2019/2020 Занятие 38. Природа и причины стрессов . План-конспект учебного занятия по ОП.13 Менеджмент для обучающихся курс 3 специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Алифанова Елена Игоревна

Тема 3.3. Управление конфликтами и стрессами. Урок 38. Природа и причина стрессов. Вид занятия: лекция  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_prichina_stressov.docx56.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ОП.13____Менеджмент

для обучающихся гр. __ курс _3

специальность __40.02.01 Право  и организация социального обеспечения_

дата проведения занятия по расписанию

_____                   .  .2020_г._        _____________

день недели                         дата номер пары

форма проведения  (дистанционно)

преподаватель ___Алифанова Е.И.

фио преподавателя

Тема 3.3. Управление конфликтами и стрессами

Урок 38. Природа и причина стрессов

Вид занятия: лекция  (2ч.)

Цель занятия:

- узнать, природу возникновения стрессов;

- узнать, какие существуют реакции на стресс;

- познакомиться с методами уклонения от стресса.

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися   темы «Управление конфликтами и стрессами». Закрепить, расширить и систематизировать полученные знания по дисциплине «Менеджмент».

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый  интерес. Развивать творческие способности студентов;

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию. Развивать логическое мышление, память,  умение находить межпредметные связи, воспитание чувства ответственности

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, интернет-ресурсы):

 [1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.(актуальная редакция).

 [2] Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ), часть 1 (актуальная редакция).

 [3] Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (актуальная редакция).

                Основная литература:

[4]Виханский  О.С., Наумов  А.И. Менеджмент.– М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016.

[5] Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. - М.: ИД НИЦ ФОРУМ-ИНФРА-М, 2016.

[6] Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебник для средних специальных учебных заведений.- М.: КНОРУС, 2019

Дополнительные источники:

[7] Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений. М.: КНОРУС, 2017.

[8] Добрина Н.А., Щербаков Ю.В. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие. М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

[9] Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум. М.: Издательский центр «Академия», 2019.

[10] Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. Практикум. М.: Издательский центр «Академия», 2016.

[11] Ломакин А.П., Буров В.П., Морошкин В.А. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: Форум, 2017.

[12] Грибов В.Д. Менеджмент. М.: КНОРУС, 2017.

[13] Дудин М.Н., Лясников Н.В.,Фролова  Е.Е. Самоменеджмент. Учебное пособие.- М.: РУСАЙНС, 2019

Электронные ресурсы:

 [14] Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». Форма доступа:  www.mevriz.ru

 [15] Правовая система «Гарант». Форма доступа: www.garant.tu

 [16] Правовая система «Кодекс». Форма доступа: www.kodeks.ru

 [17] Правовая система «Российское законодательство». Форма доступа: www.zakonrf.info

 [18] Электронный словарь. Форма доступа: http://slovari.yandex.ru

1.        АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА (ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ)

 Повторить тему и учебные вопросы предыдущего занятия. Ответить на вопросы  усвоенного материала  (устно) и провести самоконтроль

1.Дайте определение конфликта.

2. Какова природа конфликта?

3.Назовите компоненты конфликтной ситуации

4. Перечислите типы конфликтов

5.Определите стратегии преодоления конфликтов

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

1.   Причины стресса

2.  Реакция на стресс

3.  Менеджер и стресс.

1.Причины стресса

В современном обществе человек испытывает все большее психоэмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей социальной жизни. Требования социального окружения, противоречия между обществом и личностью, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций.

Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных неблагоприятных факторов. При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиологические реакции.

Принципиальная схема стресса показана на рис.

Принципиальная схема стресса

Среди причин стресса — не только нездоровый образ жизни и неумение правильно распределять свое время. Часто стресс возникает из-за неблагоприятной психологической атмосферы на работе, сложных взаимоотношений с коллегами, особенно с начальством. Например, оказать стрессовое воздействие может недостаточно четкое описание работы или указаний руководителя, недостаток времени для качественного исполнения задания. Также причиной стресса могут быть отсутствие вознаграждения или благодарности за хорошее выполнение работы. Наконец, неуверенность в завтрашнем дне, стабильности в работе и личной жизни — все это, естественно, выводит многих людей из состояния равновесия.

К понятию «стресс» все привыкли, забыв, что оно означает не просто состояние усталости, а довольно серьезные изменения в человеческом организме. Расстройства, связанные со стрессом, развиваются, как правило, у людей, чья работа связана не столько с физическими, сколько с психоэмоциональными перегрузками.

