Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации"

Залуцкая Галина Феликсовна

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 12 мая 2014 г. № 508 и

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

специальность 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»

2016 г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 12 мая 2014 г. № 508 и зарегистрированным в Минюсте России 29 июля 2014 г. № 33324 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и на основе примерной программы.

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Составители: Залуцкая Г.Ф. преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»;

Никитина А.В., преподаватель первой квалификационной категории

ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Экономика организации» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального учебного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией;
  • оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
  • состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
  • экономику социальной сферы и ее особенности.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

        практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

        самостоятельная работа над рефератами, докладами, сообщениями

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельные работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Организация (предприятие) как основной субъект хозяйствования в рыночной экономике

10

Тема 1.1

Виды и формы предпринимательской деятельности в России

Содержание учебного материала 

Понятие и состав участников предпринимательской деятельности в России. Виды предпринимательской деятельности (сферы предпринимательства): производственная, коммерческая, финансовая, интеллектуальная. Признаки юридического лица. Виды юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации. Организационно-правовые формы коммерческих организаций. Примерный перечень форм некоммерческих организаций.

2

2

Практические занятия: расчет распределения прибыли и убытков между учредителями.

1

Самостоятельная работа: Подготовка реферата о видах некоммерческих организаций. Изучить ГКРФ ст. 48, 52, 60, 95, 97,98

2

Тема 1.2.

Планирование деятельности организации (предприятия).

Содержание учебного материала 

Понятие планирования. Понятие плана. Связь планирования и управления. Основные задачи планирования. Этапы планирования деятельности организации (предприятия)

Классификация планов организации (предприятия) по видам, исходя из различных признаков (длительности планового периода, назначения, управленческого уровня и т.п.).

2

2

Понятие бизнес-плана как основного документа для планирования предпринимательской деятельности. Централизованная и децентрализованная системы планирования и особенности их применения в России.

Практические занятия: Расчет распределений прибыли и убытков в полном товариществе  между участниками.

1

Самостоятельная работа: Подготовка реферата «Бизнес-план – основной документ планирования предпринимательской деятельности» на примере предприятия г. Южно-Сахалинска

2

Раздел 2.

Материальные ресурсы организации (предприятия)

22

Тема 2.1.

Производственная программа организации (предприятия). Производственная мощность как основа производственной программы.

Содержание учебного материала 

Понятие производственной программы предприятия. Плановые расчеты, входящие в состав производственной программы. Методика расчета стоимостных показателей объема производства и реализации продукции: товарной, валовой и реализованной продукции.

Понятие производственной мощности. Виды показателей производственной мощности. Методика расчета среднегодовой производственной мощности предприятия. Показатели эффективности использования производственной мощности

4

2

Практические занятия: Расчет показателей производства и реализации продукции. Расчет показателей производственной мощности предприятия

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Тема 2.2.

Имущество организации (предприятия). Основные средства и их использование.

Содержание учебного материала 

Понятие имущества организации . Основные виды имущества. Понятие и состав основных средств. Активная и позитивная часть основных средств. Структура основных средств. Понятие основных средств. Оценка и износ основных средств.

Понятие амортизации основных средств. Амортизационные отчисления, норма амортизации, срок полезного использования основных средств.

3

2

Способы начисления амортизации основных фондов.

Показатели эффективности использования основных фондов (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность,  коэффициент использования  оборудования и др.).

Практические занятия: Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Расчет показателей эффективности использования основных производственных фондов.

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Тема 2.3.

Оборотные фонды. Формирование и использование оборотных средств

Содержание учебного материала 

Понятие, состав и структура оборотных фондов. Понятие оборотных средств. Источники формирования и пополнения оборотных средств организации: собственные, приравненные к собственным, заемные.

Методы планирования потребности организации (предприятия) в оборотных средствах. Сущность метода нормирования оборотных средств (метода прямого счета). Понятие и показатели оборачиваемости оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

3

2

Практические занятия: Расчет норм расхода оборотных средств. Расчет потребностей в материалах. Определение источников покрытия потребностей. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме.

2

Тема 2.4. Нематериальные активы.

