конспект урока в 8 классе "Односоставные предложения"

Терен Татьяна Ивановна
Закрепление сведений об односоставных предложениях. Повторение пунктуации при однородных и обособленных членах предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl.odnosostav._predl.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум на базе комплексного анализа текста по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс

Цели урока:

  1. Закрепление сведений об односоставных предложениях.
  2. Повторение пунктуации при однородных и обособленных членах предложения.
  3. Содействие развитию логического мышления, умения сравнивать, обобщать.
  4. Воспитание любви к Родине через текст.
  5. Работа над выразительностью речи.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Терминологический кроссворд.

- Запишите по вертикали термин, обозначенный в теме нашего урока, и дайте ему определение.

- Затем по определениям заполните в кроссворде строки по горизонтали.

 

 

 

 

 

 

 

О

Д

Л

Е

Ж

А

Щ

Е

Е

 

 

 

 

 

 

 

П

Р

Е

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

П

Н

А

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

О

Е

Т

О

Ч

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

С

Т

О

Я

Т

Е

Л

Ь

С

Т

В

О

 

 

 

 

 

 

 

О

П

О

Л

Н

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

О

В

Е

С

Т

В

О

В

А

Н

И

Е

 

 

 

У

Б

Л

И

Ц

И

С

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

П

Я

Т

А

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10Д

В

У

С

О

С

Т

А

В

Н

О

Е

 

11О

Б

О

С

О

Б

Л

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12О

Д

Н

О

Р

О

Д

Н

Ы

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13Б

Е

З

Л

И

Ч

Н

О

Е

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Главный член предложения.

2,5,6. Второстепенные члены предложения.

3. Связь предложений в тексте.

4.,9. Знаки препинания.

7. Тип текста.

8. Стиль текста.

10. Предложение с двумя главными членами.

11. Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания.

12. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.

13. Предложение, в котором нет подлежащего и быть не может.

3. Беседа 

  1. Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?
  2. Расскажите о видах односоставных предложениях.
  3. Чем определённо-личные и неопределённо-личные предложения отличаются от безличных?
  4. Чем отличаются определённо-личные предложения от неопределённо-личных?
  5. Как называются односоставные предложения, имеющие обобщающие значение?
  6. Что обозначают назывные предложения?

4. Разминка.

Узнайте вид односоставного предложения по характеристике сказуемого:

а) глагол в 1 лице ед. ч.
б) глагол в 3 лице мн. ч.
в) глагол в неопределённой форме.
г) глагол в прош. вр. мн.ч.
д) глагол во 2 лице мн. ч.

5. Работа с текстом. (Текст на столе у каждого ученика.)

1. Русская берёзка…

2. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.

Наблюдая в лесу я понял что берёза это воистину крестьянское дерево.

4. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побелённая хата, и русская печь, и половик, и холщёвая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.

5. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаешь трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

6. А м_л_дые бере_ки, тоненькие, пр_мые, как (бы) на ц_почках пр_поднявш__ся к голубому весеннему куполу неба, напоминая д_вич_ю красоту, стройную и статную, с русыми косами, светл_окую, радуют глаз, в_поминается много-много русских имён, таких (же) светлых и чистых…

7. Смотришь на берёзу и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство. (По Н. Жукову)

Беседа по содержанию 

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите тему и идею текста.
  3. Как можно озаглавить его?
  4. Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.
  5. Какой вид связи использует автор?
  6. Определите стиль текста.

Работа над синтаксисом и орфографией текста 

  1. Найдите в тексте предложения, в которых пропущены знаки препинания.
    (3, 5, 7)
  2. Какое из них простое, односоставное? (5)
  3. Запишите это предложение, расставьте в нём знаки препинания и выполните синтаксический разбор.

Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу. (повеств., невоскл.,простое, односост., опр.-личн., распростр., осложн. обособл. обстоят. и определ.)

  1. Запишите предложения 3 и 7, расставляя знаки препинания, графически объясняя их расстановку. (Один ученик на доске чертит схемы этих предложений)

Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево.

Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство. 

  1. Найдите в тексте простое односоставное предложение и сложное, одна часть которого является односоставной. (1, 4 )
  2. Выполните морфемный и морфологический разбор слов наблюдая, приподнявшуюся. 
  3. Выполните орфографический разбор предложения третьего абзаца.

(Один ученик работает за доской)

Итог работы с текстом 

  1. Каким умением надо хорошо владеть, чтобы быстро находить в тексте односоставные предложения?
  2. Что можно сказать об авторе на основании данного текста?

6. Подведение итогов урока. Д/З – выписать примеры односоставных предложений.