На начало стресса указывают постоянная усталость, раздражительность, хандра или частая смена настроения по незначительным причинам, депрессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызывает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, подводит память, появляется рассеянность. Далеко не все люди отдают себе отчет в том, что с ними происходит.

Еще меньше людей предпринимают необходимые усилия для изменения создавшегося положения.

2. Реакция на стресс

Различают четыре основных вида неверной реакции на стресс.

- Бездействие. Тот, кто совершает эту ошибку, может получать удовольствие от своего состояния, жалуясь окружающим. Эти люди чувствуют себя невинными жертвами, но не хотят ничего предпринимать лично, чтобы изменить ситуацию.

- Депрессия (от лат. depressio — подавление). Для ее жертв характерно чувство обреченности. Они теряют самоуважение, становятся беспомощными, самоустраняются от реальной жизни. Находясь в подавленном, угнетенном состоянии, люди испьггывагот постоянную усталость, обвиняют во всем происходящем себя.

- Отрицание. Человек старается но терять бодрости, делая вид, что все хорошо и унывать нет причины. Не признавая серьезности положения, такие люди часто превращают эмоциональные проблемы в физические симптомы,

- Возмущение. Негодующие по причине стресса люди обвиняют во всем происходящем других, Они не желают принимать на себя никакой ответственности.

Многие жертвы стресса вроде бы понимают, что нужно заняться собой, но из-за нехватки времени постоянно это откладывают. На повышенную утомляемость или ухудшившуюся память люди, как правило, не обращают должного внимания, а состояние здоровья тем временем становится все хуже. Беспокойство начинают вызывать более грозные симптомы, говорящие уже о длительном и хроническом стрессе. И если сначала человек вполне может справиться со стрессом собственными силами, то потом изменить положение сумеет только специалист.

Чтобы бороться со стрессом, нужно прежде всего осознать, насколько серьезны могут быть его последствия. Эта борьба требует определенных усилий и времени. Естественным шагом при появлении признаков стресса может быть смена обстановки, отдых и восстановление своих сил. Однако нужно отчетливо понимать, что возвращение в прежнюю среду не изменит ситуацию, а именно се и нужно изменить. Прежде всего, нужно проанализировать, как построен распорядок рабочего дня. Необходимо помнить, что монотонная работа без перерыва на самом деле будет гораздо менее эффективной, чем та, при которой человек время от времени дает себе передышку и берется за дело с новыми силами.

Рецепты от стресса широко известны: спорт, массаж, общение с приятными людьми и, наконец, семья. Однако все это требует определенных усилий и, главное, веры. Наконец, не следует забывать, что смысл жизни не сводится к работе, что помимо работы в жизни есть очень много интересного: театры, музеи, природа и др. Однако, если дело дошло до длительного и хронического стресса, то без помощи специалиста не обойтись.

Стресс — это необходимое условие жизни, и полное его устранение столь же нереально, сколь и вредно. Хотя устойчивость человека к стрессовым нагрузкам высока, она, однако, далеко не безгранична. Поэтому актуальной проблемой менеджера является регулирование уровня допустимых физических и эмоциональных нагрузок в коллективе.

Особого внимания заслуживает проблема аврала в работе, способствующего возникновению стресса. Аврал (от англ. over — наверх и all — все) — мобилизация коллектива сотрудников на выполнение срочной работы. Это — не что иное, как фактор, высвобождающий скрытые ресурсы человека. При аврале человек ставится в такие условия, при которых он не может что-либо не сделать. Именно в этой обстановке проявляются потенциальные физические и интеллектуальные возможности человека. Впрочем, перенапряжение далеко не всегда способствует качественной работе. И дело здесь не только в обычной усталости; далеко не все люди приспособлены для работы в экстремальных условиях.

По мнению специалистов, по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на три основных типа:

  • бессильные. При малейших признаках напряжения они становятся беспомощными и своим поведением только раздражают окружающих;
  • беспокойные. Люди этого типа начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают;
  • хладнокровные. Такие люди идеально подходят для авральной работы, поскольку стресс мобилизует их волю, заставляет принимать быстрые решения и действовать. Но даже эти работники не могут работать в режиме такого сверхнапряжения постоянно.

