РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины ОП.10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Шестерикова Любовь Александровна

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО  по программе 35.02.07  «Механизация сельского хозяйства».

 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по программе  35.02.07  «Механизация сельского хозяйства».

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 18._op.10_osnovy_ekonomiki_menedzhmenta_i_marketinga.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум

Костромской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины                 ОП.10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

для специальности

35.02.07  «Механизация сельского хозяйства»

2019г.

ОДОБРЕНА

предметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

Председатель _________В.В Голубева

Протокол №10 «19» июня 2019 г

Утверждено: 

Приказ № 01-08/87-1к от 30.08.2019 г.

Заместитель директора по учебной работе

_______________Лисина И.М.

Составлена в соответствии с ФГОС СПО по программе 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 07 мая 2014г. №456

Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель

Рецензент:                    Голубева В.В. - преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области».

Разработчики:

Шестерикова Л. А. преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум  Костромской области».


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмент и маркетинга

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО  по программе 35.02.07  «Механизация сельского хозяйства».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по программе  35.02.07  «Механизация сельского хозяйства».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения экономической теории;
  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

сборочных единиц.

ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.

ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.

ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.

ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

практические работы

10

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, маркетинга и менеджмента»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы экономики

Содержание учебного материала

15

Тема 1.1. Сущность экономики и история ее развития

1. Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

1

2

Тема 1.2. Производство и экономика

2. Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.

1

3

Натуральное и товарное производство. История товарного производства. Нетоварный сектор экономики. Товарное обращение. Товар как экономическая категория.

2

Тема. 1.3. Принципы рыночной экономики

3. Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы

Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

1

3

Тема. 1.4.

Макроэкономические

показатели

4. Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.

2

3

Тема. 1.5.

Макроэкономическая

нестабильность

5. Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия.

2

3

Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причина и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

3

Тема. 1.6.

Макроэкономическое

регулирование

6. Цели и направления макроэкономического регулирования. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.

3

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Школы экономических учений. Типы и модели экономических систем. Биржи и биржевые сделки. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночная цена и точка равновесия. Монополии и монополистические союзы. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца и индекс Джини.

5

Раздел. 2. Экономика сельского хозяйства

17

Тема. 2.1. Место сельского хозяйства в АПК

7. Значение, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и его механизации. Агропромышленный комплекс как производственно-экономическая система.

1

3

Тема. 2.2. Предприятие – объект и материальная база предпринимательства

8. Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике.

Сельскохозяйственные предприятия как субъект предпринимательства. Современные формы сельскохозяйственных предприятий. Организационно-экономические основы деятельности предприятий.

2

2

2

Тема 2.3. Факторы

сельскохозяйственного

производства

9. Роль сельского хозяйства в развитии экономики.

Особая роль земли в сельском хозяйстве. Земля как предмет и средство труда. Экономические показатели использования земли.

Классификация, состав основных фондов сельскохозяйственных предприятий и их оценка. Физический и моральный износ. Амортизация и амортизационные отчисления. Организация материально-технического обеспечения. Лизинг как современный способ технического обеспечения предприятия.

Понятие о труде и трудовых ресурсах, особенности сельскохозяйственного труда. Понятие производительности труда. Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Современные факторы производства: организация и технология, информация и наука, энергия и экология.

2

2

10. Практические занятия.

Определение показателей экономической эффективности использования земли.

Определение показателей оснащенности основными средствами и эффективности их использования. Расчет амортизационных отчислений.

Расчет показателей уровня производительности труда.

2

Тема. 2.4. Технико-экономические показатели

11. Понятие о размещении и специализации сельскохозяйственного производства как формы общественного разделения труда. Валовая и товарная продукция как основные показатели специализации производства.

Понятие об издержках производства и себестоимости продукции. Сущность экономической эффективности производства и ее основные показатели.

2

2

12. Практическое занятие.

Определение специализации сельскохозяйственного производства.

Расчет себестоимости единицы продукции.

Определение показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

2

3

Тема 2.5. Оплата труда в сельском хозяйстве

13. Формы и виды оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях. Сущность тарификационной системы, ее составные элементы.

Определение расценки за единицу продукции. Начисление заработной платы.

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Хозяйственный риск и виды потерь. Современные факторы производства.

5

Раздел 3. Основы менеджмента

11

Тема 3.1. Сущность современного менеджмента

12. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система.

2

2

Тема 3.2. Цикл управления

13. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.

2

2

Тема. 3.3. Методы управления

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

3

2

Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.

3

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

3

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами.

2

Раздел 4 Основы маркетинга

3

Тема 4.1. Сущность маркетинга

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1

2

Тема 4.2. Основные стратегии маркетинга

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе.

Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

1

2

Тема 4.2. Основные стратегии маркетинга

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе.

Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

1

2

Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

Практические занятия Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Школы маркетинга. Товарная номенклатура

1

3

ВСЕГО:

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация  учебной  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

-        комплект учебных наглядных пособий Основы экономики,
маркетинга и менеджмента;

  • нормативно-правовые документы. Технические средства обучения:
  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

 3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2012.
  2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2014.
  3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.
  4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. – М.: Дело и сервис, 2014.
  5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
  6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
  7. Котлер Ф. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2016.

Дополнительные источники:

  1. Грязнова А.Г.,  Юданов А.Ю., ред.  Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2015.
  2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2012.
  3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. – М.: КолосС, 2004.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2011.
  5. Теория   управления:   Учебник/Под   общ.   ред.   Гапоненко   А.Л.   и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2015.
  6. Барышев А.Ф. Маркетинг – М.: Академия, 2012.
  1. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
  2. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
  3. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».

1.        Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-

management.info/

2.        Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа:
http://www.marketolog.ru/-маркетолог

3.        Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма
доступа:
http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm


4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-   практические работы экономические показатели деятельности организации;

защита проекта;

применять         в        профессиональной   практическая работа деятельности     приемы     делового     и управленческого общения;

защита проекта, презентация;

анализировать    ситуацию    на    рынке товаров и услуг;

практические работы

Знания:

основные     положения     экономической теории;

домашняя работа

принципы рыночной экономики;

тестирование, индивидуальное задание

современное  состояние  и  перспективы развития      сельского      хозяйства      и механизации;

дифференцированный зачёт

роли   и   организацию   хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

тестирование

механизмы         ценообразования        на продукцию (услуги);

тестирование

формы оплаты труда;

тестирование и практическая работа

стили управления, виды коммуникации;

тестирование

принципы      делового      общения      в

индивидуальное задание

коллективе;

управленческий цикл;

особенности   менеджмента   в   области

механизации сельского хозяйства;

сущность, цели, основные принципы и

функции    маркетинга,    его    связь    с

менеджментом;

формы адаптации производства и сбыта к

рыночной ситуации.

индивидуальное задание

тестирование