Главные вкладки

    УМК по МДК 03.02 "Оценка инвестиционных проектов в логистической системе" для специальности 080214 "Операционная деятельность в логистике"

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    КУРС ЛЕКЦИЙ

    по  экономике для специальности 080214 «Операционная деятельность в логистике»

    Тема 1: Понятие «экономика». Ограниченность ресурсов

    Экономика – это наука о рациональном ведении хозяйства. Рационально вести хозяйство это значит максимально удовлетворять потребности производства и населения в выпускаемом товаре  с минимальными затратами природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Удовлетворение многообразных материальных потребностей общества и является конечной целью экономической деятельности. Экономика исследует проблемы производства, распределения и потребления.

    Экономика взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой и рядом естественных наук.

    Экономика как система, обеспечивающая общество – это:

    а) совокупность отраслей, предприятий, хозяйственные учреждения (банки, налоговые инспекции), которые функционируют во взаимосвязи и взаимозависимо, подчиняясь одним для всех законом.

    б) это система экономических отношений, которые вступают в трудовые коллективы по поводу использования имеющихся ресурсов в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ с целью удовлетворения потребностей.

    в) постоянный поиск путей повышения эффективности производства и методов получения максимальных благ при минимальных затратах труда сырьевых и финансовых ресурсов.

    Производство обуславливается существованием потребителя с его набором потребностей.

    Потребность – это надобность, нужда в чем–либо, желание получить удовлетворение.

    Иерархия потребностей – это распределение их по значимости для человека.

    Рисунок – Пирамида «Иерархи потребностей» по Маслоу

    вторичные

                                 самовыражение

                                          уважение

                                                                                             социальная

    первичные

                                                                       безопасность

    физиологические

    По Маслоу все потребности структурированы в виде пирамиды в 5 уровней. Две нижних: физиологические и защищенности называются первичными (базовыми); остальные: принадлежности и причастности, признания и самоутверждения называются вторичными, т.к. строго говоря, возникают после удовлетворения первичных.

    Для удовлетворения потребностей более высокого уровня существует большее число способов.

    Экономическим законом принято называть устойчивую постоянно повторяющуюся связь экономических явлений, выражающую сущность этих явлений. Например, закон спроса и предложения; закон возвышения потребителей, закон прибыли. Эти законы существуют объективно, т.е. их нельзя отменить или изменить, но следует их хозяйствовать, учитывая их наличие.

    Производство представляет собой процесс воздействия человека на природу в целях создания различных благ, способных удовлетворять разнообразные человеческие потребности.

    В процессе создания продукта вступают во взаимодействие различные факторы производства, которые принято делить на 3 группы:

    1) Труд – расходование человеческих, физических, интеллектуальных и духовных энергий в процессе производства;

    2) Земля и ее ресурсы – (вода, воздух), используемые в процессе производства;

    3) Капитал – созданные людьми средства производства, как совокупность средств труда (станки) и предметов труда (сырье), необходимых для производства какого – либо товара.

    4) Предпринимательская способность, которая приводит в движение все факторы для достижения желаемого.

    Ограниченность ресурсов влечет за собой требования их экономии, т.е. мы всегда должны выбирать от чего надо отказаться, чтобы иметь то или это.

    Из-за ограниченности ресурсов постоянно возникает проблема повышения результативности их использования.

    Экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимовозможных вопросов:

    1) Что и в каком количестве надо производить?

    2) Как (по какой технологии) и из каких ресурсов?

    3) Для какого (сфера потребления производственного продукта)?

    Эти вопросы по-разному решаются в различных экономических системах.


    Тема 2: Экономические системы

    Экономическая система – это упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

    Различают следующие виды систем:

    1) Традиционная система. Существует в экономике слабо развитых стран, опирается на отсталые технологии и широкое использование ручного труда. Базируется на опыте, традициях.

    2) Административно – командная. Базируется на собственности и бюрократическом управлении.

    3) Рыночная система. Характеризуется преобладание частной собственности и индивидуальной ответственности за результаты хозяйственной деятельности.

    В большинстве государств преобладает смешанная система, где доминирует рыночный механизм, государство выполняет ряд экономических функций.

    Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.

    Попытка удовлетворения всех потребностей одновременно невозможна из-за абсолютной ограниченности ресурсов. Сужение круга потребителей превращает ограниченность ресурсов в относительную. Просто надо осуществить выбор потребностей, подлежащих первостепенному удовлетворению. При этом существует множество вариантов выбора. Важно чтобы благо, на которые потрачены ограниченные ресурсы было полезно человеку.

