ПРИОРИТЕТНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Сучкова Светлана Юрьевна

В связи с переходом к рыночной экономике, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prioritetnye_faktory_razvitiya_regionov.docx69.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОРИТЕТНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

 Сучкова Светлана Юрьевна

к.э.н, доцент Гжельского государственного университета

140155 РФ Московская область Раменского района п. Электроизолятора д.67

В связи с переходом к рыночной экономике, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение, оптимизация процесса производства и т. д. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив. Важным  инструментом реализации экономической политики, участия государства в реализации комплексных социально-экономических решений являются региональные инновационно-ориентированные экономические кластеры. Формирование территориально-отраслевых кластеров на базе ведущих отраслей внутри регионов может быть представлена, как защитная реакция территорий на конкуренцию. Кластер интегрирует группы предприятий, ориентированных на обеспечение стабильного положения на рынке определенных продуктов и услуг, а также связанных с данным видом деятельности  структур, обеспечивающих ресурсы ее развития. По мере осознания роли кластеров в регионе, правительство и региональные администрации шире проводят целенаправленную политику развития кластеров, главным образом, посредством инвестиций в ресурсы развития, демография инновационных кластеров представлена на  рисунке 1[5].

http://www.up-pro.ru/imgs/library/innovations/management/ironmag/innov-ross/2.png

Рисунок 1 Демография инновационных кластеров

В социально-экономическом развитии каждого региона действует целый ряд устойчивых тенденций связанных с социально-психологическим обликом населения, историей формирования промышленного потенциала, культурными и социальными традициями, производственные традиции, стиль жизни, самоидентификация населения и пр.  Все эти тенденции весьма устойчивы, они не могут изменяться одномоментно. Направление  инновационных кластеров реализуется  в  традиционных  сферах  инновационного  развития:  кластер  формируется  на  уже  сформированной  производственной  базе  с  учетом  имеющейся  региональной  инфраструктуры  для  производства  конкурентоспособной  на  международном  рынке  инновационной  продукции [3]. Предприятия — участники кластера, с одной стороны, конкурируют между собой, а с другой — совместно работают над поиском новых путей решения разнообразных проблем. Таким образом, в границах кластера своеобразно сочетаются конкуренция и кооперация. С учетом этого можно предложить следующую дефиницию: кластер представляет собой добровольное объединение географически сконцентрированных, не зависящих друг от друга субъектов хозяйствования и органов государственной власти без создания отдельного юридического лица для совместной деятельности в сфере предпринимательства, для более эффективного использования ресурсов, стимулирования инновационности, а также получения синергического эффекта. Стратегия формирования кластера должна содержать мероприятия, направленные на устранение проблем мешающих его эффективному развитию [1]. Кластеры служат не только эффективным механизмом регионального развития, но и создают условия для эффективного взаимодействия бизнеса, науки и государства. Практика показывает, что наиболее высокий уровень конкурентоспособности региона достигается за счет формирования инновационных кластеров. Основным моментом в определении инновационного кластера является наличие инновационной синергии всех участников, благодаря которой обеспечивается создание, капитализация и распространение инноваций. Ключевую роль в процессе формирования инновационного кластера играет взаимодействие предприятий науки и образования с производственными предприятиями при поддержке государственных структур. Наиболее эффективно процесс кластеризации осуществляется в регионах, которые активно создают инновационную инфраструктуру для подкрепления промышленного потенциала научно-инновационным и образовательным потенциалом.

В 2015 году Российская венчурная компания создала проектный офис Национальной технологической инициативы – долгосрочной межведомственной программы государственно-частного партнерства по содействию росту высокотехнологичных рынков, которые будут определять развитие экономики через несколько десятилетий. Реализовывать ее предложено на основе системы дорожных карт. В настоящий момент их пять, объем финансирования, предусмотренный в федеральном бюджете 2016 года, составляет 8 млрд. руб. [7].

