Конспект урока "Суд над инфляцией"

Жульмина Нина Степановна

Методическая разработка нетрадиционного открытого урока в форме деловой игры «Суд над инфляцией»  показывает  возможность  реализации  компетентностного  подхода  обучения  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  СПО  посредством  применения  интерактивных  методов  обучения.

Методическая  разработка  состоит  из  введения,  методического  плана  урока,  описание  технологии  подготовки  и  проведения  урока,  заключения,  приложения  в  виде  компьютерной  презентации.

Методическая  разработка  предназначена  как  для  непосредственного  проведения  урока  по  данной  теме,  так  и  для  обмена  опытом  по  использованию  интерактивных  образовательных  технологий  в  учебном  процессе.

       Форма и предложенная методика позволяют воздействовать на личность обучающегося через групповые и игровые формы, воспитывать интерес к игре и предмету экономике.

В  методической  разработке  представлен  актуальный  материал  по  заявленной  теме.  Рассмотрены понятие инфляции, ее   виды,  факторы,  влияющие  на  ее  динамику.   Достоинством  работы  является  объемный  статистический  материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Суд над инфляцикй45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области

«Энгельсский механико – технологический техникум»

Методическая разработка

открытого  урока по дисциплине «Основы экономики»

тема «Суд над инфляцией»

Разработала: преподаватель

                                                                 Жульмина Н.С.

р.п. Степное, 2021 г.

Содержание

  1.  Аннотация
  2. Введение
  3. Структура  урока  (мотивация  познавательной  деятельности)
  4. Основная  часть  (план  урока)
  5. Заключение  (анализ  урока)
  6. Список  используемой  литературы
  7. Приложение

Аннотация

Методическая разработка нетрадиционного открытого урока в форме деловой игры «Суд над инфляцией»  показывает  возможность  реализации  компетентностного  подхода  обучения  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  СПО  посредством  применения  интерактивных  методов  обучения.

          Методическая  разработка  состоит  из  введения,  методического  плана  урока,  описание  технологии  подготовки  и  проведения  урока,  заключения,  приложения  в  виде  компьютерной  презентации.

         Методическая  разработка  предназначена  как  для  непосредственного  проведения  урока  по  данной  теме,  так  и  для  обмена  опытом  по  использованию  интерактивных  образовательных  технологий  в  учебном  процессе.

       Форма и предложенная методика позволяют воздействовать на личность обучающегося через групповые и игровые формы, воспитывать интерес к игре и предмету экономике.

        В  методической  разработке  представлен  актуальный  материал  по  заявленной  теме.  Рассмотрены понятие инфляции, ее   виды,  факторы,  влияющие  на  ее  динамику.   Достоинством  работы  является  объемный  статистический  материал.  

Введение

Экономика – наука не только теоретическая, но и опирается на практику, широко используя цифры и расчеты.

Для более глубокого изучения дисциплины необходимы внеклассные мероприятия. Одной из таких форм могут быть деловые игры, которые можно проводить среди студентов разных курсов и профессий.

В процессе деловой игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Деловая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, развивающую, воспитательную.

Игровая форма проведения мероприятия всегда приносит удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

Выбор темы для проведения открытого урока основывался на её значимости и практической ценности с точки зрения подготовки специалиста с учётом междисциплинарных знаний студентов.

Успешное проведение урока во многом определяется качеством его подготовки. Подготовка урока включает два этапа: предварительный и непосредственный.

Предварительно были изучены индивидуальные  особенности студентов, их умение самостоятельно работать.

Подготовлена необходимая учебно – материальная база занятия по дисциплине в целом. Изучен и обобщён опыт работы педагогов активно работающих по информационным технологиям.

Непосредственная подготовка преподавателя к уроку заключалась в подборе учебно – методических материалов:  создание компьютерной презентации, тестовых заданий, таблица динамики уровня инфляции по годам.

 Затем разрабатывался план урока с учетом выбранного типа и методов урока.

Открытый нетрадиционный  урок  по  предмету: «Основы экономики»

Тема «Суд над инфляцией»

    Цель  урока:  проверить  и  обобщить  знания    по теме  «Инфляция, причины и последствия инфляции». (слайд 2)

Задачи урока:

Обучающая – сформировать и закрепить экономические знания по теме «Инфляция», применяя самостоятельную деятельность, владеть приемами работы со статистической информацией;

Развивающая - возбудить интерес обучающихся к данным дисциплинам,

развить умение работать в группе, обобщить имеющиеся у обучающихся  знания по дисциплинам и нацелить их на  самостоятельный поиск информации,  расширить кругозор учащихся,   развить логическое мышление, сформировать умение анализировать  разнородные факты, быстро и правильно применять  накопленные знания.

