«Межпредметные связи в преподавании экономических дисциплин»

Прилукова Наталья Львовна

В статье рассмотрены межпредметные связи экономических дисциплин. Они позволяют точнее определить место каждой науки в общем комплексе экономических предметов. Статья содержит конкретные примеры взаимосвязи различных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время возникла острая необходимость формирования новейшей теоретической базы для подготовки специалистов с новыми экономическими знаниями. Это связано в нашей стране с развитием подлинно рыночных отношений. Тем более важен поиск образовательных стандартов, гарантирующих высокое качество образования. Поэтому, регулярно знакомясь с новинками экономической литературы, периодикой по данному вопросу, хочу заметить слабое освещение межпредметных связей в преподавании дисциплин экономического цикла.

Рассмотрим вопрос в двух аспектах. Во-первых, связи между экономическими дисциплинами. Во-вторых, связи экономики и других отраслей знания.

Итак, связи экономических дисциплин. Готовясь к урокам, использую интегрированный подход к содержанию материала. Как правило, объяснение теоретического материала содержит информацию из разных экономических дисциплин. Учащиеся, обладая базовыми знаниями из ранее пройденных экономических предметов, видят, как строится логическая цепочка умозаключений, приводящих к чёткому пониманию новой схемы. Тем самым они убеждаются в значимости ранее полученных  знаний, который постоянно помогают им разобраться в новом материале.

Особенно ярко это проявляется, когда, например, на уроках-лекциях 3 курса берутся за основу знания, полученные на 2 курсе. Например, опираясь на изученную ранее в «Основах экономики» тему «Конкуренция», легче осваивать тему «Бизнес-планирование», имея представление о стратегии фирмы на рынке. Также интересными считаю уроки, когда одно и то же экономическое явление или процесс рассматриваются с разных сторон. Например, тема «Спрос и предложение» рассматривается в экономической теории с позиции неоклассического направления, в «Финансировании и кредитовании»  изучаются спрос и предложение на денежном рынке, в маркетинге - с позиции продвижения товара на рынке. Процессы инфляции рассматриваются параллельно в экономической теории и параллельно в «Финансировании и кредитовании» и т.д.  

Некоторые дисциплины тесно связаны между собой и очень схожи, они дополняют друг друга. Например, «Налоги и налогообложение» по своей сути является частью бухгалтерского учёта. Эти предметы основаны на знании нормативных актов, счетов, бухгалтерских проводок, заполнения первичной и отчётной документации. С этим курсом связан и «Аудит», являющийся более сложным продолжением бухгалтерского учёта и представляющий собой его проверки, процесс контроля финансовых результатов.

Содержание практических заданий, задач, тестов должно включать в себя комплекс экономических знаний. Например, расчёт себестоимости готовой продукции, изучаемый в дисциплине «Экономика отрасли», в бухгалтерском учёте основан на знание многих разделов: статьи калькуляции, затраты на производство, реализацию продукцию, сырьё, материалы, стоимость внепроизводственных расходов и т.д. Главное здесь - снижение затрат без ущерба качеству продукции, высокий финансовый результат.

Переходя ко второму аспекту - связь экономики с другими науками, хочется вспомнить о её тесной связи с другими предметами. Например, связь в теме из экономической теории: юридическое понятие собственности с позиции права и юридическое понятие собственности с экономической точки зрения; налоговый кодекс из предмета «Налоги и налогообложение» требует знаний из дисциплины «Право».

Изучение экономических отношений в теме «Производственные отношения. Производственные силы» из курса «Экономическая теория» требует знаний в области обществознания, философии, политологии.

Ссылки на происхождение экономических терминов содержат обращение как к древним языкам (латынь), так и к современным (английский, немецкий). Например, тема «Вексель» содержит много французских терминов.

Изучая в экономической теории систему национальных счетов (учение Дж. Кейнса), необходимо использовать знания из экономической географии (показатель АНП - валовый национальный продукт).

