ОП. 06 Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"

учебной дисциплины

ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности

 

 

по профессии 43.01.01 Официант, бармен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.06.docx88.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ

И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности

по профессии 43.01.01 Официант, бармен

2024

Рабочая программа учебной дисциплины для обучающихся на базе среднего общего образования разработана на основе: 

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.01 «Официант, бармен», утвержденным Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 731 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 100114.01 Официант, бармен» (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС). с учетом:
  • ОПОП-П разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии 43.01.01 «Официант, бармен» и основной образовательной программы «Профессионалитет».

Рассмотрена и согласована цикловой комиссией общепрофессионального и профессионального циклов

Протокол № ___ от «___» __________2024 г

Председатель цикловой комиссии

общепрофессионального и

профессионального циклов              ___________________О.А. Курячая

Заместитель директора по

учебно-производственной работе _____________________Е.В. Петрова

Составитель:

Литвиненко Виктория Александровна, преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов;

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год

Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.

Председатель ЦК ____________________________________        

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год

Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.

Председатель ЦК ____________________________________

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20__ учебный год

Протокол № ____заседания ЦК от «____» ____________ 20__г.

Председатель ЦК ____________________________________        


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

5

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, является частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО РФ по профессии 43.01.01 Официант, бармен.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании по специальности.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, является приобретение теоретических знаний, практических навыков использования различных цифровых средств для решения профессиональных задач, определения источников финансирования, знаний применения финансовой грамотности в предпринимательской деятельности.

В результате освоения  учебной дисциплины студент должен

уметь:

  • распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
  • составлять и оформлять бизнес-план организации малого бизнеса;
  • выделять наиболее значимое в перечне информации;
  • использовать современное программное обеспечение;
  • определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
  • выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
  • определять источники финансирования;

знать:

  • основы предпринимательской деятельности;
  • основы финансовой грамотности;
  •  номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
  • приемы структурирования информации;
  • содержание актуальной нормативно-правовой документации;
  • современная научная и профессиональная терминология;
  • возможные траектории профессионального развития и самообразования.

1.3. Использование часов вариативной части в ППКРС

№ п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные

знания, умения

№,

наименование темы

Количество

часов

Обоснование включения в программу

1.

ПК. ….

…………………

Тема …………..

Требование работодателей

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины

Общее количество часов по дисциплине составляет 36 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 23 часа, из них лабораторных работ и практические занятий 10 часов;
  • самостоятельной работы студента 12 часов;
  • промежуточная аттестация (собеседование )– 1 час.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видами деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с стандартом

Код (согласно ФГОС по профессии)

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

3.1. Тематический план учебной дисциплины

Коды

компетенций

Наименование

разделов/тем

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные работы

и практические занятия, часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч.

курсовая работа

(проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ОК 1-6

Раздел 1. Предпринимательская деятельность в общественной жизни

12

7

2

-

5

-

ОК 1-6

Раздел 2. Особенность финансовой грамотности на предприятии

23

16

8

-

7

-

Промежуточная аттестация: собеседование

1

1

Всего часов:

36

24

10

12


3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Наименование разделов, тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Раздел 1. Предпринимательская деятельность в общественной жизни

12

Тема 1.1. Предпринимательская деятельность.

Содержание учебного материала

1

1. Предмет и задачи правового регулирования предпринимательской деятельности.

2. . Конституционное закрепление права на занятие предпринимательской деятельностью, законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, роль гражданского права как наиболее эффективного регулятора рыночных отношений.

3. Правовое понятие предпринимательской деятельности; признаки предпринимательской деятельности.

Тематика практических работ

1

Практическое занятие 1. Инструктаж по ТБ. Решение ситуационных задач

Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

Содержание учебного материала:

2

1. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя. Утрата статуса индивидуального предпринимателя.

3. Последствия осуществления незаконного предпринимательства.

4. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица. Регистрация юридических лиц.

