютная, фондовая)
- Банковская система
- Эмиссионная система
- Таможенная система
- Биржа труда
- Средства коммуникации
- Налоговая система
- Рынок страхования
- Экономические учебные заведения
- Аудиторская система
- Консалтинг (Консультация)
Основные законы рынка
Закон спроса.
Спрос – отражает потребность людей в той их части, которая может быть оплачена потребителем.
Главным свойством спроса является то, что чем выше цена, тем ниже спрос на данный товар и наоборот.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса составляет суть Закона спроса.
В основе закона спроса лежит:
- Здравый смысл
- Принцип убывающей предельной полезности, согласно которому, каждая последующая единица данного вида товара приносит всё меньше и меньше удовольствия и поэтому покупатель приобретёт дополнительную единицу этого товара при условии, что цена на него снизится.
- Эффект дохода согласно которому, если цена на какой-либо товар снижается, то покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от других.
- Эффект замещения – из ряда аналогичных товаров у покупателя появляется желание купить товар более дешёвый.
Кроме цен на спрос влияют не ценовые факторы (детерминанты):
- Мода, реклама, вкусы, предпочтения, традиции, религии и т.д.
- Географическое положение, сезон
- Доходы населения
- Количество покупателей на рынке
- Ценовые ожидания
- Цены на товары субституты (товары заменители)
- Цены на сопряжённые товары
Закон спроса действует на все товары, кроме товаров Гиффена – это такие товары, спрос на которые растёт, если цены на них растут (дешёвые макароны, картофель).
Существуют также проекты, которые яко бы противоречат закону спроса, но это не так:
- Эффект «Цена - качество»
- Эффект Веблена (сноба) – это приобретение товаров, обладание которых связано с ощущением преимуществ по сравнению с окружающими, с особым престижем, особым статусом, социальным положением покупателя.
- Эффект ожидаемой динамики цен
Закон предложения
Кривая предложения
Предложение – характеризует готовность продавца продать определённое количество товара по определённой цене в течение определённого периода времени.
Закон: Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость.
Кроме цены на предложение влияют:
- Цены на ресурсы
- Технологии
- Налоги и дотации
- Количество продавцов на рынке
- Ценовые ожидания
- Цены на другие товары
Рыночное равновесие
Спрос и предложение встречаются на рынке и в результате устанавливаются PE (равновесная цена).
QE – Равновесный объём продаж
E – Рыночное равновесие
Равновесная цена PE – в отличие от всех других цен это такая же цена, по которой покупатели приобрели всё то, что они хотели купить, а продавцы продали столько, сколько они хотели продать.
QD=QS
График рыночного равновесия
Фундаментальные вопросы экономики и их рыночное разрешение
- Что производить?
Рынок ориентирован на прибыль, а её приносят те товары и услуги, которые пользуются спросом.
- Как производить?
Ресурсы пойдут в те отрасли, которые выпускают товары, пользующиеся спросом.
Внутри отрасли ресурсы пойдут на такие предприятия, которые являются наиболее конкурентоспособными. Такие предприятия, которые применяют новые технологии и методы организации производства.
- Для кого производить?
Распределение зависит от доходов каждого человека. Доходы - от ресурса, вложенного в экономику и от цены на этот ресурс в данное время в данном месте.
Конкуренция
Плюсы «+»: | Минусы « - »: |
При наличии конкуренции производитель стремиться снизить свои затраты, чтобы увеличить прибыль → внедрение новых технологий → снижение издержек производства, рост производительности труда→ снижение цен. Это выгодно всем слоям населения | Нестабильность бизнеса → безработица → инфляция → банкротство отдельных производителей |
Конкуренция заставляет улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие товаров и услуг | Несправедливое распределение доходов общества |
Межотраслевая конкуренция заставляет улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие товаров и услуг | В ходе развития конкуренция может себя уничтожить. Это происходит тогда, когда конкурентное преимущество какого-либо производителя имеет устойчивый долговременный характер |
Межотраслевая конкуренция путём перелива капитала из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики и стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей | |
Конкуренция способствует развитию НТП, заставляет применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы | |
Конкуренция «вымывает» неэффективных производителей | |
Конкуренция создаёт экономическое принуждение, т.е. заставляет поддерживать высокую деловую активность |
Несовершенная конкуренция:
- Монополия
- Олигополия
- Монополистическая конкуренция
Монополия
Наиболее ярко выраженный тип несовершенной конкуренции.
