Рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов. Тема: Обучение пересказу на английском языке

Рекомендации помогут студентам научиться самостоятельно работать с англоязычными текстами, находить и извлекать из прочитанного информацию, которая может быть полезна как для будущей профессиональной деятельности, так и для развития речи, памяти, пополнения словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_po_sam_rab_obuchenie_pereskazu.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                                                                                                                   

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинское училище № 15

Департамента здравоохранения города Москвы»

(ГБОУ СПО «МУ № 15 ДЗМ»)


Рекомендации

по внеаудиторной самостоятельной работе студентов

   

Тема: «ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

Дисциплина – Иностранный язык

Курс 1

       Специальность – Сестринское дело 060501

Автор – Е.И. Яблокова

2012 г.

Цели:

Студент должен уметь:

-   понимать общее содержание текста;

- определить в тексте предложение, отражающее цель высказывания (ключевую фразу);

- выделять в тексте характеристики объекта, наиболее важные для подтверждения определенного высказывания;

-  прогнозировать конец текста, исходя из анализа замысла его основной части;

-   пересказывать прочитанный текст.

Уважаемый студент!

Мотивация Вашей работы.

Изучение иностранного языка предполагает формирование коммуникативной компетенции – способности к иноязычному общению. Одним из источников знаний, способствующих формированию коммуникативной компетенции, является литература, как художественная, так и специальная, т.е. тексты, содержащие профессиональную информацию. Это могут быть произведения различного толка – рассказы, статьи, документы и многое другое, что может предоставить какие-либо сведения, которые помогают правильно ориентироваться в определенных ситуациях, дают представление об окружающем мире, информацию к размышлению, служат повышению уровня грамотности.

Тексты профессиональной направленности расширяют знания в области медицины, являются источниками информации, необходимой в дальнейшей профессиональной деятельности. Тексты профессиональной направленности на иностранном языке помимо своей основной  задачи – информативности – помогают пополнить общий и тематический словарный запас, тренируют в произношении английских слов и выражений, закрепляют правила английской грамматики путем разбора типичных примеров, встречающихся в тексте и их многократного повторения с целью запоминания, способствуют развитию навыков устной речи. 

Данные рекомендации помогут Вам научиться самостоятельно работать с текстами, извлекать из прочитанного информацию, которая может быть полезна как для Вашей будущей профессиональной деятельности, так и для изучения языка, для развития речи, в частности, и формирования коммуникативной компетентности в целом.

Одним из эффективных приемов формирования способности самостоятельно работать с текстом является пересказ; подготовка к пересказу текста включает в себя разделение текста на смысловые части, выделение ключевых фраз, составление плана пересказа.

Способы чтения.

Различают несколько способов чтения:

  1. Изучающее чтение (reading for detailed comprehension) предполагает полное усвоение текста.
  2. Ознакомительное чтение (reading for gist или skimming) – беглое чтение с целью общего ознакомления с содержанием.
  3. Поисковое (выборочное) чтение  (reading for specific information) – чтение с целью найти определенную информацию.
  4. Просмотровое (scanning) – чтение для получения общего представления о содержании в целом по отдельным элементам текста.

Этапы работы с текстом.

Рассмотрим подробнее этапы работы над текстом, что поможет Вам перейти от прочтения текста к его пересказу.

  1. Предтекстовый этап. Задачи на этом этапе – дифференциация языковых единиц и речевых образцов, их узнавание в тексте, языковая догадка.

Задания:

-  прочтите заголовок и скажите, о чем (о ком) будет идти речь в тексте;  

- ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (если таковые даны к тексту с переводом); не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь;

-  прочитайте и выпишите слова, обозначающие… (дается русский эквивалент);

-  выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме;

-  найдите в тексте незнакомые слова.

  1. Текстовый этап. Данный этап предполагает использование различных приемов извлечения информации и трансформации структуры и языкового материала текста.

