Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при освоении дисциплины «Товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов»

Сайфульмулюков Эрнест Раисович

 Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, список литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к экзамену. Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 100800 «Товароведение», профили подготовки: 1. «Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения с/х сырья и продовольственных товаров», 2. «Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности», 3. «Товарный менеджмент»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musr_tiesitp.docx74.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО "УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ  ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ"

Кафедра товароведения продовольственных

товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы

Э.Р. Сайфульмулюков, А.С. Мижевикина

«ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА СУБТРОПИЧЕСКИХ И ТРОПИЧЕСКИХ ПЛОДОВ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов

Направление подготовки: 100800 «Товароведение»

Профили подготовки: 1. «Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения с/х сырья и продовольственных товаров», 2. «Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности», 3. «Товарный менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Троицк 2014


УДК: 619:614.31 (07)

ББК: 48 я7

Утверждены на заседании Методической комиссии факультета ветеринарной медицины  (протокол №4 от «26»_11_ 2014 г.)

Рецензент: кандидат вет. наук, доцент Крыгин В.А.

Сайфульмулюков, Э.Р. Товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / Э.Р. Сайфульмулюков, А.С. Мижевикина.- Троицк, 2014.–40 с.

 Методическое издание содержит цели, задачи и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов», темы рефератов, вопросы для самоконтроля, список литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к экзамену. Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 100800 «Товароведение», профили подготовки: 1. «Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения с/х сырья и продовольственных товаров», 2. «Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности», 3. «Товарный менеджмент»

УДК: 619:614.31 (07)

ББК: 48 я7

        

©  ФГБОУ ВПО  «Уральская государственная

 академия ветеринарной медицины»


        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        

1 Балльно-рейтинговая система оценки знаний студента по учебной дисциплине        

2 Тематика самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине        

3 Основные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение        

4 Темы научных докладов для выступлений на конференциях        

5 Общие методические рекомендации        

5.1 Подготовка реферата        

5.2 Подготовка доклада        

5.3 Подготовка эссе        

5.4 Подготовка презентации        

5.5 Поиск информации в интернете        

6 Список рекомендуемой литературы        

Приложение        


Введение

Самостоятельная работа студентов – это учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им.

Самостоятельная работа проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:

  • формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
  • качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;  
  • формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов;
  • развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления;  
  • развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования способностей к саморазвитию;
  • развития научно-исследовательских навыков;
  • развития навыков межличностных отношений.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

  • состояние отечественного рынка субтропических и тропических плодов;
  • классификацию плодов и характеристику ассортимента субтропических и тропических плодов;
  • идентификационные признаки товарного ассортимента субтропических и тропических плодов;
  • требования к качеству, упаковке, маркировке, условиям и срокам хранения субтропических и тропических плодов.

Уметь: 

  • организовать контроль и экспертизу качества субтропических и тропических плодов;
  • проводить органолептические и инструментальные исследования качества субтропических и тропических плодов;
  • анализировать содержание нормативной документации для субтропических и тропических плодов;
  • документально оформлять результаты контроля и оценки качества субтропических и тропических плодов.

Владеть: 

  • органолептическими и физико-химическими методами исследования качества субтропических и тропических плодов;
  • требованиями отечественных нормативных документов и международных стандартов на субтропические и тропические плоды;
  • терминологией в соответствии с национальными стандартами на субтропические и тропические плоды.

1 Балльно-рейтинговая система оценки знаний студента по учебной дисциплине

Принципы формирования балльно-рейтинговой оценки по учебной дисциплине «Товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов» приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Принципы формирования балльно-рейтинговой оценки по учебной дисциплине «Товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов»

Работа студента на занятиях

Коэффициент перевода в баллы

Общее количество баллов

Примечание

Лекции

1

1*7=7

0 баллов - неявка; попытки помешать другим студентами адекватно воспринимать лекцию, отсутствие конспекта;

1 балл - сосредоточенная работа, адекватный конспект

Лабораторно-практические занятия

2

2*21=42

0 баллов - неявка; попытки создать препятствия плодотворной работе других студентов;

1 балл - пассивность; слабая подготовка;

2 балла - активная работа

Самостоятельная работа

1*19=19

0 баллов – отсутствие конспекта;

1 балл – самостоятельная работа без замечаний, хорошая подготовка к собеседованию

Экзамен

10

3*10=30

1 балл – сдача экзамена на «удовлетворительно»;

2 балла – сдача экзамена на «хорошо»;

3 балла – сдача экзамена на «отлично»

Итого баллов

100

Творческий рейтинг:

работа в кружке СНО

5

курсовая конференция

15

10 баллов – участие;

15 баллов – призовое место

вузовская конференция

25

15 баллов – участие;

25 баллов – призовое место

региональная/всероссийская конференция

35

20 баллов – участие;

35 баллов – призовое место

публикация в сборнике студенческих научных работ

10

Итоговая оценка работы студента с использованием балльно-рейтинговой системы формируется следующим образом (таблица 2):

Таблица 2 – Итоговая оценка

Балльно-рейтинговая оценка

Итоговая оценка

0… 54

Неудовлетворительно

55…70

Удовлетворительно

71…85

Хорошо

86…100

Отлично

2 Тематика самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Таблица 3 - Тематика самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Номер, название раздела

Тема самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы

Часы

Общее товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов

Рынок субтропических и тропических плодов.

Доклад (с презентацией)

5

Химический состав, пищевая и биологическая ценность.

Подготовка реферата

5

Требования к качеству, упаковке, маркировке, условиям хранения и срокам хранения, годности.

Собеседование по реферату

5

Основные болезни и дефекты плодов

Подготовка реферата

8

Частное товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов

Классификация тропических и субтропических плодов по группам, видам, разновидностям.

Подготовка реферата

6

Особенности морфологического строения. Характеристика основных сортов. Идентификация видов и сортов. Особенности химического состава и пищевой ценности.

Собеседование по реферату

6

Факторы, влияющие на потребительские свойства продукции.

Собеседование по реферату

6

Особенности проведения идентификации и экспертизы качества отдельных видов субтропических плодов.

