Методическое пособие

Пьянкова Юлия Фаварисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx280.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования  и науки Челябинской  области

Нязепетровский филиал ГБПОУ

« Каслинский промышленно-гуманитарный техникум

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ   ПО ПРОВЕДЕНИЮ

  ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

 ПО ПМ  ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТРУДОУСТРОЙСТВА НА РАБОТУ

Преподаватель  

Пьянкова Ю.Ф.

2017г.

 

Цель   вовлечение широкого круга заинтересованных лиц в диалог о предпринимательстве, помощь обучающимся техникума в профессиональном становлении, социальной адаптации, реализации их потенциала.

Задачи:

- сформировать первичные знания о ведении, организации  бизнеса;

- помочь обучающимся осознать социальную значимость предпринимательской деятельности;

- развить познавательную и деятельностную активность обучающихся;

- выявить недостатки имеющихся знаний

Материальное и техническое оснащение: компьютер, проектор, колонки, микрофон, ксерокс

                      Мероприятия,  могут  включать  в себя следующие виды работ:

     - презентация   «История становления  предпринимательства в России»;

 « Самые известные предприниматели мира, страны, города..»

     -  тематическое тестирование (викторина).

- дидактические игры

 - Бизнес-викторина "Готов ли ты открыть свое дело?"

       -  Экономическая игра «По ступенькам бизнеса»  открытое мероприятие   с участием приглашенных сотрудников  налоговой службы, МКУ «Нязепетровский центр занятости»;

 

    Конкурсы  проводятся между параллелями учебных групп.

  Рабочие места для конкурсов – тематическое тестирование (викторина), конкурс комиксов «Я – предприниматель», тестирования, организуют в закрепленных за учебной группой  классных комнатах или выполнение задания дома.

  Условия работы для всех участников конкурсов должны быть одинаковыми и предусматривает очно-заочную, индивидуальную форму выполнения, с предоставлением  организованному Оргкомитету, выполненных работ, в рамках сроков и дат проведения конкурса.

  Конкурс проводится в два этапа: первый этап — выполнение теоретического задания. Теоретическое задание включает в себя тестовые вопросы.

  Межпредметная связь: «Основы предпринимательства» - «Экономика» -  «Основы экономики» - «Обществознание».

  После согласования участия всех заинтересованных лиц в тематическом мероприятии «Неделя предпринимателя», подписания Плана проведения предметной недели,  о ней   информируются участники образовательной деятельности (обучающиеся и педагоги).

Каждая учебная группа  получает доступ к Плану проведения мероприятия, ознакомления  с критериями оценки этапов конкурса.

      План  мероприятий размещается на доске объявления и на входе кабинета экономики и предпринимательства.

Утверждается состав Оргкомитета.

В связи с тем, что в данном мероприятии предусмотрена межпредметная связь (- «Экономика» -  «Основы экономики» - «Обществознание») участвовать в конкурсах мероприятия могут участвовать  обучающиеся 1-3 курсов.

 

1.день

Учебные группы-участники начинают работать над выполнением 1 задания: Подготовить презентацию   на тему: «История  становления предпринимательства в России» « Самые известные предприниматели мира, страны, города..»

Данное задание выполняется обучающимися техникума в закрепленной за учебной группой аудиторией. Допускается   выполнение задания дома.

Контроль выполнения задания осуществляется классным руководителем или  мастером учебной группы.

Предоставление материала  учебной группы Оргкомитету осуществляется классным руководителем или мастером п/о учебной группы.

Оценка работы производится с учетом объема, содержания и качества представленного материала. Победитель определяется голосованием  членов Оргкомитета. Определяется 3 места победителей (по параллелям):1-место,                        2- место,3- место.

По итогам предметной недели, победители награждаются дипломами и грамотами.

2.день 

Учебные группы-участники начинают работать над выполнением 2 задания: тематическое тестирование (викторина).

Вопросы к тестированию:

1.Что излагается в заявлении о регистрации предприятия?

а) Полное наименование предприятия, основание для его создания и состав

учредителей.

б) Организационно-правовая форма.

в) Все перечисленное:

город, область, край

2. Кто может быть собственником предприятия в РФ?

