2017/2018 Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Менеджмент"

Алифанова Елена Игоревна

Методические указанияпо выполнению Практических по дисциплине «Менеджмент» для специальностей: 38.02.07.  «Банковское дело» по программе базовой поготовки, 38.02.01.  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по программе базовой и углубленной подготовки поготовки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ КОЛЛЕДЖ № 35

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

38.02.07.  «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

ПО ПРОГРАММЕ БАЗОВОЙ ПОГОТОВКИ,

38.02.01.    «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

ПО ПРОГРАММЕ БАЗОВОЙ И УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ПОГОТОВКИ

Москва 2018 г.

                 ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

Экономики и бухгалтерского учета

_____________ /_____________

Протокол № ____                                                     

от «__» _________ 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по содержанию образования ГБПОУ ФК № 35

_____________ /_____________

от "___" __________ 20 ___ г.

 

                                                                   

Составитель (автор):   Алифанова Е.И., преподаватель ГБПОУ ФК № 35

                                         

                                         

Рецензент:___________________________________________________________________

                               Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО

Методические рекомендации по выполнению практических работ

По дисциплине   Менеджмент

3 курс 6 семестр

Тема: Организация как система управления.

Практическое занятие №1 Составьте структуры управления организации.

Цель: Студент должен уметь составлять структуру выбранной организации и описать её работу.

Порядок выполнения работы:

1. Повторите теоретические вопросы по конспекту и рекомендуемой литературе.

2. Обоснуйте выбор вида структуры управления.

3.Составьте схему структуры управления организацией.

4. Изобразите схему в тетради или на листе А4.

Краткая теория:

Для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач менеджер должен создать организационную структуру (организационную систему управления) предприятия. В самом общем смысле этого слова структура системы — это совокупность связей и отношений между ее элементами.

Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:

- определение типа организационной структуры ;

- выделение структурных подразделений

- делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и

Методы проектирования организационных структур:

1. Метод аналогии состоит в выработке на основе анализа передового опыта типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях.

2. Экспертный метод заключается в том, что изучается организация, выявляются и осмысливаются ее наиболее существенные специфические особенности, узкие места в работе аппарата и вырабатываются рекомендации исходя как из мнений экспертов, так и обобщения и осмысления наиболее передовых тенденций в области организации управления.

3. Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.

4. Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации, чтобы на основе четко сформулированных критериев оценить степень рациональности организационных решений.

Типы структур управления предприятием:

-  иерархический тип, к которому относятся линейная организационная структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура управления, штабная структура, линейно- штабная организационная структура, дивизиональная структура управления;

- органический тип, включающий бригадную, или кросс-функциональную, структуру управления; проектную структуру управления; матричную, или программно-целевую, структуру управления.

Вопросы для самопроверки:

 1.Основные принципы построения структур организаций.

2.Виды структур.

3.Отметить достоинства и недостатки структур (выбранной структуры).

Материальное обеспечение: Схемы различных структур организаций на выбор студента.

“Практикум по менеджменту” автор – Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А.учебное пособие – М.: Высшая шк.,2017 г.

Литература:

1. Менеджмент: учебное пособие, автор – Драчева Е.А., Юликов Л.И. – М.: Издательский центр “Академия”, 2016 г.

2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие – М.: “Остожье”, 2015 г.

Методические рекомендации по выполнению практических работ

По дисциплине   Менеджмент

3 курс 6 семестр

Тема: Функции менеджмента в рыночной экономике.

Практическое занятие № 2 Составьте миссии организации.

Цель: Определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение ориентиров в стратегии. 

Порядок выполнения работы:

1. Определение миссии.

2. Срок миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим.

3.Определяется смысл существования предприятия.

4. Определяется стиль поведения, ресурсы, среда обитания.

Краткая теория:

Миссия — определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии.

Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим.

Ф.Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3) состояние среды обитания предприятия;

4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

5) отличительные особенности, которыми обладает предприятие.

Часто при написании положения о миссии составляется сопровождающая его расшифровка. В ней должны быть отражены такие характеристики предприятия, как целевые ориентиры предприятия, сфера деятельности предприятия, философия

предприятия, возможности и способы осуществления деятельности предприятия.