    Полезность – это способность продукта удовлетворять определенные потребности людей.

    Согласно закону Убывающей предпринимательской полезности, каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность, чем предыдущая. Этот закон позволяет предсказать поведение покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ.

    В основе решения вопроса (что производить, в каком количестве?) всегда рассматривается соотношение затрат (издержек) и прибыли, которая будет получена.

    Издержки – это расходы предприятия необходимые для выпуска продукции или оказания услуг, они подразделяются на:

    1) Внешние (явные), связанные с оплатой за использованные факторы производства;

    2) Внутренние (временные), связанные с использованием ресурсов являющихся собственностью фирмы.

    Сумма всех издержек составляет – себестоимость выпускаемой продукции.

    Внешние издержки делятся на постоянные не зависящие от объема производства (амортизация, арендная плата, возмещение банковского кредита) и переменные – прямопропорциональное количество выпускаемой продукции (заработная плата рабочих, стоимость сырья электроэнергии и т.д.)

    Предельные издержки – затраты связанные с  производством дополнительной единицы продукции, начиная с определенного объема производства имеет обыкновение повышаться.

    Таким образом, чтобы максимизировать прибыль нужно вовремя остановится, т.е. поведение фирмы должно быть рациональным.

    Правило максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции объемы производства и реализации необходимо увеличивать до тех пор предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы будут меньше, чем цена продукции на рынке.


    Тема 3: Собственность

    Собственность – эта система объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих характер присвоения средств производства и предметов потребления, права владения распоряжения, пользования имуществом, принадлежащим одному или нескольким лицам.

    Защита прав собственности в России осуществляется законом «О собственности», принятом в декабре 90-го года, в нем говорится «имущество может находиться в частной, а также в собственности обществ, объединений и не одной форме собственности не может отдаваться преимущество перед другими».

    Для перехода к рыночной системе потребовалось разгосударствление и приватизация.


    Тема 4: Рынки товаров и факторы производства

    Рыночная экономика – это способ сотрудничества людей друг с другом в сфере экономики основанной на товарном производстве, и предполагающей для каждого свободу выбора партнера по сделки и свободное установление цен на свои товары.

    Разновидности рынков складываются по ряду признаков:

    1) Рынок средств производства;

    2) Рынок земли как разновидность первого;

    3) Рынок труда (рабочей силы);

    4) Финансовый (рынок валютный, денежный);

    5) Рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя);

    6) Рынок информации как совокупности разнообразных сведений (ноу-хау, статистические данные, прогнозы и т.д.);

    7)Потребительский рынок (продовольственные товары, не продовольственные товары, услуги).


    Тема 5: Спрос

    Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. это денежное выражение величины потребности в продуктах и товарах.

    Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

    Эластичность спроса – это показатель, характеризующий степень чувствительности потребителя к изменениям цены товара.

    Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Эластичность спроса измеряется отношением:

    Кэс = процент изменения количества продаж / процент изменения цены

    На изменение спроса оказывают влияние следующие факторы:

    1) Уровень доходов общества;

    2) Вкусы покупателей;

    3) Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие).

    4) Число реальных покупателей, досягаемость товаров;

    5) Ожидание потребителями изменения цен.


    Тема 6: Предложение

    Предложение – это количество товаров, которое продавцы хотят и могут поставить на рынок по данной цене.

    Зависимость между ценой и количеством предлагаемых товаров отражается в эластичности предложения, которое определяется формулой:

    Кэп = процент изменения количества продаж / процент изменения цены

    К изменениям предложения приводят следующие факторы:

    1) Изменение себестоимости производства;

    2) Изменение цен на другие, в том числе взаимозаменяемые товары;

    3) Перспективные ожидания продавцов;

    4) количество товаропроизводителей;

    5) Технология производства товаров.

    В рыночной экономике между спросом и предложением устанавливается определенное соответствие, которое называется рыночным равновесием. С повышением цены, объем повышается.


    Тема 7: Цены

    Цена – это отпускная стоимость товара (услуги, ценные бумаги в денежном выражении) уровень цены зависит от многих фактов:

    1) Величины затрат;

    2) Средней нормы прибыли и рентабельности;

    3) Соотношение спроса и предложения конкретных товаров.