Воспитательная -  создать  эмоционально – психологический  настрой, выработать  умения  органично  и  последовательно  действовать  в новой  обстановке;  воспитать ответственность за выполненное задание, уважение к другим,   активизировать взаимодействие между обучающимися, развить умственную волевую сферу личности.

Методическая – активизировать  познавательную деятельность с применением современных способов передачи учебной информации обучающимся на основе использования компьютерных технологий. (слайд 3)

Тип  урока:  контрольно – проверочный.

Вид  урока:  урок-суд – имитация судебного заседания.  

Средства  обучения:  компьютер,  мультимедийная  установка,  презентация, мантия для судьи, карточки с вопросами, сценарий урока, карточка – вердикт.

Методы    обучения: словесный, наглядный (наблюдение), индивидуальный, фронтальный опрос проверки уровня знаний, демонстрационный (слайды презентации».

Межпредметная  связь:  «Введение в финансы», «Основы экономической   теории», «Статистика», «Информатика», «Обществознание».

Уровень  усвоения:   3

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте! Сегодня у нас занятие будет проходить в нестандартной форме – в форме деловой игры.   Вы находитесь в особой аудитории – зале судебных заседаний – и занятия, как я уже сказала, будет особенное.

    Цель  урока:  проверить  и  обобщить  знания    по теме  «Инфляция, причины и последствия инфляции»

Преподаватель: Инфляция является одной из базовых значимых тем курса Экономики, так как с понятием инфляция сталкиваются абсолютно все, но не все понимают что это такое, каковы проблемы и последствия для граждан, страны и мировой экономики в целом. Инфляция находится в определенной связи с занятостью населения. Рост инфляции может сочетаться с высокой занятостью и большим объемом производства или, наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. (слайд 4, 5)

Сегодня инфляция оказалась в необычной роли – в роли подсудимой.

Суд над Инфляцией. «ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА» (слайд 6)

Студенты, играющие роли адвоката, подсудимой, прокурора, секретаря занимают свои места. Свидетели и судья находятся вне зала судебных заседаний.

Секретарь: Встать, суд идет! (слайд 7)

(В зал суда входит судья занимает свое место за столом)

 Судья:  Слушается гражданское дело против «Инфляции» по обвинению её в 

нанесении  экономического  ущерба  как  юридическим  так  и физическим лицам. Судебное разбирательство будет проводится судом присяжных заседателе, под  председательством судьи  Львова Виктора Алексеевича секретарь судебного заседания –   Полубаринова Ольга Владимировна сторону обвинения поддерживает прокурор    Чуангалиева Дарья Олеговна

защиту подсудимой  осуществляет адвокат   Кубашев Бауржан Валерьевич

обвиняемая Инфляция  – Атулинова Даяна Асылбековна (слайд 8)

Присяжные заседатели:

  1. Терещенко Владимир Алексеевич – заведующий филиалом «Энгельсского механико – технологического техникума»
  2. Петрова Анастасия Сергеевна – заместитель заведующего филиалом по учебно – производственной работе
  3. Макарова Светлана Владимировна – заместитель заведующего филиалом по учебно – методической работе
  4. Попова Юлия Владимировна – социальный педагог
  5. Андреева Елена Владимировна – председатель методической комиссии (слайд 9)

Уважаемые присяжные заседатели вы должны  выбрать старосту,  в   ваши   обязанности   входит   внимательно следить за судебным разбирательством и по его завершению дать в письменной форме ответ на вопрос:   Доказана ли вина Инфляции?

Староста   обязан   собрать решения присяжных заседателей, ознакомиться с итогами и огласить результат.  

