Лекция по Управленческому учету "Трансфертное ценообразование"

Бабаева Зоя Шапиулаховна -Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема .  «Трансфертное ценообразование»

1. Понятие трансфертной цены

Трансфертные цены - это расчетно-условные внутренние цены на продукцию и услуги одного подразделения (центра), передаваемые другому подразделению (центру) той же организации.

Как правило, трансфертные цены применяются в крупных децентрализованных организациях с достаточно самостоятельными подразделениями, имеющими статус центров прибыли или центров инвестиций.

Довольно редко в систему трансфертных цен включают центры ответственности за издержки.

Трансфертные цены нельзя идентифицировать с хорошо известными в российском учете так называемыми учетными ценами. Это цены передачи промежуточной продукции или услуг обслуживающих подразделений.

Они не предназначены и не применяются в качестве условных внутренних цен на покупные материалы и полуфабрикаты, все виды готовой продукции для учета в неизменной оценке, с последующим выявлением отклонений.

Продукция (услуги) подразделения, полностью потребляемая внутри данной организации, передается другим подразделениям по трансфертным ценам, но эти цены экономически нейтральны. Они не оказывают влияния на финансовое положение организации в целом. У них чисто планово-учетные функции.

Проблема заключается в установлении оптимальных, справедливых цен, по которым составляется внутренняя отчетность. Нужно добиваться того, чтобы результаты деятельности каждого центра ответственности были правильно измерены и оценены. Потребность в таких ценах возникает во всех крупных организациях.

В подразделениях, самостоятельно выходящих на внешних покупателей, имеющих право самостоятельно определять объемы продажи внешним покупателям и цены такой продажи, по-иному относятся к трансфертным ценам, иначе понимают их природу и содержание.

В условиях, когда подразделения свободно продают свои продукты и свободно покупают необходимое на внешнем рынке, когда существуют незагруженные мощности, трансфертная цена перестает быть чисто учетным показателем и обретает реальный экономический смысл, выражает не только отношения подразделений между собой, но и их отношения с организацией в целом.

При наличии достаточного рыночного спроса подразделение может увеличивать продажи на внешний рынок и сокращать передачу продукции другим подразделениям организации, если трансфертные цены ниже рыночных и ставят данное подразделение в невыгодное положение.

С другой стороны, получающие подразделения при трансфертных ценах, превышающих рыночные, могут прекратить получение продукции от внутренних подразделений и покупать ее на внешнем рынке.

Незагруженными остаются производственные мощности организации, подрывается ее экономический потенциал.

 

Вопрос 2. Принципы формирования трансфертных цен

Три основных метода определения трансфертных цен, которые чаще всего встречаются в практике крупных децентрализованных организаций:

1.  Трансфертные цены рассчитываются на основании действующих рыночных цен.  Они применяются в случаях, когда подразделение имеет и внутренних, и внешних заказчиков. Конкретные расчеты проводятся на базе публикуемых прейскурантов, конкретных цен поставщиков и покупателей и т. п.

2.  В основу расчета трансфертных цен закладываются издержки производства. Используются различные показатели, характеризующие издержки; переменные издержки; полные издержки; расчет по методу «себестоимость плюс». В последнем случае для расчета цены к себестоимости добавляют определенную норму прибыли, например, 120% полных издержек, 175% переменных издержек.

3. Договорные трансфертные цены применяются в организациях, подразделения которых обладают достаточной степенью свободы в своей хозяйственной деятельности.

Рыночная основа трансфертных цен широко распространена в западных компаниях. Считается, что такой трансферт продуктов и услуг ведет к оптимальным решениям, способствует достижению целей не только подразделения, но организации в целом.

Использование рыночных цен в качестве трансфертных может удачно применяться в центрах прибыли. Оно обеспечивает оценку деятельности подразделений и их менеджеров, основанную на реальных финансовых результатах.

