Рабочая программа по дисциплине "Статистика" 38.02.01

Залуцкая Галина Феликсовна

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 832 и зарегистрированным в Минюсте России 19 августа 2014 г. № 33638 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и на основе примерной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op_02_38.02.01_statistikaverno.doc303.64 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. СТАТИСТИКА

специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)»

2016 г.


Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. № 832 и зарегистрированным в Минюсте России 19 августа 2014 г. № 33638 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и на основе примерной программы.

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Разработчик: Г.Ф. Залуцкая, преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»

        А.В. Никитина, преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины        4

2. Структура и содержание учебной дисциплины        6

3. Условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины        10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины        11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

1.1.        Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и является единой для всех форм обучения.

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

1.4.        Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студентов 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов (в том числе 20 часов практических занятий); самостоятельной работы обучающегося 24 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

аудиторные занятия

28

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы статистики.

8

Содержание учебного материала

2

Тема 1.1. Сущность статистики как науки.

1

Понятие о статистике как науке. Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук. Метод статистики.  Статистическое  исследование и  его стадии.  Основные  категории  и  понятия  статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, единица наблюдения. Статистические показатели. Система статистических показателей.

2

2

Содержание учебного материала

6

2

Тема 1.2. Принципы организации государственной статистики

1

Система   государственной   статистики   в   РФ.   Задачи   и   принципы    организации   государственного статистического учета.  Задачи  статистики,  их  особенности  на  современном  этапе.  Функции  органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Обзор современного состояния развития государственной статистики в России.

4

Раздел 2.

Статистическое наблюдение и обработка статистических данных.

24

Тема 2.1. Этапы проведения и программа статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

2

3

1

Статистическое наблюдение. Понятие. Цели    и   задачи   статистического   наблюдения.    Программа статистического  наблюдения.   Объекты   и   единицы  статистического   наблюдения.  Арифметический   и логический контроль качества информации.

2

Тема 2.2. Организация статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

3

2

1

Программно-методические вопросы статистического наблюдения: цель, объект и единицы наблюдения, программа  (формуляр),  и   инструкция   по   её   заполнению.   Первичный   учёт  и   отчётность,   принцип организации отчётности, виды. Задачи органов государственной статистики по сокращению и упрощению отчётности.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа

Проведение мониторинга цен на потребительские товары в магазинах города Южно-Сахалинска.

1

Тема 2.3. Сводка, группировка и ряды распределения в статистике, способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала

19

1

Статистическая сводка. Виды сводки. Программа статистической сводки. Метод группировок в статистике. Виды  группировок:  типологические,  аналитические,  структурные. Выбор  группировочных  признаков, определения числа групп и интервалов.

2

2

Статистические ряды распределения, их виды: атрибутивные и вариационные, дискретные и непрерывные (интервальные). Графическое изображение рядов распределения. Понятие статистической таблице. Макет, подлежащее и сказуемом статистической таблицы. Виды таблиц. Основные правила построения таблиц, их чтение и анализ. Графический метод в статистике, виды и принципы построения графиков.

4

Практические занятия:

8

1

Построения ряда распределения и группировка по приведенному показателю.

2

Построение и анализ статистических таблиц.

3

Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения.

4

Построение и анализ графиков в статистике.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Постройте ряд распределения студентов группу по баллам, полученным в сессию по дисциплинам.

Постройте ряд распределения студентов группы по уровню успеваемости. выделить две группы: успевающие и неуспевающие.

Каким видом распределения является каждый из этих рядов.

Разработайте макет статистической таблицы, характеризующий успеваемость и посещаемость студентов группы за месяц.

5

Раздел 3.

Характеристика статистических показателей.

30

Тема 3.1. Классификация статистических показателей.

Содержание учебного материала

2

3

1

Классификация статистических показателей: объемных и качественных признаков, индивидуальных и общих. Понятие об абсолютных и относительных величинах как категория статистической науки. Абсолютная величина – исходная форма статистических показателей. Единицы измерения абсолютных величин. Относительные величины. Способы  расчета взаимосвязь абсолютных и относительных величин.

2

Тема 3.2. Средние величины и показатели вариации в статистике.

Содержание учебного материала

14

1

Средняя величина, сущность, определение и виды. Понятие о структурных средних. Мода и медиана. Значение, способы вычисления. Понятие о вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Относительные показатели вариации: коэффициент вариации.

