Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики" для специальностей 130016, 130018 «Разработка и эксплуатация нефтяных газовых месторождений",Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

Мирзоян Гаянэ Владимировна

В результате выполнения практических  работ по дисциплине " Основы экономики" студент должен научиться: находить и использовать необходимую экономическую информациюд, давать характеристику производственных отношениий, узнать закономерности и механизмы функционирования со­временной экономической системы; возможности и слабости, как рыночного механизма, так и методов государственного регулирования; важнейшие проблемы, которые приходится решать как отдельным хозяйственным субъектам, так и обществу в целом;а также научться рассчитывать основные  макроэкономичсекие показатели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая тетрадь для студентов64.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодарский монтажный техникум»

Краснодарского края

Практические   работы     по     дисциплине

«Основы экономики»

Для специальностей

130016,  130018     «Разработка и эксплуатация нефтяных газовых месторождений”  «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

Выполнил студент ____________________________________

Группы______________________________________________

Краснодар  2013

1. Эластичность спроса

Основные понятия

Эластичность спроса – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.

Эластичность спроса по цене – показывает, насколько изменится объём спроса при изменении цены на товар.

Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем  два показателя:

1. Коэффициент эластичности.

2. Общая выручка продавца.

1. Коэффициент эластичности спроса по цене (ED) – показывает относительное изменение объёма спроса при относительном изменении цены.

Для расчёта используем формулу:

ED =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

P2 – P1

Q1 + Q2

где Р1 – первоначальная цена на товар,

Р2 – новая цена,

Q1 – первоначальный объём спроса

Q2 – новый объём спроса.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.

Существует три типа эластичности спроса:

1. Если коэффициент эластичности |ED| < 1%, товары неэластичного спроса: объём спроса изменяется в меньшей степени чем цена.

2. Если |ED| > 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.

3. Если |ED| = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.

Товары с эластичным спросом по цене:

  • предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
  • товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);
  • легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).

Товары с неэластичным спросом по цене:

  • предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);
  • товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);
  • труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Факторы эластичности спроса по цене.

1.  Наличие на рынке товаров-субститутов и комплементов. Чем больше у товара близких заменителей, тем выше его эластичность спроса и наоборот. Если какой либо товар является менее значительным комплементом важного товара, то спрос на него обычно не эластичен.

2.  Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. На коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем на длинных интервалах.

2. Общую выручку продавца TR рассчитываем по формуле:

TR = P x Q,                                                 

где P – цена на товар,

Q – количество товара по этой цене.

Примеры решения задач

Задача 1. При повышении цены на молоко с 30 до 35 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

Решение

1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 30 руб., Р2 = 35 руб.

Q1 = 100 л, Q2 = 98 л.

ED =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

P2 – P1

Q1 + Q2

ED =

98 – 100

х

30 + 35

= 0,13%

35 – 30

100 + 98

|ED| = 0,13%  < 1% – объём спроса сократился в меньшей степени (на 0,13%), чем выросла цена (на 1%), поэтому молоко – товар неэластичного спроса.

2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на молоко с 30 до 35 руб. за литр.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 30 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 30 х 100 = 3000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 35 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 35 х 98 = 3430 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 3430 – 3000 = 430 руб.

Ответ. Так как на молоко |ED| < 1%, то спрос неэластичен, то есть он слабо реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился незначительно. Поэтому выручка продавца, несмотря на повышение цены, выросла на 430 руб.

Домашнее задание

Вариант  1

 Задача 1.

             При повышении цены на молоко с 40 до 45 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 90 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

Вариант 2

Задача 1

 При повышении цены на кефир с 60 до 75 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 90 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

Вариант 3

Задача 1

При повышении цены на йогурт с 60 до 75 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 80 до 70 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

 

Решение

-------------------------------------------------------------------------------------------------------            

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задача 2. При повышении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 30 до 18 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.

Решение

1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 65 руб., Р2 = 90 руб.

Q1 = 30 кг, Q2 = 18 кг.