Вопросы для самопроверки:

 1.Внешняя и внутренняя среда предприятия с учетом факторов воздействия.

2. Виды планирования.

Материальное обеспечение: Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. “Практикум по менеджменту: деловые игры”, учебное пособие – М.: Высшая школа, 1998 г., 176 с. 

Литература:

1. Менеджмент: учебное пособие, автор – Драчева Е.А., Юликов Л.И. – М.: Издательский центр “Академия”, 2016 г., 288 с.

2. Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента”, учебное пособие – 2-е издание “Острожье”, 2015 г., 336 с.

Методические рекомендации по выполнению практических работ

По дисциплине   Менеджмент

3 курс 6 семестр

Тема: 7. Коммуникативность и управленческое общение.

Практическое занятие № 3. Использование психологических примеров расположения подчиненных ( аттракция).

Цель: Коммуникативный труд. Экономические условия формирования коллектива. Механизм образования коллектива.

Порядок выполнения работы:

1. Создание условия для совместного общения.

2. Определение общих ценностей.

3.Заинтересованность в общих результатах труда.

Краткая теория:

Аттракция  - это восприятие привлекательности, притягательности одного человека перед другим. Термин имеет латинские корни и происходит от слова «attrahere» - «притягивать, привлекать». Чаще всего, понятие «аттракция» используют в своей работе психологи. Но сегодня это слово вошло в обиход большинства людей, которые увлекаются социологией, самопознанием, анализом человеческих отношений. Известно, что симпатия формируется как результат психо - эмоционального расположения одного человека, обусловленного проявлением тех или иных качеств другого.

Аттракция формируется на основе того, что каждый сигнал, который поступает человеку от органов чувств, а также эмоции и ощущения сохраняются в памяти определенное количество времени. След может быть негативным, позитивным или нейтральным.  При этом каждый сигнал партнера оказывает на нас то или иной влияние. Поэтому каждый человек неосознанно, на уровне инстинктов создает положительный или отрицательный образ каждого человека. Поэтому, изучив основы психологии и аттракции, можно существенно влиять на восприятие своей персоны обществом или конкретным человеком. Для этого нужно лишь намеренно посылать ему нужные невербальные сигналы. 

 Вопросы для самопроверки:

 1.Коллективное творчество.

2. Понятие общения и коммуникации.

3. Объекты и субъекты управления

Материальное обеспечение: Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. “Практикум по менеджменту: деловые игры”, учебное пособие – М.: Высшая школа, 1998 г., 176 с. 

Литература:

1. Менеджмент: учебное пособие, автор – Драчева Е.А., Юликов Л.И. – М.: Издательский центр “Академия”, 2016 г., 288 с.

2. Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента”, учебное пособие – 2-е издание “Острожье”, 2015 г., 336 с.

Методические рекомендации по выполнению практических работ

По дисциплине   Менеджмент

3 курс 6 семестр

Тема: "Коммуникации и деловое общение".

Практическое занятие № 4 Составление плана проведения совещания. Подготовка и проведение совещания

Цель: Проведение совещания. Перед совещанием составление плана этого совещания по выбранной студентом теме.

Порядок выполнения работы:

1. Подготовка совещания (определение целесообразности, повестки дня, состава участников, назначение даты и времени, места, подготовка участников).

2. Проведение совещания.

3.Подведение итогов, принятия решения.

4. Контроль.

Краткая теория:

Классификация деловых совещаний.

1.по назначению:

- вырабатывающие и принимающие решения;

- разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;

- подводящие итоги и дающие оценку принятым ранее решениям;

- оперативные (диспетчерские);

2.по периодичности (частоте) проведения:

- разовые;

- регулярные;

- периодические;

3.по количеству участников:

- узкий состав (до пяти человек);

- расширенные (до двадцати человек);

- представительные (свыше двадцати человек);

4.по степени стабильности состава участников совещания:

- с фиксированным составом;

- с приглашенными по списку;

- комбинированные;

5.по принадлежности общественных организаций:

- административные;

- научные и научно-технические;

- объединенные.