В России насчитывается 27 кластеров, на создание которых в 2013–2015 годах из бюджетов всех уровней было выделено 98 млрд. руб. В свою очередь, объем частных инвестиций составил 362 млрд. руб. По данным Минэкономразвития, объем продукции, произведенной на территории кластеров, составил около 2 трлн. руб. – на 1/3 больше, чем в 2013 году. В качестве хорошего примера можно представить нефтехимический кластер Башкортостана, кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужской области, кластер информационных технологий Новосибирской области, аэрокосмический кластер Самарской области. В то же время, по оценкам Российской кластерной обсерватории высшей школы экономики, из всего числа созданных инновационных кластеров только семь имеют высокий уровень развития, еще восемь – средний, остальные находятся на начальной стадии, но со сроком существования кластера уровень развития слабо коррелирует. В Минэкономразвития отмечают такие сдерживающие факторы, как несбалансированность бюджетов, навес краткосрочных социальных обязательств, необходимость решения текущих социальных и инфраструктурных проблем «отстающих» территорий. На рисунке 2 представлены ключевые показатели инновационных территориальных кластеров и положительную динамику инвестиций инновационных территориальных кластеров [8].

http://www.up-pro.ru/imgs/library/innovations/management/ironmag/innov-ross/3.png

Рисунок 2 Показатели развития инновационных территориальных кластеров

Развитию и продвижению инноваций, прежде всего, мешает низкая инновационная активность в регионах страны. Инновационная социально-ориентированная модель развития экономики предполагает благоприятный макроэкономический климат, который позволит стабильно использовать инновационные ресурсы, что в дальнейшем приведёт к росту показателей регионов страны.

Центр кластерного развития выступает связующим звеном между бизнес-сообществом, общественными, научными и образовательными организациями, органами власти и финансовыми институтами. Он содействует кооперации компаний, упрощает и ускоряет установку деловых контактов между ними, выступает модератором при проведении публичных обсуждений – стратегических кластеров с целью координации и поиска совместных кластерных и межкластерных проектов, стимулирует экономический рост и социальное развитие региона. Основные показатели развития инновационных территориальных кластеров представлены на рисунке 3 [8].

http://www.up-pro.ru/imgs/library/innovations/management/ironmag/innov-ross/4.png

Рисунок 3 Показатели инновационных территориальных кластеров

        По данным представленных на рисунке 3 видна положительная динамика численности работников организаций - участников и числа производительных рабочих мест созданных в результате модернизации инновационных территориальных кластеров. Для кластерного развития, следует создавать инфраструктуру поддержки, разработать методику проведения мониторинга кластерного развития, определить систему стимулирования инновационной активности предприятий, входящих в кластер. Наличие инновационных кластеров в регионе меняет содержание региональной экономической политики, развитие системы взаимоотношений между государственными институтами и субъектами экономики. Региональная политика направлена на создание региональных конкурентных преимуществ на основе формирования инновационных кластеров. Кластерная политика представляет собой генеральный план инновационного развития региона, в котором должна быть отражена не только первоначальная отраслевая конфигурация, формируемая вокруг новых ключевых региональных технологий, но и конкретная система перспективных производственно-технологических схем с учетом существующих ресурсных, инфраструктурных, рыночных условий. Активная кластерная политика органов государственной власти на уровне региона позволит развить взаимовыгодное сотрудничество между властью, бизнесом, учебными заведениями, научными организациями и общественностью для развития экономики территории и приведет, таким образом, к масштабному мультипликативному эффекту. [6] .

Список литературы

1.  Агафонов В.А. Кластерная стратегия: системный подход. //Экономическая наука современной России, № 3,М.:2010

2. Васильева Н.А., Круглое В.Н. Инвестиционное обеспечение инновационного развития региона // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. c. 292-297.

3. Борисова Е.В. Кластерный подход к инновационному развитию регионов: зарубежный опыт и российские реалии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 5(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.

4. Ельмеева И. Г. Инновационное предпринимательство в России: положение среди мировых лидеров инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №5. — c. 296-299.

5. Кондратьев В.Б. Проблемы регионального промышленного развития России сайт «Перспективы» Фонд исторической перспективы. Опубликовано на сайте 2007-07-07.

6. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (43), 2015

7.  http://www.up-pro.ru/library/innovations/management/innovacii-rossiya.html 2010-2017 Деловой портал «Управление производством». Перезагрузка инноваций: Россия. 27 февраля 2017 "Iron Magazine", № 3 2016

8. http://economy.gov.ru/minec/main Источник рисунков.