Рабочая программа по дисциплине "Статистика" 38.02.01
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 832 и зарегистрированным в Минюсте России 19 августа 2014 г. № 33638 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и на основе примерной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op_02_38.02.01_statistikaverno.doc | 303.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. СТАТИСТИКА
специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)»
2016 г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 832 и зарегистрированным в Минюсте России 19 августа 2014 г. № 33638 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и на основе примерной программы.
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.
Председатель МС ________ С.А. Блохина
Разработчик: Г.Ф. Залуцкая, преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
А.В. Никитина, преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины 10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Статистика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и является единой для всех форм обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов (в том числе 20 часов практических занятий); самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
аудиторные занятия | 28 |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Основы статистики. | 8 | ||
Содержание учебного материала | 2 | |||
Тема 1.1. Сущность статистики как науки. | 1 | Понятие о статистике как науке. Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук. Метод статистики. Статистическое исследование и его стадии. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, единица наблюдения. Статистические показатели. Система статистических показателей. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала • | 6 | 2 | ||
Тема 1.2. Принципы организации государственной статистики | 1 | Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Задачи статистики, их особенности на современном этапе. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. | 2 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Обзор современного состояния развития государственной статистики в России. | 4 | |||
Раздел 2. | Статистическое наблюдение и обработка статистических данных. | 24 | ||
Тема 2.1. Этапы проведения и программа статистического наблюдения. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Статистическое наблюдение. Понятие. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Арифметический и логический контроль качества информации. | 2 | ||
Тема 2.2. Организация статистического наблюдения. | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1 | Программно-методические вопросы статистического наблюдения: цель, объект и единицы наблюдения, программа (формуляр), и инструкция по её заполнению. Первичный учёт и отчётность, принцип организации отчётности, виды. Задачи органов государственной статистики по сокращению и упрощению отчётности. | 2 | ||
Самостоятельная внеаудиторная работа Проведение мониторинга цен на потребительские товары в магазинах города Южно-Сахалинска. | 1 | |||
Тема 2.3. Сводка, группировка и ряды распределения в статистике, способы наглядного представления статистических данных | Содержание учебного материала | 19 | ||
1 | Статистическая сводка. Виды сводки. Программа статистической сводки. Метод группировок в статистике. Виды группировок: типологические, аналитические, структурные. Выбор группировочных признаков, определения числа групп и интервалов. | 2 | ||
2 | Статистические ряды распределения, их виды: атрибутивные и вариационные, дискретные и непрерывные (интервальные). Графическое изображение рядов распределения. Понятие статистической таблице. Макет, подлежащее и сказуемом статистической таблицы. Виды таблиц. Основные правила построения таблиц, их чтение и анализ. Графический метод в статистике, виды и принципы построения графиков. | 4 | ||
Практические занятия: | 8 | |||
1 | Построения ряда распределения и группировка по приведенному показателю. | |||
2 | Построение и анализ статистических таблиц. | |||
3 | Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения. | |||
4 | Построение и анализ графиков в статистике. | |||
Самостоятельная внеаудиторная работа: Постройте ряд распределения студентов группу по баллам, полученным в сессию по дисциплинам. Постройте ряд распределения студентов группы по уровню успеваемости. выделить две группы: успевающие и неуспевающие. Каким видом распределения является каждый из этих рядов. Разработайте макет статистической таблицы, характеризующий успеваемость и посещаемость студентов группы за месяц. | 5 | |||
Раздел 3. | Характеристика статистических показателей. | 30 | ||
Тема 3.1. Классификация статистических показателей. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Классификация статистических показателей: объемных и качественных признаков, индивидуальных и общих. Понятие об абсолютных и относительных величинах как категория статистической науки. Абсолютная величина – исходная форма статистических показателей. Единицы измерения абсолютных величин. Относительные величины. Способы расчета взаимосвязь абсолютных и относительных величин. | 2 | ||