а) Граждане и их объединения

б) Муниципальные органы

в) Все перечисленное

3. Какой термин определяет степень имущественной ответственности

собственника?

а) Картель

б) Консорциум

в) Полное товарищество

4. Какие причины отказа в регистрации предприятия допустимы по

законодательству РФ?

а) Нарушение установленного порядка создания предприятия

б) Нецелесообразность создания предприятия в данном районе

в) Возможные трудности в обеспечении предприятия ресурсами.

5.  Какая доля вклада в уставной капитал 000 должна быть внесена

учредителями по законодательству РФ к моменту регистрации?

а) 100%

б) Не менее 50%

в) Не менее 30%

6. Что предусмотрено законом в качестве гарантий для работающих при

любой организационно-правовой форме предприятия?

а) Режим рабочего времени

б) Право на долю прибыли предприятия

в) Социальная защита

7. В каких случаях необходимо получение разрешения местных органов

власти на занятие какой-либо хозяйственной деятельностью

а) Предприниматель имеет недостаточный опыт

б) Требуется выделение участка земли

в) На продукцию деятельности имеется большой спрос.

8.Каковы основные цели предпринимательства?

а) Прибыль

б) Производство товаров и услуг

в) Все перечисленное

9. Какой документ не относится к перечню учредительных документов?

а) Устав предприятия

б) Учредительный договор

в) Квитанция об уплате госпошлины

10. Что относится к правам предпринимателя согласно законодательства

РФ?

а) Предоставление декларации о доходах

б) Привлечение на договорных началах наемных работников

в) Расчеты с работниками предприятия в зависимости от финансового

состояния предприятия

11.Какие формы реорганизации предприятия предусмотрены в законодате-

льстве РФ?

а) Присоединение

б) Слияние

в) Все перечисленное

12. Что отличает полное товарищество от товарищества на вере?

а)Субсидиарная ответственность товарищей

б) Отсутствие вкладчиков

в) Все перечисленное

13. Какой орган является высшим органом управления АО?

а) Общее собрание акционеров

б) Совет директоров

в) Правление

 Задание выдается вместе с листом ответа, в котором участник заполняет свои данные: Фамилия, Имя, № группы, число выполнения задания, № задания. Ответ оценивается по пятибалльной системе: за каждый правильный ответ – 1 балл. Данный этап конкурса оценивается по максимально набранным количествам баллов участниками конкурса.

3 день  Проведение дидактических игр.

1. Дидактическая игра «Прибыльная идея»

Можно рекомендовать различные варианты проведения игры. Например:

 Вариант 1

 Группа  разбивается на команды по 4-5 человек. Каждая из команд выбирает своё поле деятельности, форму предпринимательства. Затем в течение 2-3 минут каждая команда защищает свой проект, отвечает на вопросы одногруппников. Жюри определяет лучший ответ.

Вариант 2

 Группа разбивается на микрогруппы по 2-3 человека. В течении определённого времени (7-10 минут) ребята записывают возможные, придуманные ими, способы заработать деньги школьникам. Затем каждая из команд зачитывает свои варианты, а остальные вычёркивают одинаковые способы. Побеждает команда, подавшая большее количество «прибыльных идей». Особо отмечается оригинальность и реальная возможность претворения в жизнь таких идей. На каждом занятии учащимся следует рекомендовать, где и как можно заработать деньги в процессе ученического предпринимательства.

Билеты к игре:

 ♦ Организовать дежурство «Няня по часам» ♦ Выращивание щенков, кошек, попугаев и т.д. ♦ Вышивание          ♦ Вязание ♦ Домашняя видеотека ♦ Доставка на дом книг, журналов и т.д.   Игротека

♦ Изготовление игрушек ♦ Изготовление рамок для картин ♦ Изготовление сувениров ♦ Малярные работы

♦ Мойка машин ♦ Мытьё окон ♦ Парикмахерские услуги на дому

♦ Перевод с иностранного языка ♦ Помощь престарелым

♦ Продажа цветов ♦ Работа сторожа

 ♦ Резьба по дереву ♦ Рекламные услуги предпринимателям

 ♦ Ремонт бытовых приборов ♦ Ремонт обуви ♦ Уборка квартиры ♦ Уборка мусора ♦ Услуги по продаже старых вещей ♦ Уход за больными

 ♦ Уход за животными ♦ Частные уроки ♦ Швейная мастерская

 ♦ Уборка снега и др.

