Сегментарная отчетность - пустышка

Бабаева Зоя Шапиулаховна -Александровна

Сегментарная отчетность - пустышка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_rabota_v_2-h_chastyah_pustyshka_sokrashch_variant.docx69.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Самостоятельная работа

по теме «Сегментарная отчетность»

«Составление управленческой отчетности»

на примере ООО  «………………».

Цель работы: закрепление  студентами знаний и получение навыков по составлению управленческой отчетности.

Задание:

Подготовить управленческие отчеты по условному предприятию по образцу ООО «…………». Работа выполняется в двух частях. Первая часть обычным шрифтом, а вторая – курсивом.

 Основные управленческие отчеты:

  1. Отчет о финансовых результатах;
  2. Управленческий баланс;
  3. Отчет о доходах и расходах;
  4. Отчет о движении денежных средств.

Это далеко не полный перечень отчетов, которые могут быть включены в состав управленческой отчетности. Повторимся, что назначение и наполненность отчетов напрямую зависят от требований получателей. Поэтому могут формироваться следующие второстепенные управленческие отчеты:

  • о фактической себестоимости продукции в сравнении с плановыми показателями;
  • об исполнении производственного плана;
  • об исполнении маркетингового плана;
  • по незавершенному производству;
  • о запасах сырья и готовой продукции;
  • о дебиторской задолженности;
  • о кредиторской задолженности и проч.

Отчет о финансовых результатах

Это едва ли не самый важный управленческий отчет. В нем отражается информация о реальной прибыли/убытках предприятия.

Форма отчета о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и имеет достаточно развернутый вид.

В управленческом отчете допустимо как сгруппировывать некоторые строки отчета, так и, наоборот, давать более детализированную расшифровку (в первую очередь это касается расходов предприятия).

Конечные получатели документа могут запросить и детализацию по выручке (например, с разбивкой по видам выпускаемой продукции).

Фрагмент управленческого отчета о финансовых результатах — в табл. 1.

 

Таблица 1

Управленческий отчет о финансовых результатах, тыс. руб.

Наименование

Значение

Выручка

Себестоимость продаж

Валовая прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) от продаж

Проценты к уплате

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

 Основное, что мы видим из данного отчета — положительный финансовый результат деятельности предприятия: выручка превышает издержки предприятия, которое оно понесло для выпуска и реализации продукции.

Однако каждое предприятие постоянно стремится увеличить прибыли. Для этого, как правило:

  • увеличивают цену реализации единицы продукции (что, как следствие, увеличивает размер выручки);
  • сокращают себестоимость продаж (при неизменном размере выручки это увеличивает прибыль, в том числе прибыль с единицы продукции).

При планировании финансовых результатов на основе управленческой отчетности учитывают фактический и планируемый объемы реализации. Такое планирование достаточно условное, так как в состав себестоимости продаж входят как постоянные, так и переменные издержки, причем первые практически не изменяются с ростом или снижением объема реализации.

Таблица 2

Прогнозный отчет о финансовых результатах, тыс. руб.

Наименование

Значение

Выручка

Себестоимость продаж

Валовая прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) от продаж

Проценты к уплате

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

 

При таком планировании показатели рентабельности (продукции, предприятия, продаж и пр.) остаются неизменными, ведь при прогнозировании учитываются только колебания объема реализации.

Рассчитаем основные показатели рентабельности, которые характеризуют доходность предприятия и экономическую целесообразность его деятельности.

Рентабельность основной деятельности (R1) — это отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации продукции. Данный коэффициент показывает, какую часть составляет прибыль в составе выручки.

Условно нормативным значением принято считать 10–15 %.

В нашем случае R1 = 10 078 / 68 074 × 100 % = 11 728 / 77 875 × 100 % = 15 %.

\\\По результатам анализа формируют политику дальнейшего развития предприятия, принимают решения, например, об отказе от производства какого-либо вида продукции, о расширении рынка сбыта, оптимизации затрат, повышении/понижении розничной цены и др.

Управленческий баланс

Форма управленческого баланса не утверждена на законодательном уровне, поэтому рекомендуем воспользоваться бланком привычного бухгалтерского баланса.