Тема 3.2. Средние величины и показатели вариации в статистике. | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Средняя величина, сущность, определение и виды. Понятие о структурных средних. Мода и медиана. Значение, способы вычисления. Понятие о вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Относительные показатели вариации: коэффициент вариации. | 2 | ||
Практические занятия: | 6 | |||
1 | Расчет абсолютных и относительных величин. | |||
2 | Расчет средних величин по видам (первичных и сгруппированных). | |||
3 | Расчет показателя вариации обобщение вариации, обобщение результатов. | |||
Самостоятельная внеаудиторная работа: Вычислите средний балл успеваемости студентов группы по изучаемым дисциплинам за месяц, коэффициент вариации, моду, медиану. Вычислите удельный вес успевающих и неуспевающих студентов группы по дисциплинам. Укажите взаимосвязь абсолютных и относительных величин. | 6 | |||
Тема 3.3. Ряды, динамики и индексы. | Содержание учебного материала. | 14 | ||
1 | Ряды динамики: понятия, их виды, основные правила построения, сопоставимость данных. Статистические показатели, характеристики рядов динамики. Средние величины в рядах динамики. Статистические индексы. Понятия, виды индексов. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. Индексы средних величин. Методы факторного анализа взаимосвязи индексов. | 4 | ||
Практические занятия: | 6 | |||
1 | Анализ динамики изучаемых явлений. | |||
2 | Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики. | |||
3 | Факторный анализ на основе индексного метода. | |||
Самостоятельная внеаудиторная работа: Анализ индекса цен на потребительские товары в магазина Южно-Сахалинска по данным Сахалинстата. Проведите анализ динамики реализации мясных продуктов в городе, выявите сезонность покупательского спроса. Проведите анализ ряда динамики розничного товарооборота города Южно-Сахалинска по данным Сахалинстата за последние 5 лет. | 4 | |||
Раздел 4. | Выборочные наблюдения в статистике. | 6 | ||
Тема 4.1. Формирование выборочной совокупности. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Выборочные наблюдения: понятия, значения, условия применения, практическая и экономическая целесообразность. Генеральная и выборочная совокупность. Методы и способы отбора. Основные обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности. Ошибки выборочного наблюдения при различных видах и способах отбора. Практика применения выборочного наблюдения. | 2 | ||
Тема 4.2. Оценка результатов выборочного наблюдения. | Самостоятельная внеаудиторная работа: Разработайте программу и организационный план проведения выборочного наблюдения контроля успеваемости и посещаемости студентов группы. | 4 | ||
Раздел 5. | Изучение статистической связи между явлениями. | 4 | ||
Тема 5.1. Методы изучения связи между явлениями, корреляционно-регрессионный анализ. | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |
1 | Всеобщая связь явлений, виды и формы взаимосвязей. Задачи статистического изучения связи. Статистические методы изучения связей: графический метод, метод параллельных рядов, метод аналитических группировок, балансовый метод. | 2 | ||
2 | Корреляционный и регрессионный методы анализа взаимосвязи. Линейный коэффициент корреляции, теоретическое корреляционное отношение, индекс корреляции = оценка тесноты взаимосвязи между исследуемыми признаками. | 2 | ||
ВСЕГО: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика».
Оборудование учебного кабинета «Статистика».
Технические средства обучения:
- ноутбук (или ПК), проектор;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Статистика»:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Статистика : Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / В.С. Мхитарян, Т.А.Дуброва, В.Г.Минашкин; Под ред. В.С.Мхитаряна. 11-е изд., стер. - М. : Издательский центр Академия, 2012. - 272с. - (Среднее профессиональное образование)
Дополнительная литература:
- Годин А.М. Статистика : Учебник / А.М. Годин. - 7-е изд., пер. и испр. - М.: Изд.-торг. корп. Дашков и К, 2009. - 460с.
- Интернет-ресурсы:
- http://statistika.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки |
(освоенные умения, усвоенные знания) | результатов обучения |
-использовать основные методы и приёмы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности; -собирать и регистрировать статистическую информацию; -проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; -выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; -предмет, метод и задачи статистики; -статистическое изучение связи между явлениями; -абсолютные и относительные величины; -средние величины и показатели вариации; -ряды: динамики и ряды распределения индексы; -принципы организации государственно статистики; -современные тенденции развития статистического учета; -основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; -порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учёта в Российской Федерации; -формы, виды и способы статистических наблюдений; -основные формы действующей статистической отчетности; | -заслушивание отчетов по самостоятельной работе; -проверка и оценка выполнения практических работ; -заслушивание рефератов; - проверка домашних работ; -текущий контроль в форме самостоятельных работ; - зачет по каждому разделу дисциплины; -итоговый контроль - экзамен |