2. Дидактическая игра «Предпринимательская идея»

I. Поиск своей сферы бизнеса.

 II. Цель: Помочь учащимся избрать перспективное направление в детском бизнесе и обосновать свой выбор.

Игра проводится в форме экзамена с последующим обсуждением ответов экзаменуемых.

Содержание:

 Из разложенных на столе билетов с названиями возможных предметов деятельности учащихся вытягиваются пять. Из них необходимо защищать билет с названием того направления предпринимательства, которое покажется наиболее перспективным и доступным в данных условиях и для данного ученика. Аудитория может задавать экзаменуемому вопросы, относящиеся к избранному виду деятельности. Например: о конкурентах, источниках сырья, способе производства, о рынках сбыта товаров и услуг, о средствах рекламы и др.)

 После ответов, решают - сдан экзамен или нет. Критерием оценки служит реальность делового замысла учащихся и всестороннее обоснование своего выбора.

III. Создание предприятия.

Составление проекта устава.

Созыв учредительного собрания малого предприятия, на котором избирается председатель, утверждается список членов и устав.

Подготовка документов для регистрации предприятия.

Открытие расчетного счёта, изготовление печати и штампа предприятия.

Разработка делового плана.

Обоснование деловой задачи.

Произвести анализ рынка, выявить неудовлетворённый спрос на данный вид продукции.

Произвести расчёты всех возможных затрат (начальных, постоянных переменных).

Сделать предварительный расчёт прибыли.

Реализация делового плана

Методы изучения рынка.

Способы рекламы.

Способы продажи (место, время, количество товара).

Правила приёма по контракту на работу.

Правила заполнения накладных и др. специальных документов.

IV. Окончательная корректировка плана.

 V. Выявление недостатков и просчёта идей.

Дидактическая игра «Предприниматель - руководитель фирмы»

 Цель: 1. Дать учащимся возможность продемонстрировать свои способности как руководителей фирмы.

2. Научить принимать нужные правильные решения в различных ситуациях. Учащиеся должны чётко для себя уяснить, какой стиль руководства наиболее приемлем в бизнесе.

Оборудование: список ситуаций

 I. Введение

 Перед началом игры необходимо рассказать о стиле руководства, способа поведения лидера.

По исследованиям российских и зарубежных учёных-психологов выделяют несколько стилей менеджмента:

 ♦ Принудительный (командный, авторитарный) предполагает, что руководитель фирмы самостоятельно назначает, что делать подчинённым и лишает их шанса высказать свою точку зрения.

♦ Авторитетный стиль может быть применён в том случае, если руководитель является высоким профессионалом и обладает достаточным авторитетом среди подчинённых.

♦ Соглашающийся руководитель должен быть всегда уверен в профессиональной компетентности своих подчинённых, в противном случае постановка интересов людей выше интересов дела может привести к полному краху предприятия.

♦ Демократический стиль - принятие решения проводится совместно со всеми коллегами.

♦ Разрешительный - заключается в некотором самоустранении руководителя от непосредственного руководства организации

 ♦ Тренерский - роль руководства направлена на помощь в профессиональном росте, на улучшение работы предприятия.

♦ Бюрократический - предполагает строгое следование однажды установленным нормам и правилам.

II. Содержание игры:

 Класс делится на группы по 3-4 человека.

Задание:

 Выбрать род деятельности фирмы, придумать название, выбрать стиль руководства, разыграть предлагаемые ситуации и решить проблему руководителю.

III. Оценка результатов:

Ситуация для коллектива:

 1. «Вы прочитали в газете, что ваш директор замешан в крупной махинации. Директор делает вид, что ничего не произошло. Изменится ли ваше отношение к директору, если да, то как? Как поступит ваш коллектив в данной ситуации?

 2. «Вы вышли в город (по делу) и случайно столкнулись со своим сотрудником, который должен в это время находиться на работе». Ваши действия?

 3. «Вы заметили, что две ваши работницы в служебное время не работают, обсуждают свои личные проблемы» Ваши действия?

