Результаты распространения опыта (публикации, )

Павлова Нина Михайловна

Материалы  заочной межрегиональной педагогической конференции преподавателей средних медицинских и фармацевтичесих учреждений Сибирского федерального округа г.Красноярск 2018г

" Имитационные методы  технологии активного обучения в преподавании студентов специальности Фармация"

Сборник статей к юбилею колледжа Улан Удэ " Практикоориентированное  обучение  фармацевтов в РБМК" 2021г

Выступление на 16 ой Конференцииг. Самара " Инновационные технологии в работе аптечного предприятия и подготовка квалифицированных  специалистов " Инновационные  методы обучения фармацевтов в современных реалиях" ноябрь 2021г. Сертификат

Участие  в Межрегиональном конкурсе учебно-методических пособий .Номинация "Учебно_методические пособия для самостоятельной работы студента"МДК Лекарствоведение Раздел Фармакология

Усольский медицинский техникум .апрель2021г Сертификат

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИМИТАЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ».

Павлова  Нина  Михайловна

ГАПОУ Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева

Технологии активного обучения (ТАО) существенно меняют и роль педагога (вместо роли информатора - роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности). Любая технология призвана активизировать и интенсифицировать деятельность учащихся, но в ТАО эта идея является главенствующей. К таким технологиям можно отнести:

  • имитационные (игровые и неигровые) технологии;
  • неимитационные технологии (включающие проблемное обучение);

Технологии ТАО можно представить в виде следующей классификации (по Н.В. Борисовой):

неимитационные

имитационные

игровые

неигровые

1.Проблемные лекции

Разыгрывание ролей

Разновидности конкретных ситуаций

2.Семинар-дискуссия с "мозговой атакой" или без нее.

Имитационный  тренинг

3.Программированное обучение

Игровое проектирование

4.Выездное практическое занятие,

Стажировка с выполнением должностной роли

5.Курсовая работа

6.Дипломная работа

7.Стажировка без выполнения должностной роли

В основу классификации  автором были положены два признака: наличие модели (предмета или процесса деятельности) и наличие ролей (характер общения обучаемых).

По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении все технологии активного обучения делят на неимитационные и имитационные.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Имитационные технологии - наличие ролей – это игровая процедура в работе с моделью, т.е. общение обучаемых между собой и с преподавателями в процессе имитации. По этому признаку все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые.

В нашем колледже также используются имитационные технологии, в частности неигровые формы и методы, которые представлены в виде анализа конкретных ситуаций. Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может быть в  виде анализа конкретных ситуаций возникающих при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Анализ конкретной ситуации - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Фармацевт (базовой подготовки) специальности 33 02 01 «фармация» в соответствии с ФГОС от 12 мая 2014года готовится к следующим видам деятельности:

1. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.

2. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля.

3. Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием).

В процессе обучения   фармацевт (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности ПМ 01 « Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно- правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.

По учебной функции различают четыре вида ситуаций: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем; ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии (учебные ситуации).

 Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов, таких как характер целей изучения темы, уровень подготовки слушателей, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения, индивидуальный стиль преподавателя и др.

Например задача в  виде ситуации-проблемы:

«Пациент обратился к фармацевту с просьбой заменить ранее приобретенные в этой аптеке таблетки ампициллина тригидрата  на амоксициллин, кассовый чек и рецепт на амоксициллин имеется. Ваши действия .Ответ обосновать».

Проблема в том, что в аптеке не разрешается обменивать  ранее приобретённые лекарства, даже при наличии чека и рецепта.

Или задача в виде ситуации-проблемы  и ситуации –оценки:

         « В аптеку обратился пациент с жалобой на раздражительность и плохой сон.         Фармацевт предложил пациенту «корвалол».

1. Имеет ли право фармацевт отпустить этот препарат без рецепта?

2. Объясните фармакологическое действие препарата.

3. Какую консультацию по применению препарата должен дать фармацевт?

При решении этой задачи обучающиеся  должны решить проблему можно или нет отпускать этот препарат без рецепта, оценить действия по консультации препарата и получить пример того как необходимо поступать в подобном случае.

