РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины ОП.08 Финансы, денежное обращение и кредит Для специальности: 21.02.05 Земельно-имущественные отношения

Шестерикова Любовь Александровна

 Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и едина для всех форм обучения.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина в составе профессионального цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины                 ОП.08 Финансы, денежное обращение и кредит

Для специальности:

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

2019 г.


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Председатель______________________

Протокол «10» « 19» июня  2019 г 

Утверждено:

Приказ № 01-08/87-1к от 30.08.2019 г.

Заместитель директора по учебной работе _______________Лисина И.М.


Составлена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования по программе 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456

Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель

Рецензенты: Голубева В.В., преподаватель

______________________________________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Финансы, денежное обращение и кредит»

1.1. Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и едина для всех форм обучения.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина в составе профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
  • участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением;
  • участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
  • составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;
  • принципы финансовой политики и финансового контроля;
  • законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
  • основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
  • структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
  • структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
  • виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
  • характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
  • особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
  • ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
  • ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

10-

     контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Рефераты, презентации

изучение нормативно – законодательной базы

решение задач

решение профессиональных ситуации

составление схем и таблиц

18

2

2

2

6

Аттестация по дисциплине                                       Дифференцированный зачет

2.2. Содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

2

1

Самостоятельная работа студента

4

3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентаций, докладов на тему «История развития денежно- кредитной и финансовой систем в РФ», «Финансовая служба предприятия, ее специалисты».

Тема 1.

Сущность и функции денег.  Денежное обращение: понятие и виды.

Содержание учебного материала

1

Деньги: их необходимость и происхождение. Функции денег. Виды денег.  Роль денег в рыночной экономике.

Виды денежных систем. Денежные реформы. Денежная масса. Понятие денежного обращения. Закон денежного обращения. Наличное и безналичное денежное обращение. Классификация форм безналичных расчетов. Скорость обращения и масса денег в обращении.

Прогнозное планирование налично-денежного обращения в РФ. Прогноз кассовых оборотов ЦБ РФ: содержание и назначение. Роль ЦБ РФ в регулировании и осуществлении анализа налично-денежного обращения.

 Инфляция, ее сущность и формы проявления. Формы и методы антиинфляционной политики.

8

1

Практическое занятие №1

.Наличное и безналичное денежное обращение

. Классификация форм безналичных расчетов.

4

3

Самостоятельная работа студента

4

3

Выполнение домашних заданий по теме 1- Расчет и анализ динамики денежных агрегатов на основе публикуемой статистической информации.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентаций, докладов на тему «История происхождения денег», «Состояние и перспективы развития денежной системы РФ», «Особенности инфляционных процессов в РФ».

Подготовка кроссвордов по данной теме.        

Сбор статистической информации об инфляции, существующей на момент выполнения задания.

Тема 2. 

Финансы и финансовая система РФ

Содержание учебного материала

1

Социально-экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования.

Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики.

Финансовая система, ее сферы. Понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Управление финансами на предприятиях. Финансовый контроль.

Сущность финансов коммерческих организаций. Денежные фонды и резервы организаций. Доходы и расходы как основные финансовые показатели деятельности коммерческих организаций. Прибыль, ее сущность. Порядок формирования, распределения и использования. Организация финансовой работы в коммерческих организациях.

Определение суммы  прибыли  организаций различных форм собственности и ее распределение в фонды специального назначении.

8

1

Практическое занятие №2 

Определение суммы  прибыли  организаций различных форм собственности и ее распределение в фонды специального назначении.

4

3

Самостоятельная работа студента

4

3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентаций, рефератов по теме «Роль финансов в экономике страны», «Особенности финансовой политики в РФ», «Управление финансами на предприятии».

Составление тестов и кроссвордов по данной теме.

Тема 3.

Государственные финансы.

Содержание учебного материала

1

Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы. Основные составляющие государственных финансов: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Бюджетное устройство. Федеральный  бюджет и его функции. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.  Межбюджетные отношения в субъекте РФ.

Анализ состава федерального бюджета РФ. Определение сумм дефицита и профицита бюджетов.

Казначейский контроль за исполнением  федерального бюджета. Организация работы по контролю за исполнением  федерального бюджета. Взаимодействие федерального казначейства с банками и администраторами поступлений в бюджет.

Социально-экономическая сущность внебюджетных социальных фондов.  Место внебюджетных фондов в структуре финансовой системы. Порядок формирования и использования фондов социальной защиты граждан.

Определение сумм страховых платежей во внебюджетные фонды.

Сущность и функции государственного кредита.

8

1

Практическое занятие №3

Определение сумм страховых платежей во внебюджетные фонды.

