Рабочая программа по экономике 10 класс.
Рабочая программа по экономике 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по экономике 10-11 классы
Данная рабочая программа по экономике рассчитана на изучение предмета в 10-11 классе на базовом уровне и составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступившим в силу 1 сентября 2012 года) п. 3.6 ст. 28.
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)
- Авторской программы для 10-11 классов В. С. Автономова, Л. Б. Азимова «Экономика» базовый уровень. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
- Учебным планом гимназии
- Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога (утв. приказом директора от 01.09.2018 №203)
УМК
В.С. Автономов Экономика Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных учреждений — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Место в учебном плане
Предмет «Экономика» на базовом уровне рассчитан на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.
Цели
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Межпредметные связи: география, история, обществознание.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);
- Учебного плана МБОУ «Чуварлейская СОШ» Алатырского района, с. Чуварлей;
- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике и авторской программы для 10-11 классов В. С. Автономова, Л. Б. Азимова «Экономика» базовый уровень (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 г.).
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.
- Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника, год издания |
1.3.3.5.1.1. | В.С. Автономов????? | Экономика (базовый уровень) | 10-11 | ???? |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чув-ства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоя-щее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм об-щественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечелове-ческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоя-тельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и со-трудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в обра-зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах дея-тельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологиче-скому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жиз-ненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в ре-шении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценно-стей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельно-сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использо-вать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов дея-тельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельно-сти, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельно-сти, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску ме-тодов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятель-ности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интер-претировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (да-лее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдени-ем требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию по-ведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, от-дельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных цен-ностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважи-тельного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные ре-шения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных ис-точниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; ана-лизировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения прак-тических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реали-зовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупате-ля, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической де-ятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориенти-роваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
9) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретиче-ских и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анали-за в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений со-временной экономической науки;
10) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономи-ки;
11) владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической эконо-мической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач; 12) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
13) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях россий-ской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
Контрольная работа. | |||
1. | Итоговая контрольная работа на тему | 17 | 1 |
Формы организации учебных занятий и видов учебной деятельности: урок, урок-лекция, , урок-диалог; работа с учебником и дополнительной литературой, работа с раздаточным материалом.
Содержание курса
Тема 1. Основы экономической жизни общества. (2 ч)
Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика. Макроэкономика. Потребности.
Факторы, влияющие на формирование потребностей. Блага и услуги. Безграничные
потребности и ограниченные возможности. Свободные и экономические блага. Выбор и
альтернативная стоимость. Производство и факторы производства. Натуральное хозяйство,
разделение труда, специализация и обмен. Главные вопросы экономики. Типы
экономических систем. Традиционная экономика, Централизованная, рыночная и
смешанная.
Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке. (3 ч)
Спрос, величина спроса, закон спроса. Предложение, величина предложения, закон
предложения. Изменение спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
Товары – заменители, дополняющие товары. Нормальные товары и товары низшей
категории. Рыночное равновесие. Анализ рыночной ситуации.
Тема 3. Потребители. (3 ч)
Полезность благ. Понятие о потребителе. Закон убывающей предельной
полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в
процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителей и их защита. Доходы и
расходы потребителей. Номинальные и реальные доходы потребителей. Сбережения и
кредит. Виды потребительского кредита (банковский, покупк4а товаров в рассрочку,
расчеты с помощью кредитной карточки). Страхование.
Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция. (5ч)
Понятие бизнес, фирма. Цели фирм. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и
недостатки. Максимизация прибыли. Капитал и инвестиции. Предпринимательство,
менеджмент и маркетинг. Предельные издержки, предельная выручка, использование
предельных величин в экономическом анализе.
Конкуренция, Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов,
возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о
спросе и предложении товаров). Основные типы рынков: свободная конкуренция,
монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Виды фирм по Российскому законодательству. Акционерное общество,
индивидуальная, товарищество с ограниченной и неограниченной ответственностью. Как
открыть свою фирму. Особенности распределения прибыли различных видов фирм.
Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Банкротство. Особенности
прекращения деятельности фирм различных типов.
Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акций. Факторы, влияющие на курс
акций. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый
индекс. Рыночная цена фирмы.
Тема 5. Деньги и банки. (1ч)
Причины возникновения, формы и функции денег. Рыночная цена денег (ставка процента).
Зависимость ставки процента от срока кредита. Понятие банк, виды и функции.
Деятельность банковской системы РФ. Решение задач на вычисление процентов, срока
кредита.
Тема 6. Государство и экономика (1 часа)
Задачи государства в рыночной экономике. Государственный сектор экономики.
Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности
и их защита. Перераспределение доходов. Минимальный уровень оплаты труда.
Общественные блага. Внешние эффекты. Повторительно-обобщающий урок. Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов |
Дата проведения |
1 | Экономическая наука. Экономические блага. Производство | 1 | |
2 | Экономическая система и ее функции | 1 | |
3 | Спрос | 1 | |
4 -5 | Предложение. Равновесная цена | 2 | |
6 | Потребители | ||
7-8 | Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит | 2 | |
9 | Фирмы, капитал, прибыль | 1 | |
10 | Конкуренция .Основные типы рынков | 1 | |
11 | Различные виды фирм | 1 | |
12 -13 | Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа | 2 | |
14 | Деньги и банки | 1 | |
15 | Государство и банки | 1 | |
16 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
17 | Итоговая контрольная работа | 1 |