Используется также ситуация – упражнение:  «Среди аптечного ассортимента имеются кукурузные рыльца, цветки бессмертника, кора калины, плоды малины, боярышника кроваво-красного, листья алтея лекарственного и подорожника большого, корни солодки, трава полыни горькой, листья эвкалипта шарикового. Что из них применяется при атеросклерозе и как отхаркивающее средство?» Эта задача несложная если знать учебный материал, но при этом обучающиеся должны представить себя в аптеке.

 Ситуационное обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач  в деятельности специалиста.

По МДК « Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» используется  игровая ситуация  «Виртуальная аптека», где с помощью прайс – листов   студентами  в компьютерном классе формируется ассортимент аптечного киоска, аптечного пункта и аптеки.

Выбор подходящих учебных ситуаций - весьма трудная задача для преподавателя. Сценарий должен иметь реалистическую основу или взят прямо "из жизни". Но это не означает, что надо описывать этот производственный фрагмент со всеми технологическими тонкостями, которые студенту еще долго не будут известны. Следует также избегать, насколько возможно, производственного жаргона.

При подготовке к  виду деятельности – ПМ 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» необходимо сформировать следующие компетенции:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям      учреждений здравоохранения.

 ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

И здесь используется ролевая игра в профессиональной ситуации, т.е. одни студенты играют роль фармацевта- технолога, а другие роль  фармацевта – контролёра.

Для первых предлагается задание :

1. Анализировать пропись и составляющие ингредиенты.

2.Осуществить расчёты и при необходимости проверить дозы.

3.Выбрать оптимальный вариант изготовления.

4. Приготовить лекарственную форму по рецепту

5. Выписать паспорт письменного контроля

Рецепт:

Rp.: Solutionis Furacilini 1:5000  250 ml

        Misce. Da. Signa: Для промывания ран.

Вторая группа  студентов выполняют  профессиональные  функции фармацевта-контролёра, выполняя задание по алгоритму и проверяют приготовленные лекарственные формы:

1.Осуществить внутриаптечный анализ лекарственной формы

2.Осуществлять  роль рецептара-контролёра и аналитика.

По ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием) обучающиеся фармацевты должны обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности». Профессиональные компетенции  модуля:

ПК 3.1. Анализировать спрос на товары аптечного ассортимента.

ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организацией.

ПК 3.3. Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента.

ПК 3.4. Участвовать в формировании ценовой политики.

ПК 3.5. Участвовать в организации оптовой торговли.

ПК 3.6. Оформлять первичную учетно-отчетную документацию.

По данному модулю предлагаются ситуации « из жизни», например:

1.При увольнении у материально-ответственного лица  аптеки выявлена недостача материальных ценностей.  Прокомментируйте данную проблемную ситуацию, вероятные причины ее возникновения и механизмы устранения. Назовите условия установления и документального оформления материальной ответственности. Поясните порядок возмещения материального ущерба.

2. Вам необходимо разместить в аптеке принятые от оптового поставщика товары по местам их хранения. Объясните принципы и правила организации хранения лекарственных средств и других товаров в аптеке в соответствии с требованиями нормативных документов.

3.Инспектором Росздравнадзора были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований к персоналу аптеки. К каким последствиям может привести данная ситуация? Укажите санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к персоналу аптечной организации.

4. В период эпидемии гриппа аптека не смогла удовлетворить спрос на противовирусные лекарственные препараты. Укажите причины и последствия сложившейся ситуации, пути устранения негативных последствий. Дайте понятие спроса, виды спроса.

Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо изучаемых проблем, должны быть 2-3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте. Жизнь не раскладывает проблемы по полочкам для их раздельного разрешения. Производственные проблемы всегда появляются в связке - пучком или гроздью - с другими проблемами: психологическими, социальными и др.

Если в модуле используется несколько учебных ситуаций, то перед первой учебной ситуацией надо дать общий алгоритм анализа всех учебных ситуаций. Он выглядит следующим образом.

Схема анализа учебной ситуации:

1.Прочтите описание учебной ситуации.

2.Найдите проблему или проблемы.

3.Найдите связующие темы.