Исторические знания используются при изучении истории экономических учений при изучении истории денег в «Финансировании и кредитовании».

Изучение экономики не возможно без математики (экономические расчёты себестоимости, эффективности производства). В экономике множество формул, например, производственная функция как зависимость от трёх переменных P = F (X1 X2 X3). Функция предусматривает расчёт производства как расчёт трёх факторов: X1 - труд, X2 - земля X3 - капитал. В результате определяется прибыль от производства предельного продукта. Математика позволяет рассчитать статьи и составить бухгалтерский баланс.

Построение графиков требует знаний по геометрии. Например, при изучении темы экономической теории «Дифференциация доходов общества» необходимо построить график кривой Лоренца, а затем по графику рассчитать коэффициент Джини как отношение площади сегмента к площади треугольника. Коэффициент показывает степень неравномерности распределения доходов среди населения.

Достичь необходимого уровня в преподавании помогает информатика. Она даёт учащимся возможность активного познания. Меняется процесс восприятия предмета. Контроль знаний занимает меньше времени, если проводить его в виде компьютерных тестов. Учащиеся обычно заинтересованы в освоении компьютерных бухгалтерских программ, успешно осваивают заполнение бухгалтерских налоговых документов. Такая подготовка поможет им в будущей трудовой деятельности, и они чувствуют это уже сегодня. Эти уроки позволяют им увереннее смотреть в будущее.

Возвращаясь к урокам экономического цикла, отмечу, что занятия становятся более содержательными, включая информацию из других предметов.

У учащихся формируется аналитический подход к процессу обучения, когда самостоятельно можно определить месть предмета во всей экономической науке, те знания, которые будут особенно необходимы в других дисциплинах. Такие попытки анализа информации делают учащихся более развитыми, а в будущем -  разносторонними высококлассными специалистами. В процессе обсуждения новых тем на уроках могут возникнуть дискуссии. Важно приучить учащихся аргументировать свою точку зрения, а основой могут служить знания смежных дисциплин. Например, при составлении бизнес-плана в «Экономике отрасли» используется сведения из делопроизводства, права, экономической теории, основ экономики.

Сочетая межпредметные связи с практической направленностью части уроков, формирует более эффективное восприятие знаний учащимися. Также появляется возможность раскрыться в учащемся способностям по другим предметам, что будет сюрпризом для преподавателя. Например, большие математические способности на уроках экономики отрасли будут сразу замечены и дадут возможность студенту проявить себя. Таким образом, постоянное применение межпредметных связей поможет заинтересовать учащихся и побудить их к увлекательному поиску нужных и полезных знаний.

Как экономист, считаю эффективным широкое, повсеместное использование межпредметных связей, как метода не требующего дополнительных затрат и приносящего положительный результат.

Возрастает заинтересованность учащихся, видящих важность и полезность знаний. Появляется необходимость профессионального роста преподавателя, который должен свободно ориентироваться в разных предметах. В них нужен целенаправленный отбор информации, которая пригодится в преподавании экономических предметов. Новые знания дадут возможность преподавателю совершенствоваться, не стоять на месте, идти в ногу со временем. Для этого необходимо изучать, анализировать методические рекомендации, программы не только в своей области, регулярно знакомиться с новинками учебной литературы. Всё это даст новые идеи, мысли, параллели между предметами.

Таким образом, использование межпредметных связей в преподавании позволяет заинтересовать учащихся, дать стимул к повышению успеваемости по различным предметам, повысить качественный уровень обучения, расширить кругозор и доказать полезность и важность учебной информации.

Литература.

  1. Зайцев Н. Л. Экономика Экономических предприятий - М.: Инфра-М, 2003
  2. Зубко Н. М. Экономическая теория - М.: НТЦАПИ, 2002
  3. Крупченко Е. А. Аудит - М.: Феникс, 2004
  4. Налоги и налогообложение Под ред. Мамруковой О. И. - М.: Омега, 2004