4

3

Самостоятельная работа студента

6

3

Выполнение домашних заданий по теме 3- Составление бюджета семьи на текущий месяц. Решение задач на определение сумм дефицита и профицита бюджетов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка докладов на тему «Роль государственных финансов в финансовой системе страны», «Региональный бюджет и его функции», «Местный бюджет и его функции», «Внебюджетные фонды России», «Бюджетный дефицит и методы его финансирования», «Государственный кредит».

Составление тестов и кроссвордов по данной теме.

Тема 4.

Банки и банковская система. Кредитная система.

Содержание учебного материала

1

Ссудный капитал и кредит. Основные формы кредита.  Кредитная система. Новые виды кредитов: ипотека, лизинг, кредитные карточки.

Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы. Цели,  типы и инструменты денежно-кредитной политики. Коммерческие банки России, их функции и принципы деятельности. Виды банковских операций и услуг предоставляемые  юридическим и физическим лицам. Определение доходов по банковским операциям.

Кредитная политика коммерческих банков. Основы ипотечного жилищного кредитования. Ипотека как разновидность залога. Финансовый механизм ипотечного кредитования.

8

1

Практическое занятие №4

Ипотечное жилищное кредитование. Финансовый механизм ипотечного кредитования.

4

3

Самостоятельная работа студента

6

3

Выполнение домашних заданий по теме 5- Расчеты по вкладам коммерческих банков – определение доходности по вкладам.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка докладов на тему «История банковского дела в России», «Ипотечное кредитование», «Лизинг», «Факторинг».

Составление кроссвордов, тестов.

Тема 5. 

Рынок ценных бумаг.

Содержание учебного материала

1

Ценные бумаги как элемент новых отношений собственности, новых способов вложения капитала.

Виды ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.

Акции: условия выпуска, виды, правила выплаты дивидендов. Определение курса акций, дохода по акциям и распределение акций между учредителями.

Виды облигаций, их выпуск, доходы от облигаций. Сберегательные и депозитные сертификаты. Вексель, его виды и особенности. Другие виды ценных бумаг.

Необходимость создания рынка ценных бумаг, его структура и функции. Профессиональная деятельность организаций на организованном рынке ценных бумаг. Брокерские и дилерские  услуги.

Инвестиционные компании на рынке ценных бумаг.

6

1

Практическое занятие №5 

Виды ценных бумаг.

4

3

Самостоятельная работа студента

6

3

Выполнение домашних заданий по теме 5- Расчеты по ценным бумагам – определение доходности ценных бумаг.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка докладов на тему «Формирование и становление рынка ценных бумаг в России», «Фондовая биржа и ее деятельность», «Государственное регулирование на рынке ценных бумаг», «Государственные и муниципальные ценные бумаги», «Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг», «Сберегательные и депозитные сертификаты».

Составление кроссвордов и тестов по данной теме.

Всего:

90

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежного обращения и кредита, экономической теории».

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно – методической документации; комплект учебно – наглядных пособий («Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий», «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов»); Гражданский и бюджетный кодексы РФ.

Технические средства обучения:

  • мультимедийное оборудование;
  • компьютер, принтер, сканер;
  • телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативно-правовая документация:

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. Бюджетный Кодекс РФ
  3. Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации»
  4. Закон РФ «О банках и банковской деятельности»
  5. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
  6. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  7. Постановление Правительства РФ «О фонде социального страхования в Российской Федерации»
  8. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации
  9. Положение о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации
  10. Инструкция Центрального банка Российской Федерации «Об организации безналичных расчетов в Российской Федерации»

Литература

Основная:

  1. Финансы и кредит: [Электронный ресурс]: (электронный учебник)/ М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, [и др.] Электрон. дан. и прог.- М.: КНОРУС, 2011.
  2. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник.-2-е изд., доп.- М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2012.
  3. Колпаков Г.М.  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013.

Дополнительная:

  1. Лаврушин О.И. Банковское дело. Учебник для вузов.- М.: Финансы и статистика. 2011.
  2. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.- М.: Финансы. ЮНИТИ. 2012.

Интернет – ресурсы:

  1. Поисковые ресурсы «Rambler, yandex, google».
  2. Справочно – правовые системы «Консультант Плюс»; «Гарант». (http://www.consultant.ru/about/software/cons/; http://www.garant.ru/iv/)
  3. http://www.minfin.ru/ru/;   http://www.finansy.ru/; http://depfin.adm44.ru/index.aspx

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

Экспертная оценка на практическом занятии

проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

Тестирование

Домашняя работа

проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета

Письменный опрос

Домашняя работа

составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг

Домашняя работа

Знать:

