Публикация" Проблемно- диалогическая технология на уроках экономических дисциплин"

Сапежинская Милана Андреевна

свидетельство

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

преподаватель экономических дисциплин

Бюджетного учреждения ХМАО-Югры

 Нижневартовский строительный колледж»

   Сапежинская Милана Андреевна

 

«Экономика есть искусство

удовлетворять безграничные потребности

при помощи ограниченных ресурсов».

Л. Питер

В конце XX – начале XXI века Россия сыграла особую роль в развитии человечества.

Как и большинство стран мира, Россия в XX веке столкнулась с выбором – утратить свои позиции на международной арене и стать зависимым государством или же пройти нелёгкий путь модернизации.

Нашей стране, пережившей сложные испытания, заинтересованной в обеспечении собственного безопасного развития, предстоит выступить одним из центров стабильности в современном мире, проявлять инициативы в гармонизации его противоречий, решении глобальных проблем, затрагивающих интересы всех народов.

В XXI веке Российская Федерация входит с новой программой модернизации, ориентированной на создание демократического общества с современной, социально ориентированной рыночной экономикой, интегрированной в систему мирохозяйственных связей.

В этих непростых условиях образование своих подрастающих граждан играет ключевую роль.

Дисциплины социально–экономического цикла способствуют развитию способности обучающихся к пониманию логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно–мотивационных, социальных систем, содействует процессу самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Развивающий потенциал предметов «история», «обществознание», «право», «экономика» предоставляет возможность критического восприятия обучающимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности обучающихся является проблемно–диалогическая технология.

Проблемно – диалогическая технология базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш.А., Леонтьевым А.А., Бондыревой С.К., Ладыженской Т.А., Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В., Горячевым А.В., Вахрушевым А.А., Даниловым Д.Д., Мельниковой Е.Л.

Суть проблемно–диалогического обучения заключается в том, что в процессе решения особого рода продуктивно–познавательных вопросов и задач, обучающиеся в совместной деятельности с преподавателем овладевают новыми знаниями, преимущественно теоретического характера, и способами действия, формирующими их творческие способности: продуктивное мышление, воображение, интеллектуальные эмоции, познавательную мотивации, а также опыт творческой деятельности.

Таким образом, проблемно–диалогическая технология предусматривает проблемное обучение с одной стороны, и особым образом выстроенный диалог преподавателя с обучающимися, с другой стороны.

Проблемный метод включает:

1. «Учебный проблемный вопрос» - содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке ответа, требует не воспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличающийся относительной краткостью формулировки.

 2. «Проблемная задача» - содержит те же критерии, что и проблемный вопрос, только в задаче имеет место дополнительная вводная информация и часто ориентиры поиска её (задачи) решения (уточняющие, направляющие, детализирующие подвопросы).

3. «Проблемная ситуация»;

а. ситуация неожиданности создаётся при ознакомлении обучающихся с фактами и идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными. «А может ли такое быть?»; б. ситуация конфликта построена на противоречии новых фактов и теоретических обобщений; в. ситуация несоответствия; г. ситуация неопределённости; д. ситуация предположения; е. ситуация прогнозирования

Способы решения проблемной ситуации. Эвристическая беседа - диалоговая форма общения преподавателя и обучающихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всей группы под руководством преподавателя. Проблемно – диалогическая лекция - четыре варианта. 1 . Проблему ставит и решает преподаватель. Преподаватель ведёт диалог как бы сам с собой, побуждая обучающихся следовать его рассуждениями.

Преподаватель побуждает обучающихся к самостоятельному осознанию проблемы и её разрешению. Проблему ставит преподаватель и предлагает отработать её в часы самостоятельной подготовки. Необходимо так побудить обучающихся к самостоятельному осмыслению проблемной задачи (вопроса), чтобы в ходе последующей отработки учебного материала дома или на групповом занятии подростки попытались её решить.

Исследование (индивидуальное, групповое) – способ самостоятельной работы обучающихся над проблемной задачей, включающий: формулирование учебной проблемы; определение рабочей гипотезы; поиск оптимальных приёмов решения и дополнительного материала; решение проблемной задачи; оформление результата и его обсуждение.