 Пример управленческого баланса — в табл. 3.

         

Таблица 3

Управленческий баланс, тыс. руб.

Актив

Значение

I. Внеоборотные активы

 

Нематериальные активы

Основные средства

Итого по разделу I

II. Оборотные активы

Запасы

Дебиторская задолженность

Денежные средства и денежные эквиваленты

Итого по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Итого по разделу III

IV. Долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

V. Краткосрочные обязательства

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Итого по разделу V

БАЛАНС

 

Привычную форму бухгалтерского баланса сделаем  проще — удалим статьи с нулевыми значениями, за исключением раздела IV, чтобы акцентировать внимание на том, что долгосрочных обязательств у предприятия нет(в нашем случае).

На основании управленческого баланса рассчитывают основные показатели финансового состояния предприятия. На данном этапе не нужен комплексный анализ отчетности — достаточно акцентировать внимание на проблемных зонах предприятия:

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) рассчитывается как отношение разницы собственного капитала и внеоборотных активов к оборотным:

 

КОСС = (Итог по разделу III – Итог по разделу I) / Итог по разделу II,

 

На основании полученных результатов можно спрогнозировать модель бухгалтерского баланса на следующий отчетный период, например методом процента от продаж.

Чтобы его составить, необходимы данные:

  • о фактических продажах за отчетный период (для нашего примера — 257 ед.), за который составлялся управленческий баланс;
  • о планируемом объеме продаж в следующем периоде (для нашего примера — 294 ед.).

Коэффициент изменения объема реализации (Кизм) рассчитывается следующим образом:

 

Кизм = Q2 / Q1,

 

где Q1 — объем реализации продукции за предшествующий период, шт.;

Q2 — объем реализации продукции на планируемый период, шт.,

в нашем случае Кизм = 294 / 257 = 1,144.

 

Размер чистой прибыли по данным прогноза (см. табл. 2) — 9382 тыс. руб. при условии, что предприятие не будет распределять прибыль на дивиденды из-за высокого уровня краткосрочных обязательств, которые необходимо погасить.

Чистую прибыль можно направить, например, на увеличение нераспределенной прибыли (5486 тыс. руб.) и на погашение обязательств (3896 тыс. руб.).

Составим на основании данной методики прогнозный баланс (табл. 4).

 

Таблица 4

Прогнозный баланс, тыс. руб.

Актив

Значение

I. Внеоборотные активы

 

Нематериальные активы

Основные средства

Итого по разделу I

II. Оборотные активы

Запасы

Дебиторская задолженность

Денежные средства и денежные эквиваленты

Итого по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Итого по разделу III

IV. Долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

V. Краткосрочные обязательства

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Итого по разделу V

БАЛАНС

 

Итак, благодаря мероприятиям, сформированным на основе управленческой отчетности, удалось нарастить независимость предприятия от заемных источников финансирования и улучшить соотношение собственных и заемных средств.

Для закрепления эффекта стоит проанализировать доходность предприятия и найти возможность увеличить уровень прибыли для укрепления финансовой независимости.

Отчет о доходах и расходах

Отчет о доходах и расходах позволяет анализировать объемы денежных потоков, выручки от реализации продукции и затрат на ее производство и реализацию, рассчитывать коэффициенты, характеризующие деловую активность и финансовую устойчивость предприятия.

Сначала на предприятии формируется плановый документ о будущих доходах и расходах, а уже на его основе — фактический управленческий отчет. На его основе и анализируются плановые и фактические показатели.

Пример отчета о доходах и расходах представлен в табл. 5.

 

Таблица 5

Управленческий отчет о доходах и расходах, тыс.руб.