Начинаем судебное заседание. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор:  Ваша   честь,  Уважаемый  суд, Хотелось  бы  отметить, что  инфляция существует уже длительное время и появилась она чуть ли не с возникновения денег. Я внимательно изучила дело и пришла  к выводу, что именно с тех самых 

пор  она портит нам жизнь и создаёт определённые проблемы:

 - падает спрос, потому что все цены растут быстрее чем   номинальная  заработная

 плата;  

-  наблюдается диспропорция между внутренними и  мировыми ценами;

- падает объем производства, некоторые предприятия закрываются,становятся банкротами;

-страна испытывает дефицит наличных денег;

Растетбезработица;  наблюдается повышенный спрос на рынке безналичных денег и кризис  взаимных неплатежей предприятий друг другу.  И поэтому мне бы 

хотелось задать  инфляции вопрос:  «Инфляция, назовите основные причины

 вашего появления?» (слайд 10, 11)

Судья: Госпожа «Инфляция» встаньте.

 

Инфляция:  Уважаемый суд, я не виновна!  Да, действительно   впервые   обо  

 мне   заговорили   в   Северной   Америке   в   период гражданской войны в 1861 г. В 19 веке это понятие уже употреблялось в Англии и Франции. Есть две 

основных причины моего появления:

-   Дисбаланс  между денежной  и товарной массой.  Со  временем  у людей появляется   больше   денег,   они   могут   больше   покупать   товаров   и   услуг и это вызывает рост цен. Неравенство этих составляющих может происходить и из –за уменьшения товарной массы. В этом случае, денег в обращении остается столько же, а количество товаров и услуг снижается. Это приводит к дефициту товаров и, соответственно росту цен.

 Люди   сами   виноваты   во   всем,   что   с   ними   происходит:   их   потребности безграничны и им с каждым годом нужно всё большее количество денег, для этого они проводят эмиссию денег, то есть печатают их вновь и вновь, нарушая основной закон   денежного   обращения,   который   гласит:  «Масса   денег   для   обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг , а также   уровню   цен   товаров   и   тарифов     и   обратно   пропорциональна скорости обращения денег». Посмотрите на формулу Фишера: (слайд 12)

               M = PQ / V 

M – кол-во денег в обращении;
V – скорость оборота денег в данном периоде;
P – уровень товарных цен;
Q – товарная масса, подлежащая реализации в данном периоде.

По закону -  денежная масса должна соответствовать товарной массе!

Исходя из расчетов Фишера, избыточное количество денег провоцирует высокий уровень инфляции, так как производство не отвечает спросу покупателя, в связи с чем искусственно завышаются цены на те или иные товары. Значит в моем появлении виновата товарная масса и количество денег в обращении!

А вы, господин прокурор, не правы говоря, что при инфляции все цены обязательно растут.   Да, одни резко взлетают, но  другие -то остаются стабильными, а некоторые даже снижаются.

Судья: (спрашивает у прокурора и адвоката) Есть ли вопросы к «Инфляции». 

Прокурор – нет.

Адвокат: Нет! 

 Госпожа «Инфляция» присаживайтесь.

Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор:  Господин судья!  Присяжные заседатели!  Прошу вынести высшую меру наказания Инфляции, которая виновна в систематическом повышении общего уровня цен на большинство товаров и услуг. Обвинение ходатайствует о том, чтобы суд выслушал свидетелей обвинения. Стороной обвинения заявлено три свидетеля.

Судья:  Секретарь, пригласите первого свидетеля!

Секретарь:   В зал суда приглашается первый свидетель – Слюнченко Ярослав Дмитриевич 

Судья: Здравствуйте свидетель. Вы, Слюнченко  Ярослав Дмитриевич? 

 

1-й свидетель: Да. Уважаемый суд! Я хочу сказать, что инфляция виновата в том, что мы, пенсионеры, плохо живем. Цены постоянно повышаются, а пенсия у нас и  так   маленькая.   Мы   не   в   состоянии   покупать   дорогие   вещи   длительного пользования. Мы покупаем только дешевые продукты. Мясо и фрукты нам просто «не по карману». Иногда даже не на что купить лекарство. (слайд 13)

Судья:    Есть ли вопросы к свидетелю?

Адвокат:     У меня вопрос: Скажите, как часто вам повышают пенсию? 

1-й свидетель:   Один раз в год, да все равно денег не хватает. Детям надо помочь, внучатам.

Судья:   У вас все свидетель? Займите место в зале суда.   Пригласите  следующего свидетеля.

Секретарь:  В зал суда приглашается  свидетель обвинения  Халтурина Валерия Васильевна

 

Судья: Здравствуйте свидетель. Вы,  Халтурина Валерия Васильевна ?

2-й свидетель: Да. Уважаемый суд!   