Однако применение трансфертных цен на рыночной основе ограничивается рядом условий, предполагающих:

-    наличие регулярного емкого рынка промежуточных продуктов и услуг, схожих с продукцией подразделений организации;

-    существование устойчивых равновесных рыночных цен;

-    достаточно высокую степень децентрализации управления организациями, когда подразделениям делегированы полномочия свободно покупать необходимое на стороне и продавать свою продукцию на сторону, или передавать ее другим подразделениям у себя в организации.

Общая формула, используемая при расчетах трансфертных цен, гласит: «Трансфертная цена должна быть равна сумме удельных переменных издержек на трансфертные продукты (услуги) и удельного маржинального дохода, который теряется передающим подразделением в результате отказа от продажи на сторону».

Эта формула универсальна. Она применима как в случаях наличия недогруженных производственных мощностей, так и в случае их отсутствия.

Трудности ее применения связаны с отсутствием устойчивых рыночных цен, которые используются в качестве базы для определения удельного маржинального дохода на длительный период.

В дополнение к общей формуле существуют определенные принципы, которым необходимо следовать, когда рыночные цены применяются в качестве трансфертных:

-  покупающее подразделение должно покупать «у себя» до тех пор, пока продающее подразделение следует существующим внешним рыночным ценам и желает продавать «у себя»;

-  если продающее подразделение не соблюдает внешних рыночных цен, превышает их, то покупающее подразделение может покупать на стороне;

-                  продающее подразделение должно иметь свободу продавать свою продукцию на стороне;

-                  для решения конфликтов по поводу трансфертных цен необходимо создавать компетентный беспристрастный совет.

Переменные издержки как основа трансфертной цены порождают свои проблемы, которые надо иметь в виду при их применении. В данном случае:

-                  трансфертная цена не возмещает постоянные издержки и не показывает прибыль. Управляющего центром ответственности нельзя оценивать по показателям прибыли или валового дохода. Центр ответственности в таком случае может нести ответственность только за контролируемые издержки;

-                  если издержки могут передаваться другому центру ответственности автоматически, то управляющий цент-

ром издержек лишается стимула удерживать издержки, которые будут расти.

В этой ситуации целесообразно использовать нормативные переменные издержки.

В определенных условиях переменные издержки (себестоимость) следует использовать в качестве трансфертных цен, чтобы максимизировать совокупную прибыль организации.

Предпочтение переменной себестоимости зависит от того, имеет ли подразделение возможность продавать всю свою продукцию на стороне или оно имеет неиспользуемые производственные мощности и стремится загрузить их за счет внутренних заказов. В последнем случае маржинальный доход можно увеличить, если установить уровень трансфертной цены ниже, чем полная себестоимость, но выше переменной себестоимости.

Полная себестоимость как основа трансфертной цены порождает при ее применении те же проблемы, что при установлении цен на основе переменной себестоимости. Не будем их повторять. Подобные трансфертные цены используется центрами издержек, но лучше применять в качестве базовой величины не фактическую, а нормативную полную себестоимость.

Метод «себестоимость плюс» применяется для передаточных трансфертных цен в центрах прибыли и в центрах инвестиций, что позволяет оценивать их управленческий персонал по финансовым результатам (прибыли). Когда трансфертная цена включает в себя некоторое превышение себестоимости, наиболее целесообразно использовать в расчетах себестоимость на уровне нормативных издержек.

Проблема такой трансфертной цены в том, что она не отражает конкуренции, присущей рыночным отношениям. И нормативная себестоимость, и величина «прибавки» к ней могут быть не обоснованными. Тем не менее, когда отсутствует рынок промежуточных продуктов, являющихся предметом трансферта, этот метод достаточно эффективен.

Договорные трансфертные цены также используются в условиях отсутствия сложившегося рынка промежуточных продуктов. На рынке отсутствуют даже их аналоги. В таких условиях выходом из ситуации являются трансфертные цены, устанавливаемые по соглашению между заинтересованными подразделениями.

Обоснование договорных трансфертных цен проводят с применением общей формулы, приведенной выше. В качестве базы расчета используется конъюнктурная рыночная цена. В соглашениях между подразделениями может быть использована любая другая информация об издержках и стоимости, но нет необходимости, чтобы договорная трансфертная цена имела жесткую связь с себестоимостью или рыночными ценами.