ED =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

P2 – P1

Q1 + Q2

ED =

18 – 30

х

65 + 90

= 1,55%

90 – 65

30 + 18

|ED| = 1,55% > 1% – объём спроса сократился в большей степени (на 1,55%), чем выросла цена (на 1%), поэтому яблоки – товар эластичного спроса.

2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за кг.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 65 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 65 х 30 = 1950 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 90 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 90 х 18 = 1620 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2  – TR1

∆TR = 1620 – 1950 = –330 руб.

Ответ. Так как на яблоки |ED| > 1%, то спрос эластичен, то есть он чутко реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился в большей степени, чем увеличилась цена. Поэтому выручка продавца сократилась на 330 руб.

Домашнее задание

Вариант 1

       Задача 2. При повышении цены на груши с 70 до 100 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 20 до 12 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.

Вариант 2

     Задача 2 . При повышении цены на капусту  с 30 до 40 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 30 до 12 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.

Вариант 3

      Задача 2 . При повышении цены на яблоки с 35 до 50 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 50 до 42 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.

Решение

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задача 3. При повышении цены на зонты с 500 до 1000 руб. за 1 зонт в магазине
объём спроса на них сократился с 80 до 40 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.

Решение:

1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 500 руб., Р2 = 1000 руб.

Q1 = 80 шт., Q2 = 40 шт.

ED =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

P2 – P1

Q1 + Q2

ED =

40 – 80

х

500 + 1000

= 1%

1000 – 500

80 + 40

|ED| = 1% = 1% – объём спроса сократился в той же степени, как выросла цена (на 1%), поэтому зонт – товар спроса единичной эластичности.

2. Определим, как изменится выручка продавца.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 500 х 80 = 40 000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 1000 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 1000 х 40 = 40 000 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆ TR = 0 руб.

Ответ. Так как на зонт |ED| = 1%, то спрос единичной эластичности, то есть объём спроса, изменяется в той же степени, что и цена. Поэтому выручка продавца не изменилась после изменения цены.

Домашнее задание

Вариант 1

Задача 1 При повышении цены на стул  с 700 до 1000 руб. за 1 стул в магазине объём спроса на них сократился с 90 до 50 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.

Вариант 2

Задача 1 При повышении цены на электрочайник с 300 до 700 руб. за 1 электрочайник  в магазине объём спроса на них сократился с 100 до 60 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.

Вариант 3

Задача 1 При повышении цены на письменный стол с 700 до 1500 руб. за 1 стол  в магазине объём спроса на них сократился с 150 до 110 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца

Решение

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Эластичность предложения

Основные понятия

Эластичность предложения – способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен.

В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают следующие типы эластичности.

1. Если Еd >1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается.

2. Если Еd < 1, то предложение неэластично, оно слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж. Производитель не может извлекать выгоду из благоприятной рыночной ситуации, а в случае снижения цены несет убытки.

3. Если Еd = 1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними.

Коэффициент эластичности предложения по цене (ES) показывает относительное изменение объёма предложения при относительном изменении цены.

Формула расчёта аналогична формуле расчёта ED.

ES =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

P2 – P1

Q1 + Q2

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

1. Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения.

2. Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным.

3. Фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна.

4. Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения.

5. Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

Примеры решения задач

Задача 2. При понижении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт. в магазине
объём предложения на них сократился с 70 до 50 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение:

1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.

Р1 = 500 руб., Р2 = 450 руб.

Q1 = 70 шт., Q2 = 50 шт.

ES =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

P2 – P1

Q1 + Q2

ES =

50 – 70

х

500 + 450

= 3,17%

450 – 500

70 + 50

ES = 3,17% > 1% – объём предложения сократился в большей степени (на 3,17%) чем снизилась цена (на 1%), поэтому рубашки – товар эластичного предложения.

2. Определим, как изменится выручка продавца при уменьшении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 500 х 70 = 35 000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 450 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 450 х 50 = 22 500 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 22 500 – 35 000 = – 12 500 руб.