Монополия – (в широком смысле) исключительное право на производство, промысел и другие виды деятельности, принадлежащие одному лицу, определённой группе или государству.
Признаки монополии
- Монополист – единственный продавец, а монополизированная отрасль – синоним фирмы.
- Реализуемый товар уникален в том смысле, что у него нет хороших или близких занятий.
- Монополист обладает рыночной властью, контролируются поставки товаров на рынок.
- На пути рынка монополист устанавливает непреодолимые для конкурента барьеры искусственные и естественные.
Искусственные – патенты и лицензии.
Естественные – характерны для тех отраслей, где функционируют естественные монополии – это сферы деятельности и отрасли, в которых развитие конкуренции либо невозможно, либо не эффективно.
Монополия может возникнуть тремя путями:
- Отрасль с момента её возникновения это единственный производитель
- На рынке может действовать много производителей, но они тайно сговариваются и действуют монопольными методами.
- На рынке в исходном состоянии может находиться много производителей, но один из них скупает своих конкурентов и становится монополистом.
В условиях монополии объём производства, который максимизирует прибыль ниже, чем при совершенной конкуренции, а цены выше.
Это приводит к тому, что монополистические ресурсы используются не в полной мере → часть продукции, нужной обществу не производится.
Монополист – отрасль → Кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса.
Цена и количество изменяются в соответствии с кривой спроса. Монополист одновременно выбирает комбинацию «цена – количество», при этом нет никаких стимулов увеличивать производство своей продукции даже при очень высоких ценах, т.к. расширение производства снизит рыночные цены и соответственно снизится прибыль.
Антимонопольная политика государства
Отношение общественности к различным формам несовершенной конкуренции в виде монополии и олигополии двойственно.
С одной стороны, в условиях олигополии и тем более монополии объективно существуют тенденции к ограничению выпуска продукции к росту цен.
С другой стороны, как правило, монополия связана с большими масштабами производств. Это обеспечивает снижение издержек на единицу продукции, т.е. ведёт к экономии ресурсов.
Как правило, больше масштаба производства обеспечивают проведение научно-исследовательских разработок → Научно – технический прогресс.
Как правило, монополии обеспечивают своих работников достаточно благоприятными условиями труда, что привлекает к работе в монополии высококвалифицированных кадров.
Учитывая плюсы и минусы монополий, каждое правительство строит свою антимонопольную политику так, чтобы с одной стороны, препятствовать любому анти конкурентному поведению, а с другой стороны не сдерживать развитие крупных предприятий.
Способы борьбы с монополиями и олигополиями.
- Открытие внешнеторговых границ, чтобы создать сильную конкурентную базу.
- В большинстве стран правительства принимают законы, которые защищают сговор и слияние компаний, если это может привести к ситуации монополии. Для оценки степени концентрации производства используется специальный показатель, который называется индекс Герфиндаля, который рассчитывается:
S – Процентов отрасли
Если H<1000, то разрешаются любые слияния и поглощения.
Если H>1800, то они запрещаются.
Если 1000
- Крайние меры.
Правительство может разукрупнить фирму, разбить её на мелкие части.
Олигополия.
Олигополия (с греч. мало/не много) - немногочисленность участников конкуренции, когда относительно мало (в пределах 10) число фирм господствует на рынке товаров и услуг, удовлетворяя спрос множества потребителей на этом рынке.
Большинство крупных корпораций действуют в системе олигополии: большая часть рынка захвачена супер продавцами, а оставшуюся часть могут делить между собой множество конкурентов.
На олигополистическом рынке продукция может быть дифференцированной (автомобили) и не дифференцированной (сталь, цемент, нефть). Особенностью олигополистических рынков является сложность входа в этот рынок других фирм.
Причины:
- Эффект масштаба - состоит в том что, чтобы добиться низких издержек производства на единицу выпускаемой продукции. Любые вновь входящие в отрасль фирмы должны быть очень крупными производителями (для этого нужны очень большие деньги);
- Потенциальных конкурентов могут исключить патентованием и лицензированием технологий, а так же контроль над стратегическим для отрасли сырьём: электроника, хим. и алюминиевая промышленность.
- Дополнительными финансовыми проблемами для вступления в олигополию могут быть очень большие расходы на рекламу.
Поведение олигополии, отношение цены и объёмов производства.
