2020/2021 Научное исследование и его сущность Презентация

Алифанова Елена Игоревна

Специфика научного исследования. Понятие о логике процесса исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon spetsifika_nauchnogo_issledovaniya_13_urok.ppt524 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика научного исследования. Понятие о логике процесса исследования Преподаватель: Алифанова Е.И. Москва, 2020

Слайд 2

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний. В XVI веке Ф. Бэконом была выдвинута идея, что наука может и должна организовываться для изучения природы и для развития наций.

Слайд 3

Для научного познания характерны следующие отличительные особенности: /. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй, основной признак научного исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности - научном методе. 2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования. 3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

Слайд 4

4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, висследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство между эти-ми двумя видами деятельности в том, что и там, и здесь реализует-ся акт познания. Однако цели его различны: целью исследования, как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью диагностики, или распознавании, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания. 5. Демократичность. Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и. соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или создающего произведение искусства.

Слайд 6

Логика научного исследования — эпистемологический трактат англо-австрийского философа еврейского происхождения Карла Поппера , написанный в 1934 . Основная проблема — проблема демаркации науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип фальсифицируемости научного знания, интерсубъективного характера истины и внерациональности научных постулатов.

Слайд 9

Исследователь должен чётко обозначить, что именно в данном исследовании является объектом, а что – предметом исследования. При этом объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы это был именно непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственных взаимосвязях с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.