Содержание учебного материала 

Понятие и отличительные черты нематериальных активов. Виды нематериальных активов. Понятие амортизации нематериальных активов. Срок полезного использования нематериальных активов. Способы начисления амортизации нематериальных активов.

1

2

Практические занятия: Расчет амортизации НМА

1

Самостоятельная работа:  Доклад «Ноу-хау»

1

Раздел 3.

Трудовые ресурсы организации (предприятия)

10

Тема 3.1.

Кадровый потенциал организации. Нормирование труда. Производительность труда.

Содержание учебного материала 

Понятие кадров (трудовых ресурсов) организации (предприятия). Показатели количественной характеристики трудовых ресурсов (персонала): списочная численность, явочная численность, среднесписочная численность работников за определенный период. Классификация персонала предприятия по различным признакам (по праву на имущество, по сфере деятельности, по категориям работников и др.). Структура кадров.

Понятие системы организации труда и управления персоналом предприятия. Мотивация труда. Нормирование труда. Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности.

 Понятие производительности труда. Прямые  показатели производительности труда (выработка). Обратные показатели производительности труда (трудоемкость). Пути повышения производительности труда.

Методика определения плановой численности работников организации по категориям персонала: рабочие (сдельщики и повременщики), служащие, специалисты, руководители.

3

2

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Тема 3.2.

Оплата труда персонала.

Содержание учебного материала 

Организация оплаты труда на предприятии. Роль государства в регулировании вопросов, связанных с организацией и оплатой труда работающих. Тарифные и бестарифные условия оплаты труда. Понятие и основные элементы тарифной системы. Понятие тарифной ставки. Повременная форма оплаты труда и её разновидности (системы).

Сдельная форма оплаты труда и её разновидности (системы). Понятие сдельной расценки.

Бестарифная форма оплаты труда и её разновидность.

Структура заработка работника: основная заработная плата, дополнительная заработная плата, премии. Понятие премии. Положение о премировании, его основные элементы.

Планирование годового фонда заработной платы организации  по категориям персонала.

4

2

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия

1

Раздел 4.

Финансовые результаты.

6

Тема 4.1.

Прибыль и рентабельность организации (предприятия).

Содержание учебного материала 

Понятие доходов организации (предприятия). Подразделение доходов предприятия на следующие группы: доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы.

Понятие цены. Механизм ценообразования на продукцию (услуги). Виды цен.

Понятие прибыли организации. Основные показатели прибыли: прибыль от продаж, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль и др.

Особенности распределения чистой прибыли в акционерном обществе. Понятие резервного фонда и дивидендов акционерного общества.

Понятие рентабельности. Место показателей оценки рентабельности (доходности) организации среди показателей анализа её финансового состояния.

Основные группы показателей рентабельности: показатели оценки рентабельности организации (общая рентабельность, чистая рентабельность, рентабельность производственных фондов и др.); показатели рентабельности продаж (рентабельность реализованной продукции, рентабельность одного изделия и др.).

Особенности экономики социальной сферы.

3

2

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • калькуляторы;
  • раздаточный материал;
  • методические разработки к учебным занятиям

3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативные правовые акты:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.

Основная литература:

  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / В.Д.Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 416 с. – Среднее профессиональное образование.

Дополнительная литература:

  1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для студ.вузов / Под ред. Л.Е. Стровского. – 5-е изд., пер.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 503 с. = (Золотой фонд российских учебников)
  2. Кнышова Е.Н. Экономика предприятия: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М. ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. – 336 с. – (Профессиональное образование).
  3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред.спец.учеб.заведений / Н.А. Сафронов. – 2-е изд., с измен. – М.: Магистр, 2011. – 255 с.
  4. Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Изд.-торг.корп.Дашков и К, 2008.-416с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.rbc.ru 
  2. http://www.quote.ru 
  3. http://www.vedomosti.ru 
  4. http://www.finam.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также решения обучающимися ситуационных задач.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели   деятельности организации в соответствии с принятой методологией

Оценка выполнения практической работы,  решение ситуационных задач.

оценивать эффективность использования основных ресурсов организации

Оценка выполнения практической работы,  решение ситуационных задач.