    Согласование интересов продавцов и покупателей в ходе рыночного торга приводит к формированию компромисса в виде равновесной цены. При такой цене удается продать весь товар, который производители готовы предложить на продажу.

    Цена выше равновесной вызывает излишек товара, который не удалось продать. Цена ниже равновесной влечет за собой неудовлетворение спроса.

    При достижении рынка и равновесного состояния, интересы покупателей и продавцов согласовываются наилучшим образом.

    Рынок как маятник всегда стремится к равновесию и постоянно от него откланяется.

    Рыночное ценообразование представляет собой автоматический регулятор экономических отношений т.к. четко реагирует на изменение спроса и предложения.

    Функции:

    1) Информационная - ориентирующая действия покупателей и продавцов;

    2) Стимулирующая – наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение покупателей;

    3) Разделительная;

    4) Измерительная;

    5) Социальная – определяющая объем и структуру потребления материальных благ и услуг.

    Все цены можно свести к трем основным видам:

    1. договорные – устанавливающиеся соглашением покупателя и продавца;
    2. государственные

     - фиксированные,

     - регулируемые.

    Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня.

    3) мировые – которые могут отклоняться.


    Тема 8: Конкуренция, и ее виды

    План:

    1. Экономическая конкуренция;
    2. Рыночная структура;
    3. Совершенная конкуренция;
    4. Несовершенная конкуренция.

    1) Под экономической конкуренцией понимается соревнования экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но и сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других рыночных агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

    2) Условия, в которых протекает рыночная конкуренция и ряд других процессов обычно над рыночной структурой.

    Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предполагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

    Типы рыночных структур (модели рынка):

    - совершенная конкуренция;

    - монополистическая конкуренция;

    - олигополия; 

    - монополия.

    Таблица: Типы рыночных структур и присущие им характеристики

    Типы рыночных структур

    Количество и размер фирм

    Характер продукции

    Условия входа и выхода

    Доступность информации

    Совершенная конкуренция

    Множество мелких фирм

    Однородная продукция

    Никаких затруднений

    Равный доступ ко всем видам информации

    Монополистическая конкуренция

    Множество мелких фирм

    Разнородная продукция

    Никаких затруднений

    Некоторые затруднения

    Олигополия

    Число фирм невелико, есть крупные фирмы

    Разнородная или однородная продукция

    Возможны отдельные препятствия

    Некоторые ограничения

    Монополия

    Одна фирма

    Уникальная продукция

    Практически непреодолимые барьеры на входе

    Некоторые ограничения

    П: Олигополия (ГОК), Монополия (горводоканал, теплосети, электросети)

    3) Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна соглашаться с ценой.

    4) Несовершенная конкуренция. Под ней понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой:

    - занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции;

    - производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.

    Несовершенную конкуренцию принято разделять на 3 типа:

    1) Монополистическая конкуренция.

    2) Олигополия.

    Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Фирмы получают высокую прибыль, т.к. доступ на рынок значительно затруднен. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью, т.е. каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников. В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию.

    Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт (цемент). Идентичность этих товаров определяет единую цену.

    Олигополия производящая разнородную продукцию, разнородного функционального назначения называется дифференцируемой.

    3) Чистая монополия (монополия).

    Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы – крупная корпорация, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства.

    Монополия – это экономическое поведение фирмы.

    Монополия как вид экономической структуры рынка дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

    Препятствия при проникновении чистой монополии:

    - эффект масштаба – высоко эффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленной монополизацией рынка;

    - исключительные права;

    - патенты и лицензии;

    - собственность на важнейшие виды сырья.


    Тема 9: Монополия и антимонопольная политика

    План:

    1. Двойственная роль монополии.
    2. Антимонопольное законодательство.

    1) Отношение собственности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственна вследствие непротиворечивой роли в монополии и экономики:

    - монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены, что вызывает иррациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения;

    - продукция монополистических компаний отличается высоким качеством. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства.

    Только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок, кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы.

    Крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительство стран с развитой рыночной экономикой стараются противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

    2) Важнейшим средством регулирования деятельности монополии являются антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Р.Ф.

    Антимонопольное  законодательство - представляет собой пакет законов, которые выступают как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных правил игры на рынке.

    Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

    - контроль за ценами;

    - контроль за слиянием компаний.

    Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Законом так же преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены с тем чтобы вытеснить конкурента.

    Правительство обычно принимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм, их рыночная доля значительно увеличивается.

    В случае вертикального слияния (объединение последовательно взаимодействующих производств) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках.

    Конгломерантные слияния (объединение компаний и разных отраслей) обычно разрешаются.

    Особенности монополизма в России.

    Меры по борьбе с монополизмом в России определяются спецификой монополистических отношений в экономике. Монополистическая структура экономики России складывалась под воздействием следующих факторов:

    1. Наличие административно – командной системы управления;

    2. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает производителей в монополиста;

    3. концентрация и специализация производства.

    Антимонопольное регулирование в России:

    1. Предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заранее должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка.

    2. Борьба с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.

    На практике проводимая демонополизация уже сейчас потребовала выработки принятия пакета законов, в том числе и антимонопольного.

    Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках был принят в марте 91 года. Цель закона: определение организационных и правовых основ, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий, создания и эффективного функционирования товарных рынков.


    Тема 10: Механизмы функционирования рынка труда

    План:

    1) Рынок труда и его специфика;

    2) Трудовые отношения;

    3) Цена труда или заработная плата;

    4) Безработица.

    1) Рынок труда позволяет работнику свободно предлагать свою рабочую силу по собственной цене. Взамен этого работник требует полной оплаты за свой товар (способность, квалификация, трудолюбие). В тоже время рынок труда препятствует работнику получать за свой труд больше, чем он того стоит.

    Нанимающая сторона исходит из своих потребностей, условий и требований к нанимаемому работнику:

    1. Наличие свободных рабочих мест;

    2. Квалификационно – профессиональный уровень;

    3. половозрастная характеристика работника.

    Контракт – это трудовой договор между работником и работодателем на определенный срок.

    В целом на рынках труда предложения рабочей силы формируется под воздействием следующих условий:

    а) численность населения;

    б) численность активного трудоспособного населения;

    в) количество отработанного время за год;

    г) количественные параметры труда (квалификация, производительность, специализация).

    В экономике на динамику рынка труда оказывают влияние следующие факторы:

    1. На предложение рабочей силы:

    - уровень рождаемости и темпы роста трудоспособного населения;

    - отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения;

    - миграция, иммиграция.

    2. На спрос рабочей силы:

    - состояния экономического развития в стране;

    - фаза экономического цикла;

    - научно-технический прогресс.

    2) Трудовые отношения – это система взаимоотношений между государством и работниками, а также работодателем и работниками.

    Они охватывают социально экономические отношения, возникающие в процессе подготовки к труду в течении его осуществления и после прекращения трудовой деятельности.

    3) На рынках рабочей силы цена труда или заработная плата устанавливается как конкурентное  равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию профсоюзов заработная плата вступает одной из важнейших и наиболее массовых формой дохода в любой экономике.

    Номинальная заработная плата – это сумма денежных выплат.

    Реальная заработная плата - определяется уровнем цен на товары и услуги покупаемы в каждый данный момент на денежную сумму заработной платы.

    4) Если существует конкурентная среда на рынках труда, то уровень заработной платы для каждой профессиональной группы устанавливается под влиянием взаимоуровновешивающихся спроса и предложения.

    В результате рыночное равновесие может быть нарушено либо повышением заработной платы, либо увеличением занятости и инфляции номинально растущей и реально снижающейся заработной платы.

    Безработный – это человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

    Различают два вида безработицы: естественная и вынужденная.

    Естественная подразделяется на функциональную связанную с поиском или ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию.

    Структурная обусловлена перемещение производства из одного региона страны в другой или упадком старых отраслей или появлением новых.

    Вынужденная подразделяется на технологическую, связана с внедрение в производство маломодной и безмодной техники.

    Скрытая, когда люди заняты не полный рабочий день или неделю, когда одно рабочее место занимает два человека из-за низкой производительности труда.

    Застойная, когда люди заняты регулярной работой или живут на случайные заработки.

    Циклическая вызвана спадами производства.

    Для характеристики положения с безработными выделяют три показателя:

    1) Уровень безработицы – это процент безработных в общей численности трудоспособного населения.

    2) Продолжительность безработицы – это время в течении которого человек находится без работы.

    3) Полная занятость – это соответствие числа желающих трудится количеству рабочих мест за вычетом естественного уровня безработицы.