Поведение олигополии, отношение цены и объёмов производства всегда определяется двумя силами, которые действуют в противоположных направлениях:
- Заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли путём сговора или совместных действий. Модель такой олигополии практически совпадает с моделью чистой монополии;
- Эгоистическая заинтересованность в максимизации своей собственной прибыли, даже если в этом случае уменьшится общая прибыль общества. Сговор между олигополистами дело не простое.
Рассмотрим модель дуополии:
- Допустим, каждая фирма может установить на свою продукцию высокую и низкую цену. Если обе фирмы устанавливают высокую цену, то тогда каждый из них получит сверхприбыль равную 20 единицам.
- Если обе фирмы установят низкие цены, то их сверхприбыли равны по 15 единиц.
- Если одна фирма установит высокую цену, а другая низкую, то та, которая установила низкую цену, получит за счёт увеличения своей доли рынка 30 единиц прибыли, а фирма, установившая высокую цену, получит 10 единиц прибыли.
Таким образом, в данной ситуации имеются побудительный мотив к сговору, но так же и стремление к нарушению соглашения о цене, т. е. к самостоятельным действиям, к установлению низкой цены. В этом случае вторая фирма так же устанавливает низкую цену и фирмы от “сотрудничества” переходят к конкуренции.
Многолетняя практика показала, что “война цен” ведёт к большим убыткам и в конечном итоге приходит к согласию о поддержании высоких цен и не пытаются покушаться на долю конкурента. Поэтому олигополия достаточно стабильна и прежде всего за счёт жёсткости цен. Даже если издержки или спрос меняются, фирма не спешит изменять цены, т. к. боится быть неправильно понятой.
Кривая спроса олигополии:
Где Ро - это преобладающая цена, при ценах выше Ро кривая спроса эластична. Причина заключается в том, что фирма полагает, что если она подпишет цену выше Ро, то остальные фирмы за ней не последуют, и она потеряет долю рынка. С другой стороны фирма считает, что если она снизит цену ниже Ро, то остальные фирмы последуют за ней, и фирма, понизившая цены не захватит большую, чем она имела долю рынка.
Цена Ро основана на “лидерстве в ценах”, с помощью которого олигополисты могут координировать своё поведение, не вступая в сговор. В этом случае одной фирме “ценовому лидеру” с молчаливого согласия других фирм отводится ведущая роль в установлении Ро. Остальные фирмы свои цены не меняют до тех пор, пока ценовой лидер не изменит свою цену.
Ценовой лидер устанавливает цену, которая максимизирует её прибыль, а остальные фирмы производят столько, сколько хотят продать по этой цене. Таким образом, доминирующая фирма не стремится монополизировать рынок, что значительно стабилизирует рыночную ситуацию.
Монопольные прибыли примерно 50% - 100%. В ситуации олигополии нормальной считается норма прибыли 12% - 13%.
Монополистическая конкуренция
Чистая монополия и совершенная конкуренция современной экономики, как правило, исключение.
Большинство реальных рыночных структур находятся между этими крайностями. Монополистическая конкуренция – особый вид рынка, который включает в себя: значительный объём конкуренции и небольшую долю монополистической власти.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое (несколько десятков) небольших фирм предполагают похожие, но не идентичную продукцию.
Основные черты монополистической конкуренции:
- Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.
- Наличие большого числа фирм гарантирует отсутствие сговора, согласованное действие фирм с целью ограничить объёмы производства и искусственно повысить цену.
- При многочисленности фирм в отрасли нет взаимозависимости между ними, каждая фирма определяет свою политику самостоятельно, не учитывая возможную реакцию других фирм.
Здесь имеет место конкуренция, которая не зависит от цены, а зависит от дифференциации продукта.
- Качество продукции
- Надёжность поставок
- Качество обслуживания
- Скидки
- Престиж товара
- Предоставление кредитов
- Условия послепродажного обслуживания
- Гарантия замены некачественного товара
- Упаковка
- Возможность получения консультаций
- Реклама
Плюсы «+»: | Минусы «-»: |
Продукция дифференцирована | Не совсем эффективное использование ресурсов |
Относительно легко вступит в отрасль | |
Независимость конкурентов друг от друга | |
У покупателей есть возможность выбора |
Показатели национальных счетов
ООН утверждена система экономических показателей, которая отражает экономическое благосостояние нации и его граждан:
- ВНП (Валовый национальный продукт)
- ВВП (Валовый внутренний продукт)
- ЧВП (Чистый внутренний продукт)
- НД (Национальный доход)
- ЛД (Личный доход)
- РД (Располагаемый доход)
ВНП – это совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг, произведённых национальными фирмами внутри страны и за рубежом.