Я многодетная мать,  Инфляция виновата в том, что у моих детей нет   компьютера, а в связи с эпидемией коронавируса,  моих  троих  детей -  школьников отправили на дистанционное обучения, мы не можем выполнять школьные  задания, что сказывается на их учебе. Они   плохо   одеваются,   потому   что   она   неблагоприятно воздействует на экономику моей семьи.  Я не работаю, занимаюсь детьми. Зарплата мужа, который работает мастером производственного обучения  в  техникуме небольшая,  постоянно обесценивается, т.е. на ту же зарплату, что и год назад,  наша семья может приобрести меньше товаров, чем   прежде.   Все   деньги   уходят   на   питание,   которое   мы   не  

 можем разнообразить соками и сладостями. Детей жалко! А все эта инфляция виновата! (слайд 14)

 Судья: Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю.

 - Прокурор  - Нет.  Адвокат: Нет! 

 

Судья: Свидетель займите место в зале суда. Секретарь пригласите следующего 

свидетеля.

 Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения   Иванова Наталья Александровна

Судья: Здравствуйте свидетель. Вы,  Иванова   Наталья  Александровна – предприниматель.

3-й свидетель:   Да. Уважаемый суд! Наше предприятие выпускает мебель, т.е товары   длительного   пользования.   В   период   инфляции растут цены на материалы, на фарнитуру,    возникают   большие трудности   в   сбыте   нашей   продукции, т.к. растут транспортные услуги, особенно цены на бензин.   Предприятие   переживает   кризис,   т.е производство   из- за   неустойчивости   цен   остановилось.   Инвесторы   боятся вкладывать   деньги   в   развитие   производства,   т.к.   боятся   обесценивания  

денег. Поэтому большинство предпринимателей вкладывают деньги в торговлю, потому что там быстрее можно получить прибыль. Вот так и мучаемся. Поэтому, я тоже считаю, что Инфляция виновна!  (слайд 15)

Судья:  Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю.

 Прокурор - нет - Адвокат: Нет!   Свидетель займите место в зале суда. Есть ли ещё свидетели со стороны обвинения?

Прокурор: Нет!

Судья: Для вынесения объективного решениянеобходимо заслушать сторону защиты. Слово для защиты предоставляется адвокату подсудимой.

Адвокат: Ваша честь, господа присяжные заседатели! Инфляцию нельзя судить. 

Она может приносить пользу и в этом вы сейчас убедитесь. Стороной защиты 

представлено 3 свидетеля. Прошу их заслушать. (слайд 16)

Судья: Секретарь! Пригласите свидетеля защиты  

Секретарь:  В зал суда приглашается свидетель защиты –  Торощина Дарья Николаевна

Судья: Здравствуйте свидетель. Вы, Торощина Дарья Николаевна - заемщик?

 4-й свидетель: Да. Уважаемый суд! Инфляция помогает тем, кто берёт кредиты. Я тоже   часто   беру   кредиты.   Зарплата   моя   невысокая,   а   кредит   позволяет приобретать современную бытовую технику, мебель. Во время инфляции цены на товары   растут   и   трудно   накопить   нужную   сумму   на   покупку,   и,   взяв  

 товар   в кредит,   мне   не   приходится   платить   повышенную   сумму.   Разве   это   плохо?   А кредитов   у   нас   люди   стали   брать   очень   много,   значит   многих   людей  

такое положение устраивает. (слайд 17)

Судья: Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю. 

 Прокурор, Адвокат: Нет! 

 Судья: Свидетель займите место в зале суда. Секретарь! Пригласите следующего  свидетеля  защиты.

Секретарь: В зал суда приглашается  свидетель защиты –  Дрючина Ирина Александровна.

Судья: Здравствуйте свидетель. Вы,  Дрючина Ирина  Александровна - бизнесмен?

 5- й свидетель: Да, Господин судья! Инфляцию судить никак нельзя. Небольшой уровень   инфляции   стимулирует   наше   производство,   т.к.   растут   цены,  

значит,растут и доходы нашей фирмы. С повышенного дохода у меня есть

 возможность повысить зарплату моим работникам. А раз доходы и зарплата растут, то и

 налоги,поступающие в бюджет, тоже растут.  Поэтому Инфляция приносит всем 

пользу.

 

Судья: Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю? Прокурор, Адвокат: Нет! 

Судья: Свидетель займите место в зале суда. Секретарь! Пригласите свидетеля  защиты.