    Тема 11: Рынок земли

    План:

    1) Земля как фактор производства;

    2) Рента;

    3) Рента и цена земли.

    1)Особенность земли как фактора производства заключается в том, что она:

    - имеет неограниченный срок службы;

    - по своему происхождению земля – природный фактор, а не продукт человеческого труда;

    - земля недвижима;

    - земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свое плодородие.

    2) Отношение по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли природных ресурсов называется рентными.

    Рента – это устойчивый доход непосредственно несвязанный с предпринимательской деятельностью.

    Земельная рента бывает двух видов:

    1.Абсолютная – это та часть дохода предпринимателя – землепользователя, которую он отдает в виде арендной платы собственнику земли.

    2.Дифференцируемая – это рента, получаемая с более лучших участков, которые отличаются естественным плодородием и благоприятным местом обитания.

    В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная – исключительные природные условия создают возможность для производства редких продуктов. Такие товары продаются по монопольным ценам, которые определяются лишь условием платежеспособного спроса.

    3) В результате того, что все предприятия владеют и пользуются землей, на землю устанавливается налог. Плата за землю экономически стимулирует предприятий более рационально использовать землю и природные ресурсы.

    При продаже земельного участка его собственник заботиться о том, чтобы не потерять получаемый рентный доход. Собственник продает землю за такую сумму денег, которая при помещении в банк принесла бы ему доход, равный ренте. Покупатель сравнивает приносимую земельным участком сумму ренты с процентом, который он может получить, если положит деньги в банк.

    Цена земли – это рента, превращенная в денежный капитал. Рассчитывается рента, деленная на проценты:

    Ц = Р / %

    При постоянном рентном доходе цены на землю могут возрастать при снижении банковского процента. Фактическая цена на землю регулярно повышается из-за возрастания размера времени. Это связано с тем, что происходит интенсификация сельского хозяйства, совершенствуется техника и технология.


    Тема 12: Механизм функционирования денежного рынка

    План:

    1) Денежная система. Сущность и функции денег;

    2) Инфляция и сущность формы проявления;

    3) Банковская система.

    1) Деньги - историческая категория, присущая товарному производству.

    До появления денег имел место товарный обмен. 

    Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях:

    1. Деньги, как мера стоимости – это приравнивание товаров к определенной сумме денег;

    2. Деньги, как средство обращения;

    3. Деньги, как средство накопления, сбережения и образования сокровищ;

    4. Деньги, как средство платежа;

    5. Функция мировых денег – осуществляется в международной торговле.

    В странах с рыночной экономикой денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег.

    Под наличными деньгами понимают монеты, банкноты и казначейские билеты.

    Под безналичными деньгами понимают средства на счетах  в банках, различные вклады и государственные ценные бумаги. Наиболее распространены следующие формы безналичных расчетов:

    - чеки;

    - аккредитивы;

    -кредитные карточки;

    - вексель;

    - сертификаты;

    - платежные поручения.

    Денежное обращение в стране – движение денег в наличной и безналичной форме.

    Закон денежного обращения – это движение денег в сфере обращения, при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа.

    2) Инфляция – обесценение денег, снижение их покупательской способности.

    При инфляции происходит нарушение общего равновесия спроса и предложения, то есть спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота. Это создает условия, чтобы производители и поставщики поднимали цены, независимо от уровня издержек. Инфляция вызывается внутренними и внешними факторами.

    К внутренним факторам относят:

    1) чрезмерная эмиссия денег;

    2) необоснованное повышение цен и заработной платы;

    3) кредитная эмиссия;

    4) кризис государственных финансов (бюджетный дефицит).

    Внешние факторы:

    1) Рост цен на товары на мировом рынке.

    2) Увеличение внешнего долга из-за платежа по большим кредитам;

    Инфляция имеет следующие последствия:

    - разрушаются нормальные социально-экономические отношения;

    - материальные средства и трудовые ресурсы перетекают в наиболее доходные виды производства;

    - усиливается спекуляция;

    - падает уровень жизни населения.

    Различают инфляцию спроса, когда спрос превышает предложение и инфляцию издержек, которая происходит из-за роста издержек в результате повышения зарплаты, удорожания сырья и энергоносителей.

