Изучение иностранного языка посредством чтения зарубежной литературы.

 

Изучение иностранного языка посредством чтения зарубежной литературы.

Розова И.Г.

г.Уфа, ФГОУ СПО Уфимский колледж статистики,

 информатики и вычислительной  техники.

     Художественно – эстетическому воспитанию в России всегда уделялось пристальное внимание. С приобщением к мировой художественной классике связывалось духовное развитие не только отдельной личности, но и нации в целом, потому что чтение художественной литературы способствует развитию творческого воображения, логического мышления, наблюдательности, утонченности чувств учащихся – качеств, считавшихся необходимыми для будущих специалистов. Литературная начитанность, при условии разумного набора материала, всегда развивает в человеке высшие духовные потребности и укрепляет его мыслительные способности

     Конечно, но практике курс зарубежной литературы гораздо скромнее, чем русской. Ограниченность материала иностранной литературы есть прямое следствие узости задач. Еще в 50е годы XIXвеке А. Галахов и Ф. Буслаев выдвинули в качестве основного метода изучения литературы историко- литературный. Отсюда неизбежно и большее внимание к произведениям западной европейской классики, подробное  изучение  эволюции различных родов  поэзии, что требовало обращение к иностранному материалу. Так осваивались  произведения Гомера, Платона, Аристотеля, Данте, Сервантеса, Гете, Лессинга, Байрона, Вальтера Скотта.

          В средней и высшей школе уже давно содержанием обучения иностранного  языка  являются прагматические  знания и умения, что же касается образования личности, обладающей высокой нравственностью  и духовными ценностями, то этот процесс  оставляет желать лучшим.

          На современном этапе развития образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний. Действительность выдвигает особые требования, как к содержанию, так и к формам, способам и методам обучения литературе стран изучаемого языка. Чтобы развивать творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на занятиях, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

         Чтение никогда не потеряет своей актуальности, как вид интеллектуальной деятельности, как средство духовно- нравственного воспитания и как источник эстетического наслаждения. Поэтому и обусловлено использование грандиозных возможностей книги при изучении иностранного языка. На занятиях по внеклассному чтению происходит укрепление межпредметных связей посредством знакомства с классиками и современными авторами страны изучаемого языка, с их произведениями, в той или иной мере отражающими реалии языка и культуры страны, открывающими  «окно» в мир иной культуры, способствующими осознанию студентами себя участниками процесса межкультурной коммуникации. Внеклассное чтение произведений зарубежной литературы, как одно из проявлений межпредметных связей, является одним из эффективных средств  мотивации учебного процесса.

         Уроки внеклассного чтения при обучении иностранному языку  приобрели дополнительную ценность в развитии  межкультурной компетенции студентов. В процессе общения студентов с чужой лингвокультурой происходит усвоение иностранного языка по формуле :культура через язык и язык через культуру.

          Изучение иностранного языка предполагает широкий спектр методов и форм знакомства с иностранной литературой. И наоборот – читая то или иное художественное произведение, будь то в оригинале или в чей-то  интерпретации студент  выполняет сразу несколько задач, а именно:

-изучает иностранную лексику;

-проводит лингвистический анализ текста( знакомство с фразеологизмами, идиомами, речевыми конструкциями, характерными только для данного языка);

-проводит сопоставительный анализ с родным языком;

           При отборе произведений для внеклассного чтения необходимо учитывать возраст студентов, их читательские интересы, уровень  языковой подготовки. Так же  необходимо учитывать и профиль обучающихся.

           Данные виды деятельности повышают  гуманистическую  и позитивную направленность в изучении иностранного языка, способствуют развитию творческого мышления, художественного восприятия студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявка на участие в конференции « Актуальные проблемы  современной  филологии.» ,приуроченной к 190-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского

 

Ф.И.О. :             Розова Ирина Геннадьевна.

Должность:       преподаватель английского языка   ФГОУ СПО Уфимский

                           колледж статистики, информатики и  ВТ.

Адрес:               Уфа ул. Рыльского д.24 кв. 54 тел.230-72-65, 89196155590.                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarub.lit_.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение иностранного языка посредством чтения зарубежной литературы.

Розова И.Г.

г.Уфа, ФГОУ СПО Уфимский колледж статистики,

 информатики и вычислительной  техники.

     Художественно – эстетическому воспитанию в России всегда уделялось пристальное внимание. С приобщением к мировой художественной классике связывалось духовное развитие не только отдельной личности, но и нации в целом, потому что чтение художественной литературы способствует развитию творческого воображения, логического мышления, наблюдательности, утонченности чувств учащихся – качеств, считавшихся необходимыми для будущих специалистов. Литературная начитанность, при условии разумного набора материала, всегда развивает в человеке высшие духовные потребности и укрепляет его мыслительные способности

     Конечно, но практике курс зарубежной литературы гораздо скромнее, чем русской. Ограниченность материала иностранной литературы есть прямое следствие узости задач. Еще в 50е годы XIX веке А. Галахов и Ф. Буслаев выдвинули в качестве основного метода изучения литературы историко- литературный. Отсюда неизбежно и большее внимание к произведениям западной европейской классики, подробное  изучение  эволюции различных родов  поэзии, что требовало обращение к иностранному материалу. Так осваивались  произведения Гомера, Платона, Аристотеля, Данте, Сервантеса, Гете, Лессинга, Байрона, Вальтера Скотта.

          В средней и высшей школе уже давно содержанием обучения иностранного  языка  являются прагматические  знания и умения, что же касается образования личности, обладающей высокой нравственностью  и духовными ценностями, то этот процесс  оставляет желать лучшим.

          На современном этапе развития образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний. Действительность выдвигает особые требования, как к содержанию, так и к формам, способам и методам обучения литературе стран изучаемого языка. Чтобы развивать творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на занятиях, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

         Чтение никогда не потеряет своей актуальности, как вид интеллектуальной деятельности, как средство духовно- нравственного воспитания и как источник эстетического наслаждения. Поэтому и обусловлено использование грандиозных возможностей книги при изучении иностранного языка. На занятиях по внеклассному чтению происходит укрепление межпредметных связей посредством знакомства с классиками и современными авторами страны изучаемого языка, с их произведениями, в той или иной мере отражающими реалии языка и культуры страны, открывающими  «окно» в мир иной культуры, способствующими осознанию студентами себя участниками процесса межкультурной коммуникации. Внеклассное чтение произведений зарубежной литературы, как одно из проявлений межпредметных связей, является одним из эффективных средств  мотивации учебного процесса.

         Уроки внеклассного чтения при обучении иностранному языку  приобрели дополнительную ценность в развитии  межкультурной компетенции студентов. В процессе общения студентов с чужой лингвокультурой происходит усвоение иностранного языка по формуле :культура через язык и язык через культуру.

          Изучение иностранного языка предполагает широкий спектр методов и форм знакомства с иностранной литературой. И наоборот – читая то или иное художественное произведение, будь то в оригинале или в чей-то  интерпретации студент  выполняет сразу несколько задач, а именно:

-изучает иностранную лексику;

-проводит лингвистический анализ текста( знакомство с фразеологизмами, идиомами, речевыми конструкциями, характерными только для данного языка);

-проводит сопоставительный анализ с родным языком;

           При отборе произведений для внеклассного чтения необходимо учитывать возраст студентов, их читательские интересы, уровень  языковой подготовки. Так же  необходимо учитывать и профиль обучающихся.

           Данные виды деятельности повышают  гуманистическую  и позитивную направленность в изучении иностранного языка, способствуют развитию творческого мышления, художественного восприятия студентов.

Заявка на участие в конференции « Актуальные проблемы  современной  филологии.» ,приуроченной к 190-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского

Ф.И.О. :             Розова Ирина Геннадьевна.

Должность:       преподаватель английского языка   ФГОУ СПО Уфимский

                           колледж статистики, информатики и  ВТ.

Адрес:               Уфа ул. Рыльского д.24 кв. 54 тел.230-72-65, 89196155590.