Знания:

законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

основные аспекты развития организаций  как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

 Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования

 Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

экономику социальной сферы и ее особенности

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

специальность 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»

2016 г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 12 мая 2014 г. № 508 и зарегистрированным в Минюсте России 29 июля 2014 г. № 33324 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и на основе примерной программы.

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Составители: Залуцкая Г.Ф. преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»;

Никитина А.В., преподаватель первой квалификационной категории

ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Экономика организации» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального учебного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией;
  • оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
  • состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
  • экономику социальной сферы и ее особенности.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

        практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

        самостоятельная работа над рефератами, докладами, сообщениями

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельные работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Организация (предприятие) как основной субъект хозяйствования в рыночной экономике

10

Тема 1.1

Виды и формы предпринимательской деятельности в России

Содержание учебного материала 

Понятие и состав участников предпринимательской деятельности в России. Виды предпринимательской деятельности (сферы предпринимательства): производственная, коммерческая, финансовая, интеллектуальная. Признаки юридического лица. Виды юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации. Организационно-правовые формы коммерческих организаций. Примерный перечень форм некоммерческих организаций.

2

2

Практические занятия: расчет распределения прибыли и убытков между учредителями.

1

Самостоятельная работа: Подготовка реферата о видах некоммерческих организаций. Изучить ГКРФ ст. 48, 52, 60, 95, 97,98

2

Тема 1.2.

Планирование деятельности организации (предприятия).

Содержание учебного материала 

Понятие планирования. Понятие плана. Связь планирования и управления. Основные задачи планирования. Этапы планирования деятельности организации (предприятия)

Классификация планов организации (предприятия) по видам, исходя из различных признаков (длительности планового периода, назначения, управленческого уровня и т.п.).

2

2

Понятие бизнес-плана как основного документа для планирования предпринимательской деятельности. Централизованная и децентрализованная системы планирования и особенности их применения в России.

Практические занятия: Расчет распределений прибыли и убытков в полном товариществе  между участниками.

1

Самостоятельная работа: Подготовка реферата «Бизнес-план – основной документ планирования предпринимательской деятельности» на примере предприятия г. Южно-Сахалинска

2

Раздел 2.

Материальные ресурсы организации (предприятия)

22

Тема 2.1.

Производственная программа организации (предприятия). Производственная мощность как основа производственной программы.

Содержание учебного материала 

Понятие производственной программы предприятия. Плановые расчеты, входящие в состав производственной программы. Методика расчета стоимостных показателей объема производства и реализации продукции: товарной, валовой и реализованной продукции.

Понятие производственной мощности. Виды показателей производственной мощности. Методика расчета среднегодовой производственной мощности предприятия. Показатели эффективности использования производственной мощности

4

2

Практические занятия: Расчет показателей производства и реализации продукции. Расчет показателей производственной мощности предприятия

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Тема 2.2.

Имущество организации (предприятия). Основные средства и их использование.

Содержание учебного материала 

Понятие имущества организации . Основные виды имущества. Понятие и состав основных средств. Активная и позитивная часть основных средств. Структура основных средств. Понятие основных средств. Оценка и износ основных средств.

Понятие амортизации основных средств. Амортизационные отчисления, норма амортизации, срок полезного использования основных средств.

3

2

Способы начисления амортизации основных фондов.

Показатели эффективности использования основных фондов (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность,  коэффициент использования  оборудования и др.).

Практические занятия: Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Расчет показателей эффективности использования основных производственных фондов.

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Тема 2.3.

Оборотные фонды. Формирование и использование оборотных средств

Содержание учебного материала 

Понятие, состав и структура оборотных фондов. Понятие оборотных средств. Источники формирования и пополнения оборотных средств организации: собственные, приравненные к собственным, заемные.

Методы планирования потребности организации (предприятия) в оборотных средствах. Сущность метода нормирования оборотных средств (метода прямого счета). Понятие и показатели оборачиваемости оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

3

2

Практические занятия: Расчет норм расхода оборотных средств. Расчет потребностей в материалах. Определение источников покрытия потребностей. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме.

2

Тема 2.4. Нематериальные активы.

Содержание учебного материала 

Понятие и отличительные черты нематериальных активов. Виды нематериальных активов. Понятие амортизации нематериальных активов. Срок полезного использования нематериальных активов. Способы начисления амортизации нематериальных активов.