Ответ.  Так как на рубашку ED > 1%, то предложение эластично, то есть оно чутко реагирует на изменение цены. Выручка продавца сократилась значительно – на 12 500 руб. Производителю не выгодно снижать цены на товары эластичного спроса из-за сокращения выручки.

Домашнее  задание

Вариант 1

Задача 1 При понижении цены на блузы с 700 до 550 руб. за 1 шт. в магазине
объём предложения на них сократился с 60 до 40 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца

                                                                     Вариант 2

Задача 1  При понижении цены на перчатки с 200 до 150 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них сократился с 50 до 30 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца

                                                                       Вариант 3

Задача 1  При понижении цены на детское кресло  с 900 до 750 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них сократился с 80 до 60 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца

Решение

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

В рыночной экономике целью производителей является получение максимальной прибыли. Поэтому предприниматели выбирают, какой производить товар, ориентируясь на спрос потребителей и возможность получения прибыли. Для увеличения прибыли на предприятиях применяют новые технологии, уменьшают издержки.

На объёмы производства влияют издержки. Если они возрастают, то предприятие сокращает объёмы производства. Если издержки сокращаются, то предложение увеличивается.

Основные понятия

Издержки – это затраты, которые несет фирма по организации производства и сбыта продукции.

Классификация издержек

1. Постоянные издержки (FC) – затраты, которые прямо не зависят от объема выпуска продукции и которые фирма несет даже при полной остановке производства.

2. Переменные издержки (VC) – затраты, которые прямо зависят от объема выпуска продукции и включают расходы на покупку сырья, энергии, производственных услуг и т.д.

3. Общие издержки (TC) – сумма постоянных и переменных издержек:

TC = FC + VC                                        (3.1)

4. Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные затраты на единицу продукции, которую можно рассчитать по формуле:

AFC =

TFC

(3.2)

Q

5. Средние переменные издержки (AVC) – переменные затраты:

AVC =

TVC

(3.3)

Q

6. Средние общие издержки – общие затраты на единицу продукции:

AC = AFC + AVC                                                (3.4)

AC =

TC

(3.5)

Q

Эффект масштаба

Эффект масштаба – изменение издержек производства и показателей хозяйствования в связи с увеличением объема производства.

В зависимости от характера различают три эффекта масштаба:

1. Положительный

2. Отрицательный

3. Постоянный.

Положительный эффект – при увеличении объёмов производства снижаются издержки производства.

Отрицательный эффект – при увеличении объёмов производства издержки растут.

Постоянный эффект – издержки не изменяются.

Оптимальный размер предприятия – это когда полностью реализован положительный эффект масштаба, а издержки минимальные.

Примеры решения задач

Задача 1. Предприниматель производит свои изделия по цене 50 руб. Постоянные издержки 45 тыс. руб., а переменные изменяются в зависимости от роста объёма производства.

Таблица 3.1

Исходные данные производственных программ

Показатели

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

1

3

7

15

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

4

9

13

20

24

Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Решение:

Таблица 3.2

Определение эффективной производственной программы

Показатели 

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

1

3

7

15

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

4

9

13

20

24

Постоянные издержки (FC), тыс. руб.

дано в условии

45

45

45

45

45

Общие издержки (ТС),
тыс. руб.

ТС = FC + VC

49

54

58

65

69

Средние общие издержки (АС), руб.

АС = ТС : Q

49

18

8,3

4,3

2,6

Цена (Р), руб.

дано в условии

50

50

50

50

50

Выручка (TR), тыс. руб.

TR = P x Q

50

150

350

750

1300

Прибыль (П), тыс. руб.

П = ТR – ТС

1

96

292

685

1231

Ответ: Пятая производственная программа по производству 26 тыс. ед. продукции является самой эффективной, так как наблюдается максимальная прибыль 1231 тыс. руб. при наименьших средних издержках 2,6 руб.

Так как средние издержки при увеличении объёмов производства сокращаются, то здесь мы видим положительный эффект масштаба.

