2020/2021 Научное исследование и его сущность

Алифанова Елена Игоревна

Научное исследование и его сущность По дисциплине «Основы исследовательской деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_13_-_kopiya.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

По дисциплине «Основы исследовательской деятельности»

для обучающихся 3 курса

специальность 40.02.01.

Право и организация социального обеспечения

дата проведения занятия по расписанию

______         ___             .2020                                          

форма проведения дистанционно (очно)

преподаватель Алифанова Е.И.

Тема 1.4. Научное исследование и его сущность

Занятие 13.

Специфика научного исследования. Понятие о логике процесса исследования

Источники:

  1. Учебное издание для бакалавров «Основы научных исследований» И.Н. Кузнецов, М., издательство ООО «ИТК» «Дашков и К», 2017
  2. Учебно-практическое пособие «Научно исследовательская работа студента» Н.М Розанова, М., ООО «Издательство КноРус», 2018
  3. Учебное пособие для СПО «Основы учебно-исследовательской деятельности», М. «Издательство Юрайт», 2019
  4. Учебник «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» И.З. Сковородкина М., ООО «Издательство КноРус», 2020
  5. Справочно-правовая система «Гарант». Форма доступа: http://www.garant.ru/
  6. Справочно-правовая система «Кодекс». Форма доступа: http://www.kodeks.ru
  7.  Справочно-правовая система «Консультант плюс». Форма доступа: http://www.consultant.ru/

Междисциплинарные связи: Философия,Обществознание, История.

Цель занятия:

     - изучить понятие  научного исследования;

     - познакомиться с логикой исследования;

     - изучить методологический аппарат исследования;

     - проанализировать функции исследователя, этапы исследования

Обучающая: Обобщить ранее изученный материал и расширить знания по различным методам исследования.

Воспитательная: Сформировать у обучающихся потребность в постоянном самообразовании, воспитать интерес к изучению дисциплины «Основы исследовательской деятельности», акцентируя внимание на связь её с практической действительностью.

Развивающая: Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Ответить на вопросы усвоенного материала (устно)

- В чем заключается исторический метод исследования?

- В каких областях знаний применяется исторический метод?

- Что такое историко-генетический метод?

            - Охарактеризуйте историко-сравнительный метод.

            - Дайте определение термину «Типологизация»

            - Что такое историко-системный метод?

            Самостоятельно проверьте правильность выполнения Практической работы № 6 «Использование исторического метода при написании работ по заданной теме».

- ответить на тестовые задания (письменно)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

1.Методология науки – это:

а) учение о методах и процедурах научной деятельности

б) система методов и исследовательских процедур

в) теория науки

г) совокупность методик изучения научных дисциплин

2. Научный метод – это:

а) это упорядоченный способ исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине

б) совокупность основных способов получения новых знаний

в) совокупность приемов по получению знания

г) система средств и приемов получения объективного знания о мире 

3. В рамках классификации наук по методу исследования можно выделить:

а) номотетические и идеографические науки

б) гуманитарные и естественные науки

в) семиотические и семантические науки

г) эмпирические и теоретические науки

4.Определите соответствие методов научного исследования

    а) исторический,  системный, формализация

    б) синтез, анализ, аналогия

    в) описание, моделирование, эксперимент

  5. Способ или совокупность способов, реализация которых позволяет достичь намеченной цели исследования

а) теория

б) познание

в) гипотеза

г) метод

 

Информационный материал

  1. Понятие научного исследования
  2. Понятие о логике исследования
  3. Методологический аппарат
  4. Функции исследователя

  1. Понятие научного исследования

Научное исследование — это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного житейски-эмпирического познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны специальные методы исследования, точность получаемых данных, воспроизводимость  полученных результатов, их новизна. Охарактеризуем эти особенности.

Специальные методы исследования. Это основной признак научного подхода. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности — научном методе.

Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

Воспроизводимость полученных результатов. Это возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

Новизна получаемых результатов. Она предполагается не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а для общества. Иначе говоря, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны.

Направлениями в исследовании для получения нового знания могут быть:

— изучение всем известного на житейски-эмпирическом уровне явления с помощью специальных научных методов и превращение в научно установленный факт;

—изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале, когда новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых. Выполняя исследование на особой выборке, мы получаем новые данные. Новизна в этом случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность распространяется и на новую выборку испытуемых;

—переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;

—изучение известного в науке психического явления более совершенными методами.

Если в исследовании не получают новых данных, оно бесплодно.

  1. Понятие о логике исследования

 Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, т.е. логикой исследования. Организация и проведение исследования зависят от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий.

Основная работа по конструированию логики педагогического исследования выполняется с опорой на ожидаемый конечный результат и предположительные действия, которые обеспечат его достижение.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования и других факторов, а также определить логику и характер изложения.

1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.

2. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, идеи, исследовательского подхода. Выбор методов исследования.

3. Построение гипотезы исследования.

4. Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) с целью установления исходного состояния предмета исследования.

5. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента.

6. Анализ, интерпретация и оформление результатов.

7. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций.

Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом поиска становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей человека. Это определяет высокие требования к логической обоснованности и целесообразности структуры научного поиска.

  1. Методологический аппарат

 За последние столетия язык науки не претерпел существенных изменений. Это говорит об известном консерватизме научного познания. Его форма не зависит от его вида. Это значит, что различные исследовательские работы имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы.

Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность, практическая значимость, проблема, объект, предмет, гипотеза, его цель, задачи, методика.

Актуальность исследования — это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Актуальность может быть связана с неизученностью выбранной темы. Второе направление актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Практическая значимость. Здесь целесообразно выделить два основных направления. Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их основе той или иной практической задачи или проведения дальнейших научных исследований.

Другое направление связано с используемой в нем методикой. Если в исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач и для проведения дальнейших исследований.

Следует иметь в виду, что поисковая работа по жанру может представлять собой не только научное исследование или диагностическое обследование, но и научно-методическую и практическую разработку.

Поисковая работа начинается с выбора объектной области исследования. В образовательной системе в качестве таких сфер выступают психология, педагогика, информатизация, управление и др. Выбор объектной области определяется такими факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность.

Следующий шаг — определение проблемы и темы исследования. Сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения темы необходимо выявить исследовательскую проблему.

Проблема часто отождествляется с вопросом. Каждая проблема — это вопрос. Но не каждый вопрос — это проблема. Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.

Проблема возникает, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное в науке. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более конкретизированными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса.

Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс или явление. Но нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы, так как это не объект, а конкретная база, достаточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению.

Предмет исследования процесс или явление действительности с которой работает исследователь

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, связи между факторами, влияющими на обучение, воспитание и развитие детей и др.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта. Встречается и такой подход к объекту и предмету исследования, когда объект определяется через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается.

Границы между понятиями «объектная область», «объект» и «предмет» условны, так как то, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью. Но именно предмет определяет тему исследования.

Целенаправленность — важнейшая характеристика деятельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и анализ, и фантазия, и интуиция исследователя. Учитываются педагогические, психологические, социальные закономерности.

Цель педагогического исследования — это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности. Итак, цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Среди значительного количества задач важно выделить три группы:

—историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

—теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;

—практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Другие, более частные задачи относят чаще всего в качестве подзадач к основным.

В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие — модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным инструментом, организующим весь процесс. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.

К научной гипотезе предъявляются два основных требования:

—она не должна содержать понятий, которые не уточнены;

—она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипотеза — это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала, а научная гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии.

Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исходному факту, фиксирующему существующую, но не удовлетворяющую нас ситуацию.

По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки существующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.

Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуществления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное предвосхищение и приводит к гипотезе-предположению.

Выдвижение идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент исследования, его творческое ядро.

  1. Функции исследователя

 Каждый этап исследования включает два аспекта: практический и исследовательский, которые обеспечиваются конкретными функциями исследователя.

Функция диагностики связана с изучением состояний и возможностей развития исследуемых процессов и явлений. Она сопутствует всему процессу поиска, но особо выделяют исходную и заключительную диагностики.

В широком плане к диагностике можно отнести изучение прошлого опыта, практику решения аналогичных проблем. В узком плане — это система диагностических процедур, осуществляемая с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и методик. Психолого-педагогическая диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов.

Функция уточнения логики и процедуры исследования заключается в осознании того, что было сделано на предшествующем этапе, какие результаты получены, какие задачи были решены, а какие нет. Не решенные на предшествующем этапе задачи переносятся на следующий этап.

Функция прогнозирования результатов. Речь идет о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы. На каждом этапе исследования выявляются и оформляются элементы замысла, прогнозируются результаты следующего этапа.

Функция практического преобразования предполагает введение того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа. Этот этап предусматривает конкретные действия по оптимизации условий на основе предварительного изучения опыта и знакомства с научной литературой.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность и последовательность применения методов, которая обеспечивает полное и достоверное решение поставленных задач. Совокупность методов составляет комплексную методику исследования, которая позволяет проверить и уточнить гипотезу.

Функция анализа, обобщения, апробации и изложения результатов. Главная задача при выполнении этой функции заключается в том, чтобы выявить решающие факторы успеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов. Оценка и интерпретация полученных результатов позволяют сформулировать предварительные теоретические и практические выводы, после осмысления которых,  переходят к апробации (обсуждению) и литературному оформлению результатов (написанию отчетов, рекомендаций и др.).

Ответить на вопросы и тесты по изученному материалу (письменно)

Вопрос

Ответ

  1. Охарактеризуйте особенности научного исследования.

  1. Назовите логическую последовательность научного исследования

  1. Что означает понятийный методологический аппарат научного исследования?

  1. Перечислите функции исследователя.

Тестовое задание

Ответ

  1. Предмет исследования - это

А) особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе;

Б) это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты

В) то, что будет взято учащимся для изучения и исследования

Г) научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели.

Объект исследования- это:

а) процесс или явление действительности с которой работает исследователь;

б) особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности;

в) исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо педагогической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие;

г) серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Замысел – это

  1. это идея, вооруженная средствами ее осуществления.

Б) это мысль о преобразовании

В) это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного

Задание на дом:

  1. Учебник «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» И.З. Сковородкина М., ООО «Издательство КноРус», 2020,  с. 43-49 читать.
  2. Учебное издание для бакалавров «Основы научных исследований» И.Н. Кузнецов, М., издательство ООО «ИТК» «Дашков и К», 2017, с. 50-68 читать
  3. Конспект лекции письменно
  4. Ответить на вопросы усвоенного материала письменно
  5. Ответить на вопросы теста письменно
  6. Проверить правильность выполнения предыдущего практического задания № 6!

Преподаватель                                                Алифанова Е.И.