4.Составьте план ответа

Таким образом, выглядит работа студента с учебной ситуацией без вмешательства педагога. Задача преподавателя в этом случае заключается в том, чтобы ознакомить студентов с алгоритмом решения ситуационной задачи, на котором основывается их самостоятельная работа по изучению темы, а также подготовить полный комплект ориентировочных основ действия.

К игровым имитационным технологиям принято относить: стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическую игру.

Разыгрывание ролей (инсценировки) представляет собой игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства. Этот метод активного обучения контекстного типа направлен на развитие поведенческих умений как профессионального, так и социального характера и предполагает введение определенных элементов театрализации, поскольку представление ситуации, ее анализ и принятие решений осуществляются в лицах. В качестве материала для разыгрывания ролей берут, как правило, типичные профессиональные ситуации, навыки или умения, т.е. происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях.

Во время учебной практики для студентов-фармацевтов  проводятся деловые игры: «Складская логистика в организации оптовой торговли», «Инвентаризация товарно-материальных ценностей в аптеке», «Рабочий день в аптеке». Каждая деловая игра требует составления сценария в виде проектов.

Игровое проектирование является практическим занятием, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии процесса проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия.

Заключение. Среди активных методов обучения наибольшую перспективу в подготовке квалифицированных кадров, конкурентоспособных на рынке труда, представляют имитационные методы обучения.

Имитационные технологии помогают избежать недостатков традиционного обучения. Это обеспечивается благодаря следующим особенностям имитационной технологии:

- деятельностный характер обучения (вместо вербального), организация коллективной мыследеятельности. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепляются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся;

- использование группы (коллектив - высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности. Это требует знания законов коллективной деятельности, механизмов группообразования, принципов выделения лидеров, траекторий жизнедеятельности референтных групп, научных основ гармонизации групповых и индивидуальных интересов и т.д.

Для обучения студентов специальности «Фармация»  имитационные методы обучения вкупе с информационными  технологиями являются приоритетными.

Литература.

1.Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 501 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация"(Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32861)

2.Сиротюк А. Л. Сергеева М. Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе. – Курск: изд-во РФЭИ, 2011. – 231 с.
3.rudocs.exdat.com/docs/index

4.www2.asu.ru/cppkp/index.files



Предварительный просмотр:

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФАРМАЦЕВТОВ В  РБМК.

Павлова Нина Михайловна РБМК

Улан-Удэ  Республика Бурятия

Актуальность практико-ориентированного  обучения определяется тем, что с внедрением  ФГОС третьего  поколения осуществляется изменение  в среднем профессиональном образовании. Целью практико-ориентированного обучения является приобретение студентами профессиональных  навыков работы, углубления приобретённых знаний полученных в процессе  теоретического обучения. Результатом  практика  - ориентированного обучения должна стать миссия способствования  трудоустройства выпускников, более быстрая адаптация к практической деятельности, подготовка высоко - квалифицированного  конкурентного специалиста.

Современный этап модернизации профессионального образования, требования ФГОС, а также социальный заказ ставят перед СПО задачу повышения конкурентоспособности специалистов среднего звена, в том числе за счет организации практико-ориентированного образовательного процесса.

Социальный заказ системы здравоохранения к образовательным организациям, готовящим специалистов фармацевтической отрасли, заключается в подготовке ответственного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, способного в достаточно короткий срок адаптироваться в системе лекарственного обеспечения населения высококачественными средствами. В ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года  N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что практическая подготовка лиц, получающих  среднее фармацевтическое образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами на договорной основе [1].

В результате профессионального образования при практико-ориентированном подходе мы получаем ориентированность на потребности рынка труда, использование гибкой модульной системы и активных методов обучения, а также  разнообразие баз практики. Основное место работы фармацевта - это тысячи аптек, аптечных пунктов и киосков. Все эти заведения постоянно испытывают нужду в кадрах и, особенно, кадрах молодых.

В нашем колледже  набор на специальность Фармация в начале 90-х годов был прекращён, а затем в связи с высокой потребностью в кадрах, в 1995 году снова набрали на бюджетной основе абитуриентов, но с 1997 года набор осуществлялся только по коммерческой договорной системе. Т.о. начиная с 1997 года, выпущено всего 260 выпускников по специальности Фармация т.к. приём осуществляли в основном раз в два года.