    Виды инфляции:

    1) В зависимости от характера развития различают:

    - открытую

    - скрытую;

    2) В зависимости от темпов повышения цен различают:

    - ползучую (до 10 % в год)

    - галопирующую

    - гиперинфляцию (ежемесячно выше 50 %);

    3) С учетом места распространения:

    - локальную

    - мировую.

    3) Банковская система РФ имеет двухуровневое построение:

    1) Центральный Банк;

    2) Коммерческие банки и кредитные учреждения.

    Функции Центрального Банка:

    1. Эмиссионная;

    2. Аккумуляция и хранение кассовых резервов;

    3. Ц.Б является хранителем золотовалютных резервов;

    4. Ц.Б осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета;

    5. Аккредитование коммерческих банков со стороны Ц. Б;

    6. Безналичный расчет.

    Кредит – это предоставление в долг денег и товаров на определенный срок, на условиях возврата суммы долга ха определенную плату.

    Формы предоставления кредита:

    1. Банковский кредит – наиболее универсален, выдается на любые цели. Кредитором является банк, заемщиком- физическое или юридическое лица.

    2. Коммерческий кредит – предоставляется товарами с отсрочкой платежа. Документом является вексель.

    3. Потребительский кредит – это кредит, выдаваемый населению, для оплаты потребительских услуг и товаров, с отсрочкой платежа.

    4. Ипотечный кредит выдается под залог имущества.

    5. Жилищный кредит выдается на покупку имущества.

    6. Государственные займы (заемщиком является государство).

    7. Международный кредит.


    Тема 13: Макроэкономика

    План:

    1) Понятие «Макроэкономика».

    2) Основные макроэкономические показатели.

    3) Методы подсчета ВВП.

    1) Макроэкономика- это раздел экономики, который изучает национальное хозяйство, как совокупность всех отраслей.

    Предметом макроэкономики являются отрасли экономики, хозяйственные связи между ними и развитие национального хозяйства.

    Отрасль представляет собой совокупность предприятий и объединений, для которых характерно:

    1) Единство экономического назначения изготовляемой продукции;

    2) Однородность производственной и технологической базы;

    3) Специфичность состава кадров и условий труда.

    Народнохозяйственные комплексы – это предприятия, объединенные по признаку производимого продукта, обеспечивающее конкретные экономические потребности.

    Комплексы: топливно-энергетической, металлургической, химической, лесной и агропромышленности.

    Макроэкономика изучает занятость и безработицу, динамику цен, расходы государственного бюджета, экономический рост и национальный доход.

    Макроэкономика и микроэкономика тесно взаимосвязаны друг с другом. Деятельность определенных фирм в большей степени определяется развитием экономики всей страны. В тоже время социальная политика государства зависит от эффективности работы отдельных предприятий и фирм.

    Важную роль в образовании экономических связей между отраслями играет национальный рынок. Он развивает отношения между людьми взаимовыгодными обязательствами.

    2) О деятельности отдельных предприятий и экономических процессов в национальном масштабе судят на основе различных показателей.

    Основные показатели макроэкономики называются системой национальных счетов (СНС).

    СНС – это система статистических данных о состоянии и развитии экономики в стране. Эта система необходима для анализа экономических событий и сложных хозяйственных взаимосвязей. Она дает информацию об уровне безработицы, инфляции, размерах экспорта и импорта, масштабах производства.

    Система национальных счетов требует применения следующих показателей:

    1. Валовый национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость конечных продуктов, которые создаются, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течении года.

    Конечный продукт – это готовые материальные блага, которые идут для потребления, восстановления изношенных средств труда и накопления.

    2. Валовый внутренний продукт (ВВП) - это разница между валовым национальным продуктом  и сальдо торгового баланса. Разница между экспортом и импортом.

    ВВП учитывает конечные результаты экономической деятельности только внутри страны.

    3. Национальный доход (НД) – часть ВВП, которая содержит вновь созданную добавленную стоимость в течение года.

    Добавленная стоимость – это стоимость той части продукта, которая производится отдельным предприятием; она равна разности между стоимостью всей реализованной продукции и стоимостью потребляемого сырья и услуг, купленных у поставщиков.

    3) ВВП можно измерить 3 способами:

    1) Метод потоков доходов – это расчет ВВП по сумме всех доходов, созданных домашними хозяйствами, предприятиями и государственными учреждениями.

    К таким доходам относят: зарплату, ренту, % от капитала, прибыль и чистые налоги.