Задания:

-  прочтите текст;

- выделите слова (словосочетания или предложения), которые несут важную (ключевую информацию);

- выпишите или подчеркните основные имена (термины, определения, обозначения);

-  замените существительное местоимением по образцу;

-  сформулируйте ключевую мысль каждого абзаца;

-  отметьте слово (словосочетание), которое лучше всего передает содержание текста (части текста).

  1. Послетекстовый этап. Этот этап ориентирован на выявление основных элементов содержания текста.

Задания:

-  озаглавьте текст;

- прочтите вслух предложения, которые поясняют название текста;

-  найдите в тексте предложения для описания …

- подтвердите (опровергните) словами из текста следующую мысль …

-  ответьте на вопрос;

-  составьте план текста;

-  выпишите ключевые слова, необходимые для пересказа текста;

-  перескажите текст, опираясь на план;

-  перескажите текст, опираясь на ключевые слова.

При подготовке пересказа текста мы рекомендуем Вам воспользоваться следующей памяткой:

  1. После прочтения текста разбейте его на смысловые части.
  2. В каждой части найдите предложение (их может быть несколько), в котором заключен основной смысл этой части текста. Выпишите эти предложения.
  3. Подчеркните в этих предложениях ключевые слова.
  4. Составьте план пересказа.
  5. Опираясь на план, перескажите текст,
  6. Опираясь на ключевые слова, расскажите текст.

При пересказе текста рекомендуется использовать речевые клише:

- This text is about …

- I would like to tell you …

- I think …

- I like / I don’t like … because …

Эти клише помогут построить связные высказывания при пересказе, составлении характеристики, выражении своего отношения, своей точки зрения относительно прочитанного.

Рассмотрим алгоритм работы с текстом, включающий подготовку пересказа,  на примере текста “Our College” (Козырева Л.Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. Учебное пособие, стр.24- 26).

Our College

My name is Sveta Popova. I’m 17. I’m a student of the medical college. Our college is one of the oldest educational establishments of the region with its own traditions. Its graduates are considered to be the most highly trained specialists in the region. There are 7 departments in our college. I would like to tell you about them.

“Nursing Affair” gives qualification of a nurse of general practice. A medical nurse is a chief assistant of a doctor. She provides uninterrupted medical help including preventive and rehabilitation measures. Our graduates work in the polyclinics, hospitals, kindergartens, schools and houses for aged people.

If you want to become a doctor assistant you should study at the “Curative Affair” department.  A doctor assistant of general practice is a highly-trained specialist who works independently in the polyclinics, emergency ambulances and hospitals. His main task includes prescription and performance of preventive, curative and diagnostic measures. The graduates of this department are waited for at the stations of emergency medical help, in the country-side hospitals and in the military hospitals.

“Obstetrician Affair” is another interesting department. It offers qualification of an obstetrician. An obstetrician provides preventive and curative medical help to the pregnant women ant patients with gynecological diseases.

Boys and girls whose future profession is dentist study at the “Stomatology” department. A dentist is a highly-trained specialist who works independently or under the guidance of a senior doctor who provides preventive and curative medical help for the population.

“Medical-Prophylactic Affair” gives qualification of a sanitary doctor assistant who prevents appearance and spreading of infections and other kinds of the diseases. He controls the influence of the conditions of work and life on a person’s health and takes some measures to prevent this harmful influence of the surroundings. They work in the centers of state sanitary inspectors and laboratories of different branches.

A dental mechanic is a future specialist who studies at the “Orthopedic Stomatology” and learns to make artificial teeth and crowns, plastic and porcelain teeth. On graduating from the college they usually work in the dental mechanical laboratories.

As for me I am a student of the “Pharmacy” department. My future profession is pharmaceutist. I’ll provide the population with different medicines. My work will demand the knowledge of preventive rules, the rules of herb’s preparation and so on. The graduates of our department will be able to work in the chemist’s, pharmacological enterprises, laboratories. I like to study at our college very much.

Работа над текстом.

Начните работу с предтекстового этапа.

  1. Прочтите заголовок и скажите, о чем этот текст.
  2. Найдите в тексте названия отделений колледжа и выпишите их. Догадайтесь о значении этих слов. Если возникло затруднение, воспользуйтесь словарем.
  3. Найдите в тексте другие незнакомые слова, выпишите их, посмотрите значение в словаре.