Домашнее задание

Вариант 1

 

Задача 1. Предприниматель производит свои изделия по цене 70 руб. Постоянные издержки 65 тыс. руб., а переменные изменяются в зависимости от роста объёма производства.

Исходные данные производственных программ

Показатели

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

4

3

4

10

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

3

8

17

22

23

Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Решение:

Определение эффективной производственной программы

Показатели 

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

Постоянные издержки (FC), тыс. руб.

дано в условии

Общие издержки (ТС),
тыс. руб.

ТС = FC + VC

Средние общие издержки (АС), руб.

АС = ТС : Q

Цена (Р), руб.

дано в условии

Выручка (TR), тыс. руб.

TR = P x Q

Прибыль (П), тыс. руб.

П = ТR – ТС

Ответ:

Вариант 2

 

Задача 1. Предприниматель производит свои изделия по цене 80 руб. Постоянные издержки 55 тыс. руб., а переменные изменяются в зависимости от роста объёма производства.

Исходные данные производственных программ

Показатели

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

4

3

9

15

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

5

8

12

3

14

Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Решение:

Определение эффективной производственной программы

Показатели 

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

Постоянные издержки (FC), тыс. руб.

дано в условии

Общие издержки (ТС),
тыс. руб.

ТС = FC + VC

Средние общие издержки (АС), руб.

АС = ТС : Q

Цена (Р), руб.

дано в условии

Выручка (TR), тыс. руб.

TR = P x Q

Прибыль (П), тыс. руб.

П = ТR – ТС

Ответ:

Вариант 3

 

Задача 1. Предприниматель производит свои изделия по цене 90 руб. Постоянные издержки 45 тыс. руб., а переменные изменяются в зависимости от роста объёма производства.

Исходные данные производственных программ

Показатели

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

5

3

9

10

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

5

6

17

3

14

Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Решение:

Определение эффективной производственной программы

Показатели 

Формула,
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

Постоянные издержки (FC), тыс. руб.

дано в условии

Общие издержки (ТС),
тыс. руб.

ТС = FC + VC

Средние общие издержки (АС), руб.

АС = ТС : Q

Цена (Р), руб.

дано в условии

Выручка (TR), тыс. руб.

TR = P x Q

Прибыль (П), тыс. руб.

П = ТR – ТС

Ответ:

Задача 2. Переменные издержки при производстве 5 тыс. ручек составляют 48 тыс. руб., а 19 тыс. ручек – 162 тыс. руб. Постоянные издержки составляют 64 тыс. руб. Цена одной ручки 25 руб. Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Решение

1. Общие издержки: TC = FC + VC

На производство 5 тыс. ручек: TC = 48 + 64 = 112 тыс. руб.

На производство 19 тыс. ручек: ТС = 162 + 64 = 226 тыс. руб.

2. Средние издержки: АС = ТС : Q

На производство 5 тыс. ручек: АС = 112 : 5 = 22,4 руб.

На производство 19 тыс. ручек: АС = 226 : 19 = 11,89 руб.

3. Выручка: TR = P x Q

На производство 5 тыс. ручек: TR = 25 х 5 = 125 тыс. руб.

На производство 19 тыс. ручек: TR = 25 х 19 = 475 тыс. руб.

4. Прибыль: П = TR – TC

На производство 5 тыс. ручек: П = 125 – 112 = 13 тыс. руб.

На производство 19 тыс. ручек: П = 475 – 226 = 249 тыс. руб.

Ответ. Производственная программа, рассчитанная на производство 19 тыс. ручек, более эффективна, так как дает минимальные средние издержки и максимальную прибыль. Наблюдается положительный эффект масштаба.

