Диссеминация опыта работы

Ринчиндоржиева Майя Федоровна

      В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения целесообразным представляется больше внимания уделять организации внеклассной работы. Внеклассная работа  должна быть неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, помогать реализовывать образовательный компонент цели обучения иностранному языку через приобщение студентов к культуре стран изучаемого языка, расширению  знаний по истории, географии, литературе, музыке,  общей эрудиции и кругозора на внеурочном мероприятии. Через внеклассную работу реализуется общая стратегия в отношении коммуникативной направленности, углубление не только культурной компетенции, но и  понимание практической цели обучения, а именно, овладение языком как явлением социальным, так как язык служит  прежде всего средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disseminaciya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Диссеминация опыта работы


М.Ф.Ринчиндоржиева, Ю.Г.Хомустахова – преподаватели Алданского политехнического техникума, Республика Саха (Якутия).

      В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения целесообразным представляется больше внимания уделять организации внеклассной работы. Внеклассная работа  должна быть неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, помогать реализовывать образовательный компонент цели обучения иностранному языку через приобщение студентов к культуре стран изучаемого языка, расширению  знаний по истории, географии, литературе, музыке,  общей эрудиции и кругозора на внеурочном мероприятии. Через внеклассную работу реализуется общая стратегия в отношении коммуникативной направленности, углубление не только культурной компетенции, но и  понимание практической цели обучения, а именно, овладение языком как явлением социальным, так как язык служит  прежде всего средством общения.

     К тому же базисным принципом всех существующих  в данное время методик является принцип активной коммуникации, создание дополнительной мотивации, обеспечивающей повышенную заинтересованность обучаемых в процессе обучения. Основная идея современных методик обучения иноязычной речи одинакова: лучший способ обучения – это общение. В рамках же учебного процесса часто недостаточно времени для реализации этой идеи и поэтому есть острая необходимость активнее внедрять её в образовательный процесс через внеклассную работу.

      Для формирования стойких речевых навыков и обеспечения положительной мотивации к изучению английского языка нами ежегодно проводятся различные внеклассные мероприятия по предмету: конкурсы, игры-викторины («Счастливый случай», «Кому из известных людей принадлежат данные цитаты?», «Выдающиеся британцы», «Сколько стран, столько и обычаев»), олимпиады, тематические праздники, КВН в рамках декады общеобразовательных дисциплин, брейн-ринги. Выбор той или иной формы проведения внеклассных мероприятий зависят от уровня языковой подготовки, интересов и пожеланий студентов.

     Каждое проводимое мероприятие тщательно готовится. При этом учитывается как языковой, так и воспитательный материал, он не должен быть слишком громоздким, растянутым по времени. Между тем, он должен отвечать принципам организации внеклассной работы по иностранному языку: принципу связи с жизнью, принципу коммуникативной направленности, принципу учета языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка, принципом учета возрастных особенностей учащихся, принципу сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принципу интеграции различных предметов при подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Каждое проводимое внеклассное мероприятие должно иметь свою «изюминку»,  и в него должно быть вовлечено как можно больше студентов.

     Наиболее сложными в языковом аспекте являются проведение тематических праздников, например: «Празднование католического Рождества в зарубежных странах». Поскольку воспитательная цель и языковая подготовка студентов огромна, требующая многочисленных репетиций, понимания озвученных текстов, реплик, да и техническая сторона не менее сложна. Однако результат себя полностью оправдал. Получился очень красочный, массовый и интересный праздник, изюминкой которого стала дегустация традиционной рождественской индейки и пудинга со счастливой монеткой.

Во внеклассной работе мы используем не только традиционные формы и методы, но и нетрадиционные с использованием инновационных технологий. Все активнее в нашу жизнь внедряются web.02 технологии, которые позволяют широкому кругу пользователей Интернета быть не только получателями информации, но и самим участвовать в их создании. К примеру, наиболее популярная и хорошо известная среди учителей программа «Hot potatoes», позволяющая создавать самим интерактивные упражнения с использованием текстовой, графической, аудио и видеоинформации. Она включает в себя пять мини-программ на базе которых легко создается целая серия упражнений: решение кроссвордов, установление соответствий, заполнение пропусков лексикой, восстановление последовательности в изложенном материале. Для выполнения созданных заданий студентам нужен только веб-браузер. Например, ко дню Автомобилиста студентам III курса, которые уже владеют определенной лексикой по специальности на английском языке, предлагаем поучаствовать в конкурсе «Знатоки технических характеристик авто» на знание спецтерминологии и кроссворд «Внешнее устройство автомобиля», конкурс «Кто быстрее заполнит личную карточку водителя» на  умения и навыки письменной речи.

Поддерживать интерес к изучению языка также помогают создаваемые в сети социальные сайты. Так, например, давая студентам ссылку на сайт www.postcrossing.com  мы знаем, что в каждом втором случае они найдут с его помощью новых друзей и смогут серьёзно подтянуть английский. Это специальный проект, официальным языком которого является английский, и благодаря которому можно отправлять и получать почтовые открытки из разных уголков мира. Этот проект нашел много почитателей. Не исключением являются и наши студенты, ведь куда приятней получить настоящую открытку, нежели виртуальную, да ещё из какого-нибудь отдаленного уголка мира.    

Опыт работы по организации внеклассных мероприятий позволяет нам судить о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют обучающимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Так, нами, с целью обобщения тем «Имя существительное», «Спряжение глагола to be», «Оборота There is|are» и расширения кругозора  проводится игра «Lucky Chance» между студентами групп 1 курса. Подготовку к игре начинаем с подборки лексико-грамматического материала. Материал не должен быть слишком сложным, объемным либо упрощенным. Он должен быть интересным, разнообразным и одновременно отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта. Студентам предлагаем для выполнения такие задания как « Грамматический калейдоскоп» для проверки знаний по грамматике, конкурс « Любознательных» для расширения познавательных способностей, конкурс «Уроки вежливости» для повышения социокультурной компетенции, конкурс «Поиск зашифрованного слова» для развития мышления.

Считаем, что успех проведения данных игровых форм внеклассной работы зависит от продуманности этапов, раундов. Они не должны сочетать в себе только элементы грамматики, знание лексики, но и содержать в себе новизну познавательной сферы. При соблюдении всех этих требований к организации внеклассной работы вам всегда будет сопутствовать успех и признание ваших учеников!