№ п/п

Наименование доходов (расходов)

План

Факт

 

 

1

Доходы

 

1.1

Авансирование ООО «Бета»

 

1.2

Авансирование ООО «Гамма»

 

1.3

Авансирование ООО «Омега»

 

1.4

Окончательный расчет ООО «Бета»

 

1.5

Окончательный расчет ООО «Гамма»

 

1.6

Окончательный расчете ООО «Омега»

 

2

Расходы

 

2.1

Оплата заработной платы + страховые взносы

          

2.2

Аванс поставщику ООО «Норман»

 

2.3

Аванс поставщику ООО «Диксит»

 

2.4

Окончательный расчет с поставщиком ООО «Норман»

 

2.5

Окончательный расчет с поставщиком ООО «Диксит»

 

2.6

Арендная плата

 

2.7

Коммунальные услуги

 

2.8

Расходы на телефонию и интернет

 

2.9

Амортизационные отчисления

 

 

Представляя руководству управленческие отчеты, надо быть готовым отвечать на вопросы. Например, если нет доходов — «почему?» В данном случае необходимо выяснить, почему не поступили денежные средства — не было отгрузок, заказчик задерживает оплату и т. д.

Если сильно изменилась расходная часть отчета, возможно, придется подготовить более детализированный отчет по определенным статьям.

Анализ отчета о доходах и расходах позволит заранее понять, что в определенный период на счету не будет достаточного количества денежных средств, например, для авансирования поставщикам. Тогда у руководства будет возможность оперативно отреагировать на ситуацию, например, договориться о переносе сроков авансирования.

Естественно, такие отчеты постоянно корректируются в зависимости от изменений в планируемых платежах.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств (ОДДС) содержит информацию о денежных потоках (по расчетному счету и/или кассе), отражая как планируемые, так и фактические поступления и расходования денежных средств.

По структуре похож на бюджет движения денежных средств (БДДС), отличительная черта — наличие фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета.

ОДДС позволяет оценить финансовые возможности предприятия, отслеживать наличие денежных средств на счету и в кассе предприятия, сбалансировать поступления и расходования денежных средств, а значит, контролировать ликвидность и платежеспособность предприятия.

В ОДДС, как и в БДДС, включаются денежные потоки от текущих инвестиционных и финансовых операций.

Текущие денежные потоки — это поступления от реализации продукции, арендные платеж, расходы на оплату услуг поставщиков и подрядчиков, оплата труда работников предприятия, налоговые платежи и др.

Инвестиционные денежные потоки — это операции, связанные с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов, например затраты на опытно-конструкторские и технологические работы, предоставление займов, платежи в связи с приобретением акций и пр.

К денежным потокам от финансовых операций относятся поступления от операций, связанных с привлечением финансирования (денежные вклады, выплаты в связи с выкупом акций, уплата дивидендов, погашение векселей и др.).

Чтобы эффективно планировать расходования и поступления денежных средств, необходимо проводить план-фактный анализ, особенно в кризисной ситуации, когда ухудшается платежная дисциплина и у предприятия может не хватать денег для осуществления платежей.

Управленческий ОДДС повышает эффективность планирования и бюджетирования в целом.

Пример отчета о движении денежных средств представлен в табл. 6. (Перечень показателей может быть гораздо проще.)

 Таблица 6

Отчет о движении денежных средств за июль 2017 г., тыс. руб.

№ п/п

Показатель

План

Факт

 

Остаток денежных средств на начало месяца

1

Поступления денежных средств

1.1

Поступления по основной деятельности

1.1.1

Авансы заказчиков

1.1.1.1

ООО «Альфа», договор № 12 от 30.01.2017

1.1.1.2

ООО «Гамма», договор № 212/Т от 28.06.2017

1.1.1.3

ООО «Бета», договор № 17 от 24.03.2017

1.1.2

Выручка от реализации товаров (работ и услуг)

1.1.2.1

ООО «Альфа», договор № 12 от 30.01.2017

1.1.2.2

ООО «Гамма», договор № 212/Т от 28.04.2017

1.1.2.3

ООО «Бета», договор № 17 от 24.03.2017

1.1.2.4

ООО «Омега», договор № 1 от 23.12.2016

1.1.2.5

ООО «Норма», договор № 7 от 16.02.2017

1.2

Поступления по финансовой деятельности

1.3

Поступления по инвестиционной деятельности

2

Расходование денежных средств

2.1

Расходование по основной деятельности

2.1.1

Расчеты с поставщиками

2.1.1.1

Расчеты за комплектующие

2.1.1.1.1

Изделие № 1

2.1.1.1.1.1

Завод им. М.Гаджиева

2.1.1.1.1.2

АО «Альфа»

2.1.1.1.1.3

ООО «Диагональ»