1

2

Практические занятия: Расчет амортизации НМА

1

Самостоятельная работа:  Доклад «Ноу-хау»

1

Раздел 3.

Трудовые ресурсы организации (предприятия)

10

Тема 3.1.

Кадровый потенциал организации. Нормирование труда. Производительность труда.

Содержание учебного материала 

Понятие кадров (трудовых ресурсов) организации (предприятия). Показатели количественной характеристики трудовых ресурсов (персонала): списочная численность, явочная численность, среднесписочная численность работников за определенный период. Классификация персонала предприятия по различным признакам (по праву на имущество, по сфере деятельности, по категориям работников и др.). Структура кадров.

Понятие системы организации труда и управления персоналом предприятия. Мотивация труда. Нормирование труда. Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности.

 Понятие производительности труда. Прямые  показатели производительности труда (выработка). Обратные показатели производительности труда (трудоемкость). Пути повышения производительности труда.

Методика определения плановой численности работников организации по категориям персонала: рабочие (сдельщики и повременщики), служащие, специалисты, руководители.

3

2

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Тема 3.2.

Оплата труда персонала.

Содержание учебного материала 

Организация оплаты труда на предприятии. Роль государства в регулировании вопросов, связанных с организацией и оплатой труда работающих. Тарифные и бестарифные условия оплаты труда. Понятие и основные элементы тарифной системы. Понятие тарифной ставки. Повременная форма оплаты труда и её разновидности (системы).

Сдельная форма оплаты труда и её разновидности (системы). Понятие сдельной расценки.

Бестарифная форма оплаты труда и её разновидность.

Структура заработка работника: основная заработная плата, дополнительная заработная плата, премии. Понятие премии. Положение о премировании, его основные элементы.

Планирование годового фонда заработной платы организации  по категориям персонала.

4

2

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия

1

Раздел 4.

Финансовые результаты.

6

Тема 4.1.

Прибыль и рентабельность организации (предприятия).

Содержание учебного материала 

Понятие доходов организации (предприятия). Подразделение доходов предприятия на следующие группы: доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы.

Понятие цены. Механизм ценообразования на продукцию (услуги). Виды цен.

Понятие прибыли организации. Основные показатели прибыли: прибыль от продаж, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль и др.

Особенности распределения чистой прибыли в акционерном обществе. Понятие резервного фонда и дивидендов акционерного общества.

Понятие рентабельности. Место показателей оценки рентабельности (доходности) организации среди показателей анализа её финансового состояния.

Основные группы показателей рентабельности: показатели оценки рентабельности организации (общая рентабельность, чистая рентабельность, рентабельность производственных фондов и др.); показатели рентабельности продаж (рентабельность реализованной продукции, рентабельность одного изделия и др.).

Особенности экономики социальной сферы.

3

2

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа: Решение задач по теме занятия.

2

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • калькуляторы;
  • раздаточный материал;
  • методические разработки к учебным занятиям

3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативные правовые акты:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.

Основная литература:

  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / В.Д.Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 416 с. – Среднее профессиональное образование.

Дополнительная литература:

  1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для студ.вузов / Под ред. Л.Е. Стровского. – 5-е изд., пер.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 503 с. = (Золотой фонд российских учебников)
  2. Кнышова Е.Н. Экономика предприятия: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М. ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. – 336 с. – (Профессиональное образование).
  3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред.спец.учеб.заведений / Н.А. Сафронов. – 2-е изд., с измен. – М.: Магистр, 2011. – 255 с.
  4. Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Изд.-торг.корп.Дашков и К, 2008.-416с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.rbc.ru 
  2. http://www.quote.ru 
  3. http://www.vedomosti.ru 
  4. http://www.finam.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также решения обучающимися ситуационных задач.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели   деятельности организации в соответствии с принятой методологией

Оценка выполнения практической работы,  решение ситуационных задач.

оценивать эффективность использования основных ресурсов организации

Оценка выполнения практической работы,  решение ситуационных задач.

Знания:

законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

основные аспекты развития организаций  как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

 Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования

 Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.

экономику социальной сферы и ее особенности

Решение практических и ситуационных задач.

Тестовые задания.