    2) Метод расходов – это расчет ВВП по сумме всех расходов на изготовление конечной продукции. К ним относят:

    а) личные потребительские расходы (на товары длительного пользования, краткосрочного пользования, услуги);

    б) интенсивные расходы – это расходы на оборудование предприятия, на строительство, на запасы товаров непроданных в течение текущего года;

    в) государственные закупки товаров и услуг;

    г) чистый экспорт.

    3) Метод расчета по производству – путем суммирования добавленных стоимостей продукции, производимых всеми предприятиями страны.

    ВВП бывает:

    - номинальным;

    - реальным.

    Номинальный ВВП – это ВВП, стоимость которого выражена в текущих фактических ценах.

    Реальный ВВП – это реальный ВВП с учетом инфляции.


    Тема 14: Финансовая система. Налоги

    Финансовая система – это существующая в стране совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу финансовых ресурсов.

    Финансовая система РФ включает:

    1) Государственный бюджет – это главное звено финансовой системы, представляющее собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функционирования органов государственной власти.

     Государственный бюджет – это свободный план сбора дохода в государство и использование наличных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

    В зависимости от территориального устройства бюджеты бывают:

    - центральными;

    - республиканскими;

    - краевыми;

    - областными;

    - местными.

    Государственный бюджет представляет собой бюджет центрального правительства и совокупность бюджетов всех уровней.

    2) Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для функционирования государственных расходов.

    3) Фонды имущественного и личного страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев.

    4) Фондовый рынок (рынок государственных ценных бумаг) – это сектор финансового рынка, образованный из выпущенных в обращение на различный срок и с различными условиями повышения и выплаты процентов государственные ценные бумаги.

    5) Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны.

    Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств предприятий, организаций и государства.

    Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и  использованием фондов денежных средств.

    Функции финансов:

    1. Распределительная – заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами.

    2. Контрольная – объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности предприятия.

    Финансовый контроль производят особые контролирующие органы. Различают:

    - государственный финансовый контроль;

    - внутрихозяйственный финансовый контроль;

    - независимый финансовый контроль.

    3. Стимулирующая – с помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать развитие производства, увеличивать число рабочих мест объемом капиталовложений в расширение производства.

    4. Фискальная – с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов.

    2) Налоги – обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.

    По средствам налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение производственных и социальных проблем, финансирование крупных целевых программ (научно-технических или экономических).

    Расходы государственного бюджета используются на общенациональные нужды, финансирование народного хозяйства, культуры и науки, обороны, капитальные вложения, регулирование государственного долга).

    С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм и доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социально-экономической инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости.

    Налоговая система устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов. Определяет элементы налогов. К элементам относятся:

    - субъект (тот, кто платит налоги);

    - объект (тот, с чего устанавливаются налоги);

    - ставка налога (величина). Ставки налога бывают: твердые, прогрессивные и регрессивные.


    Тема 15: Экономический рост. Цикличность. Методы антициклического регулирования

    Эффективно функционирующая национальная экономика должна обеспечивать стабильный рост объема совокупного производства, стабильный уровень цен, экономическую обеспеченность и рациональный торговый баланс. По изменению экономического роста, измеряемого ростом валового национального продукта (ВНП), судят о развитии национальных экономик.

    Основные факторы, которые определяют экономический рост:

    1) Факторы, повышающие совокупный спрос общества на производимую продукцию

    2) Факторы предложения, к которым относят количество и качество природных ресурсов страны (земля, полезные ископаемые, климат); трудоспособного населения; наличие капитала; уровень технологий.

    3) Функции распределения природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, чтобы использовать их максимально эффективно.

    Типы экономического роста:

    1) Экстенсивный тип развития экономического роста (ЭР) основывается на привлечении дополнительных факторов производства (земли, ресурсов);

    2) Интенсивный тип ЭР – при котором увеличение производимых благ происходит за счет более эффективного использования всех факторов производства.

    3) Системный тип экономического развития – важнейшим фактором ЭР является научно-технический прогресс.

    Экономический (деловой) цикл – колебания в макроэкономике, состоящие из чередования подъемов и спадов общей деловой активности.

    Цикличность свойственна народному хозяйству развитых индустриальных стран, она предполагает отклонение экономики от состояния равновесия.

    Цикличность- это форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики.

    Классический цикл имеет 4 фазы:

    1) Кризис;

    2) Депрессия (стомация);

    3) Оживление (экспансия);

    4) Подъем (бум-пик).