 4. «К директору приходит сотрудник (бухгалтер) и просит два выходных дня по семейным обстоятельствам (по веской причине). Но он в эти дни обязательно должен сдать годовой отчёт, который ещё не готов». Ваши действия?

 5. «У жены вашего сотрудника родился сын. Вас, в числе других пригласили в гости. Все собирают деньги на подарок. Сколько вы дадите?

 - наравне со всеми,

 - ничего не дадите,

 - больше всех, так как ваш оклад самый большой».

6. «На вашем предприятии организуется гаражное общество. Половина гаражей построена, на вторую не хватает средств. Появляется спонсор, который предлагает достроить гаражи, но при этом часть гаражей предоставить ему. Количество гаражей соответствует числу нуждающихся».

 7. Как здесь поступить? Как распределить построенные гаражи?

Дидактическая игра «Реклама»

Для предпринимателя реклама - это деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствах производимого им товара и убеждению покупателей в необходимости или приоритетности его приобретения.

Правила рекламы гласят:

 ♦ начинайте рекламную деятельность с создания благоприятного образа (имиджа) своего предприятия;

 ♦ никогда не предпринимайте единичных акций. Повторяемость рекламы - непременное условие её эффективности;

 ♦ говорите со своими покупателями на понятном им языке;

 ♦ будьте максимально искренними и правдивыми.

 ♦ I. Содержание игры:

 Участники игры разбиваются на 3-4 команды, каждая команда составляет устный и письменный варианты своего рекламного выступления. Затем команды репетируют готовящуюся рекламу, отрабатывают необходимые интонации, мимику, жесты.

Затем каждая команда демонстрирует свою рекламу перед экспертной комиссией. Жюри оценивает текст выступления, его содержание и соответствие тем требованиям, которыми должна обладать реклама. Умение пользоваться голосом, мимикой, жестами, привлекать покупателя к своему товару. Выигрывает та команда, которая больше всех смогла заинтересовать покупателей.

Мини-конкурс «Реклама»

 Класс разбивается на маленькие группы, им выдаётся бумага, фломастеры и отводится 15 минут. За это время каждая фирма подготавливает рекламный лист. По окончании все рекламы вывешиваются и участники игры оценивают места реклам. Каждая команда обладает одним голосом. Выявляя победителя, ведущий раскрывает критерии, предъявляемые к рекламе: она должна быть броской, иметь лозунг, наименование и адрес изготовителя, отражать наиболее ценные качества, вызывать позитивную реакцию, быть хорошо художественно оформлена.

4 день Бизнес-викторина "Готов ли ты открыть свое дело?"

Цель: Стимулирование интереса учащихся к экономическим проблемам и вопросам бизнеса.

Задачи викторины:

  • Развивать у учащихся интерес к изучению вопросов экономики и бизнеса
  • Развивать коммуникативные умения учащихся, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения.

Ход викторины

1. Презентация "фирмы"

На время классного часа вы станете фирмами и познакомитесь с основными принципами ее работы. Когда вы занимали свои места, вы уже сформировали Фирму. Поэтому вам осталось только придумать ее название, которое будет отражать ее деятельность.

Время работы 1 минута.

По ходу выступления записывают названия команд в плакат итогов игры, пишут название фирм на табличках и выставляют их на столы.

2. Получение лицензии

Чтобы фирма начала свое существование, ей необходимо получить лицензию на осуществление своей деятельности.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности.

Чтобы вам получить лицензию, необходимо ответить на вопросы комиссии по лицензированию

  1. Самая известная книга К.Маркса ("Капитал")
  2. Дача денег в долг на определенный срок (Ссуда, кредит)
  3. Неплатежеспособность из-за отсутствия средств (банкротство)
  4. Оператор на бирже (Брокер)
  5. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций (Биржа)
  6. Название денег в международном обращении (Валюта)
  7. Операция с помощью, которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Страхование)
  8. Одна из форм торговли особо ценными товарами (Аукцион)

Выдаются лицензии

3. Заработки стартового капитала

Чтобы фирма могла осуществлять свою деятельность, ей необходим стартовый капитал. Его вы можете получить в ссуду у банка, но сумму вашего займа мы определим на аукционе. Вы должны называть по очереди пословицы, поговорки или высказывания о деньгах(если ученики не справляются, можно читать первую половину пословицы, а они чтобы продолжали).