Домашнее  задание

Варинат 1

Задача 2

Задача 2. Переменные издержки при производстве 4 тыс. ручек составляют 38 тыс. руб., а 20 тыс. ручек – 152 тыс. руб. Постоянные издержки составляют 54 тыс. руб. Цена одной ручки 23 руб. Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Варинат 2

Задача 2

Задача 2. Переменные издержки при производстве 5 тыс. ручек составляют 48 тыс. руб., а 10 тыс. ручек – 132 тыс. руб. Постоянные издержки составляют 44 тыс. руб. Цена одной ручки 25 руб. Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Варинат 3

Задача 2

Задача 2. Переменные издержки при производстве 7 тыс. ручек составляют 38 тыс. руб., а 20 тыс. ручек – 142 тыс. руб. Постоянные издержки составляют 34 тыс. руб. Цена одной ручки 22 руб. Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Решение

 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Благодаря системе национальных счетов, созданной в Америке в 20-е гг. прошлого века, включающей макроэкономические показатели, появилась возможность определять эффективность и продуктивность развития экономик стран. С помощью макропоказателей можно определить уровень жизни населения, выявить тенденцию развития экономики, проблемы и своевременно принять меры по их разрешению.

Учитывая ежегодно стоимость товаров и услуг, произведенных в стране, можно определить наличие или отсутствие и темпы экономического роста. Сравнивая макропоказатели разных стран, учитывая их ресурсный потенциал, правительства стран учитывают полученные данные при разработке кредитно-денежной, фискальной, финансовой и социальной политик своей страны, помогают слабо развитым странам и странам, охваченным экономическим кризисом.

Основные понятия

Основные макроэкономические показатели

1. Валовой внутренний продукт (ВВП)  текущая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за определенный промежуток времени (обычно за год) всеми факторами производства в границах национальной территории.

2. Валовой национальный продукт (ВНП)  текущая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе на территории других государств.

3. Чистый внутренний продукт (ЧВП)  чистая стоимость конечных товаров и услуг (отличается от ВВП на стоимость износа основного капитала).

ЧВП = ВВП – А,                                        (4.1)

где А – амортизационные расходы.

4. Чистый национальный продукт (ЧНП)

ЧНП = ВНП  А                                         

5. Внутренний доход (ВД)  совокупный доход, получаемый всеми экономическими агентами, собственниками факторов производства:

ВД = ЧВП – ЧКН,                                 

где ЧКН – чистые косвенные налоги.

6. Национальный доход (НД)

НД = ЧНП – ЧКН                                          

Метод расчёта ВВП по потоку расходов

ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта.

В показатель ВНП входят:

  1. Потребительские расходы (С).
  2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I): сумма чистых инвестиций и амортизации.
  3. Государственные закупки товаров и услуг (G).
  4. Чистый экспорт (Х): разность между экспортом и импортом.

Формула расчёта ВВП по потоку расходов:

ВВП = C + I + G + X                                         

В условиях закрытой экономики ВНП = ВВП, чистый экспорт отсутствует.

Дефлятор ВВП

Дефлятор ВВП = (ВВПн / ВВПр) × 100                                 

Номинальный ВВП (ВВПн) – стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года по текущим ценам.

Реальный ВВП (ВВПр) – стоимость всех произведенных готовых товаров и услуг в данном году с учетом цен базового года.

Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП)  ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

Примеры решения задач

Задача 1. Экономика страны характеризуется следующими данными:

1. Потребительские расходы домохозяйств  400 000

2. Чистые инвестиции  30 000

3. Амортизация  50 000

4. Государственные закупки товаров и услуг  70 000

5. Экспорт 35 000

6. Импорт  25 000

7. Косвенные налоги на бизнес  9000

Определите все возможные макроэкономические показатели.

Решение:

1. Рассчитаем ВВП по потоку расходов

I (валовые инвестиции) = чистые инвестиции + амортизация = 30 000 + 50 000 = 80 000

С (потребительские расходы) = 400 000

G (государственные закупки) = 70 000

Х (чистый экспорт) = экспорт – импорт = 35 000 – 25 000 = 10 000

ВВП = C + I + G + X

ВВП = 400000 + 80000 + 70000 + 10000 = 560000

2. Рассчитаем ЧВП

ЧВП = ВВП – А

ЧВП = 560 000  50 000 = 510 000

ВД = ЧВП – ЧКН

ВД = 510 000  9000 = 501 000

Ответ. ВВП = 560 000, ЧВП = 510 000, ВД = 501 000.