В большинстве своём уровень знаний молодых специалистов о лекарственных средствах очень приличен – и лучшим подтверждением этому служит крайне высокий уровень доверия населения к работникам фармацевтической отрасли. Что говорит о факте качественной фармацевтической подготовки на уровне среднего образования в этой отрасли.

С 2011года в колледже начали обучать студентов по ФГОС 3 поколения, а с 2014 года  в соответствии с приказом от 12 мая 2014 г. N 501введена программа подготовки специалистов среднего звена  специальности 33.02.01 Фармация.[2]. Понятие среднее фармацевтическое образование подразумевает получение навыков в реализации лекарств и всего ассортимента аптеки, умение изготавливать лекарства, а также умение контролировать изготовление и качество лекарственных препаратов. Специалист со средним фармацевтическим образованием получает необходимые знания по организации деятельности структурных подразделений аптеки и руководству аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием).

Качественное обновление содержания медицинского образования специалистов среднего звена, переход на вариативность образовательных программ, реализация принципа практико-ориентированной подготовки, развитие умений и навыков работы в конкретном производственном режиме, обеспечение высокого качества подготовки специалистов по специальности «Фармация», их конкурентоспособность, требуют выполнения задач повышенного уровня в области практического обучения.

В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом среднего

профессионального образования и программой разработанной на основании ФГОС III

поколения предусмотрены практические занятия, учебные и производственные, а также  преддипломная практика.

В учебной программе по подготовке специальности 33.02.01 Фармация, базовый уровень подготовки из  часов,  предусмотренных по профессиональным модулям -792 часа отводится на перечисленные выше  учебные, производственные практики, а также преддипломную практику, что составляет 45 % от количества часов  для аудиторных занятий.

Практическое занятие - это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самоопределения студента в различных профессиональных ролях, и формируется потребность совершенствования в профессиональной деятельности. Данное понимание практического занятия позволяет рассматривать его в качестве одного из основных условий профессионального определения специалиста, выполняющего интегрирующую функцию между теоретическим и практическим обучением будущих специалистов.

Специфика обучения в ярко выраженной направленности студентов на работу с людьми, понимание индивидуальных особенностей клиентов, готовность к бесконфликтному решению проблем и т. д. Все эти особенности работы будущих фармацевтов следует учитывать в ходе теоретических, практических занятий, а также в ходе организации и прохождения ими производственных практик. В связи с этим уместно использование практико-ориентированного подхода, и в том числе для решения задачи профессионального самоопределения. Учебная практика проходит в лабораториях колледжа и частично в аптеках, а производственная и преддипломная практики проходят на базах различных аптечных  организаций.

Сегодня фармацевт должен получать хорошую практическую подготовку  по фармакологии и отпуску различных групп товаров аптечного ассортимента. Одним из способов получения первичных практических навыков по отпуску лекарственных средств, становится открытие симуляционных кабинетов. На сегодняшний день встала острая необходимость создания на базе колледжа симуляционного класса «Аптека-тренинг». Здесь обучающиеся смогут получить первичные навыки по хранению лекарственных препаратов, научиться отпускать различные группы товаров аптечного ассортимента, составлять заявки для оптовых организаций и т.д. Таким образом, студент приходит на производственную практику или на рабочее место уже готовый к полноценной работе с клиентом и с коллегами, к осуществлению производственной деятельности.

В соответствии с ФГОС  студенты должны по ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения. Профессиональные качества для ПК 1.2 - внимательность, терпеливость, сосредоточенность, тактичность, отзывчивость, высокий  самоконтроль, ответственность. Профессиональное качество - ответственность проверяется путем наблюдения за проведением контроля при отпуске. В таблице 1. представлены  трудовые функции фармацевта в соответствии  с проектом профессионального стандарта фармацевта.[3]