Подготовка эссе

6

Всего

47 часов


3 Основные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

Раздел 1. Общее товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов

  1. Рынок субтропических и тропических плодов.
  1. Химический состав, пищевая и биологическая ценность.
  1. Требования к качеству, упаковке, маркировке, условиям хранения и срокам хранения, годности.
  1. Основные болезни и дефекты плодов

Темы рефератов:

  1. Рынок субтропических плодов.
  2. Рынок тропических плодов
  1. Химический состав, пищевая и биологическая ценность субтропических плодов.
  2. Химический состав, пищевая и биологическая ценность тропических плодов.
  1. Требования к качеству, упаковке, маркировке, условиям хранения и срокам хранения, годности субтропических плодов.
  2. Требования к качеству, упаковке, маркировке, условиям хранения и срокам хранения, годности тропических плодов.
  1. Основные болезни и дефекты субтропических плодов.
  2. Основные болезни и дефекты тропических плодов.

Рекомендуемая литература по разделу 1:

  1. Действующие стандарты тропические и субтропические плоды  ГОСТ и ГОСТ Р (по рекомендациям педагога).
  2. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник для вузов / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова – М. Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 2009.- 376 с.
  3. Иванова, Т.Н. Технология хранения плодов, ягод и овощей Орел: ОрелГТУ, 2009 г. — 203 с.                                           
  4. Каталог. Визуальное качество фруктов и овощей. М.: ООО "ИКС 5 Ритейл Груп", 2013. — 91 с.
  5. Кодекс алиментариус. Свежие плоды, овощи и фруктовые соки пер. с англ. 2007, 272 с.
  6. Колобов, С.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей. Учебное пособие / С.В. Колобов, О.В. Памбухчиянц. - Москва: ИТК «Дашков и К°», 2012. — 400 с. 
  7. Ларина, Т. Тропические и субтропические плоды. МИФИ.: 2012.-248 с.
  8. Руденкова, Е.С. Товароведение плодоовощных товаров. Учебное пособие – Гомель: ГГПТК. - 2010. – с.85. 
  9. Яичкин, В.Н. и др. Практикум по переработке плодов и овощей /Яичкин В.Н., Иванова Л.В., Гулянов Ю.А. и др. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — 145 с. 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.complexdoc.ru/oks_list.php – общероссийский классификатор стандартов.
  2. http://www.codexalimentarius.net – На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».
  3. http://www.fao.org/ - сайт ФАО о проблеме безопасности пищевых продуктов.
  4. www.stq.ru – официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество».
  5. www.foodprom.ru – оциальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность».
  6. www.spros.ru. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос».

Раздел 2. Частное товароведение и экспертиза субтропических и тропических плодов

  1. Классификация тропических и субтропических плодов по группам, видам, разновидностям.
  1. Особенности морфологического строения. Характеристика основных сортов. Идентификация видов и сортов. Особенности химического состава и пищевой ценности.
  1. Факторы, влияющие на потребительские свойства продукции.
  1. Особенности проведения идентификации и экспертизы качества отдельных видов субтропических плодов.

Темы рефератов:

  1. Классификация тропических плодов по группам, видам, разновидностям
  1. Классификация субтропических плодов по группам, видам, разновидностям.
  2. Особенности морфологического строения.
  3. Характеристика основных сортов.
  4. Идентификация видов и сортов.
  5. Особенности химического состава и пищевой ценности.
  1. Факторы, влияющие на потребительские свойства продукции.
  1. Особенности проведения идентификации и экспертизы качества отдельных видов субтропических плодов.

Рекомендуемая литература по разделу  2:

  1. Действующие стандарты тропические и субтропические плоды  ГОСТ и ГОСТ Р (по рекомендациям педагога).
  2. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник для вузов / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова – М. Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 2009.- 376 с.
  3. Иванова, Т.Н. Технология хранения плодов, ягод и овощей Орел: ОрелГТУ, 2009 г. — 203 с.                                           
  4. Каталог. Визуальное качество фруктов и овощей. М.: ООО "ИКС 5 Ритейл Груп", 2013. — 91 с.
  5. Кодекс алиментариус. Свежие плоды, овощи и фруктовые соки пер. с англ. 2007, 272 с.
  6. Колобов, С.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей. Учебное пособие / С.В. Колобов, О.В. Памбухчиянц. - Москва: ИТК «Дашков и К°», 2012. — 400 с. 
  7. Ларина, Т. Тропические и субтропические плоды. МИФИ.: 2012.-248 с.
  8. Руденкова, Е.С. Товароведение плодоовощных товаров. Учебное пособие – Гомель: ГГПТК. - 2010. – с.85. 
  9. Яичкин, В.Н. и др. Практикум по переработке плодов и овощей /Яичкин В.Н., Иванова Л.В., Гулянов Ю.А. и др. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — 145 с. 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.complexdoc.ru/oks_list.php – общероссийский классификатор стандартов.
  2. http://www.codexalimentarius.net – На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».
  3. http://www.fao.org/ - сайт ФАО о проблеме безопасности пищевых продуктов.
  4. www.stq.ru – официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество».
  5. www.foodprom.ru – оциальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность».
  6. www.spros.ru. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос».

4 Темы научных докладов для выступлений на конференциях

        Для повышения количества баллов, студентам предлагается участвовать в творческом рейтинге. Для этого необходимо выступить с докладом на  конференции (курсовой, вузовской, региональной).

Темы докладов (примерные):

  1. Современные технологии хранения субтропических и тропических плодов.
  2. Анализ рынка свежих тропических и субтропических плодов.
  3. Анализ рынка переработанных тропических и субтропических плодов.
  4. Современные технологии переработки субтропических и тропических плодов.
  5. Перспективные технологии упаковки и транспортировки свежих субтропических и тропических плодов.
  6. Особенности физиологических процессов, протекающих в тропических и субтропических плодах.
  7. Характеристика и причины возникновения основных микробиологических повреждений свежих плодов.
  8. Характеристика и причины возникновения основных физиологических повреждений свежих плодов.
  9. Товароведная характеристика и экспертиза качества отдельных видов свежих и переработанных субтропических и тропических плодов.