Проектная деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого являются: осмысление самостоятельно добытой информации через призму личного отношения к ней, перспективная ориентация, практико–направленное исследование и оценка результатов в конечном материализованном продукте. От обучающихся старшего звена требуются умения:

- планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;

- использовать многообразные источники информации;

- самостоятельно отбирать и использовать материал;

- анализировать и сопоставлять факты;

- аргументировать собственное мнение;

- принимать решения;

- устанавливать социальные контакты (распределять учебные обязанности и взаимодействовать в проектной группе);

- создавать «конечный продукт» - материальный носитель проектной деятельности (фильм, календарь, журнал, проспект, плакат, стенгазету, сценарий передачи, презентацию);

- представлять созданное перед аудиторией;

- оценивать себя и друг друга.

Каждая педагогическая технология, каждая группа методов и приёмов объективно имеют свои возможности для формирования у обучающихся многообразных умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создания климата саморазвития.

Проблемно диалогическая технология готовит подростков к умению видеть, формулировать и конструктивно решать проблему.

Проблемно–диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками. Вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия.

Постановка проблемы самими учениками - это первый и важнейший этап урока. После формулирования учебной проблемы я прошу высказать свои версии, составить план решения и, самое главное, предлагаю ученикам вспомнить, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса.

Ученики обращаются к изученному материалу – это этап актуализации. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако в отличие от него актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь необходимо для решения новой проблемы.

На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, свои оценки событий и т.п. в зависимости от постановки проблемы. Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Каждое задание при этом должно завершаться вопросом учителя: как новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока?

Уроки с применением проблемно-диалогической технологией завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.

Технология проблемно – диалогического обучения дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Опыт применения проблемно – диалогической технологии

Опыт применения данной технологии также можно рассмотреть через модель проблемно – диалогического урока, разработанную и применяемую аттестуемым учителем. Данная модель успешно реализуется через решение кейсов (проблемных ситуаций).

Тема: Основы теории спроса и предложения.

Эластичность рыночного спроса и предложения

Кейс. Бытовая техника и электроника в России: рынок чудес

Рынок бытовой и электронной техники в России является одним из наиболее развитых с точки зрения насыщенности товарами и объемов продаж. По разным оценкам, его объем в последние 3-4 года составляет 1200 - 1600 млн. долларов США.

В России наблюдался ежегодный рост продаж телевизоров, холодильников, стиральных машин, телефонов и других видов бытовой техники и электроники. Стоимостная емкость товарных рынков бытовой техники и электроники увеличивается на 30-40% в год.

Рост рынка бытовой техники и электроники в России обусловлен, прежде всего, увеличением покупательской способности населения. Число семей, которые можно отнести к среднему классу, ежегодно возрастает. При этом семьи, которые лишь начинают жить по стандартам среднего класса, еще недостаточно укомплектованы техникой и стараются быстрее ликвидировать имеющийся разрыв, поддерживая, таким образом, довольно большой спрос. Ежегодно значительная часть населения улучшает свои жилищные условия. В последнее время в стране наблюдался настоящий строительный бум. В России ежегодно вводилось в эксплуатацию несколько десятков тысяч новых квартир. Многие семьи приобрели квартиры на вторичном рынке жилья. Переезд семьи в новую квартиру является мощным стимулом обновления домашней техники.

Кроме того, с 2015г. имел место процесс массовой замены бытовой техники и электроники, купленной в 2000-е годы. Средний срок эксплуатации техники составляет 6-7 лет. Именно с данной тенденцией связывали наблюдавшийся последние годы активный рост продаж. Кроме того, на динамику рынка влияет приход новых технологий.

Еще одна глобальная тенденция - смещение потребительского спроса в сторону более качественной техники. Потребитель постепенно переходит на более высокотехнологичный продукт. В связи с этим в магазинах все больше места отводится товарам из дорогих направлений: встраиваемой технике, домашним кинотеатрам и т.д. Покупатели все чаще выбирают   новую технику, которая   из-за   постоянного   удешевления технологий перемещаются в средний ценовой сегмент.

Рынок бытовой и электронной техники - один из немногих, где брэнд ведущих марок практически полностью охватил целевую аудиторию. Подавляющее большинство покупателей без труда могут назвать 5-10 наиболее известных марок. При планировании покупки люди имеют четкое представление о том, чему именно следует отдать предпочтение.

Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте рынок бытовой техники по типу рыночной структуры.
  2. Укажите все неценовые факторы, повлиявшие в последние годы на спрос и предложение бытовой техники и электроники.
  3. Выберите 3-4 взаимосвязанных рынков с рынком бытовой техники. Покажите, как они повлияли на рынок бытовой техники и электроники.
  4. Что такое эластичность товара? Охарактеризуйте эластичность спроса на товары бытовой техники. Назовите факторы, влияющие на эластичность спроса.