Таблица 1.Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт  фармацевта

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

Наименование

Уровень квалифи

кации

Наименование

код

Уровень квалифи

кации

А

Оптовая торговля ЛС, розничная торговля и отпуск ЛП

5

Подготовка помещений ФО для осуществления фармацевтической деятельности

А/01.5

5

Фармацевтическое консультирование

А/02.5

5

Розничная торговля и отпуск ЛП и других ТАА

А/03.5

5

Оформление документации по учёту реализации ЛП

А/04.5

5

Оптовая торговля ЛС и ТАА

А/05.5

5

Приёмочный контроль в ФО

А/06.5

5

Хранение ЛС и ТАА в ФО

А/07.5

5

В

Изготовление ЛП в условиях АО

5

Изготовление ЛП по индивидуальным назначениям и требованиям МО

В/01.5

5

Оформление документации по изготовлению ЛП

В/02.5

5

В приказе МЗ РФ от 31 августа 2016 г. № 647н “Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения сказано, что к основным функциям фармацевтических работников относятся:

а) продажа товаров аптечного ассортимента надлежащего качества;

б) предоставление достоверной информации о товарах аптечного ассортимента, их стоимости, фармацевтическое консультирование;

в) информирование о рациональном применении лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения;[4]

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность”   утверждает, что при отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник информирует лицо, приобретающее  (получающее) лекарственный препарат, о режиме и дозах его приема, правилах хранения в домашних условиях, о взаимодействии с другими лекарственными препаратами [5].

В соответствии с этими документами создан алгоритм фармацевтического консультирования, где фармацевт должен  осуществлять на основании симптомов заболевания фармацевтическое консультирование, т.е. определять тяжесть заболевания и предлагать безрецептурные лекарственные препараты, а при необходимости направлять к врачу для обследования и назначения рецептурных препаратов. И тут  возникает вопрос о клинической компетентности фармацевта. Таким образом, фармацевт должен по ПМ 01 знать не только МДК Лекарствоведение, которое включает в себя такие разделы как Фармакогнозия с основами фитотерапии, Фармакологию, Клиническую фармакологию, МДК Отпуск лекарственных препаратов, но и клиническую патологию, знать основные симптомы распространённых заболеваний. На практических аудиторных занятиях, а также во время учебной практики по МДК Лекарствоведение стараюсь, чтобы студенты изучали лекарственное растительное сырьё и лекарственные средства воочию, т.е. использую  демонстрационный материал, а также знакомлю с прайсами аптек, чтобы студенты изучали и ориентировались в ассортименте  лекарственных препаратов именно нашего региона.

Производственную практику по ПМ 01 студенты по одному или вдвоём,   проходят в основном в аптеках сети «ЛАРА», а также в других аптеках города, по своему выбору. К сожалению, возможно из-за отсутствия навыков работы с денежными средствами и кассовым аппаратом, в некоторых аптеках студентов не допускают к работе фармацевта по отпуску лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, а привлекают в основном к работе по приёму товара, маркировщика и фасовщика. Тем не менее, большинство  студентов во время производственной практики в количестве 180 часов, получают навыки по приёму, маркировке и размещению товара аптечного ассортимента.

В моем исследовании я хочу показать возможности практико-ориентированного обучения в ходе достижения успешного профессионального самоопределения студентов специальности «Фармация» по МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм. Дисциплина фармацевтическая технология входит в состав ПМ 02 Изготовление

лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля,

предусматривает теоретические и практические занятия, учебную практику. В целом в преподавании  МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм  используется практико-ориентированный подход. Основным элементом такого подхода являются практические занятия. Объём и содержание всех видов практик определяется планом.

Практические занятия в колледже по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных

форм, проходят в учебной аптеке, условия и оборудование которой максимально приближенны  к производственному помещению аптеки и позволяют отрабатывать следующие  профессиональные компетенции и сформировать профессиональные качества фармацевта:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений

здравоохранения.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для

последующей реализации. Для ПК 2.1 и 2.2 – это внимательность, собранность,

сосредоточенностью, аккуратность, точность, высокий самоконтроль, ответственность.

Собранность можно проверить путем наблюдения за четкостью организации рабочего места.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники

безопасности и противопожарной безопасности. Профессиональные качества для ПК 2.4 -

внимательность, терпеливость, аккуратность, чистоплотность, высокий самоконтроль,

ответственность. Профессиональное качество аккуратность определяется по внешнему виду студента, по организации рабочего места.

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета. Профессиональные качества для ПК

2.5 - внимательность, собранность, сосредоточенность, аккуратность, точность, высокий

самоконтроль, ответственность. Профессиональное качество - точность проверяется –

правильностью расчетов и составления ППК, наблюдением за изготовлением лекарственных форм  и результатами анализа.