Рекомендуемая литература:

  1. Действующие стандарты тропические и субтропические плоды  ГОСТ и ГОСТ Р (по рекомендациям педагога).
  2. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник для вузов / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова – М. Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 2009.- 376 с.
  3. Иванова, Т.Н. Технология хранения плодов, ягод и овощей Орел: ОрелГТУ, 2009 г. — 203 с.                                           
  4. Каталог. Визуальное качество фруктов и овощей. М.: ООО "ИКС 5 Ритейл Груп", 2013. — 91 с.
  5. Кодекс алиментариус. Свежие плоды, овощи и фруктовые соки пер. с англ. 2007, 272 с.
  6. Колобов, С.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей. Учебное пособие / С.В. Колобов, О.В. Памбухчиянц. - Москва: ИТК «Дашков и К°», 2012. — 400 с. 
  7. Ларина, Т. Тропические и субтропические плоды. МИФИ.: 2012.-248 с.
  8. Руденкова, Е.С. Товароведение плодоовощных товаров. Учебное пособие – Гомель: ГГПТК. - 2010. – с.85. 
  9. Яичкин, В.Н. и др. Практикум по переработке плодов и овощей /Яичкин В.Н., Иванова Л.В., Гулянов Ю.А. и др. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — 145 с. 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.complexdoc.ru/oks_list.php – общероссийский классификатор стандартов.
  2. http://www.codexalimentarius.net – На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».
  3. http://www.fao.org/ - сайт ФАО о проблеме безопасности пищевых продуктов.
  4. www.stq.ru – официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество».
  5. www.foodprom.ru – оциальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность».
  6. www.spros.ru. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос».

5 Общие методические рекомендации

5.1 Подготовка реферата

Разновидность реферата, который задаётся студентам, представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Обычно сдача рефератов является формой зачета. Однако некоторые преподаватели практикуют подготовку и чтение в группе студенческих рефератов и докладов в ходе учебного семестра. Реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на ваше умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через 1,5 интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Придерживаться заданной темы, не сворачивая в сторону и не добавляя «воды», при отсутствии опыта достаточно трудно. Это требует дисциплины ума и развитости логического мышления. Необходимо видеть границу между необходимым и лишним, ненужным.

Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.

Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения. Начинается реферат с титульного листа, образец оформления которого приведен в приложении А. Далее следует оглавление, соответствующее плану. Оглавление — это и есть план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три привычные части: введение, основную часть и заключение. Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

5.2 Подготовка доклада

Доклад — это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. Обычно доклад задается студенту в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он выступил с ним устно на одном из семинарских или практических занятий. На подготовку отводится достаточно много времени (от недели и более). Как правило, текст доклада оформляется также, как и текст реферата, снабжается аналогичным титульным листом и планом и сдается преподавателю после устного выступления.

Конечно, поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для аудитории подано.

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Преподаватель обычно заранее сообщает, сколько времени отводится каждому докладчику. Уложиться в регламент очень важно, так как у некоторых преподавателей этот момент даже выходит на первое место среди критериев оценки доклада. В противном случае вас прервут, вы не успеете сказать всего, что рассчитывали, причем, вероятно, самого главного, поскольку обычно в конце доклада делаются выводы. От этого, сами понимаете, качество выступления станет намного ниже и произведенное вами впечатление, как и полученная оценка, оставят желать лучшего.

Поэтому не меньшее внимание, чем написанию самого доклада, следует уделить отработке его чтения. Написав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе или кому-то из родных и друзей вслух. При этом читать нужно не торопясь, но и без излишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Дело в том, что волнение во время чтения доклада перед аудиторией помешает вам все время контролировать темп своей речи, и она все равно самопроизвольно приобретет обычно свойственный вам темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из-за волнения. Так что если ваш текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое быстрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов — там, где без них можно обойтись. Сделав первоначальные сокращения, перечитайте текст снова. Если опять не удается уложиться в регламент, значит, нужно что-то радикально менять в структуре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главному), сжать основную часть, в заключительной части убрать все, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. Идите в этом направлении до тех пор, пока не получится текст, который вы сможете без усилий прочесть, оставаясь в рамках регламента.

Очень важен и другой момент. Не пытайтесь выступить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста. Это может закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента. Некоторым студентам, которые хорошо владеют собой и обладают высокой культурой мышления и речи, следует использовать конспективный, или тезисный, способ разработки чернового текста (разумеется, если текст не нужно будет потом оформлять и сдавать преподавателю). В этом случае вы можете записать только основные идеи выступления, а также выстроить на бумаге общую схему логического развития своих мыслей, то есть разработать то, что называется логическим конспектом. Разумеется, делать это нужно только тогда, когда вы уверены, что сумеете таким конспектом воспользоваться. А уверенность приобретается на опыте. Так что тем, кто делает доклад в первый или второй раз в жизни, мы не советуем идти этим путем. Лучше написать текст полностью, как положено. Но вот опытным докладчикам, на счету которых уже есть несколько удачных выступлений подобного рода, можно попробовать таким образом облегчить себе работу.

В принципе, доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане проявления с вашей стороны чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований. Чтобы аудитория не уставала вас слушать (особенно если доклад будет длинным), попытайтесь предпринять некоторые шаги специально в этом направлении. Перемежайте сложные идеи, требующие напряженного внимания, шутками из разряда «научных» или забавными притчами, высвечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, если позволяет регламент.

Иногда доклады, сдаваемые в письменном виде, играют роль зачетных работ, как и рефераты. Тогда, как правило, у преподавателя, практикующего такую форму отчетности, есть заранее подготовленный список тем, которые предлагаются студентам для подготовки доклада или реферата. Выбирая тему, следует внимательно просмотреть список и выбрать несколько наиболее интересных и предпочтительных для вас тем. Необходимо учитывать и то, для каких тем у вас дома есть научная литература или даже готовые наработки, идеи, соображения. Потом из нескольких тем нужно выбрать одну самую предпочтительную.

При подготовке доклада, в отличие от других форм студенческих работ, достаточно часто используется метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподаватель может дать сразу нескольким (двум — трем) студентам одной и той же группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, вы можете каждый подготовить по докладу в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной докладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основной докладчик выступает первым, содокладчик вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления. Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию, например, на занятии по философии — между материалистом и идеалистом.

После выступления докладчик и содокладчик, если он имеется, должны ответить на вопросы слушателей. Для того, чтобы ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать вопросы в том порядке, в котором их задают, а затем, немного подготовившись в течение нескольких минут, ответить сразу на все.

5.3 Подготовка эссе

Эссе  –  это  самостоятельная  письменная  работа  на  тему,  предложенную преподавателем.