 Секретарь: В зал суда приглашается свидетель защиты  Сафонова Лидия Юрьевна

Судья: Здравствуйте свидетель. Вы,  Сафонова Лидия Юрьевна владелец недвижимости?

 

6- й свидетель: Да. Уважаемый суд! Я тоже хочу защитить инфляцию, потому что она приносит нам, владельцам недвижимости, как и владельцам акций, большую прибыль. Ведь во время инфляции те люди, у которых есть крупные суммы денег, стараются вкладывать их в приобретение земельных участков, жилья, транспортных средств, в акции. Мы получаем прибыль, платим больше налогов государству.

Судья: Все ли свидетели выслушаны? 

 

Прокурор, Адвокат: Да.

Судья:  Приступаем   к   судебным   прениям.   Слово   предоставляется   прокурору  (слайд 18)   

Прокурор:  Ваша честь, господа присяжные заседатели! Вы, вероятно, убедились, каким вредным явлением является инфляция. Во-первых, когда повышаются цены, то страдают большинство семей: обесцениваются зарплаты бюджетников, которых в нашей стране немало, страдают студенты и многодетные семьи, ухудшается и без того бедственное положение пенсионеров. 

Во-вторых, растущие цены наносят урон производству.  

 Из-за   неустойчивости   цен   производства   иногда   останавливаются, потому   что   никто   не   знает,   что   сколько   стоит.   Предприниматели   перестают вкладывать   деньги   в   производство,   вкладывая   их   в   торговлю,   где   они   просто проедаются людьми. Прошу Вас признать Инфляцию виновной и осудить по всей строгости закона.

  У меня всё.

 Судья:  Слово   для   защиты   предоставляется   адвокату  

Адвокат:  Ваша   честь,   господа   присяжные   заседатели!   Я   считаю,   что   моя подзащитная   не   виновна.       «Инфляция – единственная форма наказания без
законного основания», так сказал выдающийся экономист Милтон Фридмен.

Инфляция   приносит   хороший   доход   владельцам недвижимости. Растут налоги, которые бизнесмены платят в бюджет. Инфляции

благодарны заёмщики, которых в нашей стране немало, т.к. сейчас люди

 предпочитают всё больше жить в кредит. Господа присяжные заседатели, уверен,

что и у вас тоже есть   кредиты.     А   пенсионерам   регулярно   повышают   пенсии,  

что   покрывает расходы на рост цен. Так, в 2017 году для сглаживания темпов инфляции всем  пенсионерам были выплачены единовременные пособия в 5 тысяч рублей. А в 2021 году пенсионерам повысят пенсию на 6,3 %, что превысит уровень инфляции. Кроме того,   если   предприниматели   производят   нужные   людям   товары,   то   инфляция помогает повысить зарплату работникам на его предприятии, а разве это может быть   плохо?   Ваша   честь,   господа   присяжные   заседатели!!   Вы   не   могли   не убедится, что инфляция может приносить пользу, а, значит, её нужно оправдать.  У меня всё.

Судья: Господа присяжные заседатели, перед вами был поставлен  вопрос,  на который вы посовещавшись, должны дать ответ:  Доказана ли вина Инфляции? 

Старшина огласите вердикт.

Старшина оглашает вердикт:

Не виновна______ чел

Виновна     ______ чел.

Судья:  Суд удаляется для вынесения приговора. 

Преподаватель: Пока суд выносит свой приговор,  в зал суда приглашается корреспондент студенческой газеты, чтобы выяснить , что думают присутствующие об инфляции: (слайд 19 – 26)

Вопрос 1:   Что такое инфляция

Ответ:  Инфляция  - это обесценивание денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

Вопрос 2: Что такое галопирующая инфляция

Ответ: галопирующая инфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50 %

Вопрос 3. Что такое инфляция спроса

Ответ:  инфляция спроса – это инфляция, которая проявляется в превышении спроса над предложением, что  ведет к росту цен.

Вопрос 4. Что такое гиперинфляция

Ответ:  гиперинфляция – это инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100 % в год.

Вопрос 5. Что такое стагфляция

Ответ: инфляция сопровождается падением производства, банкротством предприятий, ростом безработицы.

Вопрос 6. Что такое уровень инфляции

Ответ: уровень инфляции показывает на сколько процентов увеличились цены за месяц, год.

Вопрос 7. Что такое открытая инфляция

Ответ: открытая инфляция – это  инфляция за счет свободного роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов.