За каждую поговорку "Фирма" получает деньги. 

Бедность не порок.

Не надо стыдиться своей бедности. Говорится в утешение тому, кто стыдится своей бедности, или когда сам человек говорит в оправдание своей бедности, когда хочет показать, что не придает им большого значения.

Голь на выдумки хитра.

Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным и использовать то, что есть. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка чего-либо необходимо придумывают нечто оригинальное, и, как правило, дешевое.

Деньги – дело наживное.

Говорится с желанием подбодрить, когда кто-либо испытывает денежные затруднения или несет материальные потери.

Деньги к деньгам льнут.

Говорится либо про богатого человека, либо когда у кого-либо началась серия денежных поступлений из разных источников.

Деньги не пахнут.

Говорят в ответ на осуждение способа зарабатывания денег.

Деньги счет любят.

Говорится в оправдание бережливости или усердногопересчитывания денег.

Долг платежом красен.

Как отнесешься к чему-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.

За спрос денег не берут.

Говорится с целью подбодрить кого-либо разузнать поподробнее какую-либо информацию.

Здоровья на деньги не купишь.

Говорится как совет беречь здоровье, а также с осуждением, когда кто-либо в ущерб здоровью старается больше заработать денег.

Копейка рубль бережет.

Если будешь беречь копейку, то те самым и рубль сбережешь. Говорится как совет быть экономным, не тратить безрассудно деньги.

Лишние деньги — лишняя забота.

Говорится с целью утешить кого-либо в случае финансовых проблем, либо в оправдание своей бедности.

Не было гроша, да вдруг алтын.

Грош – старинная медная монета в полкопейки. Алтын – старинная медная монета в три копейки. Вдруг стало много того, чего не было совсем. Говорится при неожиданной удаче, радости, когда после недостатка чего-либо оно появилось в большом количестве.

Не в деньгах счастье.

Говорится, чтобы утешить, ободрить кого-либо, когда у него нет или мало денег.

Не все то золото, что блестит.

Не все то, что ярко, привлекательно и бросается в глаза, представляет настоящую ценность. Говорится о том, что не имеет больших достоинств, несмотря на яркий внешний вид.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Добрые чувства, хорошие отношения дороже подарков. Говорится, когда видят в недорогом подарке проявление хорошего отношения, внимание того, кто этот подарок сделал.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Хорошо иметь много друзей. Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают.

Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Говорится, когда хорошие отношения между людьми ценят дороже, чем деньги, богатство.

При беде за деньгу не стой.

Говорится как совет, что если можно беды миновать, отдав деньги, то лучше заплатить.

С миру по нитке – голому рубаха.

Если взять от каждого понемногу, то вместе получится что-то достаточное для одного человека.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Берут хоть то, что можно взять, если нельзя получить большего. Говорят с неуважением о том, от кого не рассчитывают получить что-нибудь достойное.

Свои люди – сочтемся.

Близкие люди всегда смогут расплатиться друг с другом, не останутся в долгу. Говорят, когда уверены, что в будущем сумеют договориться.

Сытый голодного не разумеет.

Сытый человек не способен понять чувств и ощущений голодного человека. Говорится о том, кто не понимает нужд, неудобств или желаний другого.

Уговор дороже денег.

Если договорились о чем-либо, то надо честно исполнять свои обязательства, потому что честность, честное имя дороже денег. Говорят как напоминание об обязательном выполнении того, о чем договорились.

Чем богаты, тем и рады.

Говорят, когда просят отнестись с нисхождением к тому, что имеют и чем радушно делятся с другими.

4. Реклама товара.

Первоначальный капитал у вас уже есть, значит можно запускать в продажу товар. Но вы знаете что: "Не похвалишь, не продашь". Т.е. двигатель торговли это ... реклама. Без нее объем продаж будет незначительным. Поэтому вам необходимо прорекламировать свой товар так, чтобы всем захотелось его приобрести.

2 минуты обсуждение, потом выступление

5. 3аключение договора.

Увидев вашу рекламу, некоторые страны захотели с вами сотрудничать. Чтобы подписать с ними договор, необходимо определить денежные единицы этих стран. Если вы определяете правильно, значит, договор подписан. 