Цель  эссе  состоит  в  развитии  навыков  самостоятельного  творческого мышления,  самостоятельной  научной  работы  и  письменного  изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать:

  • четкое изложение сути поставленной проблемы;
  • включать  самостоятельно  проведенный  анализ  этой  проблемы  с использованием  концепций  и  аналитического  инструментария,  который рассматривается в рамках дисциплины;
  • выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Объем  эссе  не  должен  превышать  пяти  страниц  машинописного  текста (10 тысяч знаков).

В зависимости от специфики  дисциплины формы эссе  могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть:

  • анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме;
  • анализ  материалов  из  средств  массовой  информации  и  использование изучаемых моделей;
  • подробный разбор предложенной задачи с развернутыми пояснениями;
  • подбор  и  детальный  анализ  примеров,  иллюстрирующих  изучаемую проблему, и т.д.

Общая  форма  изложения  полученных  результатов  и  их  интерпретации должна при этом соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Эссе  должно  включать  четыре  обязательных  элемента:  титульный  лист; содержание; собственно текст; список использованной литературы.  Эссе может иметь приложения, но это зависит от характера материала.

Прежде чем приступить к написанию эссе, необходимо составить хорошо продуманный,  структурированный  и  развернутый  план.  Если  такой  план составлен, это означает, что сделано половины работы.

Во  введении  к  эссе  необходимо  поставить  проблему,  сформулировать цели  и  задачи  исследования,  разъяснить  ограничения  данной  работы.  Далее излагаются гипотезы. Целесообразно определить статус и жанр предлагаемого материала  –  это  реферативное  изложение  или  самостоятельная  работа, теоретическая  работа  или  эмпирическая,  носит  ли  она  сугубо профессиональный характер. Конечно, необходимо дать хотя бы элементарное обоснование  структуры  эссе  –  в  какой  последовательности  будет  излагаться материал и чем обусловлена именно такая логика.

Ядром эссе, как и всякого письменного текста, является ключевая связка «тезис – аргумент».

Если  эссе  носит теоретический характер,  основан преимущественно или исключительно  на  литературных  источниках,  то  такую  работу  вполне  модно открыть  кратким,  но  впечатляющим  обзором  этих  источников.  Вслед  за  этим выдвигается  тезис,  некая  идея  или  концепция,  которая  предлагает  вариант объяснения  ключевых  вопросов,  поставленных  в  эссе.  Это  может  быть собственная либо заимствованная идея. Затем необходимо перейти к наиболее важной части текста – аргументации.

Если  же  эссе  носит  эмпирический  характер,  то  ее  структура  несколько меняется.  Сначала  делается  непременный  концептуальный  заход  и формулируется  тезис.  Затем  следует  методическая  часть,  которая  раскрывает характер используемых данных. После этого излагаются собственно результаты эмпирического исследования

Как  строить  аргументацию?  Доказательство  с  помощью  примеров  –  не лучший  способ  обоснования  позиции.  Ибо  оно  не  является  доказательством.

Примеры  служат  в  лучшем  случае  иллюстрацией  общих  положений,  к  ним модно  прибегнуть,  чтобы  закрепить  и  оживить  текст  эссе.  Текст  обязательно должен содержать критическую оценку изложенных позиций.

В  заключение  эссе  после  общих  выводов  можно  указать  пути дальнейшего  развития  исследований  в  данной  области:  в  каком  направлении студент собирается продвигаться в своей следующей работе; куда он советует отправиться своим однокурсникам, которые разделяют его интерес к предмету; какие нераскрытые проблемы поджидают его за ближайшим темы; какие новые горизонты могут быть открыты

5.4 Подготовка презентации

Презентация обычно состоит из нескольких слайдов. Каждый слайд может быть оформлен по-разному. Слайд, созданный по умолчанию, состоит из двух заголовков – Заголовок слайда и Подзаголовок слайда. Обратите внимание, что названия слайда размещаются внутри специальных прямоугольников – областей создания надписи. Вы можете увеличить их, перемещая угловые маркеры точно так же, как делали это, работая с графическими объектами текстового редактора Word.

Ввести текст в презентацию можно, щелкнув внутри прямоугольника. Вы можете изменить шрифт или цвет введенного текста, используя панель инструментов Форматирование. Кроме этого, доступны и другие элементы форматирования: вы можете создать нумерованный или маркированный список в слайде, добавить таблицу, построить диаграмму с использованием функции Microsoft Graph. Для каждой из этих возможностей предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов PowerPoint.

Добавить в презентацию новый слайд можно, выполнив команду Вставка → Создать слайд. Если же вы хотите создать слайд точно такой же структуры, как предыдущий, используйте команду Вставка → Дублировать слайд.

Добавить дополнительную надпись можно, выполнив команду Вставка → Надпись. Далее следует отметить то место на слайде, внутри которого будет помещена надпись, после чего можно вводить ее текст.

Слайды в PowerPoint могут быть оформлены очень разнообразно. Например, вы можете раскрасить слайд разными цветами. Для этого нужно изменить цвет фона. Выполните команду Формат → Фон и, выбрав в раскрывающемся списке пункт Другие цвета, самостоятельно задайте цвет для вашего слайда. Если вас не устраивает однотонное оформление фона, выберите пункт Способы заливки. В результате вы получите целый набор возможных оформлений слайдов.

Для оформления слайдов можно также воспользоваться коллекцией шаблонов PowerPoint. Для этого выполните команду Формат → Оформление слайда. В правой части окна PowerPoint появится панель задач Дизайн слайда. Здесь вы можете выбрать необходимый шаблон, нажав на стрелочку

Если в вашей работе встречаются диаграммы или схемы, обязательно вставьте их в презентацию. PowerPoint поддерживает возможность вставки объектов, созданных в других приложениях Microsoft Office. Выполните команду Вставка → Объект и укажите нужный тип объекта. Например, вы можете выбрать Диаграмма Microsoft Excel и вставить диаграмму в презентацию. Для вставки графического файла (например, иллюстрации или схемы) следует выполнить команду Вставка → Рисунок → Из файла и в появившемся окне Добавление рисунка указать имя нужного файла. Вставив рисунок (или диаграмму), вы можете подогнать его размеры, переместив угловые маркеры рисунка так, чтобы он был нужным образом расположен на слайде.

