Общеобразовательная рабочая программа «Экономическая культура» 7 класс

Сучков Сергей Дмитриевич

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Экономическая культура»

 

 

 

Направленность: 7 класс

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskaya_kultura_7_klass_1_chas_v_nedelyu.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Экономическая культура»

Направленность: 7 класс

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                   

                                                               

                                                               Составитель:

Сучков Сергей Дмитриевич

г. Москва, 2020

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с основной программой основного общего образования ГБОУ Школа №2065, учебным планом школы и годовым календарным графиком на 2020-2021 уч.год Программа рассчитана на учащихся 7-х классов, реализуется в течение одного года 1 час в неделю (34 часа)

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39).

Курс призван сформировать у учащихся систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

Курс призван познакомить учащихся с тем, когда и как возникло разделение труда, как организовано производство благ, как развивалась и какие формы имеет сегодня торговля, зачем нужны и как работают биржи и банки, что такое деньги и другими аспектами современной организации хозяйственной деятельности. Для развития интереса к экономическим знаниям используются разные методы работы, поднимаются вопросы профориентации.

Характеристика предмета.

Содержание курса представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Школа как социальный институт, безусловно, не может остаться в стороне от проблем, возникающих при формировании нового экономического уклада российского общества, требующего качественного повышения общей экономической грамотности, достижения каждым учеником, а впоследствии выпускником школы, определенного уровня экономической культуры.

В процессе работы по изучению данного курса ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают умениями, связанными с работой с научной и справочной литературой.

Усвоение предметного содержания курса и сам процесс его изучения становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения к самообразованию.

Курс позволяет осуществлять интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни.

Формировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления.

Формировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики, налоговой сферы, банковского дела, туристического бизнеса.

Познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать; научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач.

Цели курса:

Дать школьникам общие представления об основах развития экономики. Формировать базовый уровень экономической грамотности, необходимой для уверенной ориентации в повседневной экономической деятельности.

Задачи курса:

Образовательные:

  • формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
  • формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных навыков.
  • воспитание ответственности за экономические решения;
  • потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
  • воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Методы и формы обучения

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки- опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (моделирующие экономические игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах.

Результаты освоения учебного предмета.

 Личностные:

  • умение вести работу в группе;
  • умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • умение логично, последовательно и кратко проводить публичное выступление;
  • умение учитывать не только экономические, но и моральные (этические) принципы для принятия экономических решений.

Предметные:

  • овладение основными экономическими понятиями и терминами, изучаемыми в данном курсе;
  • общаться на темы, связанные с экономикой;
  • пользоваться изученными экономическими понятиями, законами, концепциями на примерах и в конкретных жизненных ситуациях.

Метапредметные:

  • самостоятельная постановка учебных целей;
  • умение обнаруживать ошибки и корректировать их;
  • с помощью учителя научиться выбирать наиболее рациональный способ действий;
  • самостоятельно выбирать тему проекта.
  • умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности; освоение принципов ведения проектной деятельности;
  • составление отчета по плану о содержании экскурсии;
  • обрабатывать информацию и представлять ее в табличном и графическом виде;
  • пользоваться различными видами информации и ее источниками;
  • умение выражать структуру задачи разными средствами
  • уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения;
  • уметь задавать вопросы;
  • уметь планировать общие способы работы;
  • понимая позицию собеседника (оппонента), различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы, факты, гипотезы, теории);
  • уметь позитивно относиться к процессу общения.

Содержание тем учебного курса.

7 класс

Зачем нужна экономика. (1ч)

Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика. Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.

 Как устроена хозяйственная жизнь человечества. (2ч)

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.

Как возникла экономика. (2ч)

Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье. Как организуется производство благ.

 Менеджмент. (3ч)

 Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология. Предприниматель. Менеджер. Производство.

Торговля - союзник производства. (3ч)

 Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества. Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.

 Многоликая розничная торговля. (2ч)

Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Безмагазинные формы торговли.

Зачем нужна оптовая торговля. (2ч)

 Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода.

Как оптовая торговля помогает производству. (2ч)

 Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

 Зачем нужна биржа. (3ч)

Биржа. Биржевая торговля. Биржевые товары. Спекуляция. Российская биржевая торговля.

Деньги – помощник торговли. (1ч)

Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.

 Краткая история звонкой монеты. (3ч)

Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы.

Зачем люди придумали банки. (3ч)

 Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков. Банковская система России. Банковские деньги. Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.

Как бумажные деньги стали главными. (1ч)

История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема.

 Как банки сделали деньги невидимыми. (2ч)

Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов. Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный (металлический) стандарт.

Итоговое обобщение. (2ч)

Итоговое обобщение по курсу «Экономическая культура»

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Вид занятия

Теоретические

количество

Зачем нужна экономика. (1 час)

1

Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика. Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.

1

1

Как устроена хозяйственная жизнь человечества. (2часа)

2

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок.

1

1

3

Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.

1

1

Как возникла экономика. (2 часа)

4

Как и когда возникла экономика.

1

1

5

Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье. Как организуется производство благ.

1

1

Менеджмент. (3 часа)

6

Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд.

1

1

7

Предприниматель.

1

1

8

Менеджер. Производство.

1

1

Торговля - союзник производства. (3 часа)

9

Обмен. Торговля. Факторы развития торговли.

1

1

10

Роль торговли в хозяйственной жизни человечества. Розничная торговля.

1

1

11

Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.

1

1

Многоликая розничная торговля. (2 часа)

12

Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин.

1

1

13

Безмагазинные формы торговли.

1

1

Зачем нужна оптовая торговля. (2 часа)

14

Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли

1

1

15

Скидка. Выгода.

1

1

Как оптовая торговля помогает производству. (2 часа)

16

Конвейер. Функции оптовых торговцев.

1

1

17

Развитие оптовой торговли в России.

1

Зачем нужна биржа. (3 часа)

18

Биржа.

1

1

19

Биржевая торговля. Биржевые товары.

1

1

20

Российская биржевая торговля.

1

1

Деньги – помощник торговли. (1час)

21

Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.

1

1

Краткая история звонкой монеты. (3 часа)

22

Российская монетная система.

1

1

23

Чеканка монет.

1

1

24

Национальные монетные системы.

1

1

Зачем люди придумали банки. (3 часа)

25

Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков.

1

1

26

Банковская система России. Банковские деньги. Частные деньги.

1

1

27

Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.

1

1

Как бумажные деньги стали главными. (1час)

28

История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема.

1

1

Как банки сделали деньги невидимыми. (4 часа)

29

Факторы возникновения безналичных расчетов.

1

1

30

Безналичные денежные расчеты. Ассигнация. Банкнота.

1

1

31

Золотомонетный (металлический) стандарт.

1

1

32

Обобщение по теме «Банки»

1

1

Итоговое обобщение (2 часа)

33-34

Итоговое обобщение по курсу «Экономическая культура»

2

1

Итого

34