2

Практические занятия:

6

1

Расчет абсолютных и относительных величин.

2

Расчет средних величин по видам (первичных и сгруппированных).

3

Расчет показателя вариации обобщение вариации, обобщение результатов.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Вычислите средний балл успеваемости студентов группы по изучаемым дисциплинам за месяц, коэффициент вариации, моду, медиану.

Вычислите удельный вес успевающих и неуспевающих студентов группы по дисциплинам.

Укажите взаимосвязь абсолютных и относительных величин.

6

Тема 3.3. Ряды, динамики и индексы.

Содержание учебного материала.

14

1

Ряды динамики: понятия, их виды, основные правила построения, сопоставимость данных. Статистические показатели, характеристики рядов динамики. Средние величины в рядах динамики. Статистические индексы. Понятия, виды индексов.  Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. Индексы средних величин. Методы факторного анализа взаимосвязи индексов.

4

Практические занятия:

6

1

Анализ динамики изучаемых явлений.

2

Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики.

3

Факторный анализ на основе индексного метода.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Анализ индекса цен на потребительские товары в магазина Южно-Сахалинска по данным Сахалинстата.

Проведите анализ динамики реализации мясных продуктов в городе, выявите сезонность покупательского спроса.

Проведите анализ ряда динамики розничного товарооборота города Южно-Сахалинска по данным Сахалинстата за последние 5 лет.

4

Раздел 4.

Выборочные наблюдения в статистике.

6

Тема 4.1. Формирование выборочной совокупности.  

Содержание учебного материала

2

3

1

Выборочные наблюдения: понятия, значения, условия применения, практическая и экономическая целесообразность. Генеральная и выборочная совокупность. Методы и способы отбора. Основные обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности. Ошибки выборочного наблюдения при различных видах и способах отбора. Практика применения выборочного наблюдения.

2

Тема 4.2. Оценка результатов выборочного наблюдения.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Разработайте программу и организационный план проведения выборочного наблюдения контроля успеваемости и посещаемости студентов группы.

4

Раздел 5.

Изучение статистической связи между явлениями.

4

Тема 5.1. Методы изучения связи между явлениями, корреляционно-регрессионный анализ.

Содержание учебного материала

4

3

1

Всеобщая связь явлений, виды и формы взаимосвязей. Задачи статистического изучения связи. Статистические методы изучения связей: графический метод, метод параллельных рядов, метод аналитических группировок, балансовый метод.

2

2

Корреляционный и регрессионный методы анализа взаимосвязи. Линейный коэффициент корреляции, теоретическое корреляционное отношение, индекс корреляции = оценка тесноты взаимосвязи между исследуемыми признаками.

2

ВСЕГО:

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика».

Оборудование учебного кабинета «Статистика».

Технические средства обучения:

  • ноутбук (или ПК), проектор;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения.

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Статистика»:

  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,  дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Статистика : Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / В.С. Мхитарян, Т.А.Дуброва, В.Г.Минашкин; Под ред. В.С.Мхитаряна. 11-е изд., стер. - М. : Издательский центр Академия, 2012. - 272с. - (Среднее профессиональное образование)

Дополнительная литература:

  1. Годин А.М. Статистика : Учебник / А.М. Годин. - 7-е изд., пер. и испр. - М.: Изд.-торг. корп. Дашков и К, 2009. - 460с.

  1. Интернет-ресурсы:
  2. http://statistika.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

(освоенные умения, усвоенные знания)

результатов обучения

-использовать основные методы и приёмы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности;

-собирать и регистрировать статистическую информацию;

-проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

-выполнять расчеты статистических показателей  и формулировать основные выводы;

-предмет, метод и задачи статистики;

-статистическое изучение связи между явлениями;

-абсолютные и относительные величины;

-средние величины и показатели вариации;

-ряды: динамики и ряды распределения индексы;

-принципы организации государственно статистики;

-современные тенденции развития статистического учета;

-основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

-порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учёта в Российской Федерации;

-формы, виды и способы статистических наблюдений;

-основные формы действующей статистической отчетности;

-заслушивание отчетов по самостоятельной работе;

-проверка и оценка выполнения практических работ;

-заслушивание рефератов;

- проверка домашних работ;

-текущий контроль в форме самостоятельных работ;

- зачет по каждому разделу дисциплины;

-итоговый контроль - экзамен