Слайды, созданные в PowerPoint, могут иметь разную разметку. Разметка слайда – это способ размещения элементов на нем. Слайд, созданный по умолчанию, – это самый простой вариант. Изменить разметку можно, выполнив команду Формат → Разметка слайда. В правой части окна PowerPoint появится область задач Разметка слайда, в которой вы можете выбрать нужный вам вариант.

Слайды презентации можно дополнить своими заметками. Эта возможность очень удобна для подготовки выступления. В заметке можно разместить основные тезисы своего доклада, а во время презентации вы сможете вспомнить нужное, если вдруг что-то забыли. Перейти в режим ввода заметок можно, выполнив команду Вид → Страницы заметок. В нижней части экрана будут расположены поля для ввода заметок.

Некоторые элементы презентации можно заставить двигаться, что значительно увеличит зрелищность презентации. Для этого необходимо добавить анимационные эффекты к элементам слайдов. Выполните команду Показ слайдов → Настройка анимации. Выделите элемент слайда (например, заголовок) и нажмите кнопку Добавить эффект, после чего выберите нужный эффект. Обратите внимание: в области задач выделенный вами элемент появился в списке эффектов анимации. Среди дополнительных параметров настройки анимации вы можете задать скорость воспроизведения, способ запуска эффекта (доступен в поле Начало), а также в некоторых случаях – направление, путь и ряд других параметров.

Нажмите кнопку Просмотр, и вы увидите, как ваш слайд будет выглядеть при демонстрации презентации. Обратите внимание, что в области задач появляется временная шкала, демонстрирующая ход выполнения презентации.

Анимационные эффекты, примененные к презентации, могут иногда слишком замедлять показ слайдов. В этом случае необходимо осуществить их настройку относительно времени. После добавления анимационных эффектов их список будет размещен в области задач Настройка анимации. Выделив добавленный эффект, можно настроить время его показа. Сделать это можно, уменьшив прямоугольник, который отображает продолжительность действия эффекта. Доступ к дополнительным параметрам настройки анимации открывается при выборе пункта Параметры эффектов из раскрывающегося списка определенного эффекта на панели задач.

В открывшемся окне вы можете добавить звуковые эффекты, которые будут сопровождать анимацию слайда. Дополнительные настройки времени показа слайдов доступны на вкладке Время. В области задач Настройка анимации все элементы презентации размещаются в таком порядке, в каком они будут появляться при просмотре. Для изменения порядка отображения элементов воспользуйтесь кнопками со стрелочками, расположенными в области Порядок.

Кроме анимации отдельных элементов слайда, вы можете использовать анимацию всех слайдов. Для этого выполните команду Показ слайдов → Эффекты анимации. Появится область задач Дизайн слайда, в которой представлен список анимационных эффектов для слайдов, разделенный на три группы: Простой, Средний и Сложный.

Анимационные эффекты, применяемые при смене слайдов, можно задать, выполнив команду Показ слайдов → Смена слайдов. В появившейся области задач вы можете выбрать нужные эффекты, настроить скорость перехода, звук, а также способ смены слайдов.

После оформления всех слайдов просмотрите, как будет выглядеть ваша презентация.

Демонстрируется презентация в режиме показа слайдов. Выполните команду Показ слайдов → Начать показ или нажмите клавишу F5. На экране начнут появляться слайды.

Кроме этого, в нижней части экрана просмотра слайдов будут размещены управляющие кнопки – они позволяют просмотреть следующий и предыдущий слайд. Здесь также расположена кнопка, раскрывающая меню, с помощью которого можно будет управлять порядком показа слайдов, то есть выбирать, какой из слайдов будет отображен следующим.

Управление показом слайдов стандартными методами реализуется не всегда удобно. Исправить эту ошибку можно, если использовать меню управления показа, которое размещено в левом нижнем углу экрана. С его помощью можно перейти к произвольному слайду презентации, пропуская остальные, а также завершить показ. Воспользовавшись пунктом Заметки докладчика, можно отобразить окно с созданными ранее заметками слайдов.

Если вы хотите изменить порядок следования слайдов в презентации – перейдите в режим сортировщика слайдов (Вид → Сортировщик слайдов). В этом режиме будут размещены уменьшенные копии всех слайдов. Изменить порядок их следования очень просто – достаточно перетащить слайд мышью на нужное место. Вернуться в обычный режим можно, выполнив команду Вид → Обычный.

Для создания в презентации более удобного способа управления просмотром можно воспользоваться управляющими кнопками. Несколько кнопок выполняют стандартные действия, а есть такие, работу которых пользователь может настроить самостоятельно. Выполните команду Показ слайдов → Управляющие кнопки и выделите нужную кнопку, например Назад. Пометьте на слайде место, где она будет размещена. В появившемся окне Настройка действия можно задать параметры добавленной кнопки. В раскрывающемся списке поля Перейти по гиперссылке необходимо указать слайд, к которому будет осуществляться переход. В поле Звук можно настроить звуковое сопровождение. Указанные действия будут выполняться после щелчка на кнопке. Аналогично можно настроить действия, выполняемые по наведению указателя мыши. Для этого надо перейти на соответствующую вкладку.

Переход от одного слайда к другому осуществляется щелчком кнопкой мыши. Настроить время перехода можно командой Показ слайдов → Настройка времени.

В результате будет запущен показ слайдов, в окне которого откроется меню Репетиция. Кнопка таймера показывает отсчет времени. Переход к следующему слайду осуществляется нажатием кнопки Далее. Остановить просмотр можно, нажав кнопку Пауза.

Изменить стандартный порядок показа слайдов можно, настроив его как произвольный. Выполните команду Показ слайдов → Произвольный показ. В этом окне будет отображен список всех созданных показов.

В окне Задание произвольного показа можно настроить порядок просмотра слайдов. Для его отображения нажмите кнопку Создать в окне Произвольный показ. Для добавления слайдов необходимо выбрать название в левом списке и, воспользовавшись кнопкой Добавить, перенести в правый список названия слайдов. Используя кнопки Вверх и Вниз, можно управлять порядком следования слайдов в созданном произвольном показе. После создания произвольного показа не забудьте нажать кнопку Показать для просмотра.

Произвольный показ используется в том случае, если вы создали слишком длинную презентацию и не уверены, что слушатели вашего доклада позволят вам показать сразу все. В этом случае можно поместить в презентацию только основные слайды, и если вас ограничат во времени доклада, вы сможете представить созданный вами краткий произвольный показ.

