Урок "Союз"

Маркова Туяна Дабаевна

Урок по теме "Союз" разработан для учащихся 7 классов, это первый урок по разделу "Союз".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ponyatie_o_soyuze.rar1.88 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Алханайская средняя общеобразовательная школа»

Маркова Туяна Дабаевна учитель русского языка и литературы

Урок в 7 классе

Тема: Понятие о союзе.

Тип урока: Урок постановки учебной задачи

Цели: организовать деятельность учащихся по повторению и совершенствованию знаний о союзе как части речи;

Задачи: формирование умения определять разряд союзов,  развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование коммуникативных качеств личности учащихся, воспитание чувства любви к своей семье, значимости семьи в жизни человека, воспитание  интереса к русскому языку.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный  момент. Актуализация.

-Ребята, как вы думаете, что обозначает слово СОЮЗ? Попробуем создать его образ! Какие ассоциации вызывают эти рисунки?

Это интересно… (сообщение учащегося)

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы. Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и)…….

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

- Какие смысловые отношения выражают союзы? Сегодня мы попробуем это установить. Это будет нашей задачей.

II. Операционно-содержательный момент.

- Прочитайте сказку, найдите новую информацию, составьте по данной сказке схему, ответьте на вопрос «Что соединяют подчинительные союзы, а что сочинительные», т.е. для чего служат; какие союзы можно назвать сочинительными, а какие подчинительными, приведите примеры сочинительных и подчинительных союзов из сказки.

«Сказка о Союзах»


         В огромной стране «Части речи», в губернии «Служебные части речи» жили-были одноименные части речи — союзы.
          Союзы жили дружно, несмотря на то, что  сильно отличались друг от друга. Одни  жители очень любили сочинять, мирно присоединять
слова и предложения. Например, такие жители, как а, и, зато, ни…..ни, да, не то…не то, либо, или, то…..то, но и другие. Другие  были очень сердитыми и хмурыми, потому что подчиняли  простые предложения  себе.  Это союзы  словно, оттого что, чтобы, будто, как, несмотря на то, хотя, где., когда, если, потому что, так как.                      

             Поэтому одни союзы стали называть сочинительные, а другие подчинительные.

- Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи.

- Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.

 Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они равноправны. Сочинительные союзы, которые связывают однородные члены и простые, не зависящие друг от друга предложения в составе сложного, выражают отношения равноправия связанных частей, а подчинительные, которые связывают неравноправные предложения – неравноправия, зависимости одной части от другой.

Задание №2. Найти в тексте предложения с сочинительными  союзами и подчинительными.

  1. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.
  2. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (А.С.Пушкин)
  3. О нем ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно (И.С.Тургенев)
  4. Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
  5. Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (В.Гаршин)
  6. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.
  7. Я уговорил Шарко идти берегом, хотя это был длиннейший путь ( М.Горький)
  8. Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да горлинки ворковали все на одном и том же дереве.
  9. Отец потребовал, чтобы я ехала с ним. (А.Н.Толстой)
  10. Володя поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин (В.Попов)
  11. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Задание №3. Прочитайте текст, определите главную мысль текста, выпишите все подчинительные и сочинительные союзы.

Материнская любовь

Таня стала Митеньке настоящей матерью. Она носила его на руках, убаюкивала, когда он капризничал. Нежно прижимала к себе этот живой теплый комочек, словно он был сделан из самого хрупкого материала на свете. Целовала его ручки и ножки и бесконечно удивлялась тому, какие они крохотные и пухлые. Могла радоваться улыбке ребенка и печалится , если он вдруг начинал куксится. Укладывая малыша в колыбельку, напевала песенку, которую слышала от своей матери. Пела и чутко прислушивалась, как он посапывает, засыпая.

III. Физкультминутка.

IV. Оценочно-рефлексивный момент.

Задание №3. Проверим насколько уяснили новую информацию с помощью теста.

  1. Укажите верное утверждение.
  1. Сочинительные союзы связывают только однородные члены предложений.
  2. Подчинительные союзы связывают однородные члены предложений.
  3. Сочинительные и подчинительные союзы связывают части сложного предложения.
  4. Подчинительные союзы связывают однородные члены  и части сложного предложения.
  1. В каком ряду представлены только сочинительные союзы?
  1. а, словно, и, зато
  2. ни…ни, да, оттого что
  3. под, чтобы, не то…не то
  4. либо, или, то…то
  1. Укажите ряд только с подчинительными союзами.
  1. Будто, да, как, несмотря на
  2. То…то, зато, чтобы, хотя
  3. Где, когда, если, потому что
  4. Так как, но, или, за
  1. Какой подчинительный предлог должен быть  на месте пропуска?

Ямщики подвязали колокольчики …… звон не привлек внимания сторожей. 

  1. в связи с тем что
  2. чтобы
  3. так как
  4. раз

Задание №4. Творческое (на выбор).

Карточка №1. Написать мини-сочинение на тему «Моя семья». В сочинении используйте предложения с сочинительными и подчинительными союзами.

Карточка №2. Напишите сочинение по картинке. Используйте предложения с сочинительными и подчинительными союзами.

Карточка №3.  Конструирование предложений. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

V. Рефлексия.

  1. Что нового узнали о союзе?
  2. Как оцениваете свою работу сегодня? Какая группа заслуживает похвалы?
  3. Заполните чашу успешности

VI. Домашнее задание на выбор упр. 336 (сложное) – определить роль союзов в тексте

                                                         Упр.340 написать мини-рассказ по схемам «Мои любимые книги»