Домашнее задание  

Вариант 1

Задача 1. Экономика страны характеризуется следующими данными:

1. Потребительские расходы домохозяйств – 500 000

2. Чистые инвестиции – 20 000

3. Амортизация – 40 000

4. Государственные закупки товаров и услуг – 50 000

5. Экспорт – 35 000

6. Импорт – 35 000

7. Косвенные налоги на бизнес – 8000

Определите все возможные макроэкономические показатели.

Вариант 2

Задача 2

1. Потребительские расходы домохозяйств – 600 000

2. Чистые инвестиции – 40 000

3. Амортизация – 60 000

4. Государственные закупки товаров и услуг – 80 000

5. Экспорт – 30 000

6. Импорт – 20 000

7. Косвенные налоги на бизнес – 7000

Определите все возможные макроэкономические показатели

Вариант 3

Задача 3

1. Потребительские расходы домохозяйств – 500 000

2. Чистые инвестиции – 50 000

3. Амортизация – 70 000

4. Государственные закупки товаров и услуг – 70 000

5. Экспорт – 38 000

6. Импорт – 20 000

7. Косвенные налоги на бизнес – 950

Определите все возможные макроэкономические показатели

Решение

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задача 2. Закрытая экономика страны характеризуется следующими данными:

1. ВНП 5000

2. Валовые инвестиции  600

3. Чистые инвестиции  90

4. Государственные расходы на товары и услуги  900

5. Косвенные налоги на бизнес 150

Рассчитайте ЧНП, НД и потребительские расходы.

Решение

В условиях закрытой экономики ВНП = ВВП, отсутствуют экспорт и импорт.

1. Рассчитаем потребительские расходы, используя формулу расчёта ВВП по потоку расходов.

ВВП = С + I + G + X

C = ВВП – I – G – X

C = 5000 – 600 – 900 – 0 = 3500

2. Рассчитаем ЧНП, учитывая, что амортизацию мы рассчитаем через инвестиции. 

ЧНП = ВНП – А

А = I – чистые инвестиции

А = 600 – 90 = 510

ЧНП = 5000 – 510 = 4490

3. НД = ЧНП – ЧКН

НД = 4490 – 150 = 4340

Ответ. С = 3500, ЧНП = 4490, НД = 4340.

Домашнее задание

Вариант 1.

Задача 2

1. ВНП – 4000

2. Валовые инвестиции – 500

3. Чистые инвестиции – 80

4. Государственные расходы на товары и услуги – 700

5. Косвенные налоги на бизнес –160

Рассчитайте ЧНП, НД и потребительские расходы

Вариант2

           Задача 2

1. ВНП – 6000

2. Валовые инвестиции – 300

3. Чистые инвестиции – 90

4. Государственные расходы на товары и услуги – 500

5. Косвенные налоги на бизнес –160

Рассчитайте ЧНП, НД и потребительские расходы

Вариант3

           Задача 2

1. ВНП – 7000

2. Валовые инвестиции – 500

3. Чистые инвестиции – 60

4. Государственные расходы на товары и услуги – 700

5. Косвенные налоги на бизнес –260

Рассчитайте ЧНП, НД и потребительские расходы

Решение

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ --------

Задача 3. Рассчитайте темпы роста ВВП, если он составляет 244 000 и увеличился с прошлого года на 22 000.

Решение:

Дефлятор ВВП = (ВВПн / ВВПр) ×100

Дефлятор ВВП = (244 000 / 222 000) ×100=109%

Ответ. ВВП увеличился на 9%.

Домашнее задание

Вариант 1

Задача 3. Рассчитайте темпы роста ВВП, если он составляет 344 000 и увеличился с прошлого года на 32 000.