2.1.1.1.1.4

АО «Ярославль»

2.1.1.1.1.5

Прочие поставщики

2.1.1.1.2

Изделие № 2

2.1.1.1.1.1

Завод им. М.Гаджиева

2.1.1.1.1.2

АО «Альфа»

2.1.1.1.1.3

ООО «Диагональ»

2.1.1.1.1.4

Прочие поставщики

2.1.2

Оплата труда

2.1.2.1

Подразделение № 1 (Хасавюрт)

2.1.2.2

Подразделение № 2 (Кизляр)

2.1.3

Страховые взносы

2.1.3.1

Подразделение № 1 (Хасавюрт)

2.1.3.2

Подразделение № 2 (Кизляр)

2.2

Общехозяйственные расходы

2.2.1

Подразделение № 1 (Хасавюрт)

2.2.1.1

Аренда

2.2.1.2.

Услуги связи

2.2.1.3

Охрана

2.2.1.4

Оплата труда (счет 26)

2.2.1.5

Страховые взносы (счет 26)

2.2.1.6

Расходные материалы, оргтехника

2.2.1.7

Транспортные расходы

2.2.1.8

Прочие расходы

2.2.2

Подразделение № 2 (Кизляр)

2.2.2.1

Аренда

2.2.2.2

Услуги связи

2.2.2.3

Охрана

2.2.2.4

Оплата труда (счет 26)

2.2.2.5

Страховые взносы (счет 26)

2.2.2.6

Расходные материалы, оргтехника

2.2.2.7

Расходы на содержание транспорта

2.2.2.8

Прочие расходы

2.3

Расходование по общепроизводственным расходам

2.3.1

Подразделение № 1 (Хасавюрт)

2.3.1.1

Оплата труда (счет 25)

2.3.1.2

Страховые взносы (счет 25)

2.3.1.3

Инструменты, материалы производственного назначения

2.3.1.4

Прочие расходы

2.3.2

Подразделение № 2 (Кизляр)

2.3.2.1

Оплата труда (счет 25)

2.3.2.2

Страховые взносы (счет 25)

2.3.2.3

Прочие расходы

2.4

Налоги

2.4.1

НДС

2.4.2

Налог на прибыль

2.4.3

Налог на имущество

2.5

Расходование по финансовой деятельности

2.6

Расходование по инвестиционной деятельности

 

Cash flow от основной деятельности

 

Cash flow от финансовой деятельности

 

Cash flow от инвестиционной деятельности

 

Излишек/недостаток денежных средств на конец месяца

 

Остаток денежных средств на конец месяца

 

Первое, на что обратит внимание руководитель или иной конечный пользователь ОДДС — отрицательное значение показателя cash flow.

 

К сведению

Cash flow — это расчетный показатель по каждому типу денежного потока (текущая, финансовая и инвестиционная деятельность), представляющий собой разницу между поступлениями и расходованиями денежных средств.

 

Отрицательное значение cash flow свидетельствует о том, что поступления денежных средств ниже расходований. И если бы у предприятия не было остатка денежных средств с предшествующего месяца, оно не смогло бы вносить платежи.

В примере ОДДС представлен в разбивке по выпускаемым изделиям и обособленным подразделениям (Москва и Санкт-Петербург). Руководство может потребовать более детальную разбивку, например, если плановые показатели значительно отличаются от фактических.

На основании ОДДС, например, на месяц, прогнозируется движение денежных средств на следующий месяц с учетом ожидаемых поступлений.

Анализ фактических расходований денежных средств за месяц позволяет классифицировать расходы с точки зрения постоянности и обязательности, сформировать некую «константу», т. е. такой размер расхода денежных средств, который необходим ежемесячно.

На основе реестров платежей и платежных календарей в части поступлений авансов и окончательных расчетов от заказчиков формируется доходная часть ОДДС.

Такое планирование движения денежных средств обеспечивает эффективность управления денежными потоками.

 

Обратите внимание!

План-фактный анализ ОДДС позволяет установить лимит на остаток денежных средств на конец месяца, чтобы обеспечить платежеспособность предприятия в начале следующего отчетного месяца и на случай неплатежеспособности контрагентов.

