Поклон эпистолярному жанру

Лавриненко Анна Петровна

 

Урок письма.

Тема: «Поклон эпистолярному жанру» 

Цели урока: совершенствовать речевые умения, развивать письменную речь; пробуждать интерес к написанию писем, обращать внимание      учеников на   внутреннее состояние человека, выражаемое в письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Урок письма

                                 Тема: «Поклон эпистолярному жанру»

Цели урока: совершенствовать речевые умения, развивать письменную речь                                учащихся, используя возможности эпистолярного жанра;

                                          развивать навыки работы над содержанием письма, его оформлением;

                                            пробуждать интерес к написанию писем, обращать внимание                                                 учеников на   внутреннее состояние человека, выражаемое в письме.

                                                           План урока:

1. По  страницам истории.

2. Письма Великих  людей.

3. Особенности жанра.

4. Цель создания текста письма

5. Творческая мастерская.

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Сегодня мы вспомним особенности эпистолярного жанра, с которым знакомились на уроках риторики, совершим путешествие в историю создания жанра, проанализируем некоторые образцы писем, создадим собственные.

- Любите ли вы получать письма?

- Какие виды писем вы знаете?

      - Приходилось ли вам писать письма?

Эпистолярный жанр очень древний. Развился он из бытовой переписки. Предоставляем слово группе «историков»:

Эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен. В форме писем сочинялись целые романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.

Благодарим ребят за интересную информацию.

Запись темы урока, её осмысление.

Отвечают на вопросы учителя.

Словечком “эпистолярный” мы обязаны грекам. Они же подарили миру и первого классика жанра, афинянина Эпикура. Правда, всего три его письма дошло до нас, и то в изложении Диогена Лаэртского, который, как известно, был великим путаником. Зато какие письма! Особенно – третье, к Менекею. Это ведь здесь впервые сформулировано: “Когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет”. Или: “Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука”. Ах, если бы, подобно Библиотеке всемирной литературы, издать Библиотеку литературы эпистолярной, от Эпикура и Цицерона до, скажем, Томаса Манна! История человеческого духа предстала б в такой Библиотеке во всём своём величии. Свидетелями каких страстей стали б мы! Какой любви! Какой преданности идеалам! Каких трагедий и каких триумфов!

Сенека и Спиноза, Гёте и Гейне, Мюссе и Честерфилд... Грозный, Карамзин, Тургенев, Блок, Горький... Ну и, конечно, Чехов. Но разве все эти люди писали не принципиально разные письма? Одни изначально предназначались для публики, другие – для одного-единственного лица, но всё-таки чёткой границы между ними нет.

Форма письма используется в романах, в публицистике (открытое письмо), в критике.

В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью , чтение их вызывает только улыбку.

2.

В русской литературе можно назвать следующие произведения, написанные в эпистолярном жанре:

«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и др.

В эпистолярную литературу входит также переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение.

Предоставляем слово группе культуроведов:

Форма писем или посланий (эпистол) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

Исследователи эпистолярного наследия А.С.Пушкина обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.

            Почерк его писем к близким – жене, брату, друзьям – небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком  ,  уж не говоря о стиле, написаны письма  шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк строгий, холодный , с отточенными завитками. Словом, официальное письмо с соблюдением правил этикета, нарушать который     не мог себе позволить даже  великий поэт. Вот  пример только подписи такого письма:

   «С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга

          Александр Пушкин» 

       

  А вот примеры из писем Л.Н.Толстого.

АЛЕКСАНДРУ ВТОРОМУ
Ваше Величество!

      В моем доме был произведен обыск. Он продолжался три дня. Ничего подозрительного, по словам жандармского офицера, не было найдено.

      Для того, чтобы знать, кого упрекать во всем случившимся со мною, я решаюсь обратиться прямо к вашему величеству. Я прошу Вас,чтобы были, ежели не наказаны, то обличены виновные  в злоупотреблении своей властью, коей они были награждены по Вашей милости.