После этого можно перейти к текстовому этапу.

  1. Прочтите текст и переведите его.
  2. Выделите предложения, которые несут главную информацию по каждому абзацу, т.е. информацию по каждому отделению колледжа.
  3. Сформулируйте главную мысль каждого абзаца.  

Послетекстовый этап.

  1. Выполните упражнения после текста.
  2. Составьте план текста.
  3. Выпишите ключевые слова.
  4. Перескажите текст, опираясь сначала на план, потом на ключевые слова. При пересказе текста Вы можете использовать предложения из текста или менять их по собственному усмотрению.

Теперь посмотрим, что у вас получилось. Итак, предтекстовый этап.

  1. Прочитали заголовок  “Our College” и сделали вывод, что речь пойдет о колледже.
  2. Нашли в тексте названия отделений (они выделены жирным шрифтом) и выписали их. “Nursing Affair” – «Сестринское дело», “Curative Affair” – «Лечебное дело», “Obstetrician Affair” – «Акушерское дело», “Stomatology” – «Стоматология», “Medical-Prophylactic Affair” – «Медико-профилактическое дело», “Orthopedic Stomatology” – «Ортопедическая стоматология», “Pharmacy” – «Фармацевтическое дело».  Некоторые слова знакомы, о значении остальных можно догадаться, используя лингвистическую догадку. Если возникли затруднения, посмотрите значение слов в словаре.
  3. Просмотрев текст, выпишите незнакомые слова. Следующие слова  могут быть Вам незнакомы:

educational establishment

образовательное учреждение

graduates

выпускники

highly-trained specialists

высококвалифицированные специалисты

preventive and curative measures

профилактические и лечебные меры

harmful influence

вредное влияние

country-side hospitals

сельские больницы

Текстовый этап.

  1. Прочитали и перевели текст.

Перевод текста

Наш колледж.

Меня зовут Света Попова. Мне 17 лет. Я студентка медицинского колледжа. Наш колледж – одно из старейших учебных заведений района со своими собственными традициями. В нашем колледже 7 отделений. Мне бы хотелось рассказать вам о них.

«Сестринское дело» дает квалификацию медсестры общей практики. Медицинская сестра – главный помощник врача. Она обеспечивает непрерывную медицинскую помощь, включая профилактические и реабилитационные меры. Наши выпускники работают в поликлиниках, больницах, детских садах, школах и домах для престарелых.

Если вы хотите стать фельдшером, вам следует учиться на отделении «Лечебное дело». Фельдшер общей практики – это высоко квалифицированный специалист, который работает самостоятельно в поликлиниках, на скорой помощи и в больницах. Его главная задача заключается в назначении и выполнении профилактических, лечебных и диагностических мер. Выпускников этого отделения ждут на станциях скорой помощи, в сельских больницах и госпиталях.

«Акушерское дело» – еще одно интересное отделение, дающее квалификацию акушерки. Акушерка обеспечивает профилактическую и лечебную медицинскую помощь беременным женщинам и пациенткам с гинекологическими заболеваниями.

Юноши и девушки, чья будущая профессия зубной врач, учатся на отделении «Стоматологии». Зубной врач – это высококвалифицированный специалист, который работает самостоятельно или под руководством стоматолога и который обеспечивает профилактическую и лечебную медицинскую помощь населению.

«Медико-профилактическое» отделение дает квалификацию санитарного фельдшера, который предупреждает появление и распространение инфекций и других видов заболеваний. Он контролирует влияние условий работы и жизни на здоровье человека и принимает меры для предотвращения вредного влияния окружающей среды. Они работают в центрах государственной санитарной инспекции и лабораториях различных отраслей.

Зубной техник – это будущий специалист, который учится на отделении «Ортопедической стоматологии» и учится изготавливать искусственные зубные протезы и коронки, зубы из пластмассы и керамики. По окончании колледжа они обычно работают в зубопротезных лабораториях.

