Функции заглавий в поэтическом дискурсе З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой

Исследовательская работа, направленная на определение функций, которые несут заглавия произведения поэтов серебряного века З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой, М.Н. Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funkcii_zaglaviy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функции заглавий в поэтическом дискурсе З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой

Каждое заглавие имеет свои функции. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним функциям относятся:

Репрезентативная,  то есть заголовок обращен к читателю и создает для него определенную задачу, ответ к которой он сможет получить после прочтения произведения; примерами таких заголовков у З.Н. Гиппиус являются  «Ты любишь?», «Истина или счастье?» и др.,  Открывая книгу и сталкиваясь с таким заголовком, волей-неволей задаешься вопросом, ответ на который желаешь получить после прочтения.

Соединительная функция: заглавие устанавливает определенную связь читателя и автора, произведения и читателя. «Иди за мной», «Успокойся?», «Возьми меня» З.Н. Гиппиус – вот примеры заглавий, основной функцией которых является связать читателя с автором.

В творчестве А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой данные функции заголовков не наблюдаются, поэты ограничивают читателя, не подпуская близко, стараются держаться на расстоянии.

Функция организации читательского восприятия. То есть читатель, после прочтения заголовка, должен настроится на определенную тематику, чувства, настроение: «Брачное кольцо», «Благая весть», «Свобода» и другие произведения З.Н. Гиппиус, можно продолжить этот ряд заголовками «Он любил...», «Бессоница», «Венеция» А.А. Ахматовой и «Молитва», «Ошибка» и другие произведения М.И. Цветаевой.

Внутренние функции так же делятся на три вида:

Номинативная или назывная. Это общая функция для всех произведений, поскольку назначение заглавия – назвать текст. «Петербург», «Петухи», «Победы», «Внезапно», «Сызнова» З.Н. Гиппиус; «Стихи о Петербурге», «Гость», «Песня о песне», «Молитва» А.А. Ахматовой; «В.Я. Брюсову», «Встреча с Пушкиным», «Подруга», «Глаза» М.И. Цветаевой – любой из этих заголовков, и вообще любой заголовок, обладает номинативной функцией.

Функция изоляции и завершенности. Эта функция связана с внешней соединительной функцией. Заглавие отделяет текст от других текстов и обеспечивает произведению самостоятельность. Не существует произведений с абсолютно одинаковыми заголовками, так же и тексты все абсолютно уникальны. Такая функция необходима для различения произведений друг от друга. Функцией изоляции и завершенности обладает почти каждый заголовок З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой, но существуют тексты с одноименными заголовками: два стихотворения З.Н. Гиппиус с заголовками «Любовь – одна», тогда произведения различаются по первой строке – «Единый раз вскипает пеной…» и «Душе, единостью чудесной…»; два стихотворения «Она»: первое – «В своей бессовестной и жалкой низости…», второе – «Кто видел Утреннюю, Белую…». Даже найдено три произведения под единым заголовком «Молитва», принадлежащее З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.  Функцией таких произведений будет – привлечение особого внимания читателя именно к этой теме.  

Текстообразующая. Данная функция выступает в неразрывном единстве с внешней функцией организации читательского восприятия, она явно прослеживается в произведении З.Н. Гиппиус «Все кругом…»: дальнейшее повествование описывает местоимение «все», вынесенное в заголовок:

«Все кругом

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко-тупое, всегда безобразное…» и т.д.

Дополнительно можно выделить эмоциональную функцию: заглавие нацелено на повышение чувственного воздействия. Например, заглавие «Бессилье» З.Н. Гиппиус указывает на конец, нежелание продолжать из-за отсутствия сил, апатию, грусть. «Победы» того же поэта поднимают настроение, дают веру и надежду в светлое будущее. «Бессонница» А.А. Ахматовой говорит о тяжелой ночи бес сна, что явно не добавляет хорошего настроения читателю, а вот ее «Колыбельная» напротив, приносит успокоение и отрешенность от жизненных проблем. Читатель, прочитав заголовок произведения «Плач матери по новобранцу» М.И. Цветаевой, начитает переживать вместе с лирическим героем, а «Первый бал» навеивает старый воспоминания, вызывает «юные» нежные чувства.

 В зависимости от доминирования внешних или внутренних функций, можно выделить два типа заглавия: внешне направленные, т.е обращенные к читателю и воздействующие на его эмоциональную сферу, и внутренне направленные, которые направлены на текст и «активизируют комбинаторно- парадигматические возможности языка и работают на семантическом и композиционном уровнях организации текста».