Классный час " Как бороться с конфликтами"

Рассматриваются причины конфликтов и способы преодоления конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Любостанская СОШ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Как бороться с конфликтами»

11 класс

Классный руководитель:

Бабина Юлия Александровна

2011 уч.год

«Как бороться с конфликтами»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Пословица

Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания де тей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в зав трашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступле ний являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и спосо бов выхода из семейных конфликтов.

Цели- расширить представление детей о том, что такое кон фликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах пре дупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать же лание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Способы выхода из конфликта:

- соревнование (соперничество);

- приспособление;

- компромисс;

-уход;

- сотрудничество

  1. написать незаконченные предложения: Умение владеть собой - это... Чтобы научиться владеть собой, нужно... Чтобы найти компромисс, нужно...

 

План классного часа:

1. Мини-лекция. Эти вредные конфликты.

2.  Проблемная ситуация «На приеме у психолога».

3.  Интерактивная беседа.

4.  Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».

5.  Ролевая игра «Если бы психологом был я...».

6.  Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи».

7. Тестирование

8. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга».

9. Заключительное слово.

10. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1.Мини-лекция «Эти вредные конфликты»

Классный руководитель. 

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть ме жду людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный - неуправляемый конфликт. Вот в автобу се вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ве теран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно по казывает, что не хочет поддерживать общение.

В чем же вред  конфликтов? Во-первых, от конфликтов стра дает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфлик та приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физиче ское здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.

Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещен ные приемы - это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правиль ное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спо койнее и счастливее не только вас, но и других.

 Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

Классный руководитель.

Тема сегодняшнего классного часа - конфликты детей и родителей.

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с от цом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, куре ние - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно уб рать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной не делю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока тер плю, глотаю обиды.

Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они гово рят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи За хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смот ри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

 Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вот такие клиенты оказались се годня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:

  1. хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
  2. можно ли назвать их семью счастливой?
  1. что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

(Дети высказываются.)

А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

  1. Трудный возраст дочери.
  2. Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
  3. Успеваемость, учеба.
  4. Лень, неаккуратность.
  5. Придирчивость родителей.
  6. Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

Классный руководитель. Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

  1. Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
  2. Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
  3. Делать что тебе захочется.
  4. Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
  5. Иметь много обязанностей.
  6. Жить по правилам, выполнять все законы.

Классный руководитель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обя занности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две тре ти подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? I (Дети высказываются.)

На какой почве чаще всего случаются конфликты? Примерные ответы детей:

  1. Не помогал по дому.
  2. Учеба, поведение.
  3. Поздно приходил домой.
  4. Вредные привычки (курение). I - Из-за моей компании.
  5. Внешний вид (прическа, одежда).
  6. Мои поздние возвращения домой.
  7. Плохой характер родителей. I - Из-за денег, покупки вещей.

Классный руководитель. Как видим, причин у конфлик тов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

 Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

Классный руководитель. Итак, конфликт разгорелся. Ка кие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом коммен тирует]

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собствен ных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

 Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

Классный руководитель. Вы узнали, какие способы пове дения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

  1. Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничест во. Это поведение превращает ее в эгоистку.
  1. Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособ ление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
  2. Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

 Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»

Классный руководитель. Всем известно, что каждый че ловек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не толь ко внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои вари анты окончаний.

(Учитель дает высказаться.)

 Умение владеть собой - это...

  1. контролировать свое поведение;
  1. сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выра жаться нецензурно;
  2. держать себя в руках;
  3. не позволять себе грубости, хамства;
  4. не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешен ным, корректным.

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

  1. работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поста вить себя на место другого;
  2. читать книги по психологии;
  3. не терять своего достоинства;
  4. научиться уважать других людей;
  5. научиться видеть свои недостатки;
  6. быть строгим к себе и снисходительным к другим.

  1. Чтобы найти компромисс, нужно...
  2. найти такое решение, которое устроит всех;
  3. войти в положение другого человека;
  4. видеть правоту другого человека;
  5. отказаться от своего эгоизма;
  6. не считать себя выше других;
  7. уважать чужое мнение.

Классный руководитель. Умение владеть собой, контро лировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспита нием, уметь поставить себя на место другого человека.

Тестирование

Давайте с вами проверим, насколько вы можете контролировать себя в конфликтной ситуации и вообще наскольвы вы конфликтный человек.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определённый стиль поведения.

             Если подобным образом вы ведете себя

             ЧАСТО - поставьте 3 балла;

             ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;

             РЕДКО – 1 балл.

          ВОПРОС:

 «Как вы обычно ведёте себя  в споре или конфликтной ситуации?»

   

         ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то не стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически  нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему…
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить в шутку.