ВВП – это совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг, произведённых внутри страны всеми фирмами независимо от их национальной принадлежности и формы собственности.
При расчёте ВВП не учитываются:
- Государственные трансферты - это пенсии, пособия, стипендии, оплата больничных листов, дотации регионов
- Частные трансферты (наследство, деньги от частных лиц).
- Перепродажа поддержанных вещей.
ВВП имеет 2 стороны: расходную и доходную.
∑=∑
Расчёт ВВП по расходам | Расчёт ВВП по доходам |
Потребительские расходы (расходы домохозяйств). | Косвенные налоги (таможенные пошлины, налог с продаж, акцизы, НДС, налог на прибыль). |
Инвестиционные расходы (техника, оборудование; частные инвестиции для развития предприятия; амортизация, замена или ремонт оборудования). | Амортизация. |
Государственные расходы. | Рента. |
Расходы иностранцев (чистый экспорт = экспорт - импорт). | Процент на капитал. |
Зарплата. | |
Прибыль. | |
Доход от собственности. | |
ВНП - ВВП= (чистый доход) |
Различают номинальный ВВП и реальный ВВП.
- Номинальный ВВП - это ВВП, выраженный в денежных единицах и ценах данного года в данной стране.
- Реальный ВВП - это ВВП номинальный, скорректированный на уровень цен.
Индекс потребительских цен (ИПЦ).
*100%
Макроэкономическая нестабильность.
- Экономическая нестабильность.
- Безработица.
- Инфляция.
Экономические циклы.
Экономические циклы - это периодические колебания производства (ВВП), занятости и уровня цен. (Рынок нестабилен, периодически бывают кризисы). В своём движении экономический цикл проходит следующие стадии:
- Пик (бум) - экономика работает в условиях полной занятости, цены растут, деловая активность прекращается.
- Стагнация (спад, рецессия) - объёмы ВВП сокращаются, растёт безработица, цены не имеют тенденции к снижению, они перестают расти тогда, когда наступает третья стадия цикла “депрессия” (дно).
- Депрессия (дно) - это низшая точка спада, в это время в экономике ничего не происходит.
- Оживление (подъём) - ВВП повышается до полной занятости, наступает пик.
Безработица.
Безработный - это человек, который может, хочет и активно ищет работу.
Студенты - временно выбывшие из состава рабочей силы. (Выбывшие из состава рабочей силы - те, кто не ищет работу).
Определённое количество безработных экономике необходимо и естественно для неё, поэтому полная занятость рабочей силы не означает, что все 100% рабочей силы имеют работу. Различают:
- Фрикционную безработицу. Туда относят тех людей, которые находятся “между работами”, но, как правило, знают, что работу найдут.
- Структурная безработица. С течением времени в структуре спроса в структуре производства в структуре рабочей силы происходят изменения, для того чтобы найти работу необходимо переучиваться или повышать квалификацию.
- Циклическая безработица - связана со спадом производства.
Полная занятость рабочей силы (естественный уровень безработицы) - это сумма фрикционной и структурной безработицы.
Реальный объём ВВП, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики - это реальный объём продукции, который экономика в состоянии произвести при полной занятости рабочей силы.
Безработица имеет свои экономические и социальные последствия:
- Экономические - это отставание объёмов ВВП. Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объёмов ВВП, что получило название - Закон Оукена.
Закон Оукена - если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то коэффициент отставания ВВП равен 2,5.
*100%
Рабочая сила = всё население страны - дети до 16 лет - лица, находящиеся в специализированных заведениях - выбывшие или временно выбывшие.
- Социальные:
- преступность;
- наркомания;
- количество разводов;
- рождаемость и т. д.
В первую очередь безработными становятся:
- молодёжь;
- женщины;
- лица предпенсионного возраста;
- некоренное население;
- “синие воротнички” (лица с низкой квалификацией).
Инфляция.
Инфляция - это повышение общего уровня цен.
*100%
Различают:
- Умеренную инфляцию (до 10% в год);
- Галопирующую инфляцию (от 20% до 200% в год);
- Гиперинфляцию (свыше 200% в год).
Инфляция бывает:
- Подавленная (скрытая) - цены устанавливаются государством. Инфляция проявляется в дефиците товара, росте сбережений, развитии теневой экономики, ухудшение качества продукции.