сущность финансов, их функции и роль в экономике

Письменный опрос

принципы финансовой политики и финансового контроля

Письменный опрос

законы денежного обращения

Тестирование

Защита индивидуальных работ

сущность, виды и функции денег

Письменный опрос

основные типы и элементы денежных систем

Тестирование

Защита индивидуальных работ

виды денежных реформ

Тестирование

Защита индивидуальных работ

структуру кредитной и банковской системы

Письменный опрос

Экспертная оценка на практическом занятии

функции банков и классификацию банковских операций

Письменный опрос

Экспертная оценка на практическом занятии

цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики

Тестирование

Защита индивидуальных работ

структуру финансовой системы

Письменный опрос

принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства

Тестирование

Экспертная оценка на практическом занятии

виды и классификации ценных бумаг

Письменный опрос

Защита индивидуальных работ

особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг

Тестирование

Экспертная оценка на практическом занятии

характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг

Тестирование

Экспертная оценка на практическом занятии

характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики

Письменный опрос

Экспертная оценка на практическом занятии

особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы

Тестирование

Защита индивидуальных работ


Рецензия на рабочую программу

Рабочая программа по дисциплине разработана для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов образовательного учреждения на основе примерной программы данной дисциплины.

Рабочая программа содержит требования к подготовке студента по результатам изучения дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, рекомендации по организации образовательного процесса.

Рабочая программа дисциплины «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ» содержит:

— титульный лист:

  • паспорт рабочей программы дисциплины;
  • результаты освоения дисциплины;
  • структуру и содержание дисциплины
  • условия реализации программы дисциплины;
  • контроль и оценку результатов освоения дисциплины;

Титульный лист оформлен правильно:

—        наименование образовательного учреждения;

—        наименование дисциплины:

указания по принадлежности рабочей программы дисциплины специальности «21.02.05. - Земельно-имущественные отношения»

  • год разработки.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах

       В паспорте рабочей программы дисциплины дается краткое описание области применения программы, цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения модуля, рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

      В результатах освоения дисциплины приводится овладение обучающимися видом профессиональной деятельности в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

В структуре и содержании дисциплины раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам дисциплины, как из расчета максимальной учебной нагрузки студента, так и аудиторных занятий. Приводится объём часов на практические занятия, учебную и производственную практики.

По каждой учебной теме (разделу) приводятся:

  • номер и наименование темы (раздела);
  • содержание учебного материала (дидактические единицы);
  • лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование)
  • уровень освоения;
  • виды самостоятельной работы студента.

   —при планировании самостоятельная работы студента указаны виды внеаудиторной работы

Студенту рекомендованы такие виды заданий, как решение упражнений и задач, выполнение расчётно- графических работ, анализ производственные ситуации, решение ситуационных производственных задач подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа и др.

В разделе «Условия реализации дисциплины »  указаны требования к минимальному материально-техническому обеспечению: перечень рекомендуемых средств обучения; информационное обеспечение: основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература; общие требования к организации образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса.

Контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля включает в себя результаты (освоенные профессиональные компетенции), основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки.

Рецензент_________________________________________________


Рецензия на рабочую программу

Рабочая программа по дисциплине разработана для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов образовательного учреждения на основе примерной программы данной дисциплины.

Рабочая программа содержит требования к подготовке студента по результатам изучения дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, рекомендации по организации образовательного процесса.

Рабочая программа дисциплины «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ» содержит:

— титульный лист:

  • паспорт рабочей программы дисциплины;
  • результаты освоения дисциплины;
  • структуру и содержание дисциплины
  • условия реализации программы дисциплины;
  • контроль и оценку результатов освоения дисциплины;

Титульный лист оформлен правильно:

—        наименование образовательного учреждения;

—        наименование дисциплины:

указания по принадлежности рабочей программы дисциплины специальности «21.02.05. - Земельно-имущественные отношения»

  • год разработки.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах

       В паспорте рабочей программы дисциплины дается краткое описание области применения программы, цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения модуля, рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

      В результатах освоения дисциплины приводится овладение обучающимися видом профессиональной деятельности в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

В структуре и содержании дисциплины раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам дисциплины, как из расчета максимальной учебной нагрузки студента, так и аудиторных занятий. Приводится объём часов на практические занятия, учебную и производственную практики.

По каждой учебной теме (разделу) приводятся:

  • номер и наименование темы (раздела);
  • содержание учебного материала (дидактические единицы);
  • лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование)
  • уровень освоения;
  • виды самостоятельной работы студента.

   —при планировании самостоятельная работы студента указаны виды внеаудиторной работы

Студенту рекомендованы такие виды заданий, как решение упражнений и задач, выполнение расчётно- графических работ, анализ производственные ситуации, решение ситуационных производственных задач подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа и др.

В разделе «Условия реализации дисциплины »  указаны требования к минимальному материально-техническому обеспечению: перечень рекомендуемых средств обучения; информационное обеспечение: основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература; общие требования к организации образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса.

Контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля включает в себя результаты (освоенные профессиональные компетенции), основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки.

Рецензент________________ Голубева В.В. - преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»