                   

     Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11- это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в  конфликтной ситуации и определите свой стиль.

                      Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

                      Тип «Б» – сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

                      Тип «В» – сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

                      Тип «Г» – сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

                      Тип «Д» – сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» – это «жёсткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своём, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Д» – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию. Не доводить конфликт до открытого столкновения.

Предлагаю учащимся проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения.

Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, даю время для коллективного анализа. В ходе обсуждения  подвожу подростков к беседе о конфликтах.

Тест

«Уровень  конфликтности  личности»

      Ребята!  При  ответе  на  вопрос  выберите  один  вариант  ответа,  под  конкретной  буквой,  запишите  букву  после  номера  вопроса.

     1.  Характерно  ли  для  вас  стремление  к  доминированию,  то  есть  к  тому,  чтобы  подчинить  своей  воле  других?

              А)  нет                б)  когда  как                 в)  да

     2.  Есть  ли  в  вашем  коллективе  люди,  которые  вас  побаиваются,  а  возможно,  и  ненавидят?

              А)  да                   б)  ответить  затрудняюсь         в)  нет

     3.  Кто  вы  в  большей  степени?

               А)  пацифист       б)  принципиальный                  в)  предприимчивый

     4.  Как  часто  вам  приходится  выступать  с  критическими  суждениями?

               А)  часто               б)  периодически                  в)  редко

     5.  Что  для  вас  было  бы  наиболее  характерно,  если  бы  вы  возглавили  новый  для  вас  коллектив?

     А)  разработал  бы  программу  развития  коллектива  на  год  вперед  и  убедил  бы  членов  коллектива  в  ее  перспективности;

     Б)  изучил  бы,  кто  есть  кто,  и  установил  бы  контакт  с  лидерами;

     В)  чаще  советовался  бы  с  людьми.

     6.  В  случае  неудач  какое  состояние  для  вас  наиболее  характерно?

                 А)  пессимизм          б)  плохое  настроение        в)  обида  на  самого  себя

     7.  Характерно  ли  для  вас  стремление  отстаивать  и  соблюдать  традиции  вашего  коллектива?

                 А)  да                    б)  скорее  всего  да                  в)  нет

     8.  Относите  ли  вы  себя  к  людям,  которым  лучше  в  глаза  сказать  горькую  правду,  чем  промолчать.

                А)  да                     б)  скорее  всего  да                  в)  нет

     9.  Из  трех  личностных  качеств,  с  которыми  вы  боретесь,  чаще  всего  вы  стараетесь  изжить  в  себе

  А)  раздражительность     б)  обидчивость     в)  нетерпимость  критики  других

     10.  Кто  вы  в  большей  степени?

                А)  независимый     б)  лидер            в)  генератор  идей

     11.  Каким  человеком  считают  вас  ваши  друзья?

                А)  экстравагантным    б)  оптимистом     в)  настойчивым

     12.  С  чем  вам  чаще  всего  приходится  бороться?

                А)  с  несправедливостью     б)  с  бюрократизмом    в)  с  эгоизмом

     13.  Что  для  вас  наиболее  характерно?

                         А)  недооцениваю  свои  способности

                         Б)  оцениваю  свои  способности  объективно

                         В)  переоцениваю  свои  способности

     14.  Что  приводит  вас  к  столкновению  и  конфликту  с  людьми?

                          А)  излишняя  инициатива

                          Б)  излишняя  критичность

                          В)  излишняя  прямолинейность.

Обработка  результатов  теста

«Уровень  конфликтности  личности»

     Все  ответы  к  каждому  вопросу  имеют  свою  оценку  в  баллах.  Замените  выбранные  вами  буквы  баллами  и  подсчитайте  общую  сумму  набранных  вами  баллов.

№  1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     11     12     13     14

А   1     3     1     3     3     2     3     3     2     3       2        3        2       1

Б    2     2     3     2     2     3     2     2     1     1       1        2        1       2

В   3      1     2     1     1     1     1     1     3     2       3        1        3       3

     Определенная  сумма  баллов  характеризует  уровень  конфликтности  личности:

                                    14 – 17  баллов – очень  низкий

                                    18 – 20  баллов – низкий

                                    21 – 23  балла   -  ниже  среднего

                                    24 – 26  баллов – ближе  к  среднему

                                    27 – 29  баллов -  средний

                                    30 – 32  балла   -  ближе  к  среднему

                                    33 – 35  баллов -  выше  среднего

                                    36 – 38  баллов -  высокий

                                    39 – 42  балла   -  очень  высокий.

Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга»

Классный руководитель. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.

Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.

Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете работать в группах . Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвра щалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Причины конфликтов с родите лями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поум нел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?