Задать общие настройки презентации можно, выполнив команду Показ слайдов → Настройка презентации.

В появившемся окне вы можете задать основные настройки показа презентации. Например, в области Слайды выбирают показ всех слайдов, слайдов только определенного диапазона либо сохраненных в виде произвольного показа. Смену слайдов также настраивают в этом окне. Возможные варианты: вручную и по времени. Дополнительные настройки возможны в областях Показ слайдов и Параметры показа.

5.5 Поиск информации в интернете

В первую очередь определимся со средствами поиска информации в Интернете. По принципу организации и использования их можно разделить на поисковые каталоги (справочники, директории) и поисковые машины.

Каталоги веб-страниц

Поисковые каталоги напоминают систематические каталоги обычных библиотек. Каталоги – это электронные справочники, в которых собраны списки адресов интернет-страниц, сгруппированные по определенным признакам, чаще всего – по тематике. Обычно каталоги веб-страниц бывают многоуровневыми, каждая тема в них разбивается на несколько тем более частного характера. Верхний уровень представляет собой общую категорию, например «бизнес», «наука», «искусство», а элементы самого низкого уровня – это ссылки на отдельные страницы и серверы вместе с кратким описанием их содержимого.

Процедура поиска нужного сайта в каталогах состоит в последовательном переходе от одного уровня к другому. Таким образом, последовательно уточняя тематику поиска, можно, продвигаясь по каталогу, дойти до самых нижних ступеней иерархии и получить, наконец, нужный список сайтов. Каталоги чаще всего используются в тех случаях, когда необходимо получить набор сайтов по какой-то определенной проблеме. В каталогах отображены самые популярные ресурсы, относящиеся к одной теме, которые, кроме всего прочего, отсортированы в порядке значимости.

Наиболее популярными и серьезными каталогами считаются следующие: www.mail.ru (list.mail.ru), каталог поисковой системы «Яндекс» (yaca.Яндекс. ru), weblist.ru, www.vsego.ru, www.myweb.ru. Среди англоязычных ресурсов наиболее популярным является каталог Yahoo! (www.yahoo.com). Самым авторитетным в мире каталогом веб-страниц признан открытый каталог dmoz.org.

Главное преимущество поисковых каталогов заключается в том, что информация в них хранится упорядоченно, в соответствии с элементарной логикой.

Однако у поисковых каталогов существует множество недостатков. Например, в них могут отсутствовать некоторые ссылки: из-за того, что редакторы создают каталоги вручную, количество ссылок в них ограничено, более того, самые интересные из них могут не попадать в каталог, так как редакторы физически не успевают их вносить. Как результат – обновление происходит медленно.

Неоднозначность структуры – это еще один явный минус каталожной организации информации (хотя отчасти он нейтрализуется тем, что в каждом крупном каталоге существует своя система поиска).

Поисковые машины

Если вам необходимо получить подборку материалов по более конкретной и специальной информации, лучше воспользоваться поисковыми машинами. Поисковая машина – это комплекс специальных программ для поиска в Сети. Они лишены недостатков, присущих каталогам, и работают немного по-другому. Поиск с помощью поисковых машин происходит намного быстрее, кроме того, такие системы могут искать среди гораздо большего количества сайтов – область поиска в этом случае практически неограниченна.

Принцип действия поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех веб-страниц. Из-за необходимости постоянного обновления информации время от времени машины возвращаются к просмотренным ранее сайтам, чтобы найти и зарегистрировать возникшие там изменения. Вся прочитанная информация индексируется, то есть создается специализированная база данных, в которой сохраяются просмотренные поисковиком веб-страницы. Там и осуществляется поиск. Эту базу данных наполняют специальные программы-роботы, которые, просматривая сайты, обращают внимание на некоторые дополнительные элементы. Например, на частоту употребления слова на странице, на его выделение, а также количество ссылок на данный документ на других сайтах. Поисковые машины проводят поиск по заданному пользователем поисковому запросу – специальной фразе или набору слов, которые выражают суть того, что нужно найти.

Кроме этого, с каждой веб-страницей связан набор ключевых слов. Эти слова лучше всего описывают ее содержимое. При поиске информации поисковые машины в первую очередь анализируют их совпадение со словами из поискового запроса.

Таким образом, поиск с помощью поисковых машин состоит в просмотре базы данных веб-страниц и розыске тех из них, которые соответствуют запросу.

Интерфейс всех поисковых систем построен примерно одинаково. Пользователю предлагается ввести запрос в специальное поле, а затем запустить поиск щелчком на кнопке Найти или Поиск. Система произведет поиск и выдаст результаты в окне браузера. Однако, несмотря на общие принципы работы и похожий интерфейс, поисковые машины отличаются между собой целым рядом параметров. Среди них – релевантность результатов, величина и частота обновления баз данных, скорость выдачи результатов и удобство работы.

Наряду с этим существуют и другие различия – языки запроса, зоны поиска, глубина поиска внутри документов, методы определения приоритетов, поэтому применение разных поисковых машин дает различные результаты.

Наиболее популярными поисковыми машинами являются следующие: www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.com, www.aport.ru, www.mail.ru, www.alltheweb.com, www.yahoo.com, www.lycos.com.

За время существования поисковых машин выработался определенный стандарт предоставления пользователю страницы с результатами поиска. Поэтому, разобравшись в форме выдачи результатов хотя бы одной поисковой машины, можно уверенно пользоваться остальными.

Страница с результатами поиска, полученными с помощью поисковой машины, содержит следующие элементы:

• заголовок найденной страницы;

• цитату из текста страницы, по которой видно, в каком контексте используются слова поискового запроса; искомые слова в цитате, как правило, выделены полужирным шрифтом или отличаются по цвету от основного текста;

• полный адрес страницы;

• размер страницы, дату последнего изменения.

В некоторых случаях в списке ссылок доступна возможность просмотра похожих документов. Отдельные поисковики анализируют содержание найденных по запросу страниц и группируют их по своим особым, внутренним критериям. Например, по близости словарей страниц, по одинаковым заголовкам, по совпадениям фраз, по количеству синонимов.

Кроме того, в некоторых случаях в результатах поиска можно увидеть рубрику веб-каталога, к которой относится найденный сайт (если последний участвует в каталоге или рейтинге).