В связи с реорганизацией многих производственных аптек в городе, у нас в колледже  сформирован неплохой кабинет по МДК Технология лекарственных форм оборудование которого. удовлетворяет проведению практических занятий, только необходимо периодически  пополнять запасы фармацевтических субстанций. В процессе практических занятий особое внимание уделяется получению навыков со средствами измерения массы (весами) и объёма, так как от этого зависит качество изготовленной лекарственной формы. В течение практического занятия каждый студент должен научиться изготавливать лекарственную форму по рецепту.

При организации учебной практики по Технологии изготовления лекарственных форм в количестве 72 часов я придерживаюсь следующих  принципов:

- свободы выбора – предоставление студентам в ходе практики права выбора деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями, при этом важным условием является  осознанная ответственность за этот выбор;

- сотрудничества – каждый студент осознаёт себя полноценной личностью, стремящейся к

приобретению новых знаний и умений, а преподаватель поддерживает это и строит свои

отношения со студентами на основе диалога;

- системности и последовательности − знания, умения и навыки формируются в

определённом порядке, каждый новый элемент учебного материала логически связан с

предыдущими знаниями и имеющимся опытом, что позволяет достичь больших результатов;

- связи теории с практикой – подразумевает практическую проверку полученных

теоретических знаний студентов в ходе конкретной профессиональной деятельности.

Во время учебной практики студенты по данному МДК знакомятся с помещением аптеки, оборудованием и выполнением приказа № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организации (аптек)». Далее изучают прописи лекарственных форм, изготавливаемые во внутрибольничных аптеках БСМП и ГПЦ.

В области производственной практики по профилю специальности - закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта. В качестве такой практико-ориентированной площадки в нашем  колледже используются производственные аптеки.

 Таким образом, для организации производственной практики имеются как рабочие места, так и реальные практические задачи (рецептурные прописи). В данном случае практика развивает интерес к профессиональной деятельности, повышает мотивацию к дальнейшему обучению, активизирует развитие у студента склонностей и способностей, а также способствует формированию своей профессиональной направленности. Практика способствует овладению творческим подходом к решению  возникающих задач, углублению полученных теоретических знаний и практических навыков по  МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм, получению опыта работы, формированию устойчивого интереса студентов к специальности, активизации развития  склонностей и способностей, установлению ценностно-мотивационной направленности студентов. Производственная практика позволяет применять полученные знания и умения при выполнении профессиональных обязанностей фармацевта.

Третий модуль ПМ 03 Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием) интересует в первую очередь обучающихся, которые планируют работать в своей аптеке индивидуальным предпринимателем или у своих родственников. Знание вопросов лицензирования, логистики, ценообразования, хранения и ассортиментной политики аптеки, экономических показателей  позволяет рассчитать  такие понятия как прибыль, рентабельность, возврат товара поставщику. Практические занятия по данному модулю также можно интегрировать с работой в симуляционном классе « Аптека-тренинг». Кроме того многие студенты выбирают темы для выпускной квалификационной работы по этому модулю, несмотря на ограниченное количество аудиторных занятий и учебной, производственной практики.

Организация практики студентов, позволяет сделать образовательный процесс

непрерывным, поступательным, системным, что ведёт к повышению эффективности подготовки  молодых специалистов. В области преддипломной практики осуществляется завершение обучения и овладения ими первоначальным профессиональным опытом, проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности по итогам государственной аттестации,  где наряду со стажировкой у части студентов проходит  преддипломная практика, предусматривающая выполнение дипломных проектов.

В ходе своего исследования я провела анкетирование студентов "Фармация"(73 студента) последних трёх лет выпуска. Все студенты отмечают значительную роль учебной и производственной практик для эффективного образования. На вопрос какова роль учебной практики по МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм 59,6% студентов утверждают, что это возможность проверить прочность теоретических знаний, способствует   формированию профессиональных компетенций -36,4% студентов отмечают возможность подтвердить правильность выбранной профессии и несколько студентов отметили, что практика ничего не значит- 4%.