Планирование проведения совещаний.

Проведение любого совещания имеет определенные цели, которые не будут достигнуты без наличия обязательных этапов :

1. Подготовка

2. Проведение

3. Подведение итогов и принятие решения

Типы собеседников.

Абстрактный собеседник — это тип людей, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

Классификация абстрактных типов собеседников.

 1.Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами

и выводами.

2.Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абстрактных собеседников это самый приятный тип делового партнера; доброжелательный и трудолюбивый; всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

3.Всезнайка. Характеристика: труден в общении; всегда уверен в том, что знает все лучше других; любит навязывать свою точку зрения; обо всем имеет свое мнение; постоянно требует слова.

4.Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы; не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

5.Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях; такой собеседник охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может покаяться другим глупым или даже смешным.

6.Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкнутость; чувствует себя и держится отчужденно; не включается в деловую  беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7.Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы спит во время беседы и безразличен к обсуждению.

8.Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит критики — ни прямой, ни косвенной; чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

9.Почемучка. Характеристика: постоянно сочиняет и задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; имеет непреодолимое желание спрашивать.

Вопросы для самопроверки:

 1.Понятие – деловое общение.

2. Беседа.

3. Трансакционный анализ.

Материальное обеспечение: Учебное пособие

Драчева Е.П. “Менеджмент”

Учебное пособие для студ. Учреждений среднего профессионального образования – Драчева Е.А., Юликов Л.И. – 1е издание – М: Издательский центр “Академия”, 2016 г., 288 с.

Литература:

1.Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента”, учебное пособие – 2-е издание “Острожье”, 2015 г., 336 с.

Методические рекомендации по выполнению практических работ

По дисциплине   Менеджмент

3 курс 6 семестр

Тема: "Коммуникации и деловое общение".

Практическое занятие № 5.Деловая игра  «Прием на работу. Собеседование»

Цель:  Искусственное создание ситуации приема на работу. Проведение собеседования.

Порядок выполнения работы:

1. Подготовка собеседования .

2. Проведение собеседования по приему на работу.

3. Подведение итогов, принятие решения.

Краткая теория:

Правила построения деловой беседы.

Деловые индивидуальные  беседы делятся на две группы:

1) беседы свободные и целенаправленные с двусторонним обменом информацией, проходящие без специальной подготовки (с учетом или без учета времени);

2) беседы, специально подготовленные и строго регламентированные.

Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трех этапов.

Первый этап — подготовительный. В него входит определение задач беседы и составление ее плана; установление времени и выбор места, где будет проходить беседа. Составление плана беседы исходя из ее задач — главный раздел этого этапа.

Второй этап — ознакомительный. В течение этого этапа преодолевается психологический барьер и устанавливается атмосфера доверия .

Третий этап — основной . Менеджер должен понять, как его собеседник оценивает ситуацию и почему именно так, а не иначе.

Этапы и фазы делового общения.

Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа.

1. Психологическое чтение особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся психологической информации о конкретном работнике организации и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица.

2. Поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта.

3. Интеракция и воздействие менеджера в процессе профессионального общения на других лиц с целью решения профессиональных задач.

4. Оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (руководителями, подчиненными, представителями других организаций, коллегами).

Первый этап профессионального общения — познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с  менеджером человека.

Второй этап профессионального общения — создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций.

Третий этап профессионального общения — непосредственный контакт менеджера с другими лицами.

Четвертый этап профессионального общения — осознание менеджером результатов и последствий контактов.

В деловом общении выделяются несколько фаз.

Наиболее ответственной является фаза подготовки делового общения, которое надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для самого себя установки на результаты общения.

Далее наступают собственно фазы общения.

Первой из них является вхождение в контакт. В этой фазе менеджер должен почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться сам и дать возможность

сориентироваться собеседнику — это сонастройка.

Следующая фаза — концентрация внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке темы.

Далее наступает фаза аргументации и убеждения.

Завершать деловое общение следует так, чтобы была перспектива продолжения (если, конечно,

оно требуется).