     Вашего величества верноподданный

             Граф Лев Толстой

Дорогая, чудесная моя тетенька!

Тифлис.6 января 1852 г.

Только что получил твое письмо и в тот же день отвечаю. Вы всегда подавали мне советы;

К несчастью, я не всегда им следовал. Ты всегда упрекала меня за страсть к карточной игре, но живя в лагере, нельзя не пристраститься к этому роду развлечения: ведь их так мало здесь ! Я понимаю всю пагубность такой слабости и уверяю тебя, что как только я вернусь в С-Петербург, я тот час же все глупости брошу.

Прощай, дорогая тетенька. Левочка тысячу раз  просит  прощения и целует твои ручки.

P . S.  Я все в Тифлисе сижу у моря. Жду погоды ( то есть денег)

Твой любящий племянник.

 

3.

Поблагодарим ребят за интересный материал.

А сейчас обсудим особенности эпистолярного жанра.

Объясните значение слов: адресат, адресант.

Какой может быть информация?

В чём заключается коммуникативная задача автора?

«Узелки на память»:

  1. Старайся писать ясно и просто.
  2. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
  3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
  4. Поздравляй родных и друзей в дни рождения и другие праздники.
  5. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности уважения, доверия.

В разных по типу и  назначению письмах есть одинаковые части . Какие?  

Адресант (кто пишет) : официальный- неофициальный

Адресат (кому пишут) :  Официальное лицо – неофициальное; знакомый–малознакомый – незнакомый;

Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.

Коммуникативная задача : сообщить,

 поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить и т.д.

Чтение и обсуждение памяток.

   Приветствие, обращение -  название того, кому предназначено письмо.

   Вступление – выражение различных чувств ( извинение, благодарности, сожаления, радости и т.д.), отражающих интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

   Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

   Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания.

4.

А теперь давайте прочитаем письма  девочки своей подруге, с которой она познакомилась в оздоровительном лагере.

Интересно ли их было читать?

Ребята, не забывайте о том, что существует три основных цели создания любой речевой ситуации. Это общение, сообщение, воздействие.

Давайте обобщим знания, полученные на уроке, и еще раз проговорим, как следует готовиться к сочинению в жанре письма: какие вопросы перед собой поставить, какие действия выполнить?

Здравствуй, Алена. Письмо твое я получила. У нас погода хорошая. У меня день рождения 20 января. Исполнится 11 лет. Ну, я закончила первую четверть плохо: имею одну тройку. А ты? Ну, больше писать нечего. До свидания.

Здравствуй, дорогая подруга Алена. Пишет тебе Тамара. Как ты там живешь? Я живу хорошо.  Как ты учишься? Я – так, посредственно.  Какой ты иностранный язык изучаешь? Я – немецкий. Извини, что плохо пишу – тороплюсь. До свидания!

Эти письма читать неинтересно. Не определена цель создания текстов. Письма не содержат интересной информации.

1. Решите, кому вы будете писать письмо?

2. Определите цель написания.      

3. Наметьте вопросы, интересные вам и вашему собеседнику.

4. Проведите отбор материала.

5. Определите стиль и тип речи вашего сочинения.

6. Напишите основную часть сочинения.

7. Напишите вступление и заключение.

8. Перечитайте письмо, отредактируйте его.

5.

Представьте себе, что вам пришло письмо от мальчика или от девочки из другой страны. Он (или она) предлагает переписываться и первое, что просит - рассказать о себе, о своей жизни, об увлечениях, о друзьях. О чем бы вы ему (или ей) написали? Обдумайте свое письмо и напишите его. Готовя ответ, помните, что вы пишите тому, кто хочет познакомиться с вами, по письму узнать, интересно ли ему будет с вами общаться, будут ли общие темы для обсуждения.

Выполнение творческого задания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Школьная риторика  6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.  

2. Школьная риторика  7 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.  

3. Школьная риторика  6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.

4. Энциклопедический  словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.

5. Энциклопедический словарь  юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.