Вопрос 8. Что такое скрытая инфляция

Ответ: скрытая инфляция –инфляция возникает вследствие товарного дефицита, когда государство стремиться  удержать цены на прежнем уровне, происходит нехватка товаров на открытых рынках, но они появляются на черных рынках, т.е. теневых, где цены   растут.

Вопрос 9. Назовите  социально -  экономические причины  инфляции

Ответ:  1) снижается объем производства,

2)  происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические организации, где деньги  быстрее оборачиваются,  а значит получают больше прибыли, уклоняются от налогов;

3) расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен;

4) обесцениваются финансовые ресурсы государства,

5) наблюдается рост безработицы.

Вопрос 10. Главное отрицательное социальное последствие инфляции

Ответ:   рост цен приводит к социальному расслоению на богатых и бедных, усугубляется имущественное неравенство, что негативно влияет на сбережения населения. Особенно опасна инфляция для лиц с фиксированными доходами (пенсионеры, инвалиды, бюджетники, малоимущие).

Корреспондент: спасибо за ответы

Секретарь:   Встать суд идет. (слайд 27)

Судья: Суд вынес следующее решение с учетом вердикта   присяжных  заседателей:   ВИНОВНА! 

Преподаватель: Итак, закончился суд над инфляцией. Суд вынес свое решение.

Динамика уровня инфляция в России по годам:

1991 – 2020 (данные Росстата, в процентах) (слайд 28)

Год

Уровень инфляции, %

Год

Уровень инфляции, %

Год

Уровень инфляции, %

Год

Уровень инфляции, %

2000

20,1

2010

8,8

2020

4,0

1991

160,4

2001

18,8

2011

6,1

2021

4,0

1992

2508,8

2002

15,1

2012

6,6

2022

3,2

1993

840,0

2003

12,0

2013

6,5

1994

214,8

2004

11,7

2014

11,4

1995

131,6

2005

10,9

2015

12,9

1996

21,8

2006

9,0

2016

5,4

1997

11,8

2007

11,9

2017

2,5

1998

84,5

2008

13,3

2018

4,3

1999

36,6

2009

8,8

2019

3,0

        В нашем мире практически нет стран, которые хоть единожды не сталкивались с инфляцией. Это довольно сложное социально-экономическое явление, которое, как правило, проявляется в росте товарных цен и обесценении национальной денежной единицы.

       Данная проблема является актуальной всегда, так как инфляция затрагивает не только интересы государства, производителей, субъектов финансового рынка, но также и почти каждого члена нашего общества. В результате инфляции нарушаются установленные пропорции между ценами товаров, поэтому как продавцу, так и покупателю становится все сложнее принять оптимальное экономическое решение. Еще труднее специалистам дать экономический прогноз и сделать долгосрочные расчеты. (слайд 29)

Главная причина Российской инфляции – диспропорции в процессе общественного воспроизводства. Следствие инфляции – нарушение закона денежного обращения. Основной формой проявления инфляции стал рост цен и обесценение денег.

В 1992 г. Правительство РФ объявило о либерализации цен. Был снят административный контроль над ценами и производством, захват природный  ресурсов, обесценение денег в России происходило из-за монопольного повышения цен при отсутствии конкуренции и наличии государственного регулирования,  цены поднимали посредники-перекупщики в сфере оптовой и розничной торговли. Розничные цены на товары и услуги в несколько раз превышали цены производителей,   неплатежи между предприятиями  стали массовым явлением,  бурно развивалась  теневая экономика и преступность, которые  способствовали параличу ряда предприятий и предпринимателей, финансовой системы.

Стремительный рост цен в 1992-1994 гг. увеличились почти в 1000 раз; резкое падение объёма производства более чем на 50%;  многие предприятия стали банкротами и закрывались,  снизился  ВВП, дефицит товаров, полки магазинов опустели.  Правительство принимает «шоковую терапию», которая привела в массовой безработицы и обнищанию населения.

Дефицит государственного бюджета увеличивался за 1992-1994 гг.  с 13 до 66 трлн. руб.

Российский кризис возник из-за того, что прежняя система экономики, основанная на командах сверху, жесткой централизации материальных и финансовых ресурсов, подавлении рыночных механизмов и конкуренции, на уравнительности и иждивенчестве предприятий, завела страну в тупик.