5. Законодательное определение субъектов малого и среднего предпринимательства.

6. Задачи, роль государства в поддержке субъектов малого предпринимательства.

7. Преимущества и недостатки субъектов малого предпринимательства.

Тематика самостоятельных работ

3

Конспект : «Понятие и признаки банкротства юридического лица». «Основания для возбуждения дела о банкротстве. Процедуры банкротства». «Понятие и признаки банкротства индивидуального предпринимателя. Основания для возбуждения дела о банкротстве, процедуры банкротства». «Упрощенная процедура банкротства».

Тема 1.3

Сделки в предпринимательской

деятельности

Содержание учебного материала

1

1. Понятие сделки, ее форма, виды.

2. Условия действительности сделки.

3. Понятие, виды недействительных сделок.

Тематика практических работ

1

Практическое занятие 2. Инструктаж по ТБ. Решение ситуационных задач

Тематика самостоятельных работ

1

Подготовить сообщения:  Последствия признания сделок недействительными.

Тема 1.4. Обязательственные правоотношения

Содержание учебного материала

1

1. Понятие и значение гражданско-правового договора.

2. Содержание и форма договора.

3. Понятие гражданско-правовой ответственности.

4. Формы и виды гражданско-правовой ответственности; Основания и условия гражданско-правовой ответственности.

Тематика самостоятельных работ

1

Подготовить сообщения:  Основное вещное право

Раздел 2. Особенность финансовой грамотности на предприятии

Тема 2.1 Сущность финансовой грамотности населения, ее цели и задачи

Содержание учебного материала

2

Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит.

Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения

Тематика практических работ

2

Практическое занятие 3. Инструктаж по ТБ. Проведение SWOT – анализа при принятии решения поступления в среднее профессиональное заведение.

Практическое занятие 4. Инструктаж по ТБ. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана.

Тематика самостоятельных работ

1

Структура семейного бюджета и экономика семьи. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения.

Тема 2.2 Место России в международной банковской системе

Содержание учебного материала

2

Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность.

Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые организации, кредитные риски.

Расчетно -кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Риски при использовании интернет -банкинга. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности

Тематика практических работ

2

Практическое занятие № 5. Инструктаж по ТБ. Решение кейса «Выявление целесообразности кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей»

Практическое занятие № 6. Инструктаж по ТБ. Деловая игра «Расчетно-кассовое обслуживание в банке»/Деловая игра «Как не стать жертвой финансового мошенника»

Тематика самостоятельных работ

2

Подготовить сообщения:  История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности.

Тема 2.3. Налоговая система Российской Федерации

Содержание учебного материала

1

Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц

Тематика практических работ

1

Практическое занятие № 7. Инструктаж по ТБ. Решение ситуационных задач.

Тематика самостоятельных работ

1

Подготовить сообщения:  Виды налогов для юридических лиц. Налоговые льготы и налоговые вычеты для юридических  лиц

Тема 2.4. Кредит. Депозит

Содержание учебного материала

1

Основные элементы банковской системы. Депозит

Кредит. Кредитный договор.

Расчетно-кассовые операции. Формы дистанционного банковского обслуживания

Тематика практических работ

2

Практическое занятие № 8. Инструктаж по ТБ. Изучение депозитного договора. Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора.

Практическое занятие №9. Инструктаж по ТБ.  Заключение договора о банковском обслуживании с помощью банковской карты – формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты

Тематика самостоятельных работ

1

Конспект: Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов.

Тема 2.5. Страхование. Создание собственного бизнеса

Содержание учебного материала

2

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Страхование и его виды.

Создание собственного бизнеса

Тематика практических работ

1

Практическое занятие 10. . Инструктаж по ТБ. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.

Тематика самостоятельных работ

2

Разработать бизнес-план ( логотип, слоган, презентация, раздаточный материал – реклама, доклад)

 Промежуточная аттестация: собеседование

1

Всего часов:

36

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета социально-экономических дисциплин:

  • доска учебная:
  • рабочее место преподавателя;
  • столы, стулья (по количеству обучающихся);
  • шкафы для хранения инвентаря и раздаточного материала.

Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением;
  • технические средства аудиовизуализации;
  • доступ к сети Интернет.

Наглядные пособия и раздаточный материал:

  • комплекты нормативно-технических документов: стандартов, регламентов;
  • комплект учебно-методической документации;
  • плакаты, презентации, обучающие видеофильмы по темам дисциплины.
  • тестовые задания для проведения текущей и промежуточной аттестации.

Подготовка по дисциплине обеспечивается доступом обучающихся к локальным базам данных по дисциплине и библиотечным фондам, а также доступом к сети Интернет.  

4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности

Освоение обучающимися общепрофессиональной учебной дисциплины проходит в условиях созданной образовательной среды в образовательной организации.

Преподавание общепрофессиональной учебной дисциплины носит практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности предшествует освоению профессиональных модулей или изучается параллельно с ними.

Теоретические и практические проводятся в учебном кабинете социально-экономических дисциплин согласно требованиям стандарта.

Контроль освоения дисциплины осуществляется в соответствии с разработанными комплектами оценочных средств по дисциплине в ходе текущего и промежуточной контролей.

Текущий контроль проводится в процессе освоения дисциплины и складывается из следующих компонентов.

  • устные и письменные опросы обучающихся на занятиях;
  • ответы на тестовые вопросы;
  • решение ситуационных задач в процессе проведения теоретических и практических занятий;
  • оформление и защита отчетов по практическим занятиям;
  • подготовка устных сообщений и докладов.

Промежуточный контроль осуществляется по окончании курса в виде собеседования.

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по программе учебной дисциплины:

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины ОП. 06(в) Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности;
  • получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях, не реже одного раза в 3 года.

4.4. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (действующая редакция).
  2. Ильин А.Б. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Ильин А.Б., Леонтьева Л.С. — Москва: КноРус, 2021. — 340 с.
  3. Кальней В.А. Основы финансовой грамотности: учебник для студ. учрежд. СПО / В.А. Кальней и др. – Москва: ИнфраМ., 2021. – 248 с.
  4. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учрежд. СПО / Л.Н. Череданова. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2020. – 224 с.
  5. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Г. Черник [и др.] ; под редакцией Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 4-е изд.,перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2021. — 450 с.
  6. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Юрайт, 2022. — 154 с.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем во время устных и письменных опросов, решении ситуационных заданий, при проведения практических занятий, тестирования, подготовки сообщений и докладов.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

  • основы предпринимательской деятельности;
  • основы финансовой грамотности;
  •  номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
  • приемы структурирования информации;
  • содержание актуальной нормативно-правовой документации;
  • современная научная и профессиональная терминология;
  • возможные траектории профессионального развития и самообразования
  • полнота ответов (не менее 60% правильных ответов);
  • точность формулировок;
  • правильность применения профессиональной терминологии;
  • глубина проработки материала

Текущий контроль при проведении:

  • письменных/устных опросов;
  • выполнения контрольных работ, тестирования;
  • оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы в виде докладов, сообщений, аналитических записок, учебных исследований и др.)

Промежуточная аттестация в виде собеседования

Умения:

  • распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте
  • составлять и оформлять бизнес-план организации малого бизнеса;
  • выделять наиболее значимое в перечне информации
  • использовать современное программное обеспечение
  • определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности
  • выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи
  • определять источники финансирования

  • выполнения заданий;
  • точность формулировок и расчетов;
  • соответствие заданным требованиям и регламентам;
  • оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий;
  • рациональность действий;

соответствие требованиям инструкций, регламентов

Текущий контроль:

  • оценка выполнения практических заданий;
  • защита отчетов по практическим работам;
  • оценка выполнения заданий внеаудиторной самостоятельной работы: докладов, презентаций и пр.;
  • экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий.