Имя существительное на просторах Базарного Карабулака

Варыгина Елена Валерьевна

Урок-обобщение по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushch.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». Имя существительное на просторах Базарного Карабулака.

ЦЕЛЬ УРОКА: Повторение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»  с использованием элементов эвристической технологии и технологии развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП)

ОБОРУДОВАНИЕ: видеомагнитофон, аудиомагнитофон, карточки с заданиями, тесты.

УЧИТЕЛЬ.   Школьный прозвенел звонок,

                       Начинаем наш урок.

На  протяжении последних уроков у нас в гостях был важный член семьи Морфологии. Кто это?

     -Имя существительное.

УЧИТЕЛЬ. Мы многое знаем об этой части речи. Где живёт, какие особенности имеет. Осталось подвести итог. Но прежде я попрошу вас сформулировать тему нашего урока.

      - Повторение изученного по теме «Имя существительное».

УЧИТЕЛЬ. Действительно, цель нашего урока – повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное» на материале достопримечательностей нашего района.

           

                                     ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ ДО БОЛИ

                                   РОДНУЮ,СВЯТУЮ ВСЕГДА!
                                  ЦВЕТИ МИРНЫЙ КРАЙ МОЙ  

                                                                  РАЗДОЛЬНЫЙ,

                                    МИНУЙ ТЕБЯ ВЕЧНО БЕДА.

                                                В.Ф.Малушкин.

УЧИТЕЛЬ. А какие достопримечательности нашего района вам известны?

     -Музей, родники, лес, природа, дендрарий (запись на доске и в тетрадях)

       - Слова какой части речи вы записали?

       - Уверены ли вы, что это имена существительные?

        (рассуждение учащихся по этому вопросу)

     Какое слово по своим морфологическим признакам является «пятым лишним» ?(родники, т.к. употр. в  форме мн.ч., природа, т.к.   явл. сущ.  ж.р.)

УЧИТЕЛЬ.  Обратите внимание на эпиграф к уроку. Это слова ныне покойного поэта-земляка В.Ф.Малушкина. Эти строки записаны у вас в тетрадях. Какие имена существительные употреблены автором?

 -Землю, до боли, край, беда.

-Определите падеж данных имён существительных.

УЧИТЕЛЬ. О, лес! Магнит души моей!

                     Кто радость большую подарит?

                     Я приглашаю всех гостей

                     Зелёный посетить дендрарий.

Это слово уже записано в ваших тетрадях. А каково его лексическое значение?

УЧЕНИК. Слово «дендрарий» произошло от греческого слова «дендро», что означает – дерево. Это ботанический сад, в котором выращиваются различные деревья и кустарники. (запись в тетради).

УЧИТЕЛЬ. Какие имена существительные встретились в толковании этого слова? (сад, деревья, кустарники)

  - В форме какого числа употреблены эти существительные?

---Итак, мы с вами на пороге дендрария. Перед просмотром видеозаписи вы получаете задание : назвать известные вам породы деревьев или кустарников.

            (ПРОСМОТР ВИДЕОЗАПИСИ)

        СЛОВАРНО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Красивые растения, зелёные деревья, душистая акация, синяя жимолость, новый питомник, родная местность.

УЧИТЕЛЬ. Ребята! А что мы с вами знаем о дендрарии? С какой датой связан наш сегодняшний разговор?

               (СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ)

1) Базарнокарабулакский дендрарий  имени Вас. Григ.Дубова заложен весной 1977 года. В этом году ему исполняется 30 лет.Здесь насчитывается около 200 видов древесно – кустарниковых    пород.

2) Однако у некоторых людей встреча с прекрасным в природе вызывает «желание» стать обладателем редкого растения. Так была выкопана и полностью исчезла из коллекции дендрария  туя шаровидная. Дело всех жителей нашего района – сохранить природные богатства.

УЧИТЕЛЬ. Из последнего сообщения выпишем предложение для синтаксического разбора с комментированием.

Из коллекции дендрария недавно исчезла туя.(Повеств.,невоскл.,распр.,прост.)

  (В это время у доски ученик выполняет фонетич. разбор слова ТУЯ)

Туя – 2 слога.

Т-  т  - согл.,глух.

У – у –глас.,удар.

       й  -согл., звон.

Я -  

       А – глас.

3б., 4 зв.

---Почему буква  Я обозначает два звука?

УЧИТЕЛЬ.

В мае 1984 года решением Б.Карабулакского райисполкома дендропарк переведён в категорию памятников природы местного значения. К сегодняшнему уроку группа учащихся провела небольшую исследовательскую работу, связанную с названиями пород растений  дендрария. Предлагаю заслушать её результат.

  1. В названия древесно-кустарниковых пород, произрастающих в дендрарии, входит 61 имя существительное. Из них имён сущ. муж. рода -24 слова, жен. рода – 37 слов, имён сущ. среднего рода нет ни одного.  
  2.  Все имена существительные являются нарицательными и неодушевлёнными. Представителей 1 скл.-34 слова, 2 скл.- 24 слова, 3 скл.-3слова.

УЧИТЕЛЬ. Именно с данным исследованием связана следующая работа. Я называю вам сорта древесно-кустарниковых пород дендрария, вы записываете их в тетрадь и определяете склонение.