Таким образом, главной причиной инфляции в России следует считать отпуск цен, осуществлённый в условиях несформировавшегося рынка, отсутствия конкуренции, падение производительности труда, снижение объёмов производства, низкопроизводительное сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, социальная и политическая нестабильность. (слайд 30)

Экономический кризис 2008 года в России имел как внутренние, так и внешние причины.

Финансовый кризис 2008 года в России дополнительно был спровоцирован внешнеполитическими событиями. Главным из них стала пятидневная война в Южной Осетии, имевшая место в начале августа 2008 года. Но основные причины следующие: (слайд 31)

  • сильная зависимость экономики страны от экспорта ресурсов (нефти, газа и металлов) за рубеж,
  • снижение цен на нефть, что дополнительно ударило по финансовому сектору;
  • низкая конкурентоспособность целого ряда российских производителей по сравнению с зарубежными компаниями;
  • кризис в банковской системе,
  •     падение курса рубля;
  • активный уход иностранных инвестиций из России;
  • удорожание кредитов;
  • большие долги российских предприятий перед зарубежными  инвесторами;
  • высокая инфляция.

Главное последствие кризиса 2008 года в РФ – массовое увольнение, безработица, падение доходов населения.  Все это дополнительно привело к повышению стресса среди граждан. Если говорить о кризисе 2008 года в России кратко, то в результате него в стране значительно понизилось качество жизни населения.

Однако в 2014 году отмечается новый, резкий скачок уровня инфляции и его дальнейший рост в 2015 году. Причиной этому является резкое ослабление российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванное стремительным снижением мировых цен на нефть, от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета нашей страны, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине, Крыму, оказывающий существенное давление на экономику.

Антиинфляционная политика в настоящее время принимает особое значение, так как от эффективности методов регулирования зависит все состояние экономики страны.    Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе применения законов экономики, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.(слайд 32) 

Рефлексия.                                                  2 мин

     Давайте все вместе оценим наш урок  «Пять пальцев»

М (мизинец) – мысли, знания, информация. Узнал что –то новое, приобрел знания

Б  (безымянный) – близость к цели. Что я сделал и чего достиг, активно ли работал

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение

У  (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество. Чем помог другим, улучшились ли взаимоотношения

Б  (большой) – бодрость, положительные эмоции  (слайд 33)  

Я благодарю студентов и всех присутствующих, которые приняли активное участие в нашем мероприятии. На этом наше сегодняшнее занятие в интерактивной форме деловой-игры завершено. Всем спасибо!

Заключение

Своими  разработанными мероприятиями в форме деловых игр  хотелось показать, что если студент получил необходимые для данной профессии знания, то он может идти пробовать себя в различных профессиях, где необходимы знания по экономике, при этом есть опыт общения с людьми и логическое мышление. Так  с помощью логики можно выстроить необходимую цепочку последовательных действий, если не достаточно опыта или знаний для осуществления поставленной задачи.

На судебном заседании были рассмотрены положительные и отрицательные проявления инфляции, заслушаны стороны защиты и обвинения, рассмотрены динамика инфляции по годам, причины и ее последствия.  По окончании слушания дела судья вынес приговор инфляции – если уровень инфляции слишком высок – это негативно сказывается на развитии страны, а значит, является серьёзной экономической проблемой, решать которую призвано государство, с помощью проведения антиинфляционной политики.

         Кроме того, на уроке рассматривались вопросы, призванные повысить финансовую грамотность обучающихся, обсуждались практические способы сохранения денежных средств в условиях инфляции.

Данное мероприятие, на мой взгляд, развивает экономическое мышление у студентов, активизирует их познавательную деятельность в освоении профессии, позволяет разнообразить формы и методы обучения. Ведь учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен.

Урок прошёл продуктивно, интересно!Хочу такой сайт

Список литературы

1.        И.В. Сергеев «Экономика предприятия», М. «Финансы и статистика», 2017г.

2.        В.Е. Горфинкель «Экономика предприятия», М., 2016г.

3.        В.А. Швандер, В.П. Прасолова «Экономика предприятия». Тесты, задачи, ситуации, М., 2017г.

4.        Сажина М.А, Чибриков Г.Г, Экономическая теория, учебник, М - ИНФРАМ, 2018г.

5.        Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник, М.: ФОРУМ, 2017

6.        Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016

Приложение 1

Вердикт присяжных заседателей

НЕВИНОВНА   ________ человек

ВИНОВНА  ________ человек