- Открытая инфляция бывает 2 типов:
- инфляция спроса;
- инфляция издержек.
Инфляция спроса.
Инфляция спроса связана с тем, что совокупный спрос больше совокупного предложения (когда денег больше, чем товара (Д>Т)).
Причины:
- Неправильная эмиссионная политика центрального банка (ЦБ печатает деньги, не обеспеченные товаром);
- Рост з/п.;
- Дефицит госбюджета;
- Монополизация экономики;
- Милитаризация экономики (большая часть ресурсов идёт в военно - промышленный комплекс (ВПК));
- Незавершённое производство.
Инфляция издержек.
Инфляция издержек связана с увеличением издержек производства. Возросшие издержки предприниматели закладывают в цену товара, и она растёт.
Причины:
- Рост цен на сырьё и топливо;
- Рост з/п.;
- Неправильная политика государства по отношению к косвенным налогам.
Борьба с инфляцией.
- Гашение инфляционных ожиданий. Для этого необходимо:
- правительство, которому доверяют граждане;
- укрепление рыночных систем с помощью поддержки малого и среднего бизнеса;
- развитие конкуренции.
- Ограничение денежной массы через механизмы денежно - кредитной политики:
- Ставка рефинансирования - это тот процент ЦБР, под который он предоставляет кредиты коммерческим банкам.
- Норма обязательных резервов - это те деньги коммерческих банков, которые хранятся в ЦБР. Она устанавливается в процентах к депозитам и является для коммерческих банков обязательной (законной).
- Снижение дефицита госбюджета - через уменьшение расходной части бюджета.
- Разумно - проводимая приватизация.
- Продажа земли (покупка земли у государства).
- Снижение ликвидности сбережений.
Деньги - это всеобщий эквивалент, т. е. на них можно приобрести любые товары и услуги.
Деньгами является всё то, что выполняет их функции.
Функции денег:
- Мера стоимости, т. е. любой товар, приравнивается к определённому количеству денег, и это деньги абстрактные.
- Средства обращения. Эту функцию деньги выполняют всегда, когда являются посредником при купле - продаже товаров и услуг, это деньги реальные. С этой функцией связано появление бумажных денег.
- Деньги как средство накопления или сбережения, запасная стоимость.
- Средства платежа. Эту функцию деньги выполняют тогда, когда имеет место отсрочка платежей.
- Мировые деньги. Это любая конвертируемая валюта.
С тех пор как государство стало реализовывать выпуск денег, всегда вставал вопрос: “Какое количество денег необходимо для обращения?” Для количественной характеристики объёма денежной массы существуют специальные обобщённые показатели, которые называются денежными агрегатами.
Mo - это наличные деньги в обращении: бумажные и металлические.
M1 - это агрегат Mo + депозиты до востребования + чековые депозиты + пластиковые карты.
M2 - агрегат M1 + депозиты срочные + ГКО (государственная краткосрочная облигация сроком до 1 года).
M3 - агрегат M2 + государственная долгосрочная облигация ГО.
M4 - агрегат M3 + не денежные ликвидные активы, хранящиеся в сейфах банка.
Количество денег необходимое для обращения рассчитывается на основе агрегата M1 по формуле:
M - количество денег необходимое для обращения.
P - уровень цен в стране.
Q - количество произведённой конечной продукции.
V - скорость денежного обращения.
Закон денежного обращения:
Кредитная система РФ.
Кредитная система - это совокупность кредитно - финансовых учреждений, которые создают, аккумулируют и предоставляют денежные средства на условиях возвратности, срочности и платности.
В кредитную систему РФ входят:
- ЦБ;
- Коммерческие банки;
- Небанковские учреждения (инвестиционные, страховые кампании, финансовые кампании, сберкассы, пенсионный фонд, ломбарды).
Центральный Банк. Его клиенты: государство и коммерческие банки.
Функции:
- Руководит всей кредитной системой страны;
- Обладает монопольным правом на денежную эмиссию;
- Ведёт финансовые операции правительства;
- Хранит временно - свободные денежные средства и нормы резервов коммерческих банков;
- Предоставляет коммерческим банкам кредиты;
- Поддерживает курс д. е. страны.
Коммерческие Банки. Их клиенты: бизнес и население.
Функции:
- Предоставляют кредиты;
- Ведёт финансовые операции физических и юридических лиц;
- Консультации.