Отчет о фактической себестоимости продукции

Одна из основных задач каждого предприятия — сформировать такую рыночную цену, чтобы она покрывала расходы на производство реализуемой продукции, при этом была конкурентоспособной, соответствовала качеству продукции и обеспечивала спрос на рынке.

После того как рыночная или контрактная фиксированная цена сформирована, необходимо постараться удержать себестоимость — в случае превышения себестоимости над ценой предприятие не получит прибыли. Контролировать ситуацию можно с помощью управленческого отчета о фактической себестоимости продукции(табл. 7).

 

Таблица 7

Отчет о фактической себестоимости продукции, руб.

№ п/п

Статья калькуляции

План

Факт

Изменения, +/–

1

Затраты на материалы

2

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

3

Страховые взносы

4

Общепроизводственные расходы

5

Общехозяйственные расходы

6

Производственная себестоимость

7

Внепроизводственные расходы

8

Полная себестоимость

9

Прибыль

10

Цена без учета НДС

 

В этом отчете отражаются отклонения плановых показателей калькуляции себестоимости от фактических. И если они значительны, необходим дополнительный анализ для выяснения причин.

Как правило, на данном этапе составления управленческой отчетности также устанавливают группу затрат, имеющих наибольший удельный вес в составе себестоимости и на основании этого формируют политику сокращения расходов для увеличения прибыльности продукции. Например, чтобы сократить статьи материальных затрат, перезаключают договоры с поставщиками на более выгодных условиях или ищут новых; чтобы уменьшить фонд оплаты труда, сокращают численность рабочих, привлекают сторонние организации к выполнению работ и т. д.

С учетом мероприятий по оптимизации структуры себестоимости планируется обновленная структура на следующий отчетный период.

Рассмотрим пример составления планируемой калькуляции себестоимости продукции с учетом роста объемов при сохранении общехозяйственных расходов (как неизменяющейся составляющей структуры себестоимости вне зависимости от колебаний объема) на прежнем уровне (табл. 8).

 

Таблица 8

Планирование структуры себестоимости с учетом предложенных мероприятий, руб.

№ п/п

Наименование статей калькуляции

Факт

План

Изменения, +/–

1

Затраты на материалы

2

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

3

Страховые взносы

4

Общепроизводственные расходы

5

Общехозяйственные расходы

6

Производственная себестоимость

7

Внепроизводственные расходы

8

Полная себестоимость

9

Прибыль

10

Цена без учета НДС

 

Мы оставили неизменными все статьи затрат, включаемые в себестоимость, за исключением общехозяйственных расходов, которые условно не изменяются в зависимости от роста объемов реализации.

Если не планируется никаких мер по оптимизации расходов, в состав планируемой структуры себестоимости, как правило, берутся фактические данные за предшествующий период.

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности может быть совмещен в один управленческий документ или разбит на два самостоятельных документа. Он позволяет оценить платежеспособность предприятия и отследить оборачиваемость задолженностей с помощью относительных коэффициентов.

Сам факт образования дебиторской и кредиторской задолженности неизбежен за счет временного разрыва между платежами и передачей готовой продукции.

 

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности составляется на конкретную дату, и конечный получатель видит информацию о состоянии расчетов с контрагентами и может оперативно контролировать исполнение обязанностей.

Пример управленческого отчета о дебиторской и кредиторской задолженностях предприятия — в табл. 9.

 

Таблица 9

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженностях на 21.07.2017

№ п/п

Дебиторы/

Кредиторы

Сумма, руб.

Отгрузка

Произведенная оплата (авансирование)

Сумма задолженности на 21.07.2017

Дата

Сумма, руб.

Дата

Сумма, руб.

1

Дебиторы

 

 

 

 

 

 

1.1

ООО «Бета»

2

Кредиторы

2.1

ООО «Норман»

 

Поэтому в случае предъявления требований кредиторов предприятие будет вынуждено не только осуществить окончательный расчет, но и выплатить штрафные санкции, а это дополнительные непредусмотренные затраты.

 Обратите внимание!

Эксперты по составлению управленческой отчетности отмечают, что перегружать отчеты информацией не стоит, иначе документ будет сложно воспринимать.