  • Латвия (лат)
  • Болгария (лев)
  • Украина (гривна)
  • Франция (евро)
  • Китай (юань)
  • Польша (Злотый)
  • Индия (рупий)
  • США (доллар)
  • Япония (Йена)
  • Великобритания (фунт стерлингов)
  • Белоруссия (рубль)
  • Чехия (крона)
  • Ирак (динар)
  • Канада (канадский доллар)
  • Аргентина (песо)
  • Бразилия (реал)
  • Чили (песо)

2 минуты обсуждение

Подведение итогов заключения договоров.

6. Ревизия.

Очень часто в жизни бывает так, что проверки приходятся на то время, когда начальство отсутствует. В Вашей фирме наступил именно такой момент. К вам приехал ревизор. Пришло время отдавать ссуду в банк. Если вы отвечаете на вопросы проверки, то часть процентов считается погашенной. Если нет, то придется платить деньги.

  1. Что такое лицензия? (разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности)
  2. Что такое реклама? (средство обмена информацией между потребителем и продавцом)
  3. Основные фонды фирмы (Средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства (Здания, мебель, станки))
  4. Ипотека (денежная ссуда, предоставленная клиенту банка под залог недвижимого имущества на длительный срок)
  5. Заем (договор, по которому одна сторона передает в собственность или управление другой стороне деньги или вещь, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму или вещь)
  6. Предприниматель (руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право получить максимальную прибыль)
  7. Банк (Кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств)
  8. Банкротство (долговая несостоятельность, финансовый крах)

7. Анкетирование

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2, 5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия, так же, не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7% людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь, и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.

Тест-опрос «Можете ли вы подружится с деньгами?»

  1. В работе меня привлекает результат, а не процесс.(1б.)
  2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам.(1б.)
  3. Закончив дело, я могу без труда взяться за другое.(1б.)
  4. Деньги - самое главное в жизни.(7б.)
  5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе.(1б.)
  6. Я могу работать 10-12ч., даже если работа мне не приятна.(1б.)
  7. Если я разбогатею, я решу себе все проблемы(7б.)
  8. Любая компания признаёт меня лидером.(5б.)
  9. Я не вижу в жизни боль привлекательной цели, чем богатство.(4б.)
  10. Я хочу получить в будущем высшее образование.(2б.)
  11. Почти всегда бедность- следствие недостатка способностей.(1б.)
  12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей.(1б.)
  13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других.(5б.)
  14. Я - хороший организатор.(5б.)
  15. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой.(1б.)
  16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся.(1б.)
  17. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то ещё.(5б.)
  18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего.(5б.)
  19. Я не могу сидеть без дела.(1б.)
  20. Для нормальной работы мне достаточно 6ч. сна.(1б.)
  21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш.(1б.)
  22. Деньги необходимы для решения любой проблемы.(4б.)
  23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно.(4б.)
  24. Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег.(7б.)
  25. Мне легко производить на людей приятное впечатление.(3б.)
  26. У меня очень много знакомых.(3б.)
  27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно.(5б.)
  28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок.(1б.)
  29. Я с интересом изучаю иностранный язык.(1б.)
  30. Я почти никогда не опаздываю.(1б.)

Результаты:

<6б. – в бизнесе вас вряд ли ждёт успех. Скорее всего, вам подойдёт карьера святого. Советуем вам всё же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

6-18б. – ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут - сначала научитесь лучше плавать.

19-50б.- вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу», или будете действовать за широкой спиной босса, либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.

51-75б. – если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток - вас ждёт успех.

>75б. – страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

8. Подведение итогов игры. Рефлексия.

5 день Экономическая игра «По ступенькам бизнеса»  

 В качестве жюри приглашены специалисты налоговой службы и МКУ «Нязепетровский центр занятости»;

Группа  делится на 2 команды, выбираются члены жюри.

Задания игры

1. Музыкальное вступление

Послушайте песни и сделайте предположение, о чем пойдёт речь .

