Общеобразовательная рабочая программа «Экономический анализ» 11 класс

Сучков Сергей Дмитриевич

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Экономический анализ»

Направленность: 11 класс

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskiy_analiz_11_klass_1_chas_v_nedelyu.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Экономический анализ»

Направленность: 11 класс

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                   

                                                               

                                                               Составитель:

Сучков Сергей Дмитриевич

г. Москва, 2020

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Экономический анализ» составлена на основе  Федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования,  Учебного плана ГБОУ школы № 2065 г. Москвы на 2020-2021 учебный год.

 Программа  конкретизирует содержание предметных тем 11 класса, даёт распределение учебных часов по разделам курса экономического анализа 11 класса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Безусловность тесной связи современного, качественного образования, перспективы построения гражданского общества и эффективной экономики в настоящее время общепризнана. Окончив школу, выпускник должен владеть не только теорией, но и практикой. Поэтому недостаточно просто обучить его азам западных экономических теорий, необходимо подготовить его к жизни в той экономической среде, которая будет окружать его всю жизнь, — то есть к реальным условиям экономики России. Курс «Экономического анализа» для 11 классов построен таким образом, что четко отражает российский опыт и составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономического анализа представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами экономики, экономической культуры, обществознания, с курсами математики, истории и др.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

 1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39).

 2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.

3.Примерная программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

     Таким образом,  программа  имеет логически выверенную структуру, в ней достаточно детализированы основные проблемы дисциплины. Помимо основного, программа  содержит дополнительный материал, что дает возможность  использовать его не только на уроках, но и для дополнительных заданий учащимся общего и индивидуального характера.

     Программа соответствует содержательной части Государственного стандарта базового уровня среднего (полного) общего образования,  и выполняет его требования к образовательному процессу, которые предполагают достижение следующих целей:

- освоение основных знаний об экономическом анализе, экономике России;

 - овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни

 - экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- формирование готовности использовать приобретенные знания в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Актуальность рабочей программы обусловлена необходимостью повышения общего уровня развития обучающихся. С  учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности  обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуация.

Цели курса

Цель изучения курса состоит в приобретении знаний о научных основах и принципах экономического анализа, исторических этапах его развития; о методах, специальных приемах и методике его проведения; об организации и информационной базе анализа, порядке формирования специальной аналитической информации и интерпретации данных аналитических расчетов; о направлениях и сферах применения результатов экономического анализа. Особое внимание уделяется освоению экономико-математических методов анализа хозяйственной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономический анализ» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Методы и формы обучения

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки- опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (моделирующие экономические игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • принципы экономического анализа;
  • особенности метода экономического анализа;
  • содержание (основные разделы) проведения анализа;
  • требования, предъявляемые к исходной информации для анализа;
  • порядок подготовки аналитической информации;
  • методы и приемы проведения аналитических расчетов.

Уметь

  • правильно формулировать аналитическую задачу;
  • строить многофакторные системы;
  • применять методы выявления влияния факторов на изменение результативного показателя;
  • применять методы комплексных оценок деятельности хозяйствующих субъектов и их подразделений;
  • интерпретировать результаты расчетов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

• личностные:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,

обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

• метапредметные:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

• предметные:

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для

эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

Преподавание курса предполагает  реализовать следующие моменты:

  • проблемные ситуации (для урока и домашнего задания), помогают развивать экономическое мышление, вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на спорные и дискуссионные вопросы современной экономической теории и практики;
  • для тех, кто хочет более глубоко изучить ту или иную тему, написать эссе или подготовить доклад по заданию преподавателя, приводится список тем, дополнительная литература, интернет-источники;
  • при изложении материала  опора делается  на широкий спектр простых экономических моделей, и учащимся в доступной форме, с помощью многочисленных примеров объясняется, как строятся и применяются основные экономические модели;
  • сделан акцент на важнейшие категории и законы, которые особым образом выделены в тексте;
  • даны задания для самостоятельного выполнения, включая коллективное обдумывание конфликтных экономических ситуаций (забастовка, монополизация рынка и т.д.).

Современное образование требует преобладания активных форм обучения, при этом наиболее интенсивное усвоение материала происходит при работе над проблемными ситуациями. Кроме того, к активным формам можно отнести решение задач, тестов, написание эссе, использование ресурсов Интернета для сбора материалов, статистики.

Место предмета в базисном учебном плане:

Преподавание предмета «Экономического анализа» осуществляется за счет федерального компонента (базовый уровень) из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов - 11 класс;

Контроль знаний учащихся планируется проводить в виде самостоятельных работ (тестовые задания, вопросы для  размышления, эссе, решение задач) после каждой изученной темы.

      Методическое наполнение, характер подачи материала  нацелены на решение следующую цель:

1. Содержится как теория экономического анализа, так и практические аспекты, что расширяет и углубляет знания учащихся.

                                                                                                                   

Содержание учебного предмета.