Непланомерный режим работы чреват появлением стресса и, как следствие, депрессией и физическим истощением людей, в условиях, когда работу необходимо все-таки завершить, менеджер должен активно мотивировать своих подчиненных. К каждому из перечисленных выше типов людей нужно подобрать соответствующий вариант мотивации; успех, деньги, слава и т.д.

3.  Менеджер и стресс.

Работоспособность – способность к работе, к труду в определенном ритме определенное количество времени. Работоспособность имеет свои пределы.

Среди обязательных условий, обеспечивающих работоспособность человека и предупреждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Частота возникновения стрессовых ситуаций в деятельности менеджера примерно 6 – 7 баллов при десятибалльной шкале.

Стресс – постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемную ситуацию в виде перегруппировки физических и нравственных сил.

Причины стресса:

  • служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности (61% случаев);
  • «психологического» характера (32% случаев);
  • серьезные заболевания (7% случаев).

Со временем под влиянием прогрессирующей напряженности труда у каждого человека складывается «своя» группа сигналов стрессоров.

Кратковременные сигналы:

  • раздражительность;
  • «говорливость»;

Предел работоспостобности

Рис. 9.5. Предел работоспостобности

  • периодические боли в затылке;
  • усиленная тяга к курению;
  • изжога и т.д.

Приобретающие постоянство сигналы:

  • длительные боли в какой-то части головы, сердца;
  • депрессия;
  • полная потеря аппетита;
  • затухание жизненного тонуса;
  • лихорадочный блеск в глазах и т.д.

Пути преодоления стресса могут быть различными.

  1. Если человек будет довольствоваться правилом: «поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.
  2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.
  3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.
  4. С какой бы жизненной ситуацией Вы не столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.
  5. Физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией.
  6. В каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
  7. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни; лучший способ уменьшить стресс – это отвлечься, «профилактика радостью».
  8. Возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить.

Ответы на вопросы (тестовые задания) по актуализации изученного

материала учебного курса (письменно):

  1. Какова природа стресса?

  1. Перечислите методы уклонения от стресса.

Ответить на вопросы тестового задания

  1. Руководитель необъективно оценил работу подчиненного и этим обидел его,

данный конфликт относится к:

а) внутриличностному конфликту;

б) межгрупповому конфликту;

в) межличностному конфликту;

  1. Укажите вид конфликта, который может являться следствием неудовлетворенности

человека работой, отсутствием стабильности рабочего места и реальных перспектив:

а)  конфликт личность - группа;

б) внутриличностный конфликт;

в) межгрупповой конфликт.

3. Стресс – это:

а) столкновение интересов двух или более сторон;

б) состояние напряжения в результате неблагоприятных факторов;

в) конфликтная ситуация.

4. Стремление выбыть из конфликта не решая его, но, не меняя своей точки зрения - это:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) уклонение.

5. Сотрудник не согласен с правилами поведения, установленными в коллективе,

демонстрирует свою точку зрения - это:

а) внутриличностный конфликт;

б) межгрупповой конфликт;

в) конфликт личность-группа.

6. Данной стратегией может воспользоваться менеджер для поиска решения в конфликте,

чтобы удовлетворить интересы обоих сторон:

а) соперничество;

б) сотрудничество;

в) избегание.

7. Данное поведение запрещено, если конфликт разгорается:

а) взаимодействие;

б) упорно отстаивать свою правоту;

в) компромисс.

  1. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных неблагоприятных

условий - это:

а) компромисс;

б) конфликт;

в) стресс.

9. К позитивным последствиям решения конфликта относятся:

а) создание дополнительных возможностей для обсуждения актуальных проблем до начала работы;

б) прекращение взаимодействия решений между участниками конфликта;

в) рост текучести кадров.

  1. Сотрудник жалуется на проблемы со сном, эмоциональную неустойчивость, легкую

 ранимость, быстро устает. Врач констатирует: стресс.  Менеджер должен поступить

следующим образом:

а) уволить сотрудника, т. к. работоспособность низкая;

б) оценить способности и возможности, дать соответствующий объем работы;

в) перевести в другой отдел.

Задание на дом:

1.Конспект лекции письменно

2.Ответить на вопросы усвоенного материала письменно в тетради

3.Ответить на вопросы теста письменно в тетради

Преподаватель                Алифанова Е.И.