Что касается меня, то я студентка отделения «Фармацевтическое дело». Моя будущая профессия – фармацевт. Я буду обеспечивать население различными лекарственными средствами. Моя работа потребует знания профилактических мер, правил изготовления лекарственных препаратов на основе растений и многое другое. Выпускники нашего отделения смогут работать в аптеках, на фармацевтических предприятиях, лабораториях. Мне очень нравится учиться в нашем колледже.

  1. Из каждого абзаца выбрали предложения, несущие главную информацию.
  1. Our college is one of the oldest educational establishments of the region with its own traditions. There are 7 departments in our college.
  2. “Nursing Affair” gives qualification of a nurse of general practice. A medical nurse is a chief assistant of a doctor. She provides uninterrupted medical help including preventive and rehabilitation measures.
  3. If you want to become a doctor assistant you should study at the “Curative Affair” department.  A doctor assistant of general practice is a highly-trained specialist who works independently in the polyclinics, emergency ambulances and hospitals. His main task includes prescription and performance of preventive, curative and diagnostic measures.
  4. “Obstetrician Affair” is another interesting department. It offers qualification of an obstetrician.
  5. Boys and girls whose future profession is dentist study at the “Stomatology” department.
  6. “Medical-Prophylactic Affair” gives qualification of a sanitary doctor assistant who prevents appearance and spreading of infections and other kinds of the diseases.
  7. A dental mechanic is a future specialist who studies at the “Orthopedic Stomatology” and learns to make artificial teeth and crowns, plastic and porcelain teeth.
  8. As for me I am a student of the “Pharmacy” department. My future profession is pharmaceutist. I’ll provide the population with different medicines. I like to study at our college very much.

  1. Главная мысль каждого абзаца заключается в характеристике каждого отделения колледжа, описании будущей профессии выпускников каждого отделения и круга их обязанностей. На английском языке это будет выглядеть так:
  1. This text is about a medical college. Its student, Sveta Popova, tells us about it. The college has 7 departments.
  2. One of the departments is “Nursing Affair” which gives qualification of a nurse.
  3. Another department is “Curative Affair” which prepares doctor assistants.
  4. “Obstetrician Affair” offers qualification of an obstetrician.
  5. One more department is “Stomatology” department whose graduates become dentists.
  6. Future sanitary doctor assistants study at “Medical-Prophylactic Affair” department.
  7. “Orthopedic Stomatology” department prepares future dental mechanics.
  8. Sveta Popova is a student of “Pharmacy” department and she says that her future profession is a pharmaceutist. She says that she will provide the population with medicines. She also says that she likes to study at the college very much.

 

Выполнив это задание, Вы перешли  к послетекстовому этапу.

  1. Вы выполнили упражнения после текста.

Упражнение 1. Ответьте на вопросы.

  1. Where does Sveta Popova study?

Ответ: Sveta Popova studies at the medical college.

  1. How many departments are there in the college?

Ответ: There are seven departments in the college.

  1. What kind of qualification does the “Nursing Affair” give?

Ответ: It gives qualification of a nurse.

  1. Who can work at the station of emergency medical help?

Ответ: Doctor assistants can work at the station of emergency medical help.

  1. What does an obstetrician provide to the pregnant women and patients with gynecological diseases?

Ответ: An obstetrician provides preventive and curative medical help to the pregnant women and patient with gynecological diseases.

  1. Where do the sanitary doctor assistants work?  

Ответ: They work in the centers of state sanitary inspectors and laboratories of different branches.

  1. What is Sveta’s future profession?

Ответ: Her future profession is a pharmaceutist.

Упражнение 2. Скажите по-английски.