Построение поискового запроса

Поисковая машина генерирует список документов, релевантных запросу пользователя. Если запрос не выражает то, что нужно найти, – соответственно, результаты поиска будут не те, которых вы ожидали.

Поэтому для эффективного поиска, в первую очередь, необходимо правильно сформулировать поисковый запрос. Его составляют так, чтобы область поиска была максимально конкретизирована и сужена. В запрос следует включать несколько ключевых слов, наиболее полно раскрывающих суть предмета, информацию о котором вы ищете.

Если в результате вы получите наиболее релевантные ссылки в верхней части списка, то можно считать, что поиск был произведен успешно.

При поступлении запроса от пользователя поисковая машина просматривает всю проиндексированную информацию и выдает соответствующий список документов. Поисковые механизмы на первом месте располагают документы, которые содержат максимум слов из вашего запроса. Найденные ссылки сортируются в зависимости от месторасположения ключевых слов (в заголовке, в начале текста, в первых параграфах) и частоты их появления. Таким образом, в верхней части списка, полученного с помощью поисковой машины, размещены ссылки на сайты, в которых искомые слова встречаются чаще всего. Поэтому основная задача пользователя во время поиска в Интернете – получить список ссылок, которые максимально соответствуют поисковому запросу.

Чрезвычайно важно при поиске информации в Интернете – как можно больше сузить область поиска. Найти нужные сайты возможно только в том случае, если пользователь сумел подобрать в поисковом запросе именно те слова, которые действительно несут основную смысловую нагрузку.

Например, набрав запрос реферат на тему Финансовый анализ в Excel, вы получите всего несколько ссылок, в которых представлена совсем не та информация, которую вы ищете. Дело в том, что поисковая система будет искать страницы, в которых встречаются все эти слова—и слово «реферат», и «на тему», и «финансовый анализ в Excel». Причем, учитывая особенности построения поисковых запросов, последняя фраза будет искаться в точности так, как она была сформулирована. Запрос финансовый анализ в Excel предоставит вам несколько другие результаты.

Не стоит винить поисковую машину в том, что она не нашла нужную информацию – она всего лишь ответила на ваш запрос. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Каков запрос – таков ответ».

В идеале процесс поиска должен выглядеть примерно так. Сначала лучше сформулировать общий запрос и получить результат, в котором следует выделить описания более-менее подходящих ссылок. Затем необходимо добавить к запросу общие ключевые слова, которые есть в описании нужных веб-страниц, и повторить процесс. Если вы все делаете правильно, то каждый запрос должен приближать вас к нужной информации. Вы должны выступать в виде своеобразной обратной связи, с каждым шагом уменьшая несоответствие между необходимой вам информацией и тем, что выдает поисковая система.

У каждой поисковой машины своя уникальная методика поиска, от эффективности которой зависит результативность поисковика, то есть релевантность полученного списка ссылок, и как результат – успех на рынке поисковых машин. Механизм поиска не только хранится в секрете, но и регулярно меняется.

В настоящее время поисковые механизмы ищут документы не только по строгому соответствию введенному запросу. Все поисковые машины, которые работают с русскоязычным текстом, умеют проводить морфологический поиск. Это означает, что программа будет искать формы слов, включенных в поисковый запрос, а также их синонимы. То есть поиск будет касаться не только определенного падежа или числа, но и всей парадигмы слова.

Сегодня многие поисковые машины используют технологии полнотекстового поиска. Этот способ отличается прежде всего тем, что поиск документов в этом случае не зависит от наличия словаря синонимов и форм использованных в запросе слов и позволяет находить документы в тех случаях, когда смысл слова меняется в зависимости от контекста. Второе важное отличие полнотекстовых систем – они работают со всем текстом документа, а не только с ключевыми словами.

Метапоиск

Одно из правил успешного поиска состоит в использовании нескольких поисковых машин. Причина, по которой следует так поступать, очевидна: все поисковые машины применяют разные алгоритмы поиска с разной скоростью, и страница, которая найдется при помощи одного поисковика, может остаться вне поля зрения другой системы – либо программа до нее еще не добралась, либо посчитала сайт несоответствующим запросу. Кроме этого, ни одна поисковая машина, даже самая хорошая, не может похвастаться полнотой своей базы данных.

Разработчики специальных поисковых машин решили воплотить в жизнь идею объединения результатов работы сразу нескольких таких систем. Эти технологии носят название метапоисковиков. Метапоисковые системы на самом деле являются лишь мостом между пользователем и набором стандартных поисковиков. Они не ведут собственную базу интернет-сайтов, а лишь обрабатывают результат, предоставляемый другими поисковыми машинами. Степень этой обработки может быть разной. Самые простые метапоисковики позволяют удалить повторяющиеся ссылки и создать единый список сайтов, упорядоченный по релевантности.

Первые метапоисковики фактически позволяли работать с несколькими видами поиска: не только на сайтах, но и, например, в словарях, энциклопедиях, каталогах и дискуссионных группах. Следующим шагом в развитии метапоиска стало появление новых способов обработки полученных результатов.

Очевидное преимущество метапоиска – более высокая релевантность выдаваемых ссылок. Не ограничиваясь данными одной поисковой системы, с помощью этой технологии можно собрать более полную информацию об интересующем вас предмете. С другой стороны, метапоисковые системы часто отбрасывают или выносят в самый конец результатов те страницы, которые содержатся лишь в одной поисковой базе, даже если ссылка идеально соответствует запросу. Проще говоря, вы можете потерять ценные ссылки, особенно если это достаточно новая страница, которая пока не внесена в базы данных большинства поисковых машин.

Работа с метапоисковой системой практически не отличается от поиска с помощью любой другой поисковой машины. Обычно она использует те же операторы построения запроса, имеет похожий формат вывода информации. Правда, при построении запроса в некоторых системах можно выбрать – в базах каких именно поисковых машин вы бы хотели искать информацию.

Обычно метапоисковые средства позволяют настраивать список используемых поисковых машин, а в некоторых случаях его можно дополнять самим. Эта возможность особенно важна для русскоязычных пользователей, так как в состав списка поисковых средств метапоисковых систем редко входят русскоязычные сайты.

В результатах поиска часто присутствует дополнительное поле – ссылка на поисковый сайт, с помощью которого была найдена данная ссылка.