Звучат «Деньги не в счет» (в исполнении Игоря Николаева), «Когда б имел златые горы...», «Money, money» (в исполнении Лайзы Миннелли и группы «АВВА»), «Деньги-дребеденьги» (из мультфильма «Остров сокровищ»), «Песня разбойников» (из мультфильма «Бременские музыканты») и др.

Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний.

Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др. Может быть, скоро и ваше имя будет стоять в числе великих?!

 Но сначала проверим ваши начальные знания по экономике, без которой любой бизнес невозможен. А вы знаете, что такое бизнес? (Ответы команд. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, при этом учитываются не только фактические знания, но и чувство юмора, находчивость, смекалка игроков.)

Правильно, бизнес - это хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Бизнесмен выходит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание конъюнктуры рынка. И нашим участникам нужно проявить все эти качества, ведь, возможно, сегодня они сделают первый шаг в большой мир экономики и бизнеса. Итак, представляем команды и наше многоуважаемое жюри.

   Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». Ведь сегодня настоящий коммерсант - это высокообразованный специалист.

2. Пословицы и поговорки

Какие вы знаете пословицы и поговорки о деньгах. За каждую пословицу команда получит один балл.

3. Аукцион

Каждой команде мы открываем условный счет на одну тысячу рублей. Наши торги будут необычные. Вы выкупаете вопрос и отвечаете на него правильно, тогда на ваш счет поступает сумма, за которую куплен вопрос. Если ответ неверный, то на ваш счет поступает лишь половина суммы вопроса. Приступаем к торгам!

Первоначальная цена первого вопроса 100 рублей. Делайте ставки, господа!

1. Когда в России появились бумажные деньги? (В 1768 году, их ввела Екатерина II взамен громоздких медных денег, и назывались они ассигнациями.)

Выкупаем второй вопрос. Первоначальная цена 80 рублей.

2. В 1776 году издатель Уильям Стрэхеи выпускает в Лондоне «Исследование о природе и причинах богатства народов» - крупнейшую работу классической политической экономики. Назовите автора книги. Маленькая подсказка - по происхождению он шотландец. (Адам Смит.)

Выкупаем третий вопрос. Первоначальная цена 120 рублей.

3. Чьим указом и когда впервые официально была учреждена в России должность бухгалтера? (Указом Петра I в начале 1700-х годов. Слово «бухгалтер» пришло к нам из немецкого языка вместе с реформами Петра I.)

Выкупаем четвертый вопрос. Первоначальная цена 100 рублей.

4. Почему копейку назвали копейкой? (Первые легкие деньги - копейки - выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.)

Выкупаем пятый вопрос. Первоначальная цена 100 рулей.

5. От какого слова произошло слово «рубль»? (На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки - гривны, которые имели форму брусков. Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».)

Выкупаем шестой вопрос. Первоначальная цена 200 рублей.

6. На Руси профессия скотника была очень уважаемой. Чем занимались скотники? (Деньгами раньше на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем большим стадом ты владел, тем богаче считался. Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в значении «хранитель денег», «сборщик подати» и «скотница» в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.)

4. Конкурс капитанов

 Сейчас мы приглашаем капитанов команд. Им посвящен наш второй конкурс. Задача - назвать как можно больше экономических терминов на букву А. За каждый ответ команда получает один балл. (Аваль, аванс, авизо, авуары, аккредитив, актив, акцепт, акциз, акция, акционер, аренда, арендатор, аудит, аукцион.)

5. Конкурс «Найди антоним»

В конверте командам выдаются слова, которые нужно расположить парами, подобрав антоним. На листках бумаги команды записывают получившиеся антонимы и сдают через десять минут в жюри. Побеждает команда, правильно составившая большее количество антонимов.

Банкрот - нувориш, богатство - бедность, доход - расход, импорт - экспорт, кризис производства - подъем производства, наемный рабочий - работодатель, накопление - потребление, оптовая торговля - розничная торговля, приватизация - национализация, спрос - предложение, частная собственность - общественная собственность.

6. Конкурс «Задача для экономиста»

Инсценировку смотрят обе команды и предлагают свое решение этой задачи, на обдумывание которой дается 10 минут.

На сцену выходит, опираясь на трость, Отец, садится на стул, кашляет.

Отец. Ганс, Питер, подойдите ко мне.

На сцену выходят Ганс и Питер.