Научные основы экономического анализа (9 часов)

Экономический анализ как общенаучный метод познания, специальная отрасль экономических знаний, определенный вид практической деятельности. Место анализа в системе экономической науки. Роль экономического анализа в информационном обеспечении управления. Основные концепции экономического анализа. Связь экономического анализа с фундаментальными и специальными науками. Принципы экономического анализа и реализация их в анализе деятельности предприятий.  Эволюция анализа хозяйственной деятельности.  Сущность и содержание экономического анализа.  Задачи экономического анализа. Обобщающий урок по теме «Научные основы экономического анализа».


Методы экономического анализа (25 часов)

Понятие показателя и фактора, их взаимосвязь и классификация. Классификация методов экономического анализа, их взаимосвязь. Общенаучные методы исследования.  Общая характеристика специальных методов и приемов экономического анализа. Построение аналитических таблиц. Метод сравнения. Метод детализации. Эвристические методы анализа: дельфийский метод, морфологический анализ, метод сценариев, метод мозговой атаки, метод коллективного блокнота. Элементарные методы экономического анализа: балансовый метод; метод долевого участия.        

Методы статистики в экономическом анализе: использование относительных и средних величин; элементарные методы обработки рядов динамики.        

Экономико-математическое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности. Основные типы моделей, используемых в анализе хозяйственной деятельности. Особенности жестко детерминированных моделей. Методы комплексной рейтинговой оценки хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделе-ний: метод сумм, метод коэффициентов, метод средней геометрической, метод суммы мест, метод расстояний. Методы финансовых вычислений: логика финансовых операций в рыночной экономике; операции наращения и дисконтирования. Процентные ставки и методы их начислений: понятие простого и сложного процента, области их применения; эффективная годовая процентная ставка. Сущность, содержание и классификация экономической информации. Требования, предъявляемые анализом к информации. Подготовка исходной информации для использования в экономическом анализе. Обобщающий урок по теме «Методы экономического анализа».


Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Вид занятия

Теорети-ческие

Практи-ческие

Количество

Научные основы экономического анализа (9 часов)

1

Экономический анализ как общенаучный метод познания, специальная отрасль экономических знаний, определенный вид практической деятельности.

1

1

2

Место анализа в системе экономической науки. Роль экономического анализа в информационном обеспечении управления.

1

1

3

Основные концепции экономического анализа.

1

1

4

Связь экономического анализа с фундаментальными и специальными науками.

1

1

5

Принципы экономического анализа и реализация их в анализе деятельности предприятий.

1

1

6

Эволюция анализа хозяйственной деятельности.

1

1

7

Сущность и содержание экономического анализа.

1

1

8

Задачи экономического анализа.

1

1

9

Обобщающий урок по теме «Научные основы экономического анализа».

1

1

Методы экономического анализа (25 часов)

10-11

Понятие показателя и фактора, их взаимосвязь и классификация.

1

1

2

12-13

Классификация методов экономического анализа, их взаимосвязь.

1

1

2

14-15

Общенаучные методы исследования

1

1

2

16-17

Общая характеристика специальных методов и приемов экономического анализа. Построение аналитических таблиц. Метод сравнения. Метод детализации.        

1

1

2

18-19

Эвристические методы анализа: дельфийский метод, морфологический анализ, метод сценариев, метод мозговой атаки, метод коллективного блокнота.

1

1

2

20-21

Элементарные методы экономического анализа: балансовый метод; метод долевого участия.        

1

1

2

22-23

Методы статистики в экономическом анализе: использование относительных и средних величин; элементарные методы обработки рядов динамики.

1

1

2

24-25

Экономико-математическое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности. Основные типы моделей, используемых в анализе хозяйственной деятельности. Особенности жестко детерминированных моделей.

1

1

2

26-27

Методы комплексной рейтинговой оценки хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений: метод сумм, метод коэффициентов, метод средней геометрической, метод суммы мест, метод расстояний

1

1

2

28-29

Методы финансовых вычислений: логика финансовых операций в рыночной экономике; операции наращения и дисконтирования

1

1

2

30-31

Процентные ставки и методы их начислений: понятие простого и сложного процента, области их применения; эффективная годовая процентная ставка

1

1

2

32-33

Сущность, содержание и классификация экономической информации. Требования, предъявляемые анализом к информации. Подготовка исходной информации для использования в экономическом анализе

1

1

2

34

Обобщающий урок по теме «Методы экономического анализа».

1

1

Итого:

34

Учебно-методическое обеспечение

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Уроки экономики в школе: В 2 кн.: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
  2. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень: 10-11 классы. – М.: ВАКО,2011.
  3. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 кл./ Е.Б. Лавренова. –2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС. 2011.
  4. .Курс экономической теории: Учебник/Под общ. ред. М.Н.Чепурина   Е.А.Киселевой. — Киров:   АСА, 2002.
  5. .Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т. / Пер. с англ. 13-го изд. — М.: ИНФРА-М, 2001.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

«Экономика в школе».

«Российский экономический журнал» (РЭЖ).

«Вопросы экономики».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1.  http://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике;
  2. http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://gallery.economicus.ru/
  3. http://50.economicus.ru/
  4. http://www.aup.ru/books/
  5. http://econline.h1.ru/theorru.htm