    И хотя развитие идет по спирали, экономическим циклом является процесс происхождения экономики от одной фазы до следующей такой фазы.

    Критерием перехода экономики от оживления к подъему является достижение предкризисного уровня производства, за ним начинается подъем.

    Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики, глубину и частоту кризисов; продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.

    В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева» экономики проводит политику сдерживания деловой активности.

    В период спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности.


    Тема 16: Экономика и политика

    Политику называют концентрированным выражением экономики. Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий и придание желаемой направленности экономическим процессам, посредствам которых достигается намечаемые цели и задачи, и решаются социально-экономические проблемы.

    Упорядочение целей экономической политики имеет большие преимущества с политикой «латания дыр».

    Требования, предъявляемые к целям экономической политики:

    1) Должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок;

    2) Цель должна быть конкретной и количественно измеряемой.

    Политические инструменты достижения цели: бюджетная, налоговая, кредитная, денежная, валютная политика.

    Чрезвычайно высока исторически сложившаяся роль государства в экономике России.

    Слабости рынка и роль государства в их устранении.

    Слабости рынка заключаются в нестабильности рыночного механизма решать некоторые важные для общества экономические задачи, так как рыночная экономика:

    1. Не способствует сохранению невосполнимых ресурсов;

    2. Не имеет механизма защиты окружающей среды;

    3. Не может регулировать расходов имущества, принадлежащего человеку;

    4. Не стимулирует производство товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы обращения, общественный транспорт);

    5. Не гарантирует право на труд и доход;

    6. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

    7. Ориентированно на удовлетворение потребностей тех, кто имеет деньги, а не на право социально-значимых товаров;

    8. Подвержена нестабильному развитию с присущими ей инфляционными процессами;

    Формы вмешательства государства в работу рыночной системы:

    1) Административные (прямые);

    2) Экономические( косвенные).

    Вмешательство государства имеет своей целью смягчить и «обезвредить» названные слабости рынка.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

    ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

     080214  «Операционная деятельность в логистике»

    Высокие темпы развития науки, техники и технологии ставят перед преподавателями средних специальных учебных заведений цель подготовить молодого специалиста, способного самостоятельно приобретать новые знания, обновлять их и творчески применять в решении практических задач.

    Востребованность и конкурентоспособность образованных молодых специалистов на рынке труда повышается при наличии у них не только профессиональных компетенций, сформированных уровнем образовательных стандартов, но и знаний, умений и навыков в области управленческой жизнедеятельности.

    Поставленную задачу призваны решать общепрофессиональные дисциплины. При изучении общепрофессиональных дисциплин основной целью является подготовка студентов к восприятию специальных дисциплин и междисциплинарных курсов, которые помогут в выполнении и защите дипломных работ.

    В подготовке высокообразованных специалистов участвуют все преподаватели, работающие на нашей специальности. Уровень их образованности позволяет использовать как классические, так и инновационные методы ведения уроков. Классические уроки, включающие опросы, объяснение, закрепление материала, выполнение лабораторных и практических работ, составляют основу преподавания. Активно используются все виды опросов: фронтальный, индивидуальный устный и письменный, технический диктант, опросы по карточкам, тестовые опросы. Разновидности опросов могут быть представлены как едиными, так и индивидуальными разноуровневыми заданиями.

    Объяснение нового материала я стараюсь вести подробно, логически выдержанно, сопровождая его схемами, таблицами.

    Закрепление нового материала, как правило, завершается коротким фронтальным опросом или выводами из объяснения, которые студенты делают сами.

    Каждая тема специальных заканчивается выполнением практических работ, которые содержат задания по практическому применению теоретических знаний.

    Следует отметить, что при подготовке рабочих программ тематика практических работ и семинаров составляется в полном соответствии с разделами и расчетами, выполняемыми студентами при выполнении дипломных работ.

    Помимо классических форм обучения, я использую инновационные формы занятий с применением компьютерных программ и видеоматериалов.

    Так, в группе ОДЛ-11 на дисциплине экономическая теория был просмотрен фильм о «Всемирном экономическом кризисе». Это занятие помогло разобраться студентам на практике о причине возникновения кризиса.

    С целью привития интереса к выбранной специальности студенты участвуют в научной конференции с докладами, заранее проводя исследовательскую работу в этом направлении.