Последние метапоисковики позволяют проводить кластеризацию (объединение) полученных адресов сайтов по разным критериям. Такие системы выявляют в списке полученных сайтов общие ключевые фразы и группируют страницы в соответствии с ними. Метапоисковые системы, поддерживающие кластеризацию, обычно предлагают как минимум два списка результатов поиска. Это обычный список сайтов и список кластеров – ключевых слов, в соответствии с которыми были сгруппированы полученные результаты поиска. Выбор ключевого слова в этом списке приведет к отображению соответствующих ему ссылок на найденные сайты.

Одна из первых метапоисковых систем, использующих группировку результатов документа на основе кластерной технологии, – http://vivisimo.com. По запросу пользователя система строит дерево тем, в котором размещены не только ключевые слова, но и типы документов (статьи, новости). Если в кластерах-темах опять встречаются повторяющиеся комбинации, то создаются подтемы (подкластеры). Система предлагает не только удобное представление результатов поиска, но и не менее удобные средства работы с ними. Рядом с названием каждого сайта есть ссылки, которые открываются в новом окне, а во фрейме текущего окна можно осуществить предварительный просмотр страницы. Для каждой найденной ссылки указано также средство, с помощью которого она была обнаружена. Кроме того, возможен поиск в найденном. Следует отметить корректную работу сервиса с запросами, написанными кириллицей.

Виртуальные библиотеки

Интернет, являющийся гигантским хранилищем всевозможных сведений, представляет собой уникальный источник информации. Наряду с другими, библиографические ресурсы Сети помогут в поиске необходимых сведений. Они представлены, прежде всего, электронными каталогами библиотек и библиотеками электронных текстов.

Электронные библиотеки стали способом решения многих проблем для тех, кто пишет рефераты, курсовые и научные работы. Они являются уникальными сборниками текстов, доступных посетителям сайтов для скачивания. В основном в русскоязычном сегменте Интернета распространены библиотеки художественной литературы, но иногда можно найти и подборки текстов научной тематики. Наиболее популярными собраниями электронных книг являются lib.ru, lib.aldebaran.ru, fictionbook.ru. Однако не только они могут помочь вам в работе.

Сегодня практически каждая библиотека обзавелась электронным каталогом книг, доступ к которому иногда возможен через Сеть. Если к каталогу вашей библиотеки еще не открыт доступ через Интернет, то уточните, можно ли использовать электронный каталог непосредственно в залах библиотеки. Освоив его, вам будет гораздо проще работать с литературными источниками. Вместо того чтобы перебирать сотни ящичков с карточками, попробуйте поискать нужную вам книгу или книги при помощи электронного каталога. Он позволяет очень быстро просмотреть имеющиеся записи о книгах и отобрать для вас нужные. Поиск в электронных каталогах советую проводить в основном в тех случаях, когда вы ищете конкретную книгу: при этом в форме для поиска необходимо будет указать точные данные.

Поиск в электронных каталогах разных библиотек всегда подчинен единому принципу: вам необходимо заполнить форму для поиска, то есть указать автора и название нужной книги. Если вы не знаете точное название, можно указать одно или несколько слов из названия. Полезной является возможность поиска книг по ключевым словам или по рубрикам – в этом случае вы сможете получить подборку литературы нужной вам тематики. Однако эту возможность лучше использовать, если вы можете значительно сузить тематику поиска, указав более-менее точную предметную область: иначе список будет очень велик. Например, по рубрике «педагогика» вы получите несколько тысяч названий. Уточнив запрос для рубрики «педагогика» фразой «информационные технологии», вы получите меньше источников, но более конкретной направленности.

Кроме того, рекомендую обращать внимание на дополнительные возможности поиска, например такие, как расширенный поиск – в нем доступно гораздо больше параметров. Если вы не знаете точное название книги и указали несколько слов, вы можете указать принцип их использования для поиска – одновременное вхождение в название либо только одно из слов. В некоторых случаях можно указать использование нескольких слов рядом или задать поиск по точной форме слова.

Большинство библиотек предоставляют возможность поиска как минимум по трем признакам: по автору, заглавию и ключевым словам. В результате выдается ответ в виде библиографической записи, структура и полнота которой зависят от выбранного формата.

Перед посещением библиотеки, особенно крупной, попробуйте найти ее каталог в Интернете, воспользовавшись, например, каталогом «Яндекс»: http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/ca1/Science/Sciences/Administration/Libraries_1.

На серверах российских библиотек электронные каталоги пока относительно редки. Однако даже из их небольшого количества реальную ценность представляют лишь несколько десятков источников, отличающихся достаточным информационным наполнением и приемлемыми поисковыми возможностями.


6 Список рекомендуемой литературы

  1. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2001. -128 с.
  2. Действующие стандарты тропические и субтропические плоды  ГОСТ и ГОСТ Р (по рекомендациям педагога).
  3. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник для вузов / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова – М. Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 2009.- 376 с.
  4. Иванова, Т.Н. Технология хранения плодов, ягод и овощей Орел: ОрелГТУ, 2009 г. — 203 с.
  5. Каталог. Визуальное качество фруктов и овощей. М.: ООО "ИКС 5 Ритейл Груп", 2013. — 91 с.
  6. Кодекс алиментариус. Свежие плоды, овощи и фруктовые соки пер. с англ. 2007, 272 с.
  7. Колобов, С.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей. Учебное пособие / С.В. Колобов, О.В. Памбухчиянц. - Москва: ИТК «Дашков и К°», 2012. — 400 с. 
  8. Ларина, Т. Тропические и субтропические плоды. МИФИ.: 2002.-248 с.
  9. Руденкова, Е.С. Товароведение плодоовощных товаров. Учебное пособие – Гомель: ГГПТК. - 2010. – с.85. 
  10. Яичкин, В.Н. и др. Практикум по переработке плодов и овощей /Яичкин В.Н., Иванова Л.В., Гулянов Ю.А. и др. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — 145 с. 


Приложение    

Приложение А

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»

Кафедра товароведения продовольственных

   товаров и ветеринарно-санитарной

экспертизы

РЕФЕРАТ

на тему: « __________________________________»

                                                                               

       Выполнил:

                                                                                     Студент(ка) ____курса

_____________группы                  

_________________________

     (ФИО)                    

                                                                                     Проверил:

________________________  

       

Троицк 20___г.