Вопросы для самопроверки:

  1. Собеседование.
  2. Резюме.

3. Материальное обеспечение: Учебное пособие

Драчева Е.П. “Менеджмент”

Учебное пособие для студ. Учреждений среднего профессионального образования – Драчева Е.А., Юликов Л.И. – 1е издание – М: Издательский центр “Академия”, 2016 г.

 Литература:

1.Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента”, учебное пособие – 2-е издание “Острожье”, 2015 г.,

Методические рекомендации по выполнению практических работ

По дисциплине   Менеджмент

3 курс 6 семестр

Тема: "Управление конфликтами. Влияние руководства".

Практическое занятие № 6. "Решение заданной конфликтной ситуации в коллективе".

Цель: Изучение возникновения конфликтных ситуаций. Решение конфликтных ситуаций в коллективе.

Порядок выполнения работы:

1. Создание конфликтной ситуации.

2. Решение конфликтной ситуации.

3. Подведение итогов. 

Краткая теория:

Конфликт — это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. В конфликте каждая из сторон делает все, чтобы была принята только ее точка зрения.

Основными элементами конфликта являются конфликтная ситуация и инцидент .

Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликтаи его участников (субъектов конфликта).

Конфликт, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, может стать необходимым элементом развития не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Полное отсутствие конфликтов внутри организации — условие не только невозможное, но и нежелательное.

Источники и причины конфликтов.

 Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей.

Важным моментом в предотвращении конфликтных ситуаций является учет психологической совместимости сотрудников

Коллектив является сложным сочетанием разнонаправленных мыслей и действий.

Причины конфликтов:

- ограниченность ресурсов;

-  взаимозависимость задач;

-  различия в целях;

- различия в представлениях и ценностях;

- различия в манере поведения и жизненном опыте;

-неудовлетворительные коммуникации;

- информационные перегрузки

Виды конфликтов. 

Первый вид конфликта можно условно обозначить  (плюс — плюс). Примером данного варианта конфликта являются разногласия между менеджером и его заместителем по поводу вида поощрения сотрудников отдела за хорошо выполненную работу (например, деньги или ценные подарки).

Второй вид конфликта — (минус-минус). Примером в данном случае может быть необходимость выбора одного из двух поставщиков сырья для предприятия.

Третий вид конфликта — (плюс-минус). Здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждений менеджер принял решение об увольнении сотрудника, нарушающего трудовую дисциплину.

Другой вариант классификации конфликтов, основанный на адресности, конкретной направленности конфликта, позволяет в достаточно полной мере оценить разнообразие основных видов конфликтов.

Индивидуально-групповые конфликты носят в большей степени психологический характер.

Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении личных потребностей работника и целей предприятия или коллектива сотрудников.

Межличностный конфликт принято считать наиболее распространенным. Он проявляется в самых разных формах. Это могут быть конфликты на почве распределения каких-либо ресурсов, властных полномочий, выявления различных точек зрения, жизненных ценностей.

Конфликт «личность—группа». Группа, коллектив сотрудников в процессе совместной деятельности вырабатывает негласные нормы поведения.

Межгрупповой конфликт. Самые разнообразные группы людей могут вступать в конфликт.

Организационные конфликты возникают в рамках служебных отношений между различными категориями работников по поводу выполнения совместной работы, но с помощью различных вариантов.

Линейно-штабные конфликты обычно являются следствием несовершенной структуры управления предприятием.

Формально-неформальные конфликты характерны для разновидности служебных отношений, если в них присутствуют родственные или дружеские связи.

Управление конфликтами.

Рассмотрим более подробно основные варианты решения конфликтов.

Самооборона. Это наиболее простой вариант. Он не требует осознанных решений.

Различают четыре типа самообороны.

Ослабление. Обвиняемый просто старается успокоить другую сторону, снять гнев, огорчение, раздражение, уверяет, что нет причин для ссоры, что, в общем, все в порядке.

Уклонение. Это уход от конфликта, за которым может стоять осторожность и даже трусость.

Капитуляция. Эго подчинение силе и авторитету оппонента.