 Бузина, граб, жимолость, калина, каштан, сирень, пихта,   персик, ель.

    (ПРОВЕРКА СОВМЕЩАЕТСЯ С ФИЗМИНУТКОЙ. Если слово относ-ся к 1 скл. – дети поднимают руки вверх, 2 скл. – руки в стороны, 3 скл.- руки вниз)

УЧИТЕЛЬ.    Детских лет моих свидетель,

                        Чистый, лёгкий наш родник

                        Вновь меня прохладой встретил,

                        Вновь к ногам моим приник.

                        Он струится, он искрится,

                        Он не устаёт звенеть.

                        И мне хочется, как птице,

                        Руки вскинув, улететь.

        (АУДИОЗАПИСЬ ЗВУКОВ РОДНИКА)

Гордостью нашего района являются родники, чистые, звонкие, прозрачные. Продолжаем нашу экскурсию. Перед вами на столе лежит текст. Выразительно прочтём его и подумаем, является ли данная информация текстом.

       

                   РАБОТА С ТЕКСТОМ:

                       ЛЁГКИЙ РОДНИК.

       1) Родники. 2) Много их на з..мле, и каждый дарит человеку животворную влагу. 3) Они, родники и ключи, питают наши реки и озёра, поддерживают (з,с)доровье людей. 4) Сколько же в Поволжье этих неиссякаемых источ(?)ников? 5) Только на территории нашего района их насчитывается около пятисот.

       6) Рядом с селом Алексеевка живописно расположился «Лёгкий родник». 7) Здесь веет миром и спокойствием, слышен каждый ш..пот. 8) Прозрачная струйка журчит, выбиваясь из-под земли. 9) Секрет этой замечательной воды заключается в том, что она лишена всякой примеси и насыщена элементами серебра.

       10) По просьб… сельчан живописный островок природы был заботливо превращён в благоустроенное место отдыха. 11) Иниц…атором реконструкции стал комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.

  1. Уверены ли вы, что перед вами текст? Аргументируйте свой ответ.
  2. Какому стилю речи принадлежит данный текст? Почему данный текст нельзя отнести к научному стилю?
  3. Каков тип речи данного текста?
  4. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить. (В это время у доски ученик выполняет морфологический разбор слова ЧЕЛОВЕКУ из 2 предложения текста)

УЧИТЕЛЬ. Ребята, как вы думаете, почему для морфологического разбора я предложила вам слово ЧЕЛОВЕК, ведь мы сегодня исследуем достопримечательности нашего района ? (рассуждение учащихся)

   -----Потому что все достопримечательности созданы руками человека.

УЧИТЕЛЬ. Действительно, всё это создано руками человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил : «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный». Вечный след и память о себе оставили в нашем районе основатель дендрария В.Г.Дубов, создатель районного краеведческого музея З.И.Червякова и многие другие яркие личности нашего района.

     А мы продолжаем наше исследование. Проведём тестирование по данному тексту.                    

           

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕКСТУ «ЛЁГКИЙ РОДНИК».

1.Из данного текста выпишите имена собственные.

2. Из первого абзаца текста выпишите синонимы к слову РОДНИК.

3.Среди предложений 3 – 7 найдите предложения с однородными дополнениями.

4.Из предложения 11 выпишите слово, которое имеет следующее лексическое значение : коренное переустройство, восстановление чего – либо.

5. Из предложения 10 выпишите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня на уроке мы совершили экскурсию по нашему району, исследовали его достопримечательности. Повторили и обобщили изученное по теме «Имя существительное». Предлагаю подвести итог в виде творческой работы.

 ---О каких достопримечательностях района мы говорили?

---- Чем привлекают нас эти памятники природы?

---  Как необходимо к ним относиться?

--- Для чего необходимо бережное и трепетное отношение к природе?

- Что нового вы узнали о родном посёлке?

Запишите название творческой работы : «Люби и охраняй природу». В данной творческой работе вы должны употребить 2-3 словосочетания из предложенных : красота природы, достопримечательности района, глубокое уважение, журчание родников, зелень дендрария, бережное отношение.

          (ПРОВЕРКА «2 – 3 сочинений)

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на написанное вами сочинение и представьте, что это зеркало. Каким вы увидели ЧЕЛОВЕКА? Сделайте вывод, как нужно относиться к природе. Аргументируйте свой ответ.

УЧИТЕЛЬ. Желаю вам цвести, расти,

                     Копить , крепить здоровье.

                     Оно для школьного пути –

                     Главнейшее условие.

                     Пусть каждый день и каждый час

                      Вам новое добудет.

                     Пусть добрым будет ум у вас,

                      А сердце умным будет.

                      Вам от души желаю я,

                      Друзья, всего хорошего,

                      А всё хорошее, увы,

                      Даётся нам недёшево.

           ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.

                   БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Т.И.Дубас. Искусство построения урока/М.: Русский язык,2007, №15. С.4-8.
  2. Д.Клустер. Что такое критическое мышление? М.:Русский язык, 2002, №29. С.3.
  3. В.В.Пазынин. Исследовательские задания на уроках русского языка/М.: Русский язык, 2007, №17.С.39.
  4. С.В.Столбунова. Развитие критического мышления . Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, №27. С.2-4.