Вариант 2

Задача 3. Рассчитайте темпы роста ВВП, если он составляет 444 000 и увеличился с прошлого года на 42 000.

Вариант 3

Задача 3. Рассчитайте темпы роста ВВП, если он составляет 244 000 и увеличился с прошлого года на 52 000.

Решение

- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------                                          

Задача 4. ВВП в текущем году составляет 60 млрд. руб., потребительские расходы 20 млрд. руб., государственные расходы 2 млрд. руб., чистый экспорт 1 млрд. руб.

1. Каков объем инвестиций, если амортизация равна 1,9 млрд. руб.?

2. Чему равен ЧВП, если косвенные налоги составляют 1,2 млрд. руб.?

3. Чему равен ВД?  

Решение:

1. ВВП = C + I + G + X

I = ВВП – C – G – X

I = 60 – 20 – 2 – 1 = 37 млрд. руб.

2. ЧВП = ВВП – А

ЧВП = 37 – 1,9 = 35,1 млрд. руб.

А = I – чистые инвестиции = 1.9 млрд. руб.

3. ВД = ЧВП – ЧКН

ВД = 35,1 – 1,2 = 33,9 млрд. руб.

Ответ. I = 37 млрд. руб., ЧВП = 35,1 млрд. руб., ВД = 33,9 млрд. руб.

Домашнее задание

Вариант 1

Задача 4. ВВП в текущем году составляет 70 млрд. руб., потребительские расходы 30 млрд. руб., государственные расходы 3 млрд. руб., чистый экспорт 2 млрд. руб.

1. Каков объем инвестиций, если амортизация равна 1,8 млрд. руб.?

2. Чему равен ЧВП, если косвенные налоги составляют 1,4 млрд. руб.?

3. Чему равен ВД?  

Вариант 2

Задача 4. ВВП в текущем году составляет 80 млрд. руб., потребительские расходы 10 млрд. руб., государственные расходы 3 млрд. руб., чистый экспорт 5 млрд. руб.

1. Каков объем инвестиций, если амортизация равна  2,9 млрд. руб.?

2. Чему равен ЧВП, если косвенные налоги составляют 3,2 млрд. руб.?

3. Чему равен ВД?  

Вариант 3

Задача 4. ВВП в текущем году составляет 90 млрд. руб., потребительские расходы 30 млрд. руб., государственные расходы 4 млрд. руб., чистый экспорт 3 млрд. руб.

1. Каков объем инвестиций, если амортизация равна  3,2 млрд. руб.?

2. Чему равен ЧВП, если косвенные налоги составляют 2,5 млрд. руб.?

3. Чему равен ВД?  

Решение

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------

5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:
БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ

Безработица в условиях рыночной экономики является важным явлением в экономике. Циклическая форма безработицы оказывает серьезные экономические и социальные последствия. В обществе с ростом безработицы растут преступность, алкоголизм, наркомания, распад семей. Сокращаются объёмы национального производства, замедляется экономический рост.

Государство борется с безработицей, опираясь на такой показатель, как уровень безработицы и закон Оукена. При проведении социальной и кредитно-денежной политик оно ориентируется на структуру безработицы, её причины и последствия.

5.1. Безработица

Основные понятия

Безработица  экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы.

Формы безработицы

1. Фрикционная (добровольная) безработица – временное отсутствие работы в связи с переходом на другую работу по собственному желанию, а также период поиска работы лицами, впервые ее ищущими.

2. Структурная  возникает вследствие несоответствия структуры спроса на труд и предложения рабочей силы.

3. Циклическая (конъюнктурная) – безработица в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие.

Естественный уровень безработицы – включает структурную и фрикционную формы безработицы, которые естественны и неустранимы в рыночной экономике. Поэтому экономика страны находится в условиях полной занятости.

Уровень безработицы =

Численность безработных

х 100%

(5.1)

Численность рабочей силы

Закон Оукена

В обществе возникают огромные потери из-за недоиспользования рабочей силы. Их определить помогает метод американского экономиста Артура Оукена: для этого необходимо сравнить ВНП в условиях фактической и полной занятости.