Доминирование (принуждение). К нему прибегает инициатор конфликта, навязывая свою волю, заставляя принять собственную точку зрения любой ценой.

Сотрудничество. Наиболее желательный выход из конфликта — это открытое, откровенное обсуждение волнующих проблем.

Различают два типа сотрудничества:

1.Компромисс. Это объединение конфликтующих сторон путем принятия (до определенной степени) точки зрения оппонента.

2.Взаимодействие (решение проблемы по существу), .это существенный шаг вперед по сравнению с компромиссом.

Стресс.

Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных неблагоприятных факторов. При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиологические реакции.

Среди причин стресса — не только нездоровый образ жизни и неумение правильно распределять свое время. Часто стресс возникает из-за неблагоприятной психологической атмосферы на работе, сложных взаимоотношений с коллегами, особенно с начальством.

Различают четыре основных вида неверной реакции на стресс.

1.Бездействие. Тот, кто совершает эту ошибку, может получать удовольствие от своего состояния, жалуясь окружающим. Эти люди чувствуют себя невинными жертвами, но не хотят ничего предпринимать лично, чтобы изменить ситуацию.

2. Депрессия (от лат. depressio — подавление). Для ее жертв характерно чувство обреченности. Они теряют самоуважение, становятся беспомощными, самоустраняются от реальной жизни.

3.Отрицание. Человек старается не терять бодрости, делая вид, что все хорошо и унывать нет причины. Не признавая серьезности положения, такие люди часто превращают эмоциональные проблемы в физические симптомы.

4.Возмущение. Негодующие по причине стресса люди обвиняют во всем происходящем других. Они не желают принимать на себя никакой ответственности.

 Чтобы бороться со стрессом, надо прежде всего осознать, насколько серьезны могут быть его последствия.

 Рецепты от стресса широко известны: спорт, массаж, общение с приятными людьми и, наконец, семья.

Стресс — это необходимое условие жизни, и полное его устранение столь же нереально, сколь и вредно.

Вопросы для самопроверки:

 1.Виды конфликтных ситуаций

2. Пути решения конфликтных ситуаций

Материальное обеспечение: 

Практикум по менеджменту: деловые игры

Литература:

1.Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента”, учебное пособие – 2-е издание “Острожье”, 2015 г.

Методические рекомендации по выполнению практических работ

По дисциплине   Менеджмент

3 курс 6 семестр

Тема: "Управление конфликтами. Влияние руководства"

Практическое занятие № 7.  Дискуссия "Профессиональный имидж бухгалтера".

Цель: Проведение дискуссии.

Порядок выполнения работы:

1. Подготовка к дискуссии.

2. Проведение дискуссии.

3. Подведение итогов. 

Краткая теория:

Одежда и внешний вид. Уместно вспомнить русскую пословицу: Встречают по одежке — провожают по уму:

1 Осанка. Примером хорошей осанки является положение фигуры человека, который не прячет голову в плечи, смотрит в глаза собеседнику.

2 Поведение. Уверенный в себе человек обычно говорит ясно и убедительно. Он знает, чего хочет, его действия по достижению поставленной цели четки.

3 Улучшение личных взаимоотношений. Основные пути установления хороших личных отношений: признание (необходимо обратить внимание на человека); установление индивидуальности (каждый человек индивидуален); заинтересованность (высказать интерес к человеку); выражение взглядов (раскрытие мыслей и чувств); оказание поддержки (готовность подбодрить).

4 Вознаграждение. Есть два типа : один находит положительное в работе сотрудников и отмечает это; другой ищет негативное (ошибки) у подчиненных и наказывает их.

Имидж — это собирательный образ (совокупность впечатлений), складывающийся в сознании людей и связанный с конкретными представлениями. Можно говорить об имидже человека, предприятия, продукции, страны и т.д.

Вопросы для самопроверки:

 1.Значение имиджа.

2. Основные правила имиджа.

Материальное обеспечение: 

Практикум по менеджменту: деловые игры

Литература:

1.Кабушкин Н.И. “Основы менеджмента”, учебное пособие – 2-е издание “Острожье”, 2015 г.,