Ганс. Да, Отец, ты звал нас?

Отец. Ганс, Питер, вы знаете, что я уже давно болею, и придет день, когда я умру. Я всю жизнь честно работал и создал свое дело. И вот я решил оставить свое наследство тому из вас, кто сумеет вести созданное мною дело. И потому я хочу вас испытать. (Достает из кармана деньги.)

Я даю каждому из вас по тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как использовали эти деньги и чего добились.

Ганс и Питер берут деньги и уходят за кулисы.

Спустя год сыновья предстали перед Отцом.

На сцену выходят Ганс и Питер.

Отец. Ганс! Питер! Мои сыновья, как я рад снова видеть вас. Дайте же я скорее вас обниму! Ну, теперь рассказывайте, как жили, чего добились.

Ганс. Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора. Знаешь, отец, мне сопутствовал успех. За год я продал карет на тысячу дукатов.

Отец. Хорошо, мой сын. (Питеру.) Ну а ты чем занимался, Питер?

Питер. А я купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов.

 Кому же из братьев Отец завещал свои деньги? При условии, что Старший за год изготовил 5 карет, продав каждую за 200 дукатов. Себестоимость одной кареты 180 дукатов. Младший же изготовил 1000 горшков, продав каждый за 0,5 дуката. Себестоимость горшка 0,3 дуката.

Команды обсуждают, затем дают свои варианты ответов.

(Наследником стал Питер. Звание королевского поставщика Ганса хотя и почетно и говорит о высоком качестве товара, но само по себе еще не свидетельствует о коммерческом успехе. Чтобы решить эту задачу, следует уточнить, сколько каждый из братьев получил прибыли от продажи одной штуки своего товара - кареты и горшка. У Питера - 0,2 дуката, у Ганса - 20 дукатов. За год прибыль составила у Питера - 200, а у Ганса - 100 дукатов. Бизнес Питера можно сравнить с работой пчел - каждая приносит крохотную порцию пыльцы, но поскольку пчел очень много, то в итоге набирается целый улей душистого меда.)

Так что самые большие деньги зарабатывает не тот, кто делает самые дорогие товары, которые и купить-то могут немногие, а тот, кому удалось выпустить большое количество товаров, пусть даже и дешевых.

7. Конкурс «Первобытный бартер»

Время для подготовки 5 минут. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Задание для команды 1

В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста? (9 метров холста, 4 глиняные миски.)

Задание для команды 2

Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы? (16 зайцев.)

Какие же были деньги в разных странах?

В Древнем Китае, например, были широко распространены бронзовые деньги в виде ножей, рыб, колокольчиков, мечей.

В Древней Греции, в Афинах, поклонялись дочери Зевса Афине и на монетах изображали ее профиль, а на обороте монеты - сову, считавшуюся священной птицей. По ней и деньги назывались - совы.

В Древней Ольвии монеты не чеканились, а отливались из меди: дельфинчики - мелкие монеты, а ассы - крупные монеты-диски.

Свое слово в истории денег сказали арабы, объединенные во II веке в государство Арабский халифат. Начав свои завоевательные войны во имя Аллаха, арабы познакомились с деньгами разных стран и быстро приспособили их для своих нужд как арабские деньги. Позднее арабы ввели во всех подчиненных им землях единую денежную систему. Динар - золотая монета, дирхем - серебряная монета, фелс - медная мелкая монета.

 Подведение итогов  игры

Рефлексия

Перечень   учебных изданий, Интернет-ресурсов,  

1.Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. Советы практика. – СПб.: Питер, 2014

2. Бусыгин А.С. Предпринимательство. Основной курс. – М.: ИНФРА-М, 2012

3. Дятлов В.А. Управление персоналом. – М.: ПРИОР, 2013

4. Котерова Н.П. Экономика организации. – М. Издательский дом «Академия», 2014

Кузнецов В.В., Кондратьева М.Н., Алашеева О.В. Экономические методы управления предпринимательской деятельностью. Деловая игра

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.aup.ru/books/m91/
  2. http://enbv.narod.ru/text/Econom/business/bagiev_bizstart/
  3. http://institutiones.com/download/books/1367-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  4. http://www.kodges.ru/48435-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html