Закон Оукена: превышение циклической безработицы над естественной на 1% ведет к снижению фактического уровня ВНП на 2,5% по сравнению с потенциальным.

Всё население

 

Трудоспособное                                                                Нетрудоспособное:

                                                   1. дети до 16 лет,

                                                2. пенсионеры.

Рабочая сила            Временно выбывшие  из

                                      состава рабочей силы:

                                                     1. беременные,

                                                     2. студенты,

Занятые  Безработные:           3. заключенные в тюрьме.

                  1. частично                4. отчаявшиеся найти работу

                      занятые,

                  2. фрикционная,

                      структурная,

                      циклическая формы безработицы

Рис. 5.1. Структура населения страны

Примеры решения задач

Задача 1. Всё население страны – 76 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 7 млн.чел., пенсионеры – 16 млн.чел., безработные – 6 млн.чел., частично занятые – 2 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 1 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение:

Уровень безработицы =

Численность безработных

х 100%

Численность рабочей силы

Для определения численности рабочей силы используем схему структуры населения (рис. 5.1). Из численности всего населения вычитаем все категории, не относящиеся к рабочей силе.

1. Численность безработных = 76 – 7 – 16 – 6 – 1 – 1,5 =  44,5 млн.чел.

2. Уровень безработицы = (6 + 2) : 44,5 х 100 = 17,9%

Ответ. Уровень безработицы в стране 17,9%.

Домашнее  задание

Вариант 1

 Задача 1. Всё население страны – 56 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 5 млн.чел., пенсионеры – 14 млн.чел., безработные – 6 млн.чел., частично занятые – 2,2 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 1 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 2,5 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Вариант 2

 Задача 1. Всё население страны – 76 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 6 млн.чел., пенсионеры – 13 млн.чел., безработные – 5 млн.чел., частично занятые – 3 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 1 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 2,0 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Вариант 3

 Задача 1. Всё население страны – 86 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 8 млн.чел., пенсионеры – 14 млн.чел., безработные – 7 млн.чел., частично занятые – 3 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 1 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 3 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение

 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задача 2. Всё население страны – 102 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 24 млн.чел., пенсионеры – 35 млн.чел., безработные – 3 млн.чел., частично занятые – 1 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 0,5 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел., беременные – 4 млн.чел., студенты – 6 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение:

Уровень безработицы =

Численность безработных

х 100%

Численность рабочей силы

1. Численность безработных = 102 – 24 – 35 – 0,5 – 1,5 – 4 – 6 = 31 млн.чел.

2. Уровень безработицы = (3 + 1) : 31 х 100 = 12,9%

Ответ. Уровень безработицы в стране 12,9%.

Домашнее задание

Вариант 1

Задача 2. Всё население страны – 100 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 20 млн.чел., пенсионеры – 30 млн.чел., безработные – 2 млн.чел., частично занятые – 1 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 0,5 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 2,5 млн.чел., беременные – 3 млн.чел., студенты – 6 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Вариант 2

Задача 2. Всё население страны – 105 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 26 млн.чел., пенсионеры – 45 млн.чел., безработные – 2 млн.чел., частично занятые – 1 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 0,5 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел., беременные – 3 млн.чел., студенты – 5 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Вариант 3

Задача 2. Всё население страны – 110 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 30 млн.чел., пенсионеры – 30 млн.чел., безработные – 2 млн.чел., частично занятые – 1 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 0,5 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел., беременные – 5 млн.чел., студенты – 8 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Салов А.И. Экономика. – М.: Высшее образование, 2008.
  2. Корниенко О.В. Экономическая теория. Практикум. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  3. Слагода В.Г. Основы экономики. Учебник. – М.: Форум, 2008.
  4. Власьевич Ю.Е. Сборник задач по экономике. - М.: Бек, 2009.
  5. http://allc.spb.ru/metod Учебные пособия для студентов: Экономическая теория в 2 частях.