На вопрос где вы себя видите (89,7%) студентов, ответили, что в отделе готовых

лекарственных форм, в рецептурно производственном отделе изготовление лекарственных форм  (10,3% студентов). На вопрос готовы ли вы к профессиональной деятельности 55,4% студентов отметили готовность к профессиональной деятельности, 42,2% студентов сказали о необходимости получения еще более полной информации и практического опыта, оставшиеся 2,4% заявили о своей неготовности к профессиональной деятельности. В эту категории вошли обучающиеся, которые планируют менять профессию.

По результатам анкетирования видно, что успешному профессиональному

самоопределению способствует использование активных форм проведения учебной практики, создание и реализация студенческих проектов в ходе производственной и преддипломной практики, самостоятельный выбор базы прохождения практики, создание условий для реализации студенческих проектов, планирование и проведение итогов практики в ходе сотрудничества преподавателей и студентов. Также необходимо отметить, что в процессе  практики студенты используют обозначенные мной принципы обучения. Это говорит о том, что они действительно способствуют профессиональному самоопределению. В настоящее время на рынке труда сложилась такая ситуация: для того чтобы получить достойную и интересную работу, необходимо постоянно преодолевать внешние препятствия, самосовершенствоваться. Современное общество сегодня предъявляет достаточно высокие  требования: сегодня нужен не просто выпускник, которого на месте научат, что и как делать, а специалист, уже готовый начать самостоятельную профессиональную деятельность, причем с инновационными идеями. Поэтому перед студентами нашего времени стоит трудная, но решаемая задача: стать хорошим практиком.

Таким образом, с учетом современных требований, применение практика - ориентированного подхода в ходе профессионального образования будущих фармацевтов

способствует их успешному профессиональному самоопределению.

Для повышения качества подготовки специалистов фармацевтической отрасли необходимо увеличить уровень интеграции образовательных  организаций с предприятиями фармацевтической отрасли. Практико-ориентированный подход к обучению, создание совместных образовательных программ и современной материально-технической базы позволят сократить разрыв между стандартами образования и потребностями фармацевтической отрасли. Основной площадкой, на которой может быть построен такой диалог, становится колледж, в развитии которого должны быть заинтересованы все участники. Необходимо  привлекать  практических работников к обучению и наставничеству во время проведения производственных практик, а во время прохождения преддипломной практики к рецензированию и помощи для выполнения практической части выпускных квалификационных работ.

В 2019 году методистом колледжа проведено анкетирование и анализ удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников на специальности «Фармация». Участие приняли специалисты аптек - «Миницен» и «Лара»  Уровень теоретической и практической подготовки выпускников специалисты считают достаточным, высокую оценку получили коммуникативные навыки выпускников, их дисциплинированность и  исполнительность. Среди основных достоинств  отметили высокий уровень производственной дисциплины выпускников, среди недостатков – недостаточно высокий уровень практической подготовки.        Специалисты на «отлично» оценили свою роль в формировании практического опыта, коммуникативных навыков, но они не готовы взаимодействовать с образовательной организацией по улучшению качества подготовки фармацевтов.  

Заключение: Таким образом, если по ПМ 02 в процессе практико-ориентированного обучения фармацевтов в колледже нет особых проблем, то по ПМ 01 и ПМ 03 они есть, и есть проблемы в сотрудничестве и интеграции с аптечными организациями. Трудно переоценить значение практической подготовки специалистов СПО - фармацевтов. Перечисленные проблемы характерны, вероятно, для небольших регионов нашей страны. Решение этих проблем  возможно после  переосмысления роли фармацевтов в оказании качественной медицинской помощи населению. Завтра развивать российскую фармацевтическую отрасль будут те студенты, которые сейчас получают профильное образование. Поэтому сегодня важно дать им возможность получить актуальные знания, чтобы в будущем аптечные организации имели возможность работать с высококвалифицированными специалистами и обеспечивать россиян качественными лекарственными препаратами.

Литература.

1. ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года  N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 Министерство образования и науки РФ

2.Приказ от 12 мая 2014 г. N 501 Об утверждении Федерального  государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация

3. Проект профессионального стандарта»Фармацевт» от 2019г.

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н “Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения” утверждён 12 января 2017.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность”    


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com