студентка медицинского колледжа

 а student of a medical college

медицинская сестра

 a nurse

фельдшер

 a doctor assistant

главная задача

 the main task

станция скорой помощи

 a station of emergency medical help

акушерка

 an obstetrician

беременная

 a pregnant woman

зубной врач

 a dentist

медицинская помощь населению

 medical help for the population

условия работы

 conditions of work

вредное влияние

 harmful influence

будущая профессия

 future profession

знание

 knowledge

  1. Примерный план текста:
  1. Sveta Popova and the medical college:
  1. Sveta Popova is a medical student;
  2. the college, its traditions and its graduates;
  3. departments of the college.
  1. “Nursing Affair”.
  1. qualification of a nurse;
  2. the nurse’s duties;
  3. work of the graduates.
  1. “Curative Affair”.
  1. what is a doctor assistant;
  2. his main task;
  3. places of work.
  1. “Obstetrician Affair”.
  1. qualification of an obstetrician;
  2. help to pregnant women.
  1. “Stomatology”.
  1. what is a dentist;
  2. the work of a dentist.
  1. “Medical-Prophylactic Affair”.
  1. qualification of a sanitary doctor assistant;
  2. the work of a sanitary doctor assistant;
  3. places of work.
  1. “Orthopedic Stomatology”.
  1. what is a dental mechanic;
  2. the work of dental mechanics.
  1. “Pharmacy”.
  1. Sveta Popova is a student of this department;
  2. profession of a pharmaceutist;
  3. the places of work of this department graduates;
  4. Sveta’s attitude to the college.
  1. Your opinion of the text.

  1. Ключевые слова. В данном случае ключевыми словами являются названия отделений.
  2. Примерный пересказ текста:

Our College

This text is about a medical college. Its student, Sveta Popova, tells us about it.  The college is one of the oldest educational establishments of the region with its own traditions. Its graduates are considered to be the most highly trained specialists in the region. There are 7 departments in the college.

“Nursing Affair” gives qualification of a nurse of general practice. A medical nurse is a chief assistant of a doctor. She provides medical help including preventive and rehabilitation measures. Its graduates work in the polyclinics, hospitals, kindergartens, schools and houses for aged people.

Another department is “Curative Affair” department. It gives qualification of a doctor assistant of general practice. The doctor assistant works independently in the polyclinics, emergency ambulances and hospitals. His main task includes prescription and performance of preventive, curative and diagnostic measures. The graduates of this department work at the stations of emergency medical help, in the country-side hospitals and in the military hospitals.

“Obstetrician Affair” is another interesting department. It offers qualification of an obstetrician. An obstetrician provides preventive and curative medical help to the pregnant women ant patients with gynecological diseases.

Boys and girls, whose future profession is a dentist study at the “Stomatology” department. A dentist is a highly-trained specialist who works independently or under the guidance of a stomatologist. The dentist provides preventive and curative medical help for the population.

“Medical-Prophylactic Affair” gives qualification of a sanitary doctor assistant who prevents appearance and spreading of infections and other kinds of the diseases. He controls the influence of the conditions of work and life on a person’s health and takes some measures to prevent harmful influence of the surroundings. They work in the centers of state sanitary inspectors and laboratories of different branches.

The “Orthopedic Stomatology” department gives qualification of a dental mechanic. The students of this department learn to make artificial teeth and crowns, plastic and porcelain teeth. On graduating from the college they usually work in the dental mechanical laboratories.

Sveta Popova is a student of the “Pharmacy” department. Her future profession is a pharmaceutist. She will provide the population with different medicines. Her future work will demand knowledge of preventive rules, the rules of herb’s preparation and so on. The graduates of this department will be able to work in the chemist’s, pharmacological enterprises, laboratories. Sveta likes to study at the college very much.

I think that Sveta likes her college and she really likes to study there. The college is very large. In our college there are only two departments and there are seven departments in Sveta’s college. Though her college is large and there are many departments and many students in it, I like my college very much and I think that it is the best one.

Уважаемый студент!

Надеемся, что Вы успешно справились с заданиями,  и пересказ текста не вызвал у Вас затруднений. При работе с подобными заданиями мы рекомендуем Вам следовать этим рекомендациям.

Желаем успехов!

P.S. При возникновении каких-либо затруднений Вы всегда можете проконсультироваться у преподавателя.

Литература:

  1. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. Учебное пособие/ Л.Г. Козырева, Т.В. Шадская. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320 с. – (Среднее профессиональное образование).
  2. Словари русско-английский, англо-русский.